Фотоаппарат ФЭД-35 обзор и инструкция

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:


Сегодня рассмотрим достаточно редкий и очень интересный советский фотоаппарат ФЭД-35.

Вообще, для коллекционеров чем более редкая вещь, тем она и более интересная. Но меня лично этот аппарат привлекает также своим функционалом.

ФЭД-35 — камера относительно «современная». Относительно советской фото-истории. 1985-й год.

Вообще, Харьковский завод ФЭД, это, пожалуй, — флагман отечественного фотопрома в части дальномерных фотоаппаратов с электроникой на борту.

Например, КМЗ после экспериментов с автоматическими Зоркий-10, -11, -12 в середине 60-70 х, больше к теме оснащения дальномерных фотоаппаратов экспозамером — не возвращался (11-я и 12-я модели — это еще и шкальники).

С экспонометрами далее были только зеркальные фотоаппараты предприятия.

У ЛОМО были амбициозные и интересные Сокол-Автомат, Сокол-2 и Электра-112 с весьма продвинутыми системами замера, но аппараты это были не очень популярные. Мало у кого они имелись в итоге.

БелОМО со своей линейкой Вилия-Авто, Силуэт-Электро, Орион-ЕЕ, — напротив вышло в массы, но все эти аппараты — шкальники!

Марка ФЭД же имеет как раз немалый парк дальномеров с разной степенью автоматизации.

Пройдемся коротко.

Началось все с фотоаппарата ФЭД-4 (1964 – 1980) — механического аппарата со встроенным селеновым несопряженным экспонометром. Далее 4-ю сменила 5-я модель.

Почти одновременно с ФЭД-4 стартовала более продвинутая линейка ФЭД-10 и потом ФЭД-11 (Атлас) (1964-1970). Это камеры тоже механические, но имели сопряженный селеновый экспонометр и полуавтоматическое управление экспозицией.

Далее, в 1978-м вышел ФЭД-Микрон-2 с автоматическим режимом. Первый ФЭД-Микрон был шкальником, его тут не учитываем.

И, наконец, в 1985-м появился ФЭД-35.

Собственно, 35-й ФЭД — это усовершенствованная версия ФЭД-Микрон-2. Микрон, при этом, был репликой иностранного аппарата.

Были ли улучшения, легшие в основу 35-го, тоже у кого-то подсмотрены — мне неизвестно. Упоминаний об этом нет, но, думаю, к 1985-му году все было достаточно очевидно с т.з. необходимых технологий.

Тем не менее, в 85-м технический уровень ФЭД-35 для советского фотопрома был очень высок. Аппарат смотрелся замечательно и радовал почти всем.

Что за улучшения ФЭД-Микрон-2 я упоминал и чем ФЭД-35 был так хорош?

Напомню, ФЭД-Микрон-2 имел автоматический режим управления экспозицией на основе сернисто-кадмиевого фоторезистора. В этом режиме автоматика переключала фиксированные экспопары, изменить сочетания выдержки и диафрагмы в которых было нельзя.

В ручном режиме ФЭД-Микрон-2 мог использовать любую диафрагму, но выдержка при этом была всегда 1/30.

В режиме В диафрагма всегда была 1/2,8.

Итого, аппарат располагал действительно удобным для самых простых сцен автоматическим режимом, но ручной режим был чисто номинальным. По сути это был режим использования вспышки.

ФЭД-35 получил полноценный ручной режим. Выдержку и диафрагмы стало возможным менять произвольно и независимо друг от друга.

Это не самое, наверное, главное, но и это одно — очень хорошо. Хотя бы тем, что аппарат приобрел возможность полноценно работать без батареек.

Но самое интересно, что кроме автоматического и ручного режима был еще полуавтоматический. Т.е. самый удобный и универсальный режим. Фотограф сам, как хочет, меняет выдержку и диафрагму, а автоматика только показывает ему, получается избыток/недостаток света или норма.

Подробнее об этом всем — ниже.

ФЭД-35 выпускался недолго и не очень большим тиражом, поэтому о большом разнообразии модельного ряда говорить не приходится.

Известно, что более ранние модели имели на кольце фокусировки не волнистые выступы как у модели в обзоре, а тройные штырьки с двух сторон. Их плоховато, но видно на фото из книги «1200 фотоаппаратов из СССР».

Кроме того, именно такая модель — со штырьками — изображена в инструкции вконце обзора.

Буквально через 1,5 – 2 года после старта — в 1986 году ФЭД-35 свернули. Вот вопрос — почему? Аппарат не без недостатков, но вполне удачный.

Возможно, причина в достаточно высокой цене. В Wiki указана цена ФЭД-35 в 150 рублей. Зенит-11 с Гелиос-44М-4 стоил тогда 140 рублей.

Нууууу… Не знаю, вроде нет особого перекоса. Камеры из разных классов, но стоят друг друга.

Возможно, аппараты были ненадежны — тут у меня нет никаких сведений. Возможно, само предприятие не справлялось. Все это догадки только.

С 1987 года 35-ю модель сменяет ФЭД-35А. Этот аппарат отличается только отсутствием полуавтоматического режима. Все равно неплохо, но без изюминки уже. Фото с photohistory.ru.

Также в 1987 году выходит еще более упрощенная версия ФЭД-50. Это шкальник с селеновым автоматическим управлением экспозицией. Неплохой, кстати, у меня есть его обзор. Тем не менее, это все регресс.

Из очень редкой экзотики приведу снимок из книги «1200 фотоаппаратов из СССР». Это — полностью механический вариант ФЭД-50 с индексом «50С». Но, видимо, в середине 80-х такое радикальное упрощение уже не имело особого смысла, и аппарат не вышел за пределы прототипа.

Сейчас ФЭД-35 встречается сравнительно редко. Исправный — еще реже. Вариант ФЭД-35А можно увидеть в объявлениях почаще, но предложений тоже не очень много.

Нумерация аппаратов необычная для 80-х годов. Обозначения года в явном виде в номере нет.

Сегодня в обзоре вполне исправный экземпляр в очень хорошем состоянии с номером 601151. Его и рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат ФЭД-35


ФЭД-35 выпускался с 1985 по 1986-й год на Харьковском машиностроительном заводе «ФЭД». Всего этих аппаратов было выпущено 6 868 экземпляров. Совсем немного.

ФЭД-35А выпускался немного дольше — с 1987 по 1990-й и имел тираж 24,6 тыс. экз.

Объектив — несъемный Индустар-81 2,8/38. 4 элемента в 3 группах. Предел ручного диафрагмирования — f16.

Затвор и он же диафрагма — центральный междулинзовый.

Аппарат имеет несколько режимов управления экспозицией:

1. Автоматический. Экспопары отбиваются бесступенчато от 1/60 + f2,8 до 1/300 + f20 в зависимости от освещенности сцены.

Сочетания выдержек и диафрагм в автоматическом режиме — фиксированные и изменить их невозможно.

2. Полуавтоматический. Пользователь произвольно может менять выдержки от 1/125 до 1/4 и независимо от них диафрагмы от f2.8 до f16. Автоматика подсказывает достаточность экспозиции, но не вмешивается.

Обратите внимание, что ассортимент доступных выдержек и диафрагм для автоматического и полуавтоматического режима — отличается.

3. Ручной режим. Аналогичен полуавтоматическому, но автоматика не используется. Например, при отсутствии батарейки. В этом режиме доступна выдержка В.

Аппарат не имеет автоспуска, но оборудован скобой для вспышек. Синхронизация — только центральная.

Вес моего экземпляра 380 грамм.

Элементы управления:

ФЭД-35 — аппарат небольшой, плотно сбитый, увесистый. В руках лежит хорошо.

Черные верх и низ — это крашеный металл. Даже курок. В середине — текстурированная оклейка.

В передней части объектив и сверху блок окошек видоискателя, дальномера и светоприемника для формирования светящихся рамок.

Кстати, объектив довольно-таки светосильный (f2.8) и широкоугольный (38 мм). Этими параметрами Индустар-81 похож на Мир-1 2,8/37. А широкоугольный объектив на камере такого класса — это удобно.

База дальномера невелика — всего около 23 мм. Маловато, конечно.

На переднем срезе объектива находится селектор чувствительности пленки и светоприемник фоторезистора.

Вся боковая поверхность объектива покрыта тремя кольцами. В порядке удаления от аппарата это — фокусировка, диафрагма и выдержки + режимы.

Сзади — окошко видоискателя и кнопка контроля годности батарейки.

Видоискатель довольно насыщен служебной информацией.

Помимо кадрирующих рамок с компенсацией параллакса, слева в нем появляются небольшие кружки в буквами «А», «В» или «П» — в зависимости от включаемого режима — автоматического, с выдержкой от руки или полуавтоматического.

Действительно удобно и для советского аппарата — впечатляет.

Справа — шкала, по которой в зависимости от выбранного режима может ходить стрелка.

Верхняя часть шкалы — для процедуры контроля батарейки. Чтобы батарейку проверить, нужно установить диафрагму на f2.8, а выдержку на 1/4, после чего нажать кнопку контроля.

Стрелка должна находиться в пределах вертикальной полоски в верхней части шкалы. Если ниже — батарейка села.

В автоматическом режиме стрелка не показывается. Аппарат нужно только навести на сцену и нажать спуск. Если света слишком мало — кнопка будет заблокирована.

Автомат включается переводом кольца выдержек в положение «А», а кольца диафрагм на f2.8. Это положение дополнительно отмечено красной точкой.

В видоискателе появится маркер «А».

О длинных выдержках автоматика не предупреждает, но самая длинная, доступная для автоматики выдержка — это 1/60. Не критично для 37 мм объектива.

Самое интересное — это, конечно, полуавтоматический режим. Для его включения нужно выставить любую выдержку, кроме «А» и «В». Также можно выставить любую диаграмму.

В видоискателе появится маркер «П».

При смещении колец, по правой шкале в видоискателе будет ходить стрелка. Полу-нажатие на спуск не требуется.

В середине шкалы есть две точки. Для оптимальной экспозиции — стрелка должна находиться между ними. Если стрелка ниже — света мало. Выше — много. Ориентируясь на положение стрелки, следует менять выдержку или диафрагму, в зависимости от предпочтений для данной сцены.

Совершенно полноценный полуавтоматический режим. Очень удобно.

Если выдержки выставить на «В», затвор будет оставаться открытым все время, пока нажат спуск. Маркер «В» в видоискателе отображается. Диафрагма доступна любая.

А вот так называемый «неавтоматический режим», хотя его наличие — отдельная фишка аппарата, — самостоятельным режимом не является.


Мы либо игнорируем рекомендации стрелки в полуавтоматическом режиме, либо аппарат просто без батареек. В любом случае можно ставить любую выдержку и диафрагму. Специальной индикации для такого режима в видоискателе не предусмотрено.

Коротко резюмирую.

Из полюсов — ФЭД-35 обладает самой совершенной системой управления экспозицией из всех известных мне советских дальномеров:

— автомат + полуавтомат
— нет жесткой зависимости от батареек.
— все режимы переключаются когда угодно с любого на любой и независимо от того, взведен затвор или спущен. Никаких плясок с бубнами вокруг правил и ограничений. Никакого риска сломать аппарат, переключив что-то не вовремя.

Из минусов — скудный ассортимент выдержек. В режиме автомата 1/300 — самая короткая — это слабовато. В полуавтомате — только 1/125 !!! Это вообще ни о чем. Особенно при довольно светосильном объективе.

Еще минус — это неудобное расположение колец на объективе. Кольца узкие, посажены плотно, без промежутков. Порядок их нетипичный для большинства аппаратов.

Фокусировка и диафрагмы (находятся рядом) движутся без фиксации. При фокусировке постоянно сбивается с красной точки диафрагма, а в автоматическом режиме это а) не заметно в видоискателе и б) искажает экспозамер.

Чтобы как-то компенсировать это неудобство, кольца снабжены разными по форме поводками, которые по идее должно быть комфортно различать на ощупь.

У фокусировки два волнистых поводка по бокам. У диафрагмы — один небольшой снизу. У выдержек несколько углублений по бокам.

Все это выглядит очень симпатично, но на практике не особо помогает.

Пятно дальномера в видоискателе не такое крупное, как нарисовано в инструкции. Размер вполне стандартный. Двоящаяся картинка не очень четкая и разбег при двоении совсем мал. Собственно, ход кольца фокусировки всего градусов 80. На мой взгляд, это снижает качество наведения фокуса.

Шкалы ГРИП на объективе нет.

Снизу аппарата находятся:
— отсек для батарейки;
— штативное гнездо на 1/4 дюйма;
— кнопка для отключения затвора при обратной перемотке в специальном углублении.

ФЭД-35 работает от одной батарейки РЦ-53. Вопросам замены советских источников питания современными аналогами у меня посвящена отдельная статья.

На верхней панели слева-направо:
— рулетка обратной перемотки;
— скоба для вспышки с «горячим» синхроконтактом;
— кнопка спуска;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.

Кнопка спуска сравнительно тугая. Ей не помешал бы более широкий торец.

Рычаг имеет два положение «боевое» и «наготове».

Рулетка отвечает также за разблокировку замка задней стенки. Чтобы аппарат открыть, нужно потянуть головку рулетки вверх. Задняя стенка откинется на петлях вправо.

Отношение к камере.

В самом начале своего сайта / блога я выбирал самый продвинутый советский фотоаппарат. Это звание досталось, конечно, зеркалке.

Но вот если говорить о наиболее технически продвинутом дальномере, то это будет ФЭД-35. Я более функционального аппарата не знаю.

Да, камера не без недостатков. Только вот в середине 80-х ФЭД-35 смотрелся очень и очень свежо и современно.

На этом у меня все. Удачи!

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.


PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:

Инструкция (благодарность eugigufo.net):



Вам может также понравиться...

комментариев 5

  1. Андрей:

    Непонятен восторг автора. Фотоаппарат неудачный, оттого и так быстро был снят с производства. Дорогущий и с бестолковой и запутанной системой управления выдержкой и диафрагмой. В той же Электре все реализовано гораздо проще и удобнее: Ставишь диафрагму по вкусу, если портрет; то открываешь на максимум, тогда красиво размывается фон; если снимаешь пейзаж или архитектуру, прикрываешь и фотоаппарат сам отбивает нужную выдержку. И вся эта возня с выбором установок и изучением движения стрелки ни к чему.

    • Размытие фона в Электре? Вы ничего не путаете? Для этого нужно было стоять в 20 метрах от фона и снимать на открытой диафрагме, тогда он будет считаться размытым.

  2. Андрей:

    На полностью открытой диафрагме вполне себе. В том то и цимес что этот аппарат подбирал выдержку под нее и если ты снимал человека на фоне пейзажа то размытие фона получалось очень даже.

  3. Некто:

    Насчёт “Обозначения года в явном виде в номере нет” – это не так. В ФЭДах с несменной оптикой 80-х годов первая цифра серийника обозначает год выпуска. Здесь номер начинается на “6”, значит это 1986 г.в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *