Фотоаппарат Киев-5 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Киев-5 — это наиболее продвинутая системная дальномерная фотокамера, выпускаемая киевским заводом Арсенал.
Ранее, в обзоре Киев-4М я уже писал, что арсенальцы выбрали очень удачную камеру в качестве прототипа для своих фотоаппаратов.
Немецкая Contax-2 была во многом инновационной для своего времени и обладала незаурядном набором характеристик.
Это позволило Киевам с первых моделей быть очень конкурентными по сравнению с Зоркими, ФЭДами и прочими советскими дальномерами.
Правда высокий старт и вышел Арсеналу немного боком. Киевы были настолько продвинуты, что их практические не пытались улучшать.
И непросто это было (камера конструкционно сложная), да и, вроде как, незачем. Отличная же камера!
В итоге, к началу 70-х годов Киев-4 подошел уже основательно устаревшим. Дизайн был довольно таки винтажным. Система двух байонетов — родом из 30-х — являлась уже явным атавизмом.
Арсенальцы понимали, это и в конце 60-х, наконец, задумались над радикальной модернизацией своей дальномерки. Так появился Киев-5, о котором мы сейчас и поговорим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Киев-5
Киев-5 — дальномерный фотоаппарат. Выпускался на киевском заводе «Арсенал» с 1968 по 1973 гг.
Киев-5 визуально сильно отличается от своих предшественников, но это все-таки не новый аппарат, а глубокий рестайлинг модели Киев-4.
Штатный объектив Юпитер-8НБ 2/50 или Гелиос-94 1,8/50. Камера получила новые штатники. О причине этого – ниже.
Тип крепления оптики — байонет Contax-Киев только внешний.
Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.
Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).
Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и B.
Затвор аналогичен Киеву-4. В этой части улучшать было нечего.
Камера снабжена автоспуском. А вот горячего синхроконтакта Киев-5 не получил. Только проводной.
Киев-5 оборудован встроенным несопряженным селеновым экспонометром. Наличие моделей без экспонометра не предусматривалось.
Корпус аппарата металлический. Оклеен традиционным текстурированным черным кожзаменителем. В оформлении использовано много черных пластиковых деталей.
Вес моего экземпляра без объектива — 740 грамм. Фотоаппарат вышел крупным. Он больше четвертого Киева.
Работа по улучшению камеры велась в 3-х основных направлениях:
— киев-5 получил курковый взвод затвора;
— экспонометр из надстройки перенесли в более традиционное для него место — сбоку от видоискателя;
— и главное — арсенальцы отказались от внутреннего байонета.
Кроме этих основных изменений камера получила несколько приятных дополнительных плюшек. Видно, что конструкторы очень старались сделать отличную фотокамеру.
Но обо всем по порядку.
Элементы управления.
Спереди, помимо объектива, расположены слева направо:
— окошко видоискателя, светоприемник для формирования светящейся рамки в видоискателе, селеновый фотоэлемент, и расположенное в центре его окошко дальномера — все это на одной горизонтальной линии;
— гнездо проводного синхроконтакта;
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.
База дальномера 60 мм. Это существенно меньше, чем было у Киева-4.
Вцелом, внешний вид передней панели стал вполне современным и не лишенным стиля. Глазок дальномера посреди фотоэлемента смотрится рационально и весьма необычно. Я бы сказал концептуально.
Впечатление несколько портит массивная черная рамка вокруг блока видоискателя, дальномера, экспонометра. Эта рамка далеко выдается вперед, нависая над объективом.
Эта черная рамка визуально отяжеляет дизайн. Делает камеру массивной и громоздкой.
Кнопка старта автоспуска, как и ранее, скрыта под рычагом его взвода.
Сзади — только глазок видоискателя.
Видоискатель у Киева-5 отличный. Большой и светлый.
Поле зрения в видоискателе просто запредельно широкое. Оно значительно превосходит размеры той картинки, что отображается на пленке через объектив. Т.е. фотограф наблюдает обстановку шире, чем будет отражено на фотографии.
Для точного кадрирования в поле зрения находится светящаяся рамка, соответствующая фокусному расстоянию штатного объектива.
Вот тут нас ждет очень приятный сюрприз.
При вращении кольца фокусировки светящаяся рамка перемещается по полю видоискателя по диагонали!
Таким образом, автоматически компенсируется параллакс.
Такого решения я не встречал больше нигде и это очень круто.
Область дальномера в центре прямоугольной формы. Она крупная, хотя и не очень четко обозначенная. Пользоваться дальномером удобно.
Нижняя часть корпуса Киева-5 практически идентична Киеву-4. На ней расположены два поворотных замка, кнопка отключения затвора при обратной перемотке и штативное гнездо.
Штативное гнездо располагается на оси объектива.
Верхняя панель содержит слева направо:
— несопряженный калькулятор экспозиции;
— «холодную» скобу для вспышек;
— стрелочный индикатор экспонометра в одном окне со счетчиком кадров;
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора, совмещенная с головкой выдержек с расположенной в центре кнопкой спуска.
Расчет экспозиции на Киеве-5 выглядит так:
1. На верхней части внутреннего кольца калькулятора выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.
2. Вращаем внешнее ребристое кольцо калькулятора так, чтобы в окошке экспонометра стрелка совместилась с круглым индексом.
3. После совмещения стрелки с индексом, любая из расположенных напротив друг друга пара диафрагмы (в нижней части внутреннего кольца) и выдержки (на внешнем кольце) — являются корректной экспопарой.
На калькуляторе нанесено больше выдержек, чем может отбивать затвор автоматически. Имеются 1, 2, 4, 8 целые секунды. Их пользователь должен обеспечивать вручную в режиме В.
4. Если света мало и стрелка не дотянулась до кружка, то можно попытаться совместить ее с индексами «2» или «4» на той же шкале. В этом случае, значение выдержки, вычисленное на калькуляторе нужно умножить на 2 или на 4 соответственно.
Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная. У Киева-5 эта головка снабжена курком.
Безусловно, курок делал Киев-5 значительно современнее и удобнее.
Правда, этот элемент вышел не очень удачным. Слишком хрупким. Курок часто просто ломался….
На шкале выдержек самые длинные из них помечены желтым цветом. Сейчас мастера-ремонтники рекомендуют при выставленной желтой выдержки не использовать для взвода курок, а вращать непосредственно головку. Это предусмотрено конструкцией.
Причем, при взведении курка, его движение направлено, естественно, против часовой стрелки. А если вращать саму головку, то делать это следует по часовой.
Весь этот узел явно непрост конструкционно и видно, что опцию взвода затвора минуя курок оставили специально и это требовало некоторых технических решений.
Ох, чувствовали конструкторы, что курок выходит слабым……
Чтобы выставить выдержку, нужно приподнять эту же самую головку и повернуть ее до совпадения красной стрелки с нужно выдержкой. После чего головка опускается и фиксируется.
Относительно того, можно ли менять выдержки при невзведенном затворе — как и у Киева-4 в инструкции написано что, рекомендуется менять выдержки при взведенном затворе.
Чем мы рискуем, если этой рекомендации не следуем — непонятно.
Кнопка спуска сделана очень удобной. Она широкая, плоская, с коротким и мягким ходом. Расположена кнопка также хорошо. Ее ничего не загораживает и к ней не нужно специально тянуться.
Одно из самых радикальных изменений в Киеве-5 — это отказ от внутреннего байонета.
Правда, перед инженерами стояла задача сохранения совместимости с существующим парком оптики под внешний байонет Contax-Киев.
Поэтому, от внутреннего байонета хотя и отказывались, но полностью искоренить этот узел не удалось. Ведь он нужен и при использовании внешнего байонета.
Подробнее про работу байонета Contax-Киев читайте в специальной статье. Если вы не очень в теме, рекомендую с ней ознакомиться, чтобы было понятно о чем я пишу ниже.
Итак, у Киева-5 внутренний байонет как система крепления оптики — отсутствует. Отсутствуют на корпусе камеры и шкала дистанций вместе со шкалой глубин резкости.
Отсутствует фокусированное колесико, механизм парковки байонета и рычаг освобождения парковки.
Естественно, после этих изменений Киев-5 стал несовместим со всеми объективами, рассчитанными на внутренний байонет.
Поэтому под него создали новые штатники под внешний байонет, — вариацию бессменного Юпитер-8, который стал называться Юпитер-8НБ (НБ как раз и означает «наружный байонет»), и новый Гелиос-94.
Но объективы, рассчитанные на внешний байонет используют также внутренний для передачи положения геликоида на дальномер.
Поэтому, лепестки, похожие на крепление внутреннего байонета — в камере остались!
Эти лепестки не могут ничего закрепить, но с ними сцепляется своим внутренним кольцом объектив и передает на них вращение геликоида.
Как и ранее, принципиально важно, чтобы в момент установки объектива и объектив и дальномер камеры были выставлены на бесконечность.
Но если у объектива это несложно проконтролировать по шкале расстояний, то на камере это уже не так очевидно.
Раньше шкала дистанций была на внутреннем байонете на камере. Теперь этой шкалы нет.
Раньше байонет в положении бесконечности парковался — теперь нет.
Как обеспечить соответствие?
В инструкции прямо написано — нужно повернуть внутреннее байонетное кольцо против часовой стрелки до упора.
Так и делаем. Лезем пальцем практически вовнутрь аппарата, цепляем ногтем за лепесток и крутим.
Не то чтобы это было совсем уж дико. В общем-то ничего такого. Но все-таки странновато.
Но что поделаешь — такова плата за упрощение с одной стороны, и сохранение совместимости с оптикой — с другой.
История видывала случаи, когда пользователей просто бросали с их объективами и совместимость с новыми моделями фотоаппаратов не обеспечивали.
Конечно, лучше уж ногтем, чем вообще никак.
Рулетке перемотки пленки не нашлось места на верхней панели и ее перенесли на левый боковой торец. Выглядит она там необычно и оформлена стильно.
Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.
Отношение к камере
Киев-5 — фотоаппарат непростой судьбы. Он производился довольно долго — 5 лет. Его выпуск не назвать пилотным.
В технических решениях, дизайне явно видно, что конструкторы искреннее старались сделать флагман и это им, в общем-то, удалось.
Все, что изменилось в Киеве-5 по сравнению с 4-й моделью — все к лучшему однозначно.
Для новой камеры готовилась и новая очень интересная оптика. Чего, например, стоит такой проект?
Вы когда-нибудь видели объектив, светосила которого задана числом f <1? Вот он перед вами. Рекорд-4 0,9/52.
Конечно, у каждого коллекционера при взгляде на это фото начинается нервный тик. У меня такого объектива нет и вряд ли когда-то появится.
Оцените амбициозность проекта!
Но, как сейчас говорят, «что-то пошло не так»…..
Уж не знаю почему, но камеру свернули. Может вы знаете причину? Пишите в комментариях или на странице сайта во «ВКонтакте».
«Детских болезней» у Киева-5 хватает — да, но нет ничего неизлечимого. Немного доработок, обновленная версия — и все было бы супер.
Киев-5-бис или -штрих — вероятно стал бы флагманским дальномером в СССР.
Но.
Прекратили его выпускать в 1973 году. А с 1976 года начал выпускаться Киев-4М,который тоже был рестайлингом 4-й модели, но существенно менее смелой.
Арсенал отказался от радикальных улучшений в пользу косметических.
Сейчас Киев-5 встречается довольно редко. Мне эта камера очень импонирует, несмотря на некоторую тяжеловесность в дизайне.
Отличный функционал, продуманность в мелочах, стильное оформление (с недочетами, но однозначно стильное) — все это создает самое приятное впечатление от фотоаппарата.
И очень жаль, что его не «довели до ума»….
Еще предлагаю небольшой ролик 360-видео
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Слишком сложная, дорогая и ненадёжная конструкция, потому и отказались. Я его вживую видел в комиссионке в начале 90-х, и не купил, хотя мог. Мой внутренний коллекционер вот уже четверть века рвёт волосы))
У меня эта камера есть для коллекции. Причем первых выпусков с гнездом синхроконтакта с другой стороны. Камеры прошла CLA и в ней все работает включая экспонометр. Взвод довольно тугой, сам затвор очень мягкий и работает идеально. Пятно дальномера видно не лучшим образом но дальномер исправен и точен.
У меня завелся еще один коллекционный экземпляр этой камеры, 1972г т.е. из последних. Есть отличия в видоискателе- в раннем экземпляре одна рамка, в позднем их две, в расположении синхроконтакта и еще некоторых деталях. Сделаю CLA надеюсь заработает отлично.
Автор нигде не видел видоискатель со смещающейся рамкой – это уже было выполнено на Лейке М3. Если не ошибаюсь, на ней также меняется размер рамки в зависимости от установленного объектива.
Видоискатель со смещающейся рамкой имел место быть на ф/а Сокол (1966 г.) и Сокол-2. Да, кстати, оклеен Киев-5 не текстурированным черным кожзаменителем, а натуральной, отлично выделанной тонкой кожей (как и остальные модели дальномерок Киев до 1974 года).
Кроме “Соколов”, компенсация параллакса была ещё в “Ленинграде” (по горизонтальной оси) и в “ЛОМО-135 ВС” ( по вертикальной оси).
почему то у киева отсутсвовал такой очень важный и нужный механизм подстройки видоискателя под зрение фотографа (близорукость, дальнозоркость). А у Фэда, зоркого он был
ФЭД-4,5 – две единственных советских камеры, где одновременно были сопряженная система фокусировки, диоптрийная коррекция и встроенный экспонометр. Перепробовал кучу советских камер для съемки на пленку, в конце концов остановился на комбинации ФЭД-5 + Юпитер-8.
Вы не правы. К фотоаппаратам “Киев” последних выпусков в комплекте прилагалась специальная насадка на окуляр, куда нужно было вставить требуемую для зрения фотографа линзу. Кстати, эти насадки подходят на “Киевы” всех моделей и лет выпуска, а также на его предка – CONTAXсы.
Линзу в насадку спокойно можно было вырезать в ближайшей “Оптике”. Эти насадки до сих пор встречаются на барахолках типа “Мешка” или “Авито”.
К зенитам тоже были разного рода насадки, а линзу можно и самому отшлифовать из куска оргстекла.
Вопрос в удобстве и комфорте пользования всем этим добром.