Объектив МС Мир-47К обзор


МС Мир-47К 2,5/20

Особоширокоугольный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов с байонетом К.


Мир-47 — довольно редкий объектив. Фокусное расстояние (и угол поля зрения) он имеет такие же, как у существенно более распространенного Мир-20 3,5/20, но превосходит последний по светосиле. 2,5 против 3,5.

Судьба Мир-47 немного туманна. Как это часто бывает, нет почти никаких сведений по истории создания и продвижения этой модели.

Судя по данным zenitcamera.com, разрабатываться Мир-47 начал года на 4 позже, чем Мир-20, но выпускались эти объективы практически одновременно.

Мир-20 производился на КМЗ и на “Арсенале”.

КМЗ выпускал Мир-20М с резьбой М42×1 и какое-то очень небольшое количество Мир-20К с байонетом К.

“Арсенал” обеспечивал свою аппаратуру модификациями Мир-20Н и Мир-20-автомат, с байонетами Н и “Киев-автомат” соответственно.

Мир-47М с резьбой М42×1 с самого начала в небольшом количестве был выпущен на КМЗ. Также был небольшой выпуск байонетного варианта Мир-47К на ЛОМО (!!!). Фото с zenitcamera.com.


Но для серийного производства модель Мир-47К была передана с ЛОМО на Вологодский оптико-механический завод (ВОМЗ), где уже и выпускалась массово.

Кроме того, на ВОМЗ самостоятельно создали вариант объектива с резьбой резьбой М42×1 — Мир-47М, который отличался от КМЗшного. Такие объективы встречаются реже, но всё же регулярно.


Был на ВОМЗ и вариант Мир-47Н с “арсенальским” байонетом Н. Но это уже очень редкая история.


Фото с photohistory.ru и mflenses.com соответственно.

На ЛОМО Мир-47, видимо, появлялся в связи с перспективной в те годы линейкой аппаратов Алмаз с байонетом К. Возможно, предприятие планировало для Алмазов и парк оптики выпускать под своей маркой.

Чуть позже, когда Алмаз “не взлетел”, оптика с байонетом К потеряла для ЛОМО актуальность.

Мир-47 имеет более высокую светосилу, но как-то не видно ажиотажа вокруг этой схемы в советском фотопроме.

С разрешающей способностью ситуация спорная. Мир-47 (60/17 лин/мм) выигрывает у Мир-20 (50/20 лин/мм) в центре, но проигрывает по краю.


Два советских гиганта, КМЗ и “Арсенал”, предпочли выпускать Мир-20.

Хотя ведь КМЗ самостоятельно обеспечивал сверхшироким углом только свою фотосистему с резьбой М42×1. А вот байонет К, который должен был стать «нашим всем» — почему-то обделил вниманием и оптику такого класса отдал на аутсорсинг — на ВОМЗ.

В общем, такое впечатление, что Мир-47 в советском фотопроме не считался очень уж нужным.

Пытаясь расширить сбыт, ВОМЗ самостоятельно разработал Мир-47М и Мир-47Н, но особого успеха эти модели, судя по небольшому современному предложению, не имели. Мир-47К, как единственный вариант 20-мм объектива под этот байонет, еще неплохо расходился, но Мир-47М и Мир-47Н не смогли конкурировать с Мир-20М и Мир-20Н.

Это, конечно, только моя гипотеза. Делитесь своими соображениями.

Сегодня в обзоре экземпляр МС Мир-47К 2,5/20 в отличном состоянии за номером 000258. Вероятно, это уже 2000 год выпуска

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Оптическая схема Мир-47:

Для сравнения оптическая схема Мир-20:

Фокусное расстояние: 20 мм
Угол поля зрения: 96°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 9/8
Рабочий отрезок — 45,5 мм

Относительное отверстие: 1:2,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — фиксированными значениями
Ближний предел фокусировки — 0,18 м

Соединения:
объектива с камерой — Байонет К
Расположение крепления для светофильтров: заднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 60/17 лин/мм

Вес — 412 грамм

Мир-47 заметно крупнее, чем Мир-20 — это, в общем, объяснимо именно светосилой.


Объектив увесистый, сбит плотно.

Передняя линза большого диаметра, сильно выпуклая, но не выступает за срез бортиков корпуса.

Многослойное просветление едва заметное, бирюзового оттенка.

Фокусировочное кольцо — дальнее от корпуса. Оно не очень широкое и снабжено накаткой из резиноподобного материала.

Кольцо не очень удобное. Накаткой покрыта только передняя часть кольца, и она достаточно узкая, около половины ширины. На ощупь сложно понять, за что там следует браться.

Кольцо диафрагм (ближнее к корпусу), наоборот, широковато, и часть корпуса, примыкающая к кольцу, покрыта точно такой же накаткой. Опять же на ощупь вообще не определить, где кольцо заканчивается и корпус начинается.

Слабовато эргономика продумана.

Полный ход геликоида — всего около 90 градусов. Шкала расстояний очень компактная. Зазор между значком 4 метра и бесконечностью на шкале занимает буквально пару миллиметров.

Дистанции в метрах продублированы футами.

Значения диафрагм переключаются с четкими щелчками на основных и промежуточных значениях.

Лепестков диафрагмы всего 6.



Светофильтры у Мир-47К маленькие, крепятся сзади.


От работы с Миром-47К остались неоднозначные ощущения.

У меня он заметно желтил на фото, но это может быть особенность как конкретного экземпляра, так и конкретной связки “объектив + аппарат”. В Сети вроде на это не жалуются.

К прочему претензий вроде нет, но что-то не дает покоя в картинке. Как будто не хватает резкости. Поищу резьбовую версию, сравню.

Вообще, сфера применения сверхширокоугольных объективов весьма узка.

При съемке ими обычных сюжетов в кадре всегда будет слишком много яркого неба и теней на земле. Ни пленка, ни тем более цифровая камера не вытянут такого интервала яркостей.


Кроме того, объекты съемки выстраиваются в линеечку посередине кадра. Большая же часть площади кадра оказывается занята тем же небом и землей под ногами.

Если, снимая здания, пытаться убрать из кадра землю и задирать объектив вверх, появится сильная дисторсия и все вертикальные линии “завалятся”.

Все эти особенности нужно учитывать и уметь “вписывать” в идею снимка.

А оптимальный сюжет для сверхширокого угла — это композиция, которая заполняет весь кадр по вертикали, буквально от ваших ног и до неба. Например, горный пейзаж с живописной долиной внизу и заснеженными пиками вверху.

В общем, фокусное расстояние 20 мм и короче — это забавно, но совершенно не универсально.

Стоит ли покупать Мир-47?

Думаю, нет, не стоит. В подавляющем большинстве случаев для вашей задачи подойдет более дешевый (хотя и довольно дорогой сейчас) Мир-20. Кроме случая, когда вам нужен именно байонет К.

Мир-47 на целую ступень светосильнее. Но для сверхширокоугольного объектива это не очень-то и нужно.

Пытаться размыть фон — это довольно странная идея на 20 мм.

Снимая пейзаж вы скорее всего все равно прикроете диафрагму до 8.

Современные матрицы обладают такой невероятной чувствительностью, что в большинстве случаев тоже этой разницы в светосиле не заметят.

Впрочем, ради эксперимента я взял Мир-47К поснимать в “Москвариуме”.

Темные тесные помещения и большие аквариумы с шустрыми рыбками — это как раз та ситуация, где и требуется широкий угол и большая светосила

Моя древняя “Sony” работала просто на пределе возможностей. Вполне возможно, что с Миром-20 и его светосилой 3,5 брака было бы существенно больше.

Ну, а решение, как всегда, за вами.

На этом у меня все.

Удачных фотографий!

Большое спасибо Антону Хлынину за редакторскую правку текста.

Примеры фото

Эти и много других снимков в полном размере вы можете посмотреть на моем канале на Boosty по этой ссылке:



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Николай:

    1) Плёнка прекрасно выдерживала весь диапазон яркосте при съёмке не только 20мм, но и 15мм объективом. Если, конечно, это хорошая плёнка вроде фуджи реалы, а не дешёвая кодак-колор-плюс, предназначенная для мыльниц с непросветлённым объективом. 2) “Искажения” при наклоне объектива – это не “дисторсия” (которая является аберрацией объектива), а естественные ПЕРСПЕКТИВНЫЕ искажения, которые в жизни наш мозг выправляет незаметно для нас. При построении чертежа по всем правилам перспектива будет точно такой же. 3) любой 20мм широкоугольник до эпохи дистагона 2,8/21 для получения полной резкости нужно диафрагмировать до 11, поэтому в Мире-47 смысла мало, а спроектировать светосильный широкоугольный объектив труднее, чем среднесветосильный. Поэтому, к слову, флектогон 2,820 по углам хуже чем 4/20.

  2. Хочу отметить, что этот объектив в 1981-82 годах производства КМЗ был городостью отечественного объективостроения. Тогда все основные производители выпускали зеркальные двадцатки со светосилой не более 2,8. Исключение только одно – редкий Olympus OM Zuiko 21mm F2 от 1980 года, который стоит сейчас на ebay от 1200 $, но несмотря на это не очень резкий по краям на всех отверствиях. Хотя у японца угол изображения поуже будет (92 градуса против 96 у Мира-47).
    Для начала 80-х годов это была конкурентная разработка. Полное открытие 2,5 весьма хорошо для фоторепортажа в сложных световых условиях.
    Сегодня не удивишь светосилой 2,5 у двадцатки. Есть аналоги на полный кадр с отверствием 2 и даже 1,4 (Sigma Art). Но в начале 80-х годов 2,5 у двадцатки было круто. По картинке Мир-47 во многом напоминает своего папашу – Мир-20. Также не любит контражур, но гораздо более лояльнее относится к боковому свету (наличие МС).
    Для цифровой эры и супермегапиксельных матриц эта оптика к сожалению устарела. Но на жирном пикселе она ещё работает неплохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *