Объектив Гелиос-65 2/50 Автомат обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Гелиос-65 2/50 Автомат
Нормальный объектив для зеркальных фотоаппаратов Киев-10 и Киев-15.
Гелиос-65 является предшественником существенно более распространенного Гелиос-81.
Расчет Гелиос-65 был осуществлен в 1957 году Государственным Оптическим Институтом (ГОИ). Задача при этом ставилась уменьшить фокусное расстояние Гелиос-44 с 58 до классических 50 мм.
Гелиос-65 можно считать промежуточным этапом. Сорта стекла в нем использовались те же, что и в 44-х Гелиосах и в целом объектив вышел не очень удачным.
Далее объектив был еще раз пересчитан под новые сорта стекла на сверхтяжелых кронах, и в итоге появляется Гелиос-81. Лантановые стекла позволили новому 81-му иметь вполне достойные характеристики.
На схеме Гелиос-65 было выпущено несколько объективов, которые следует считать скорее прототипами.
Вот, например, Гелиос-65 под дальномерные аппараты с резьбой М39. Фото с zenitcamera.com.
А вот Гелиос-65Ц для Зенитов с центральным затвором. На фото объектив на аппарате Зенит-11. Аппарат это очень редкий. Его не нужно путать с более поздним массовым Зенит-11. Это фото с photohistory.ru.
Выпускался Гелиос-65 и более или менее массово. Это был вариант Гелиос-65 Автомат для зеркальных аппаратов Киев-10 и Киев-15. В обзоре именно такой вариант.
Такой объектив был штатным для первых выпусков Киев-10. На этих аппаратах объектив сейчас и встречается. На моем экземпляре, например, крышка с надписью «Киев-10».
Объем выпуска таких 65-х предположить не берусь, но он был не очень велик, т.к. довольно быстро появились Гелиос-81 Автомат (справа на фото) и заняли место штатных.
Поэтому встречающийся Гелиос-65 Автомат все-таки довольно редко.
Сейчас мы рассматриваем экземпляр объектива Гелиос-65 выпуска 1965 года за номером 65908.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 50 мм
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 44 мм
Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — управляется из фотоаппарата
Ближний предел фокусировки — 0,5 м
Соединения:
объектива с камерой — Байонет Киев-Автомат
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 35/15 линий/мм
Вес — 186 грамм
Корпус объектива покрыт черной блестящей краской. Покрытие более позднего Гелиос-81 Автомат, по моим ощущениям, чуть более матовое.
Линзы Гелиос-65 Автомат имеют однослойное просветление фиолетовых оттенков.
Компоновка данного 65-го полностью вытекает из применяемого в нем типа крепления.
Самое близкое к камере узкое кольцо с черной накаткой — неподвижное. Оно служит для удерживания объектива во время присоединения и отсоединения от камеры.
Чуть дальше от корпуса— фокусировочное кольцо. Оно достаточно широкое и удобное. Фокусироваться комфортно.
Полный ход геликоида —длинный — около 270 градусов.
Шкала глубин резкости на объективе имеется. А вот кольца управления диафрагмой — нет.
Все управление диафрагмой осуществляется из фотоаппарата.
Лепестков диафрагмы 6 штук. У Гелиос-65 лепестки, в отличие от более поздней оптики под байонет Киев-Автомат, — серые, а не цвета меди. Хотя, поверхность все равно блескучая.
Есть информация, что и малое число лепестков и их специфическое покрытие — все это сделано ради снижения трения при закрытии / открытии диафрагмы.
Такова специфика байонета Киев-Автомат. Автоматика камеры сможет управлять диафрагмой только в том случае, если та будет закрываться и открываться совершенно свободно. Без малейшего сопротивления.
В итоге, отчетливые шестиугольники и риск паразитных переотражений внутри объектива — это основные нарекания к оптическим свойствам Гелиосов-81 Автомат.
На фото видно, что лепестки диафрагмы сходятся с люфтами, из-за чего форма отверстия регулярно получается не ровной. Эта особенность наблюдается на всех моих объективах Киев-Автомат.
Видимо, это также плата за низкое трение.
Сейчас Гелиос-65 Автомат интересен скорее только коллекционерам. Нестандартный тип крепления и управления диафрагмой делает применение его с современными камерами задачей только для увлеченных энтузиастов.
Но вот если вы как раз энтузиаст и вам интересно посмотреть на картинку, которую дает 65-й Гелиос, то возникает дилемма. Все разновидности этого объектива, кроме Автомата, — супер-редкие, а вот Автомат относительно доступен и стоит не дорого.
Поэтому, может, и стоит повозиться.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Пользуюсь данным обьективом.Каких-либо особых недостатков в формируемом изображении не замечал.Часто встречаются в интернете замечания по поводу низкой разрешающей способности.Но,наверное,это можно определить только в сравнительных тестах.Да – не суперрезкий,но это ведь и не Тессар.На диафрагмах 5,6 и 8 вполне достаточно резкости.На открытой мягковат.Зайцев особо не замечал за ним.Ну разве что в контровом освещении снимать.В общем – неплохой штатный обьектив.Для того времени – однозначно.Не забываем,что изготовлен не из сверхтяжелых кронов.Видимо,на тот момент ядерных реакторов для производства изотопов еще не хватало(шутка).