Стерео-комплект СКФ-1 обзор и инструкция



P4056431Сегодня мы продолжим тему стерео-фотоснимков.

Ранее я уже рассматривал два специализированных фотоаппарата для съемки стерео — Спутник и ФЭД-Стерео.
Сейчас у нас в гостях устройство немного иного рода. Это набор приспособлений, который позволяет делать стерео-снимки с помощью обычного фотоаппарата Зенит. Набор позволяет и делать снимки и просматривать их.

Называется набор СКФ-1 или «Стерео-комплект фотографический».

P4056438Стерео-насадка, стереоскоп, переходные кольца, чехол и еще несколько важных мелочей поставлялись в довольно объемной пластиковой коробке.

У меня комплект немного неполный, но все основные приспособления присутствуют.
СКФ-1 выпускался на Заводе «Фотоприбор», г Черкассы.

Завод был создан в 1962 году как оборонное предприятие. В 1970-72 гг. предприятие стало главнейшим в СССР по разработке и производству приборов химико-фотографической обработки и дешифрирования аэрофотоматериалов.

Также в ассортименте продукции завода перечислено множество изделий точной оптико-механики военного, космического, криминалистического и медицинского назначения.

Вот, затесался и один гражданский образец.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Стерео-комплект СКФ-1

Мой комплект СКФ-1 датирован апрелем 1990 года.

Конструкция и состав набора позволяют сделать вывод о продуманности всех процессов. Качество изготовления также не вызывает особых нареканий, но вот качество пластмассы довольно низкое.

P4056428В основе комплекта лежит стерео-насадка, которая крепится на объектив зеркального фотоаппарата.

Насадка содержит систему зеркал, которая позволяет свести на один кадр изображение из двух передних окошек, разнесенных в стороны примерно на ширину человеческих глаз.
На снимке получаются слева и справа два изображения, разделенные черной вертикальной полосой. Каждое изображение снято со своего ракурса.

Насадка крепится на объектив через переходник на резьбу для светофильтра. Переходников в комплекте два — для резьбы М49 и М52.
Штатные Гелиосы предусмотрены все.

Рекомендованная дистанция съемки — от 2 до 10 метров. Именно в этом интервале стерео-эффект будет заметен сильнее всего.

При съемке допустима только горизонтальная ориентация кадра, и каждое из пары изображений получается вертикальным.

Съемка предполагается на слайдовую пленку, которую нужно нарезать покадрово. Слайды необходимо поместить в специальные пластиковые рамки.

Для просмотра снимков используют эту же насадку, но надевают на нее задник с окулярами и системой подстройки резкости под зрение конкретного человека. Отверстие, к которому ранее крепился объектив загораживают белой светорассеивающей насадкой.

P4056435P4056437
Так получается сборный стереоскоп.

Рамка со слайдом вставляются в специальное гнездо. Далее нужно смотреть через окуляры и направить стереоскоп на источник света. Слайд будет равномерно подсвечен белым рассеянным светом.

Я хотел, конечно, проверить работу устройства, но на данном этапе (карантин по COVID19) не хотелось возиться ни со слайдовой пленкой, ни с пленкой вообще. Как-нибудь позже.

Поэтому, попробовал такую хитрость. Съемку осуществил на цифровой аппарат, потом распечатал снимки обычным принтером на бумаге. Полученные миниатюры вырезал и вставил в пластиковые рамки для слайдов.

P4056448P4056450
Перед просмотром со стереоскопа удалил белую рассеивающую насадку, т.к. лист бумаги сам по себе выполняет роль белого рассеивается.

P4056453P4056455
В таком виде эксперимент можно провести совершенно бесплатно и не выходя из дома, что особенно ценно в карантине :о)


Несколько рекомендаций тем, кто захочет повторить:
1. Выдерживайте дистанцию 2-3 метра.
2. Снимайте крупные контрастные объекты.
3. Темные объекты снимайте на светлом фоне и наоборот. Важно, чтобы объект максимально контрастировал с фоном.
Полученным миниатюрам придайте в PowerPoint размер 24х36 мм. Но это не все. Нарисуйте прямоугольники 35х37 мм и впишите ваши миниатюры в них, выровняв по центру. Так вы сымитируете кадр на пленке.

P4056456Вырезайте по внешней рамке и полученный прямоугольник вставляйте в пластиковую рамку.

Что могу сказать по итогам? Стерео-эффект виден, но а) детализации бытового лазерного принтера явно недостаточно и б) дешевая офисная бумага неоднородна на просвет.
Поэтому, получить качество хоть отдаленно сопоставимое со слайдами не выйдет. Качество отвратное. Но провести несложный и забавный эксперимент — можно.

В завершении давайте попробуем коротко перечислить достоинства и недостатки подобных стерео-комплектов (СКФ) по сравнению со специализированными стерео-фотоаппаратами (СФА).

Главное достоинство СКФ, — не нужно покупать отдельный специальный СФА. Стерео — штука забавная, но точно не для постоянного использования. Отдельный СФА это довольно накладно.

СКФ дает существенно ниже разрешение снимка. На картинку приходится сильно меньше площади кадра. У ФЭД-Стерео картинка складывалась из двух кадров 35 мм пленки, а у Спутника — из двух среднеформатных.

Фокусировать объектив с СКФ — сложно. Центр кадра, где как раз расположены разные там клинья и микрорастры — перекрыт. Аппарат хоть и зеркальный, но фокусировка неудобна.

СКФ добавляет артефакты от зеркал на картинку. Падает контраст, появляется виньетирование.

Изображение, даваемое СКФ — ориентировано вертикально. На мой взгляд, горизонтальная ориентация заднего фона лучше подчеркивает 3D в центральном объекте.

Чтобы уж в одни ворота не играть.

СКФ позволяет чередовать стерео- и обычные кадры на обычной пленке (только слайдовой, конечно). Иначе пришлось бы не только иметь, но и носить с собой два аппарата сразу.

СКФ требует минимальную подготовку слайдов перед просмотром. Спутник предполагает предварительную печать. У ФЭД-стерео тоже слайды, но их нужно не только разрезать, но и правильно расположить левый и правый.

Что в сухом остатке?

Я по-прежнему считаю, что съемка стерео это довольно эпизодическое занятие.

Ну, вот вам пример. Сейчас у сотовых телефонов по несколько камер. В наш век 3D-фильмов совершенно несложно сделать телефон с разнесенными по длинной стороне камерами, чтобы делать им настоящие 3D снимки. Которые можно смотреть на обычном телевизоре при помощи специальных очков. У меня такие очки шли в комплект к телевизору лет 7 назад.

Но не делают ж такие телефоны. Или делают? Я не видел, а вы пишите, если что. По крайней мере — не массовое это явление точно.

И фильмы плоские в кинотеатрах показывают не реже, чем в 3D.

В общем, стерео — это штука, скорее, чтобы самому разик удивиться, знакомым показать, ну и все.

Для этой цели СКФ подходит вполне нормально.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Инструкция

01
02
03
04


Вам может также понравиться...

комментария 3

  1. Andrex_CH:

    Есть такая приставка.снимал стереослайды на нее лет 30 назад. В 2011 пробовал снимать на Nikon d90+50 1.8-прекрасно к нему подошла.печатал на фотобумаге и клеил на лентикулярный пластик,вышли неплохие 3D-фото.Из минусов-размытие в области перекрытия кадров и вообще ощущение некоторого отсутствия юстировки.

  2. Andrex_CH:

    3D-телефонов выпустили и очень не мало во времена расцвета 3D (то есть лет 10 назад) У меня в коллекции есть 3 модели: HTC Evo 3D, LG Optimus 3D и какой-то японский SHARP, снимают и фото и видео в 3D. На экране картинка просто волшебная!!! Производит вау-эффект,но при переносе на комп-увы! Очень не высокое разрешение для большого экрана и слишком маленькое меззрачковое расстояние на телефоне. Но для коллекции очень советую купить. Благо можно сейчас найти по смешным ценам,свой LG я вообще нашел на авито за 500 руб

  3. Некто:

    Огромное достоинство этой приставки – возможность снимать стерео на цифрозеркалки. Никакой пленочный стереофотоаппарат это не позволит.
    А укладывание двух картинок в один кадр дают 100% синхронизацию динамических сцен – которую никогда не получишь снимая стерео на две камеры. Но ценой этого является небольшое ухудшение качества из-за системы стекол и зеркал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *