Фотоаппарат (стерео-комплект) Спутник обзор и инструкция



P8139132Ну, что же, настало время рассмотреть фотоаппарат Спутник.

Спутник — это стерео-фотоаппарат. Он позволяет сделать одновременно два снимка, образующих стерео-пару. При просматривании этих снимков через специальное приспособление Стереоскоп, — можно наблюдать эффект объемного изображения. Как сейчас говорят, — 3D.
Давайте немного рассмотрим историю стереоскопической фотографии и попытаемся понять место Спутника в ней.

Спутник — первый массовый и самый массовый стерео-фотоаппарат в СССР. Это факт. Причем, при относительно небольшом объеме выпуска — нет и ста тысяч.

Был ли он первым в Союзе или в мире?

Нет, не был.

На первый взгляд удивительно, но если вдуматься, то вполне логично, что идея стерескопического изображения пришла людям в голову очень и очень давно.

Благо и идея достаточно очевидная и реализация не сказать, что архисложная.

Первые попытки создать стереопару относятся ко времени до появления, собственно, фотографии. Стереопары просто рисовали художники.

Только-только с появлением фотографии стерео-снимки делали поочередно сдвигая один аппарат или используя для этого одновременно две одинаковые камеры.

Alexandrovskiy-StereoНа сайте Георгия Абрамова есть статья о специализированном стерео-фотоаппарате конструкции И.Ф. Александровского. Это копия чертежа тех времен.
Аппарат не был абстрактной идеей. На фотографической выставке в С.-Петербурге в 1889 году И. Ф. Александровский экспонировал первые в России стереоскопические снимки, которые он сделал своим аппаратом еще в 1852 году.

Ezouchevsky3-1А вот, например, Стерео-камера Д. П. Езучевского. Камера давала два изображения размером 85х85 мм. Получила бронзовую медаль на Парижской выставке 1878 года. В камере был применен оригинальный механизм смены пластин. Предназначена камера была как для пейзажной, так и для и портретной съемки.
Были ли российские инженеры первопроходцами в 3D?

Вот не знаю. Есть мнение, что были. На мой взгляд, это, во-первых, не проверить уже, а во-вторых, совершенно неважно.

Была ли стерео-фотоаппаратура распространена в мире, например, в начале и середине ХХ века?

Да, была. Элементарный поиск в Сети дает просто массу изображений различных стерео-фотоаппаратов. Даже не смысла сортировать их по годам выпуска.

В СССР стерео тоже экзотикой не было.

GOMZ-stereoGOMZ-stereo-2
GOMZ-stereo-3GOMZ-stereo-zad
Вот, например, специализированная стерео-камера «ГОМЗ-стерео», разработанная конструктором А.О. Гельгаром, автором первой советской зеркалки «Спорт», в 1938-40 годах.

В общем, в стерео-фотографии не было никогда ничего особо уж экзотического. Практической пользы при этом тоже было немного, потому и распространения этот вид фотографии большого не получил.

Спутник был разработан примерно в 1955 году. Рабочее название камеры при разработке было ФТС-1. Расшифровка, думаю, очевидна.

Уже к 1956 году вышла первая партия Спутников. Завод в то время назывался еще ГОМЗ.

Был ли Спутник копией иностранного аппарата?

Точно нет, не был.

P8139148Конструкция Спутника — это, фактически объединенные два аппарата Любитель-2 с минимальными изменениями в затворах и т.д.

Повторю, в самом принципе стерео-съемки нет ничего такого, что требовало бы копирования.

Тот факт, что семейство Любитель создавалось на основе Voigtländer Brillant мы проигнорируем, т.к. в данном случае это неважно.
На фото Спутник рядом в Любителем-166. Второго Любителя у меня нет, но они со 166-м не так уж и отличаются.

Astra-big-metrСпутник не был единственным в СССР проектом стереокамер 50-х годов. Вот, например, Астра 1958 года от КМЗ. Серийно не выпускалась.
Модельный ряд Спутников — небогат. Отличия выпусков друг от друга минимальные. В 1957 году была выпущена ограниченная партия в честь 250-летия Ленинграда.

PC280329Однако, на корпусах самих камер никаких пометок не было. Ограничились многоцветными красивыми коробками с надписями «250 лет Ленинграду».
Нумерация большинства аппаратов была сквозной. По номеру Спутника год выпуска определить нельзя. Есть, правда, сведения об одном исключении, но, погоды оно не делает.

Собственно, на корпусах номеров вообще нет — только на оправах объективов.

СнимокПризнак самых первых выпусков по 1957 год — металлическая полоса проводника синхроконтакта на нижней внешней части корпуса.
До 1959 года Спутники имели набор выдержек старого стандарта — 1/10, 1/25, 1/50, 1/100. С 59-го стандарт сменился и выдержки стали 1/15, 1/30, 1/60, 1/125.

Sputnik-engВ конце 50-х аппараты начали активно предлагаться на экспорт. Появились экземпляры с названием латиницей SPUTNIK. Сейчас они встречаются редко.
Далее, 1962 году «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ» (ГОМЗ) стал головным предприятием нового производственного объединения.

P8139151Новая структура стала называться «Ленинградское объединение оптико-механических предприятий» (ЛООМП). Несколько лет на оправе объективов Спутников гравировали эту аббревиатуру. Такие аппараты также довольно редкие и именно такой экземпляр у нас сегодня в обзоре. Номер экземпляра 003822.
С 1965 объединение получила привычное уже название «Ленинградское оптико-механическое объединение» («ЛОМО»), маркировка на Спутниках снова поменялась.

Производство Спутника продолжалось до 1973 года.

ivvdq712517Существовал прототип аппарата Спутник-2. Причем, появился он рано. Готовили его специально под выставку в Брюсселе в 1958 году.
resize_imageОсобо радикальных улучшений против первой модели не предполагалось:
— одна дополнительная выдержка 1/8;
— объективы Т-22 4,5/75 заменили на Т-35 4/75 (разрабатывался для двухобъективной среднеформатной камеры «Нева», она на фото);
— более удобные головки перемотки;
— улучшенная шахта (тоже от «Невы»).
Успеха на выставке камера не имела. Принципиальных улучшений пользователям она не предлагала, а стоимость ее была ощутимо выше. Проект свернули задолго до окончания производства первой модели.

Ну что, пора уже рассмотреть сам аппарат.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!




Стерео-фотоаппарат Спутник

Спутник выпускался в Ленинграде, последовательно на ГОМЗ-ЛООМП-ЛОМО в с 1955 по 1973 годы небольшими партиями с перерывами.

Общий выпуск источники оценивают примерно в 84 тыс. штук.

Аппарат рассчитан на среднеформатную пленку тип 120. Размер кадра 6х6 см. При съемке стерео аппарат делает одновременно 2 кадра. Так на стандартную пленку можно было экспонировать 6 стереопар.

Предусмотрена съемка Спутником обычных одиночных кадров.

Съемочные объективы — несъемные Т-22 4,5/75. Для среднего формата ФР 75 мм – это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки.

Стереобазис (расстояние между центрами объективов) составляет 64 мм. Это соответствует зоне оптимального восприятия объемного пространства в 3-10 метров. Граница еще хорошо воспринимаемого объемного пространства — около 20 м.

Объектив видоискателя — третий — выше съемочных.

Для тех, кто с аппаратами TLR не знаком, коротко поясню принцип такой системы.

Аппарат зеркальный, но отличается от привычных зеркалок.

Через съемочный объектив свет попадает только на пленку. Специального подъемного зеркала у аппарата нет.

Для кадрирования и наведения фокуса существует дополнительный объектив, тот, что повыше.

За объективом находится неподъемное наклонное зеркало, которое направляет свет, прошедший через объектив вверх на матовое стекло, расположенное горизонтально.

Фотограф осуществляет кадрирование, глядя в шахту видоискателя вертикально вниз, удерживая аппарат на уровне груди.

Изображение, даваемое объективом перевернуто по обеим осям. Зеркало переворачивает изображение вокруг горизонтальной оси и это позволяет наблюдать в видоискателе «низ» снизу, а «верх» сверху.

При том, «лево» и «право» в такой системе — не на своих местах, так что кадрирование на Спутнике (равно как на Любителях) — требует сноровки

Конечно, на фотокарточках все стороны на своих местах.

Объектив видоискателя – однолинзовый 2,8/75. Диафрагмы у него нет. Объектив более светосильный, чем съемочные.

Это позволяет видеть более светлую картинку, что облегчает фокусировку. Одновременно, при высокой светосиле тоньше ГРИП и потому переход от «не резко» к «резко» на конкретном объекте — более явно заметен.

Объектив видоискателя жестко сцеплен со съемочным (в данном случае с двумя съемочными) как шестеренки. Все объективы вращаются строго одновременно. Все настроено так, что если фотограф сфокусировал объектив видоискателя как ему нужно, съемочные объективы сфокусировались ровно на ту же дистанцию.

Затворов у Спутника два — центральные междулинзовые. Отбивают выдержки 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, В.

Выдержка 1/250 есть у Любителя-2, но ее нет на Спутнике. Рискну предположить, что причина в том, что механизм синхронного спуска двух затворов не обеспечивал одновременного раскрытия на такой короткий отрезок времени.

Предел диафрагмирования — f22

Аппарат оборудован автоспуском и проводным синхроконтактом. Скобы для вспышек у Спутника нет — предполагается использование внешнего крепления для вспышки.

Вес моего экземпляра 810 грамм.



Элементы управления:

P8139137Спутник, в общем, ненамного крупнее Любителя, только ориентирован горизонтально. Корпус представляет собой пластиковый параллелепипед. Мягкой оклейки нет.

Эргономика…. А что такое «эргономика»?
В передней части корпуса сразу бросаются в глаза 3 объектива, что придает аппарату узнаваемость и налет таинственности.

Как уже говорилось, объективы сблокированы и фокусировка происходит у всех трех одновременно. Крутить можно за любой.

P8139158Ниже объективов видна светлая планка с цилиндрическим поводком.

Этот поводок управляет диафрагмой. Перемещение планки вправо-влево меняет синхронно диафрагму на обоих объективах.
Шкала диафрагм и указатель выбранного значения имеются только у правого объектива. Вообще, несмотря на 2 объектива и 2 затвора, такие операции, как фокусировка, управление выдержкой и диафрагмой, взвод и спуск затвора на Спутнике осуществляются централизовано.

P8139153Шкалы диафрагм и выдержек находятся в верхней части правого объектива.

Для изменения выдержки служит небольшой поводок в нижней части правого объектива.

Механизма передачи выдержки в левый затвор визуально не наблюдается, но управление идет сразу двумя затворами.
Взвод затвора не сблокирован с протяжкой кадра, это отдельные операции. Операция взвода полностью аналогична Любителю — нужно опустить вниз небольшой рычаг в правой верхней части правого объектива. Рычаг зафиксируется в нижнем положении. Этим действием взводятся оба затвора.

P8139164Для спуска затвора нужно потянуть вниз совсем миниатюрный рычажок, расположенный чуть ниже взводного.

Цеплять этот рычажок приходится чуть ли ногтем большого пальца. Такой он мелкий и так близко к взводному посажен.

Ну, то, что срабатывают оба затвора одновременно, это очевидно.
Спустить затворы можно и с помощью спускового тросика. Гнездо для него находится в правой нижней части правого объектива.

Еще на правом объективе есть рычаг автоспуска. Он слева внизу.

Работа автоспуска классическая для таких систем. Взводим затвор, опускаем вниз рычаг автоспуска, жмем на спуск.

На оправу левого объектива вынесено только гнездо проводного синхроконтакта. Оно слева сверху.

P8139165На верхнюю часть оправы верхнего объектива нанесена шкала дистанций.

Спутник адаптирован па съемку с фокусом на ГФР. На шкале дистанций между 8 и 11 метрами (до 1959 года между 5 и 10), а также на шкале диафрагм между f8 и f11 имеются точки. Выставив все по ним, мы получаем фокус на все пространство примерно от 3-х метров и до бесконечности.
P8139145На нижней панели видны только массивные ребра жесткости и штативное гнездо с резьбой 3/8 дюйма.

На боковых сторонах корпуса ничего нет.
P8139141Сзади видны:

— головка заслонки смотрового окна
— смотровое окно
— металлическая панель замка задней двери.
Зачем смотровое окно?
Наиболее простые среднеформатные аппараты не умеют самостоятельно протягивать ровно один кадр. Головка перемотки не стопорится.

Одновременно, пленка типа 120 имеет по всей длине второй слой бумажной светозащитной подкладки. На эту подкладку нанесены номера и границы кадров.

Для протяжки кадра нужно открыть смотровое окно и протягивать пленку, пока в смотровом окне не появится номер очередного кадра.

Хотя пленка и прикрыта светозащитной подкладкой, а окошко забрано красным стеклом, но лучше все-таки окошко закрывать.

Верхняя панель.

P8139142Сверху находятся 2 головки и складная шахта видоискателя.

Левая головка для протяжки кадра. Понятно, что на Спутнике нужно протягивать по 2 кадра за раз и снимать на нечетные номера в смотровом окне.

Правая головка нужна только для фиксации катушки.

Шахта в «походном» положении сложена и мало выступает над корпусом.

P8139169P8139171
При раскладывании шахты — ее стенки поднимаются за счет пружинок по очереди. Вначале — передняя стенка, потом задняя и, наконец, две боковых.

Смотреть в шахту нужно вертикально вниз, удерживая при этом аппарат примерно на уровне груди.

Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая, но на этом достоинства заканчиваются.

Картинка перевернута справа налево. С непривычки ОЧЕНЬ сложно навести аппарат точно на цель, т.к. картинка движется в противоположную сторону движению аппарата.

Видоискатель сильно критичен к тому, на какой дистанции от глаз он находится, под каким углом в него смотрит фотограф и вертикален ли сам аппарат.

Попытки отладить картинку в видоискателе сильно отвлекают от собственно сюжета съемки.


В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Спутника — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.

Для тех, кто не смог побороть такой способ фокусировки конструкторы оставили подарок.

В задней стенке шахты имеется небольшое прямоугольное отверстие. А центральную часть передней стенки можно откинуть вовнутрь шахты. Так получается простой, но надежный рамочный видоискатель. Фокусировка при этом доступна только по шкале дистанций, конечно.

Чтобы открыть аппарат нужно сдвинуть вниз металлическую пластину замка. Сдвигается вся пластина.

P8139177P8139180
Открывается Спутник эпично. Задняя панель разъединяется на 2 части, каждая из которых вместе с боковыми панелями расходятся в стороны и вперед.

Думаете это все?

Нет, мало сделать стерео-кадр, нужно его как-то посмотреть.

Для этого в комплекте к спутнику шло еще несколько приспособлений, а сам Спутник звался стереокомплектом.

Печать снимка со стереонегатива

Снимки со Спутника печатаются контактным способом. Т.е. негатив прижимается к фотобумаге и на него просто светят светом.

Во-первых, просматривать стереоснимки можно только через специальное устройство, а оно рассчитано только на 1 размер снимка 6х13 см.

Во-вторых, размер кадра 6х6 см позволяет вполне комфортно воспринимать детали снимка.

В общем, увеличение и не нужно и невозможно.

Зато, при контактной печати обеспечивается строго одинаковое экспонирование и главное — строго ровное взаимное расположение половинок стереопары относительно друг друга.

P1120643P1120644
Для печати таким способом к Спутнику прилагалось такое приспособление.

Просмотр стереоснимков

Для этого нужно собрать из отдельных частей стереоскоп. Стереоскоп представляет собой рамку под стерео-снимок и стерео-очки. Все это закреплено на специальной подставке.

P1130650P1130651
Подстройка под особенности зрения осуществляется перемещением рамки по направляющим вверх или вниз.

Вот теперь все.

Отношение к камере

Сам аппарат имеет довольно много недостатков, которые унаследовал от Любителя. Линзы объективов не имели чернения, внутренняя поверхность бликовала, задние стенки часто примыкали неплотно и вообще, наблюдался люфт.

Тем не менее, Спутником вполне можно снимать и получить интересные результаты. В узких кругах аппарат широко известен и популярен. Ведь и стоил комплект недорого.

На мой вкус Спутник — аппарат скорее имиджевый. Да, стереоснимок — это прикольно. Но уж слишком много приседаний с ним нужно выполнить, причем на всех этапах. Съемка, печать, просмотр.

Даже сейчас далеко не все однозначно предпочитают 3D фильмы. Я, например, смотрю только плоские.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *