Фотоаппарат Фотон — обзор и инструкция


Выражаю огромную благодарность коллекционеру, предоставившему данный экземпляр «Фотона» для обзора.

Это уже второй обзор, который я делаю по аппаратуре не из своей коллекции. По-моему, отличная практика.

Итак, «Фотон».

«Фотон» — очень редкий советский аппарат одноступенного процесса.

«Одноступенного» в данном случае означает, что готовая фотография получается сразу после того, как снимок сделан.

Да, ровно как у фотоаппаратов Polaroid.

Правда, выглядело это у «Фотона» не так эффектно, как у всем хорошо знакомого Polaroid 636, который в конце 90-х был чуть ли не в каждой второй семье.


«Фотон» использовал фотоматериалы более раннего поколения, там приседаний побольше, но для начала 70-х в СССР такая технология все равно выглядела фантастически.

Сейчас все уже привыкли к цифровому фото. Даже если кто-то и снимает на пленку, то фотографии печатает через минилаб. Поэтому основательно забылось, что в практике фотографии тех лет, с ее полностью ручными процессами обработки и печати, лаг времени между съемкой и получением готовой фотографии мог быть весьма значительным. Судите сами.


Сначала нужно «добить» пленку. Причем с пользой. Впустую тратить жалко.

Потом нужно найти время ее проявить. Ну ладно, это, допустим, не очень долго.

Но потом нужно найти время ещё и на печать.

У меня лично подготовка к печати — приведение специальной каморки в квартире из состояния «кладовка» в состояние «тёмная комната», сборка увеличителя, подготовка реактивов и так далее и тому подобное — все вместе занимало немало времени.

Хорошо, что в этом чуланчике был нормальной высоты стол и достаточное количество электрических розеток в удобных местах.

А потом всю эту красоту нужно еще обратно в кладовку превращать.

Да, кстати, а проявитель-то у меня есть? Идем в магазин!

Чтобы минимизировать эти пляски с бубнами, я, как правило, копил несколько пленок на один сеанс печати. И поэтому длилась печать часа по три-четыре.

А после отпечатки еще хорошо бы отглянцевать. Тоже время и приседания.

Я говорил, что в конце нужно помещение и оборудование вернуть к первоначальному состоянию?

В общем, процесс на целый день, и не на каждых выходных ты готов этот день потратить.

Как результат, фотографий можно было дождаться и через месяц, и через два после, собственно, съемки. Обычное дело.

Даже если бросить все прочие дела, в любом случае — никак не ранее следующего дня.

Одним словом, моментально получаемая готовая фотография — это в то время было о-го-го.

Строго говоря, не то чтобы прямо моментально. Около 2—3 минут в среднем нужно подождать окончания химической реакции. И еще сохнуть отпечаток будет 2—3 минуты.

И отпечаток не очень большой — какие-то 8 × 10 всего. Это с полями.

И в одном комплекте расходных материалов только 8 черно-белых или 6 цветных кадров.

И качество снимка будет не очень высоким.

А если хочешь раздать 5 групповых фото компании друзей, нужно сделать 5 отдельных снимков. А на это уйдет минут 40 времени и почти весь расходник…


Но! Все равно, крайне необычно и — очень круто.

Да к тому же не нужно все вот это ваше оборудование покупать и возиться потом с ним часами. Нужен только аппарат и расходники.

В общем, появление одноступенного фотопроцесса, пусть даже в его начальных, далеких от совершенства вариантах реализации, — это был очередной звоночек к тому, что фотография из рук избранных специалистов уплывает в руки массового потребителя.

Которому нужны «фоточки», а не вот это все.

История одноступенного фотопроцесса началась с выходом в 1948 году фотоаппарата Polaroid Land 95. Вот он, на фото.


В СССР несколько позже: в 1952 году на ГОМЗ выпустили подобный фотоаппарат под названием «Момент».

О «Моменте» у меня есть отдельный подробный обзор. Там, среди прочего, я подробно рассказываю о технологии и самом процессе получения моментальных снимков, которые использовались и в «Моменте», и в Polaroid Land 95.

Тут повторять все это не буду: если тема интересует, то рекомендую сходить по ссылочке.


Расходником для «Момента» служил специальный необычный комплект с тем же названием «Момент».

Комплект состоит из двух лент, свернутых в два отдельных рулона. Причем одна из лент имела и окруженные перфорацией по периметру окошки, из которых нужно было аккуратно вырвать готовый снимок, и подклеенные между кадрами фольгированные емкости с пастообразным химическим реактивом.

Еще в комплект входила пробирка с ваткой и химическим составом, которым нужно было протереть готовый снимок. Во-первых, чтобы смыть с него первый реактив, а во-вторых, чтобы стабилизировать изображение и повысить его сохраняемость во времени.

Такие комплекты сейчас — штука исключительно редкая. Для прошлой статьи я не нашел даже их фото. Только отсканированные страницы инструкции.

Сейчас изображение фотокомплекта «Момент» нашлось. Источник: vk.com/camerahistory.


А при чем тут вообще расходник для фотоаппарата «Момент»?

А при том, что «Фотон» рассчитан на точно такие же комплекты. А еще эти комплекты аналогичны Polaroid 40-й серии — например, тип 42, 47, 48. Кстати, 48-й тип, если не путаю, цветной.

В качестве небольшого отступления.

Было несколько вопросов на тему, можно ли добыть расходники к «Моменту», чтобы реально на них поснимать.

Советские, думаю, нет. И сами оригинальные расходники к «Моменту» — крайне редкие, и химические реактивы в их составе наверняка потеряли свойства за столько лет.

Но!

Везде написано, что комплект к «Моменту» (и «Фотону») аналогичен Polaroid 40-й серии.

Комплекты 40-й серии к Polaroid выпускались, во-первых, массово, в отличие от «Моментов», а во-вторых, прекратился их выпуск, думаю, существенно позже, поскольку фирма поддерживала пользователей с устаревшими фотоаппаратами на руках. Есть шанс, что у самых поздних «химия» внутри еще более или менее «жива».


Итак, приобрести комплект 40-й серии к Polaroid вполне реально. Их изображения легко ищутся в Интернете, в т.ч. с площадок типа EBay. По крайней мере, зарядить отечественный аппарат, думаю, получится. Это только моё предположение — утверждать определенно, увы, не могу.

А далее есть шанс, что за 8 кадров вы подберете экспозицию и время обработки так, чтобы получился приличный снимок. Но эксперимент будет не дешевый.

Идем дальше.

История фотоаппаратов «Момент» закончилась тем, что советская химическая промышленность так и не смогла освоить выпуск расходников для них в материальных количествах.

Вот почему они такие редкие. Вот почему фотоаппараты «Момент» сейчас продаются в идеальном состоянии. Ими просто не пользовались. Не было расходников.


Внутри аппараты, как правило, идеально чистые. Хотя при реальном использовании подтекание основного реактива на валики было бы неизбежно.

В общем-то, это был провал, и «Момент» сняли с производства в 1954 году.

А в 1969-м вышел «Фотон». Причем уже на КМЗ.

К этому времени расходники Polaroid 40-й серии были еще актуальны. Более того, их качество наверняка повысилось. За столько-то лет.


Амбиции советской химической промышленности, вероятно, также подросли, и в итоге родилось решение попробовать еще раз войти «в этот бизнес».

Концепция «Момента» к началу 70-х устарела совершенно, конечно. Насколько помню, никаких складных гармошек советский фотопром к этому времени уже не выпускал. «Фотон» разрабатывался как совершенно новый фотоаппарат.

Отличий «Фотона» от «Момента» довольно много. Пройдемся по основным.

1. Корпус «Фотона» — пластмассовый. У «Момента» — металл, покрытый дермантином.

2. «Фотон» — тоже складной аппарат, но у него просто объектив в «походном» положении задвигается внутрь корпуса. В целом сложенный «Фотон» выглядит даже более массивным, чем сложенный «Момент».

3. «Фотон» — дальномерный фотоаппарат. «Момент» был шкальным. Кроме того, у «Фотона» вполне современный классический видоискатель со светящимися рамками и кое-какой «интерактивной» информацией в поле зрения.

4. У «Фотона» более светосильный объектив, а именно «Индустар-77» (4,8/120; у поздних выпусков — 5,6/120). У «Момента» был триплет Т-26 (6,8/135).

5. У «Фотона» всего 3 выдержки: 1/30, 1/125 с и В. У «Момента» было шесть выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 с и В.

6. «Фотон» имеет обойму для вспышки с «горячим» синхроконтактом.

Вот, пожалуй, и все.

Видно, что с точки зрения фотографического функционала «Фотон» нельзя считать каким-то продвинутым фотоаппаратом. Все очень и очень скоромно даже для 70-х.

Но одноступенный процесс «живет» в том же сегменте, который в будущем займут мыльницы. Тут чем проще, тем лучше.

Что из всего этого вышло?

Ну, в химической промышленности что-то снова пошло не так, и расходников для «Фотона» опять «не подвезли».

По времени «Фотон» выпускался вроде и не так уж мало — с 1969 по 1976 год. Но вот объем — мизерный: всего 1839 штук. За отсутствием расходников смысла в аппарате нет.

Возможно, что это некая череда установочных партий для поддержания производства в готовности. В ожидании, пока химики «порадуют».

Возможно — спецзаказы для ведомств, которые могли позволить себе закупку импортных расходников. Правда, в этом случае проще и дешевле было бы закупить им и аппараты импортные тоже.

В общем, это был очередной провал, и встречаются «Фотоны» сейчас редко.

Неожиданно, но КМЗ сделали еще довольно много попыток вскочить в ушедший поезд моментальной фотографии. Правда, все последующие «Фотоны» — это уже только прототипы.

Например, «Фотон-М» получил встроенный несопряженный экспонометр.

Фото передней части аппарата с photohistory.ru. Хорошо видно окошко светоприемника экспонометра.


Фото верхней части с bar90cameras.ru. Хорошо виден калькулятор, который просто перекочевал с «Зенита» и содержит явно избыточное для данного аппарата количество значений диафрагм и выдержек. Но это прототип, понятное дело.


«Фотон-Э» должен был получить полуавтоматическое электронное управление экспозицией со светодиодной индикацией в поле зрения видоискателя. Аппарату требовались батарейки, а диапазон выдержек (бесступенчатый) должен был составить от 1/4 до 1/250 с, плюс ручная B.

Фото найти не удалось. Буду благодарен, если поделитесь.

«Фотон-2» — еще одна подобная модификация на батарейках с более совершенным замером. Диапазон выдержек от 1/125 до 8 секунд. Индикация длинных выдержек в видоискателе. Объектив 8/120.

Фото из книги «1200 фотоаппаратов из СССР».


«Фотон-3». Модель с измененным дизайном. О технических особенностях сведений нет.

Фото с photohistory.ru.


Был еще «Фотон-автомат». Особых подробностей, кроме того, что он должен был иметь автоматическое управление экспозицией, неизвестно.

Фото с zenitcamera.com.


Но это еще не все!

В 1972 году вышел революционный фотоаппарат Polaroid SX-70, который работал уже со следующим поколением расходников.

Именно с этого момента появились знакомые большинству и ставшие классикой картриджи с карточками снимков и встроенной батарейкой.

Не нужны стали две ленты, сейчас все процессы протекали в одной карточке.


Автоматический экспозамер, вспышку и мотор аппарата питает батарейка в картридже, которая меняется всякий раз вместе с картриджем. Батарейка аппарату вроде и нужна, но пользователь о ней специально даже не думает. Все что нужно — новый картридж и сюжеты.


А вот несколько прототипов «Фотона» под формат SX-70.

Названия «Фотон-супер» или «Фотон-супер-1».

Эта пара из книги «1200 фотоаппаратов из СССР»


А эти с photohistory.ru.


Далее фотоматериалы для моментальной фотографии продолжали развитие, появлялись новые форм-факторы картриджей, в том числе иных производителей. Например, Kodak.

Прототип «Фотон-ПАК» был рассчитан на фотоматериал Polaroid Film-PAK типа 107 и 108.


Фото с zenitcamera.com.

«Фотон-УФМ» и «Фотон-5» создавались под фотокомплект PR-10 фирмы Kodak и, кроме того, могли снимать на фотопленку типа 120. Кстати, очень разумное решение.


Фото «Фотон-УФМ» с photohistory.ru.


Фото «Фотон-5» с zenitcamera.com.


Думаю, не стоит повторять, что все это разнообразие не вышло за пределы прототипов.

Вот я смотрю на это все и спрашиваю себя: «а зачем?..»

Думаю, то, что вся эта тема с моментальной фотосъемкой не летает в советской действительности — было ясно еще после провала «Момента» в 1954 году.

Ладно, предположим, во второй половине 60-х химическая промышленность почувствовала себя увереннее и снова что-то населению пообещала. Под это обещание создали и в 1969-м запустили «Фотон».

Но почему это все получилось еще более провальным?

«Моментов» выпустили хотя бы 9 тысяч. А «Фотонов» — 1,8 тысяч.

Куда делись обещанные расходники?

Ну ладно, наступили на те же грабли, но дальше-то — что за вал прототипов? Особенно тех, которые под картриджи?

По данным Wiki, разработка форм-фактора SX-70 заняла у Polaroid десять лет, обошлась в 250 млн долларов и потребовала около 20 тыс. технологических инноваций.

Советская промышленность серьезно планировала скопировать эту технологию и выпускать отечественные аналоги?!!

Небольшое отступление.

Мой брат, ныне покойный, был талантливым инженером. В 90-х годах у него был 636-й Polaroid.


Брат вынимал из использованных картриджей плоские батарейки и запитывал от них игрушки своего сына. Так вот, эти батарейки (вроде как отслужившие уже) работали дольше, чем советские новые, купленные в магазине.

Т.е. даже батарейки с таким ресурсом для советской химической промышленности были бы проблемой. Но процессы, протекающие в батарейке, несколько проще, чем процессы в карточке Polaroid.

Я все-таки далек от мысли, что планы создания отечественного аналога картриджа моментальной фотографии кому-то могли прийти в голову.

Но тогда для чего все эти «Фотоны-супер» и прочие?

Чтобы закупать импортные картриджи и использовать их?

Это «не летает» с точки зрения экономики.

Во всех подобных историях сам фотоаппарат своей ценой даже затраты на его разработку не отбивает. Основную прибыль производитель получает от продажи расходников — тех самых картриджей.

В общем, непонятно, что это было.

Вот когда остро не хватает чьих-то подробных мемуаров с описанием логики принимаемых решений по конкретным моделям и технологиям. Именно стратегических решений.

Хотя, знаете, возможно, тут все проще и имеет место что-то типа «ошибки выжившего».

Просто каким-то чудом сохранились подробные материалы о прототипах «Фотона». И они доступны. А по другим фотоаппаратам такие материалы не сохранились. И их нигде нет. Но это не значит, что у других моделей советских фотоаппаратов не было двух десятков прототипов под будущие улучшения у каждого. Какие-нибудь «Зениты-Е» с ЧПУ, лазерным дальномером и стабилизатором. Просто мы этого не знаем.

Вернемся к теме.

Что еще немного удивляет. Насколько знаю, вот такое устройство — это не советское изделие. Не могу гарантировать, информации о советских разработках не нашел. Если располагаете — поделитесь. Вот импортные под Hasselblad были.

Между тем вот такой вариант, на мой вкус, уже вполне заслуживал внимания. Задник создать проще, чем весь фотоаппарат. Понятно, что «Киев-88» — агрегат не массовый и на роль мыльницы как-то не очень подходит. С другой стороны, потребности разного рода ведомств в моментальной фотографии такой тандем закрывал бы.


Как уже говорил, в каких-то объемах выпускался только «просто» «Фотон», и встречается сейчас такой аппарат редко. Найти его для коллекции нелегко, и стоить будет дорого.

Выделяют две модификации «Фотона»: раннюю (она встречается еще реже) и позднюю.

Сегодня в обзоре именно ранняя модификация. Ее отличительные особенности такие.

1. Более светосильный объектив f/4,8 против f/5,6 у поздней.
2. В видоискателе сверху есть символы погоды. У поздней модификации их нет.
3. У аппаратов по-разному выглядит нижняя панель: в частности, отличаются форма и расположение кнопки фиксатора объектива в сложенном состоянии.

Эти два фото поздней модификации «Фотона» с bar90cameras.ru.


Как видим, поздний вариант немного упрощен.

С историей аппарата на этом все.

Сегодня у нас в обзоре экземпляр «Фотона» в отличном состоянии с номером 0080. Это ранняя версия, и, без всякого преувеличения, для меня большая удача этот обзор написать, а для уважаемых читателей — его читать. Еще раз большая благодарность владельцу!

Обращаю ваше внимание, что внизу статьи я привожу сканированную копию оригинальной инструкции к «Фотону». Как часто бывает, инструкция — это еще большая редкость, чем сам аппарат.

Инструкция очень занятно выглядит. Отпечатана она типографским способом на хорошей бумаге, но шрифт машинописный, с опечатками, и пропущены некоторые традиционные для инструкций блоки. Возможно, это некий «прототип» инструкции.

Для аппарата с номером 0080 более «клиентоориентированной» версии, видимо, еще не успели подготовить.

Еще там есть скан «Указаний по применению фотоматериала “Фотон-4А”».

Также интересна оригинальная коробка. Оформление просто до крайности минималистичное. «Маркетинг? Нет, не слышали…» Для аппарата такого класса это, конечно, более чем странно.

Повторюсь, у нас тут, скорее всего, предсерийный экземпляр, и это многое объясняет.


Давайте уже, наконец, посмотрим на сам аппарат.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат одноступенного процесса «Фотон»

«Фотон» выпускался на КМЗ с 1969 по 1976 год. Выпущено было всего 1839 экземпляров «Фотона».

Аппарат рассчитан на специфический фотоматериал — фотокомплект «Момент», аналогичный американскому рулонному фотокомплекту Polaroid 40-й серии.

Комплект, в зависимости от варианта, позволял сделать 8 черно-белых или 6 цветных снимков форматом 8 × 10,5 см. Это размер вместе с полями. У самого изображения размер 7,3 × 9,6 см.

В последнее время чаще всего печатают фотографии 10 × 15 см. В советские времена был в ходу размер поменьше — 9 × 12 см, и на снимках тоже часто делали рамки.

А снимок «Фотона» примерно на 20—30 % меньше по сторонам.

Аппарат дальномерный. База дальномера — 65 мм.

Объектив — несъемный «Индустар-77» (4,7/120). У поздней версии светосила объектива уменьшена до f/5,6.

Предел диафрагмирования — f/32 (!).

ЭФР объектива «Фотона» для 35-мм пленки составляет около 50 мм.

МДФ – 1 метр


Затвор — диафрагменный, отбивает выдержки 1/30, 1/125 с, В. Не очень обычный набор. Думаю, 1/30 сделали для использования вместе со вспышками. Об этом чуть позже.

У аппарата имеется скоба с «горячим» синхроконтактом.

Кабельной синхронизации нет. Автоспуска тоже нет.

Вес данного экземпляра около 1,4 килограмма.

Элементы управления:

«Фотон» — аппарат крупный и увесистый. Корпус у него пластмассовый, но металла внутри хватает. Работа с фотоматериалами «Фотона» предполагает приложение некоторых усилий, поэтому конструкция выполнена на жестком каркасе.


Дизайн минималистичен и, откровенно говоря, довольно неплох для 70-х. Материалы не выглядят дорого, но сборка качественная. В целом все соответствует сегменту мгновенной фотографии. Эдакая мыльница-гигант. Дизайнеры старались, это видно.

Спереди над объективом находится массивная рамка, в которой под зеркальным стеклом собраны видоискатель (в центре), окно для подсветки рамок в нем — и табличка с названием аппарата.

Окошко дальномера вынесено вправо и никак не оформлено.


В левой части на уровне видоискателя находится ребристая рукоятка, сдвигая которую вправо и влево, можно менять диафрагму.


Да, диафрагма переключается именно так — не на объективе.

Объектив крепится на массивном выступе. В правой боковой части этого выступа расположена крупная треугольная клавиша спуска. Клавиша имеет длинный вертикальный ход.

Рядом с клавишей на верхней горизонтальной поверхности выступа корпуса помещено гнездо для спускового тросика.


Сзади — только окуляр видоискателя и небольшая кнопка-пластинка, отпирающая заднюю стенку.


Видоискатель «Фотона» отличный. Он дает крупную, тонированную, но вполне светлую картинку.

Пятно дальномера небольшое. Есть светящиеся рамки, в том числе для компенсации параллакса при съемке с близких дистанций.

В нижней части видоискателя видны значения диафрагмы. У ранних «Фотонов» (в том числе у нашего экземпляра) в верхней части есть дублирующая шкала с символами погоды.

При переключении диафрагмы ребристой рукояткой по шкалам ходит красная стрелка, подсвечивая выбранное значение. Выглядит это достаточно «интерактивно» для тех времен.


Сверху — только обойма для вспышки с «горячим» синхроконтактом.


Снизу — штативное гнездо и кнопка для освобождения объектива из сложенного положения.


На правом торце имеется откидная скоба для отрезания хвоста фотоматериала.


Открывается «Фотон», как и «Момент», сложно, в несколько приемов.

Сначала нажимаем влево небольшую пластинку возле видоискателя. Задняя крышка откинется вниз.


Затем нажимаем на массивную клавишу на выступе в левой части задней стенки. Выступ откинется влево.

И, наконец, откидываем внутреннюю перегородку вправо.


Все эти манипуляции обусловлены спецификой фотоматериала, который использует «Фотон».

У него нет приемной катушки. Оба отсека внутри, и слева, и справа, отведены под неиспользованный фотоматериал, который состоит из двух лент.

Ленты эти разматываются из двух рулонов и в промежутке между внутренней перегородкой и задней стенкой накладываются друг на друга.


Более подробно перемещение фотоматериала в аппарате описано в статье про «Момент».

Я, наверное, еще запишу видео на эту тему для наглядности. С имитацией расходника.


Об объективе.

Чтобы привести аппарат в рабочее положение, объектив нужно выдвинуть. Для этого нажимаем на кнопку снизу, придерживая объектив рукой — пружина вытолкнет его вперед.

Слегка вытягиваем объектив до упора и фиксируем поворотом светлого ребристого кольца в основании.

Фокусировка ручная. Занятно, что у объектива нет накатки для более надежного хвата при вращении кольца фокусировки. Накатка на самом конце нужна для взведения затвора.

При фокусировке объектив довольно сильно меняет длину.


Презабавно выглядят символы дистанций. «Стильно, модно, молодежно», как говорится.

Затвор взводится поворотом передней части объектива (с накаткой) в направлении стрелки.

Выдержки переключаются поворотом кольца на переднем срезе объектива.

Выдержек всего две. Думаю, 1/30 предполагалась для совместного использования со вспышкой, а 1/125 — для всех остальных ситуаций.

Почему я так думаю, хотя центральному затвору все равно, на какой выдержке синхронизироваться?

Принято считать, что экспозицией, которую получает фотоматериал кроме света вспышки и пока открыт затвор — можно пренебречь. В таблицах — калькуляторах, которые наносили на вспышки, выдержка как фактор отсутствует. От выдержки нужно только чтобы затвор полностью открывал кадровое окно.

Но 1/125 — это нетипичная для советского фотопома выдержка синхронизации.

Предположу, что использование такой выдержки все-таки создавало нежелательную погрешность в вычислениях калькуляторов на вспышках.

И именно поэтому выдержка 1/30 – классическая выдержка синхронизации – была добавлена на «Фотон».

К сожалению, имеющийся «прототип» инструкции вопрос управления выдержкой и применения вспышки — вниманием обходит.
Если у вас есть более поздняя инструкция, пожалуйста, поделитесь сканом.


Ну, в общем, экспозиция управляется, по сути, только диафрагмой. Зато делать это можно не отрывая взгляда от видоискателя, например, по символам погоды.

Складывается аппарат несложно.

Устанавливаем объектив на бесконечность, придерживаем его рукой и поворачиваем ребристое кольцо в основании. Затем утапливаем объектив в корпус, где он зафиксируется.


В сети есть фото «Фотона» с массивным кофром. Данный экземпляр без кофра, и в коробку такой кофр просто не влез бы.


Отношение к камере.

Забавный аппарат. Мне повезло повертеть такой в руках, и это очень радует.

Что касается перспектив мгновенной фотопечати в СССР, то, я думаю, — перспектив таких реально не было. На западе это был чисто коммерческий проект. С гигантскими инвестициями со стороны предприятия и огромным спросом со стороны платежеспособного населения. В СССР ни государство не было готово расшибаться ради чьих-то «фоточек», ни население не стало бы переплачивать за мгновенные снимки.

На этом у меня все. Удачи!

Большое спасибо Антону Хлынину за редакторскую правку текста.

Инструкция:



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *