Фотоаппарат Эликон-535 обзор и инструкция

Эликон-535 это простой шкальный советский фотоаппарат.

Он относится к Минской группе семейства Эликон.

Аппараты Эликон разных моделей в рамках БелОМО выпускались на двух предприятиях — на заводе «Зенит» в г Вилейка, и на, собственно, ММЗ в Минске.

В Минске делали Эликон-автофокус, — единственный советский серийный автофокусный фотоаппарат (у меня есть его обзор), Эликон-5 и Эликон-535.

Эликон-5 — это прототип компактного фотоаппарата со встроенной вспышкой и ручным управлением экспозицией. Фото с sovietcams.com.

Как часто бывало в советской фото-истории, Эликон-5 не полетел и был выпущен в единичных экземплярах. Очень редкий аппарат.

Эликон-535 — это упрощенная версия Эликон-5 без встроенной вспышки.

Сложно сказать, что именно помешало запуску Эликон-5. Модель Эликон-4 имела вспышку и выпускалась серийно в Вилейке. Затвор Эликон-5 чуть сложнее, но Эликон-535 имеет аналогичный затвор и тоже выпускался.

Фото Эликон-4 с sovietcams.com.

Скорее всего, дело уже просто в общей неустроенности фотопрома в конце 80-х, чем в каком-то конкретном конструкционном затруднении.

Так или иначе, но Эликон-535 — аппарат «мыльничного» типа выпускался серийно в 1990-1991 годах. Эта камера – последняя в модельном ряду фотоаппаратов БелОМО и самая миниатюрная в линейке Эликон.

Сейчас аппарат не редкий, найти его несложно и недорого. Встречаются два варианта окраса — черный, как в обзоре, и серый, фото его с sovietcams.com.

Я уже много раз высказывал мысль, что советский фотопром рухнул не под натиском импортных профессиональных зеркалок, которые мы так и не научились делать.

Свалили отечественную фото-индустрию дешевые автоматические мыльницы. Со вспышками, моторами и автоматической отработкой экспозиции. Жми на кнопку и неси пленку в проявку. Больше ничего не нужно.

В начале 90-х попытки создать советскую мыльницу были. Вспомним те же Эликоны.

Чем все закончилось мы все знаем. А предложить «на подумать» я хочу такой момент:

Почему советский фотопром упорно до последнего не делал на отечественных мыльницах широкоугольные объективы с фокусом на ГФР? Да, исключения несколько есть, например, Zenit-35F. Но это именно исключение.

Классическая японская мыльница принесла фото в массы, реализовав всего 4 вещи:

1. Протяжка кадра и взвод затвора мотором. Не нужно ничего крутить. Аппарат всегда готов к съемке.

2. Встроенная вспышка. При самой распространенной чувствительности пленок ISO200, вспышка, которая всегда «при нем» — это действительно свобода снимать где угодно и что угодно.

3. Автомат экспозиции и сюда же ввод чувствительности по DX-коду. Пользователю нужны просто резкие фотки. Поэтому, выдержка, по возможности, — покороче, а диафрагма – поприкрытее. Света недостаточно? Ну что ж, значит, увеличиваем и то и другое. И не комплексуем по этому поводу. Не нужна массовому фотографу в 90-х никакая свобода выбора экспопар.

4. Не нужно фокусировать объектив. Это тоже очень важно, т.к. в противном случае пользователю требуется, во-первых, не забыть про фокусировку, а это уже немало! Во-вторых уже нужно оценить на глаз расстояние и чего-то там подкрутить.

И ведь импортные дешевые мыльницы не предлагали пользователю автофокусировку. Нет, все это случится сильно позже!

В 90-х — никакого автофокуса, только широкоугольный объектив и фокус, фиксированный на ГФР. При этом глубина резкости просто покрывает все пространство от метра-полутора и до бесконечности. Аппарат не умеет наводить фокус сам, его просто не нужно наводить.

При этом, широкий угол объектива — это очень удобно. В небольшом помещении в кадр войдет много народу разом. А что еще нужно в большинстве случаев? Это сейчас в телефоне 100500 фоток хранить можно.

А в 90-е и на пленке кадров не более 36-ти и печать фотографий денег стоит и хранить их где-то нужно. Поэтому, чем больше народу в кадре, тем рациональнее.

Каким путем шел советский фотопром?

Моторы — это проблема. Малогабаритных и достаточно мощных моторов делать не умели. Ну, по крайней мере, для гражданского фото. Примем это как неисправимую данность.

Вспышки в компактные аппараты встраивать в СССР умели. Причем, в японских мыльницах при активации вспышки не работает ведь уже никакая автоматика. Вспышка срабатывает с постоянной мощностью. Расстояние неизвестно, значит, и управлять экспозицией незачем.

Допустим, что в части встроенной вспышки отечественные мыльницы не сильно уступали импортным. Мощность у наших была пониже. А в плане электронных «мозгов», — их там нужно по минимуму.

Автоматика. Тут тоже засада. Цифровая электроника в советском фото не приживалась. Сложно, дорого.

Я вот не думаю, что параметры затвора у Minolta C10 (аппарат моей жены из 90-х) более продвинуты, чем, например, у Вилия-Авто. Скорее как раз, наоборот. Японцы просто не грузят пользователя техническими подробностями.

И не комплексуют по поводу простоты. Они как раз эту простоту и продают.

В общем, электроника у нас была на уровне, достаточном + / – для мыльниц. Но как-то все было неуверенно и недостаточно надежно. Возможно, дело именно в особенностях и недостатках аналоговой электроники. Возможно — время было такое.

Но это тоже — объективная данность.

А вот от фокусировки советкий фотопром ну никак не хотел отказаться.

Я почему на этом акцентируюсь? Да просто потому, что это — сознательное решение в отличие от вышеописанных факторов.

Законы оптики — они для всех одинаковые.

Но на Minolta C10 с ее ФР в 35 мм — писали FOCUS FREE и все тут. И меня лично снимки ее устраивали.

А у Эликон-535 с таким же ФР 35 мм — фокусировка нужна. Хоть несколько символов расстояний да сделали.

Сюда же — нежелание ставить на советские мыльницы широкоугольную оптику. В основном применялись объективы с ФР 38-40 мм.

35 мм как у Эликон-535 — это, скорее, редкость. ЛОМО Компакт-автомат с его Минитар-1 2,8/32 — вообще уникальный случай.

Хотя ведь широкий угол как раз и позволял бы использовать фокус на ГФР. И повторюсь, широкий угол – это очень удобно.

Да, широкий угол искажает картинку. Но пользователей сотовых телефонов их ЭФР 28 мм это смущает?

И еще, хороший широкоугольник — довольно дорогое удовольствие. Оптические схемы МС Мир-24Н 2/35 и Мир-10А 3,5/28 — включают по 8 линз.

Но на той же Minolta C10 — точно стоит именно хороший широкоугольник? Вот не думаю.

В общем, что я хочу сказать-то всем этим?

Необходимость фокусировки — это один из моментов, который делал советские варианты мыльниц менее привлекательными, против импортных. Да и кроме этого хватало недостатков. Но фокусировка — один из них.

И уникальность ситуации в том, что недостаток этот, думается, основан как раз на завышенных требованиях советских ГОСТов к качеству оптики бюджетных фотоаппаратов.

Простая широкоугольная оптика давала слишком много искажений, а фокус на ГФР не обеспечивал должную резкость.

Вот так. Отставая по многим показателям мы, тем не менее, ставили очень высокую планку в оптике. И увы, это тоже не улучшало рыночные позиции отечественной техники. Куда не кинь, всюду клин.

Вот как-то так. Конечно — все описание выше это только мои личные соображения. Свое мнение вы можете написать в комментариях.

А мы с историческим блоком заканчиваем и переходим к рассмотрению моего экземпляра Эликон-535 №2075036.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. Вы также можете оформить подписку на платформе Boosty и оказывать необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Присоединяйтесь!

Фотоаппарат Эликон-535

Эликон-35СМ выпускался БелОМО на ММЗ с 1990 по 1991, примерно год.

Объем выпуска составил 150 тыс. экземпляров. Для тех лет это немало.

Аппарат шкальный, фокусировка по шкале дистанций.

Объектив несъемный Минар-2 3,8/35, МДФ = 1,2 метра. Предел диафрагмирования f16.

Затвор механический двухлепестковый центральный совмещен с диафрагмой.

Отбивает фиксированные экспопары от 1/90 + f3,8 до 1/500+ f16. Изменить сочетания выдержек и диафрагм нельзя.

Эликон-535 оборудован скобой для вспышек с «горячим» синхроконтактом. Выдержка синхронизации — любая.

Автоспуска у аппарата нет.

Вес моего экземпляра 155 грамм.

Элементы управления:

Аппарат действительно компактный. В руках он лежит хорошо, элементы управления на удобных местах.

Корпус весь выполнен из шероховатой пластмассы.

Переднее окошко видоискателя крупное и покрыто желтым напылением. В сочетании с цветными и контрастными надписями — все это смотрится ярко и свежо.

На передней части корпуса в небольшой надстройке помещен объектив.

Если аппарат не используется, объектив закрывается сдвижной заслонкой. При закрытой заслонке блокируется кнопка спуска.

Миниатюрное и довольно тугое колесико для фокусировки — справа в прорези надстройки объектива. Значения символов дистанций — тоже в прорези, но уже сверху.

Символы дистанций включают «Портрет», «Групповой портрет», «Архитектура» с промежуточными значениями, обозначенными просто точками. Числовых обозначений дистанций на аппарате нет, но они приведены в инструкции.

Сзади — заднее окошко видоискателя. Картинка в нем тонированная и не очень крупная. Имеются кадрирующие рамки.

Справа в верхней части выступает зубчатое колесо для протяжки кадра и взвода затвора. Это колесо заходит и на правый торец корпуса. Пользоваться им вполне удобно.

Снизу — штативное гнездо 1/4 дюйма, кнопка отключения затвора при обратной перемотке, и поводок для ввода чувствительности пленки.

Аппарат механический, но чувствительность ввести нужно, т.к. она участвует в расчете экспозиции.

На верхней панели имеем слева-направо:
— головку обратной перемотки с рулеткой;
— скобу для вспышек с «горячим» синхроконтактом;
— спусковую кнопку красного цвета;
— окошко счетчика кадров.

Спусковая кнопка расположена удачно и имеет мягкий ход.

Окошко счетчика кадров забрано прозрачным пластиком и внимание на него акцентируется большой белой стрелкой. Я даже думал, там расположено еще что-то, менее очевидное. Но, нет, только счетчик.

Все управление экспозицией находится под надстройкой объектива и реализовано двумя полозками.

Первый полозок — на нижней панели упоминался уже. Им нужно выставить чувствительность пленки. И этот же полозок перемещает риску на ребре между нижней и передней сторонами корпуса. Риска закрыта прозрачным пластиком.

Второй полозок — на передней панели под объективом. В помощью этого полозка нужно напротив риски (см выше) выставить символ погоды. Движение этого полозка непосредственно переключает режимы работы затвора.

Т.е. на выбор экспопары, в конечном счете, влияют: а) чувствительность пленки и б) символ погоды, что совершено логично.

Двигая второй полозок, кроме символа погоды можно также контролировать диафрагму. Ее значения указаны левее символов погоды. Выдержки при этом не подписаны, хотя уместить их можно было бы. Да и польза была бы, пожалуй.


Чтобы открыть аппарат нужно сдвинуть вниз поводок на правом торце корпуса. Задняя стенка откидная.

Отношение к камере.

Хоть и не совсем корректно, но сравню Эликон-535 со Сменой-35. Уж больно похожи стилистически.

Эликон, кстати, не компактнее.

Начинающему пользователю Смена предлагает похожий по смыслу, но иной по механике механизм управления экспозицией. По чувствительности можно выставить диафрагму, а по символу погоды — выдержку. В конечном счете результат схож.

Правда, более опытному фотографу Смена предлагает также и раздельное управление выдержкой и диафрагмой.

Вопрос, нужна ли более опытному фотографу Смена?

В целом, Эликон-535 мне симпатичен. Ему б пораньше появиться — в начале 80-х, когда отсутствие электроники не так бросалось в глаза — был бы популярный аппарат у туристов. Компактный, простой и с широким углом.

На этом у меня все. Не болейте и удачи!

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.

Инструкция:

Читайте также:

комментария 3

  1. Андрей:

    Не согласен с автором, “Смена—35” это вполне традиционный фотоаппарат с привычными органами управления, не лишенный даже некоего изящества, в то время как описываемый « Эликон» по факту — уродец , похожий на кастрированную « Конику» откуда выкинули вспышку, автофокус и мотор. Получился непонятный агрегат, антиреклама нашего фотопрома.

  2. Виктор:

    Все же наверно ползунок, а не полозок.

  3. Сергей:

    У “исторического блока” с историчностью несколько спорно.

    “Советский фотопром рухнул не под натиском импортных профессиональных зеркалок”, он просто – рухнул. Вместе со страной. Если посетить некоторые тематические отечественные фотосайты, то легко заметить, что до 1990 число фотографий растет – больше всего ч/б, есть и цвет; в 1991 их все еще много, в 1992-93 их число тает, но самые стойкие с ч/б пока держатся, а на 94-95 годы – черная дыра, сокращение числа фото от больше чем на порядок до вообще ничего. К этому моменту производство фотоматериалов прекратилось или их неведомо где было достать (а с ~91 понятие “качество” к этим материалам стало трактоваться очень вольно – если раньше, как говорят бывалые, не следовало покупать вещи сделанные в конце месяца/квартала/года, то теперь на производстве наступил непрерывный конец года). Года с 1996 начинают появляться цветные фото уже с импортной пленки из фотоателье – штучные, и только в 1999 прорывает плотину и они начинают переть во множестве. Поэтому про натиск говорить не приходится – теснить было нечего – наше фото умерло, а пять лет спустя импортное пришло на освободившийся рынок когда появились хоть какие-то деньги у покупателей – и зеркалками, и мьюиками, и мыльницами. И во многом его пользователями стали уже другие люди – не те, что десятью годами раньше фотографировали на отечественное.

    Про якобы неделание широкоугольных объективов – все или почти все советские компактные аппараты конца 70 – 1990 годов используют объективы 35-38, некоторые 40. Старые импортные мыльницы 80-90 – тоже 34-38. Разницы нет. В 90ые угол вырос до 28-30, а к нулевым попер в 27-26-25 и кажется случалось и того хуже. ))
    Выбор для смен и вилий (микронов, чаек и проч.) в старинные годы (экв)фокусного 40 – абсолютно логичен. Это чуть шире чем граница между широкими и нормальными. Явных перспективных искажений еще нет, портреты выходят не совсем ужасно, пейзаж тоже можно впихнуть. Фотосъемкой в малогабаритной квартире занимались немногие – без вспышки это плохо удавалось, а на улице есть куда отойти чтобы “весь 9А класс на одной скамейке” в кадр поместился. К тому же смены и вилии использовали триплет, а он с широким углом не дружит (“японские автоматические мыльницы” тоже используют триплеты, кроме отдельных чемпионов, которые обходятся вообще двуэлементными объективами).

    “Классическая японская мыльница принесла фото в массы”.
    Миф об “автоматических японских мыльницах” (далее АЯМ) в нашей стране очень живуч. ))) Из девяностых дотянул аж до 2020-ых. )))
    “Японских” и “автоматических”, ага.
    Если неполениться зайти на интернет барахолку, то несложно выяснить: автоматических и японских мыльниц там нет. Возможно, штучные изделия из 80ых годов, похожие на Эликон-автофокус (вернее – наоборот). 99% – китайские и корейские (да, иногда с гордой надписью “ленс мейд ин жопан” или более скромной – “дизайнд ин жопан”). Едва не на половине из них – и протяжка, и обратная перемотка пленки – ручные. Только не курком, а колесиком (предположу, что защита от дурака, который будет дергать курок со всей дури и рвать пленку). На некоторой части (небольшой, процентов до 10%) “автоматики” нет вообще. На отдельных шедеврах (меньше 1%) нет ни вспышки, ни батареек (ни селена). Больше чем на половине вся автоматика – это фотоэлемент и схема триггера, который при низком уровне освещенности включает вспышку (и светодиод для “редукции красного сглаза”). И только в “топовых мыльницах” (бугага) появляются такие достижения цивилизации как автофокус, затвор изменяющий выдержку в небольшом диапазоне (на одну-три ступени), и защита от сглазу в виде пред-вспышек.
    Разумеется особняком стоят мыльницы с зумами – там (кроме отдельных дешевых уродцев с микрозумом типа 38-55) без автофокуса и худо-бедно затвора никак из-за космической разницы в светосильности мыльничных зумов на коротком и длинном конце (типа 4.9-9.8 – падение света в четыре раза, а у некоторых на длинном хоботе до 13-14 падает).

    “Пользователю нужны просто резкие фотки.”
    Не так. Пользователю нужны фотки 15х10 на которых он сможет опознать своих одноклассников. Проще говоря, это крайне невысокое качество.

    “Не нужна массовому фотографу в 90-х никакая свобода выбора экспопар.”
    Каких еще экспопар? )))))))))))
    Люди, очнитесь! )) В большинстве проданных и купленных в нашей стране АЯМ одна единственная экспопара, и самые честные производители об этом прямо пишут в ТТХ в юзер мануале.

    “В 90-х — никакого автофокуса, только”
    Автофокусы в компактах появились в первой половине 80-ых. Полноценная конструкция автофокуса (есть еще удешевленные, с “ручным приводом” – в АЯМ на нашем пространстве как раз таких хватает) заметно удорожает изделие. Поэтому наши люди с нашим курсом рубль/доллар предпочитали ФФ (и можно даже без моторчиков). А так АФ мыльницы всегда лежали рядом с ФФ в тех же линейках как более дорогие модели.

    “А у Эликон-535 с таким же ФР 35 мм — фокусировка нужна. Хоть несколько символов расстояний да сделали.”
    Видел на барахолке модель обычной дешевой мыльницы, которая включалась поворотом кольца вокруг объектива. Видимо, на гиперфокал. При желании можно было повернуть кольцо дальше – там еще “группа” и “портрет” были значки. Тот же Эликон. Но да – исключение из общего правила. ))

    Нужно было просто выпустить инструкцию “фотоаппарат для дебилов” – как сделать из смены-8м АЯМ: поставьте такую выдержку, такую диафрагму, фокусировку на столько-то и заклейте это каким-нибудь гамном чтоб случайно не сбилось. ))) Но вспышки еще нехватает, да…

    “Да, широкий угол искажает картинку. Но пользователей сотовых телефонов их ЭФР 28 мм это смущает?”
    Фо хум хау. )))
    На старых айфонах вроде бы был 34. На сегодняшних смартах стандарт 26 + 13. )) Я немного счастлив – мне попалась (уже не новая) модель с двумя полноценными камерами 26 и 50. На предыдущей моей была наверное как раз 28 – я ей редко что фотал кроме расписаний магазина, а новую использую при случае для вспомогательных целей – думаю, не надо уточнять что в 95% случаев именно “полтинник”?

    “И уникальность ситуации в том, что недостаток этот, думается, основан как раз на завышенных требованиях советских ГОСТов к качеству оптики бюджетных фотоаппаратов.
    Вот так. Отставая по многим показателям мы, тем не менее, ставили очень высокую планку в оптике. И увы, это тоже не улучшало рыночные позиции отечественной техники.”
    А вот здесь наконец во всем соглашусь. Злобные совецкие госты не разрешали гражданам делать фотографии с перекошенными рожами на 28мм и снижать качество фото до “вроде бы это я тут стою… а нет, это мама”. Жаль, конечно, что “потребительские качества” не шли не том же уровне и в ногу со временем.

    А по теме – нормальная была разработка дешевой мыльницы для “тупых юзеров” для съемки на улице при обычных условиях освещения, в духе Агат-18, концептуальная по-своему, кому нужна вспышка – бери другую со вспышкой, а кому не нравится – проходи мимо, там дальше и вечная Смена лежит, и вечный Зенит. К сожалению, вечные, да. И почти безальтернативные. И хорошо, если лежат. Ну смена-то наверно лежит, а с Зенитом – еще как повезет…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.