Фотоаппарат Эликон-535 обзор и инструкция

Эликон-535 это простой шкальный советский фотоаппарат.

Он относится к Минской группе семейства Эликон.

Аппараты Эликон разных моделей в рамках БелОМО выпускались на двух предприятиях — на заводе «Зенит» в г Вилейка, и на, собственно, ММЗ в Минске.

В Минске делали Эликон-автофокус, — единственный советский серийный автофокусный фотоаппарат (у меня есть его обзор), Эликон-5 и Эликон-535.

Эликон-5 — это прототип компактного фотоаппарата со встроенной вспышкой и ручным управлением экспозицией. Фото с sovietcams.com.

Как часто бывало в советской фото-истории, Эликон-5 не полетел и был выпущен в единичных экземплярах. Очень редкий аппарат.

Эликон-535 — это упрощенная версия Эликон-5 без встроенной вспышки.

Сложно сказать, что именно помешало запуску Эликон-5. Модель Эликон-4 имела вспышку и выпускалась серийно в Вилейке. Затвор Эликон-5 чуть сложнее, но Эликон-535 имеет аналогичный затвор и тоже выпускался.

Фото Эликон-4 с sovietcams.com.

Скорее всего, дело уже просто в общей неустроенности фотопрома в конце 80-х, чем в каком-то конкретном конструкционном затруднении.

Так или иначе, но Эликон-535 — аппарат «мыльничного» типа выпускался серийно в 1990-1991 годах. Эта камера – последняя в модельном ряду фотоаппаратов БелОМО и самая миниатюрная в линейке Эликон.

Сейчас аппарат не редкий, найти его несложно и недорого. Встречаются два варианта окраса — черный, как в обзоре, и серый, фото его с sovietcams.com.

Я уже много раз высказывал мысль, что советский фотопром рухнул не под натиском импортных профессиональных зеркалок, которые мы так и не научились делать.

Свалили отечественную фото-индустрию дешевые автоматические мыльницы. Со вспышками, моторами и автоматической отработкой экспозиции. Жми на кнопку и неси пленку в проявку. Больше ничего не нужно.

В начале 90-х попытки создать советскую мыльницу были. Вспомним те же Эликоны.

Чем все закончилось мы все знаем. А предложить «на подумать» я хочу такой момент:

Почему советский фотопром упорно до последнего не делал на отечественных мыльницах широкоугольные объективы с фокусом на ГФР? Да, исключения несколько есть, например, Zenit-35F. Но это именно исключение.

Классическая японская мыльница принесла фото в массы, реализовав всего 4 вещи:

1. Протяжка кадра и взвод затвора мотором. Не нужно ничего крутить. Аппарат всегда готов к съемке.

2. Встроенная вспышка. При самой распространенной чувствительности пленок ISO200, вспышка, которая всегда «при нем» — это действительно свобода снимать где угодно и что угодно.

3. Автомат экспозиции и сюда же ввод чувствительности по DX-коду. Пользователю нужны просто резкие фотки. Поэтому, выдержка, по возможности, — покороче, а диафрагма – поприкрытее. Света недостаточно? Ну что ж, значит, увеличиваем и то и другое. И не комплексуем по этому поводу. Не нужна массовому фотографу в 90-х никакая свобода выбора экспопар.

4. Не нужно фокусировать объектив. Это тоже очень важно, т.к. в противном случае пользователю требуется, во-первых, не забыть про фокусировку, а это уже немало! Во-вторых уже нужно оценить на глаз расстояние и чего-то там подкрутить.

И ведь импортные дешевые мыльницы не предлагали пользователю автофокусировку. Нет, все это случится сильно позже!

В 90-х — никакого автофокуса, только широкоугольный объектив и фокус, фиксированный на ГФР. При этом глубина резкости просто покрывает все пространство от метра-полутора и до бесконечности. Аппарат не умеет наводить фокус сам, его просто не нужно наводить.

При этом, широкий угол объектива — это очень удобно. В небольшом помещении в кадр войдет много народу разом. А что еще нужно в большинстве случаев? Это сейчас в телефоне 100500 фоток хранить можно.

А в 90-е и на пленке кадров не более 36-ти и печать фотографий денег стоит и хранить их где-то нужно. Поэтому, чем больше народу в кадре, тем рациональнее.

Каким путем шел советский фотопром?

Моторы — это проблема. Малогабаритных и достаточно мощных моторов делать не умели. Ну, по крайней мере, для гражданского фото. Примем это как неисправимую данность.

Вспышки в компактные аппараты встраивать в СССР умели. Причем, в японских мыльницах при активации вспышки не работает ведь уже никакая автоматика. Вспышка срабатывает с постоянной мощностью. Расстояние неизвестно, значит, и управлять экспозицией незачем.

Допустим, что в части встроенной вспышки отечественные мыльницы не сильно уступали импортным. Мощность у наших была пониже. А в плане электронных «мозгов», — их там нужно по минимуму.

Автоматика. Тут тоже засада. Цифровая электроника в советском фото не приживалась. Сложно, дорого.

Я вот не думаю, что параметры затвора у Minolta C10 (аппарат моей жены из 90-х) более продвинуты, чем, например, у Вилия-Авто. Скорее как раз, наоборот. Японцы просто не грузят пользователя техническими подробностями.

И не комплексуют по поводу простоты. Они как раз эту простоту и продают.

В общем, электроника у нас была на уровне, достаточном + / – для мыльниц. Но как-то все было неуверенно и недостаточно надежно. Возможно, дело именно в особенностях и недостатках аналоговой электроники. Возможно — время было такое.

Но это тоже — объективная данность.

А вот от фокусировки советкий фотопром ну никак не хотел отказаться.

Я почему на этом акцентируюсь? Да просто потому, что это — сознательное решение в отличие от вышеописанных факторов.

Законы оптики — они для всех одинаковые.

Но на Minolta C10 с ее ФР в 35 мм — писали FOCUS FREE и все тут. И меня лично снимки ее устраивали.

А у Эликон-535 с таким же ФР 35 мм — фокусировка нужна. Хоть несколько символов расстояний да сделали.

Сюда же — нежелание ставить на советские мыльницы широкоугольную оптику. В основном применялись объективы с ФР 38-40 мм.

35 мм как у Эликон-535 — это, скорее, редкость. ЛОМО Компакт-автомат с его Минитар-1 2,8/32 — вообще уникальный случай.

Хотя ведь широкий угол как раз и позволял бы использовать фокус на ГФР. И повторюсь, широкий угол – это очень удобно.

Да, широкий угол искажает картинку. Но пользователей сотовых телефонов их ЭФР 28 мм это смущает?

И еще, хороший широкоугольник — довольно дорогое удовольствие. Оптические схемы МС Мир-24Н 2/35 и Мир-10А 3,5/28 — включают по 8 линз.

Но на той же Minolta C10 — точно стоит именно хороший широкоугольник? Вот не думаю.

В общем, что я хочу сказать-то всем этим?

Необходимость фокусировки — это один из моментов, который делал советские варианты мыльниц менее привлекательными, против импортных. Да и кроме этого хватало недостатков. Но фокусировка — один из них.

И уникальность ситуации в том, что недостаток этот, думается, основан как раз на завышенных требованиях советских ГОСТов к качеству оптики бюджетных фотоаппаратов.

Простая широкоугольная оптика давала слишком много искажений, а фокус на ГФР не обеспечивал должную резкость.

Вот так. Отставая по многим показателям мы, тем не менее, ставили очень высокую планку в оптике. И увы, это тоже не улучшало рыночные позиции отечественной техники. Куда не кинь, всюду клин.

Вот как-то так. Конечно — все описание выше это только мои личные соображения. Свое мнение вы можете написать в комментариях.

А мы с историческим блоком заканчиваем и переходим к рассмотрению моего экземпляра Эликон-535 №2075036.

Фотоаппарат Эликон-535

Эликон-35СМ выпускался БелОМО на ММЗ с 1990 по 1991, примерно год.

Объем выпуска составил 150 тыс. экземпляров. Для тех лет это немало.

Аппарат шкальный, фокусировка по шкале дистанций.

Объектив несъемный Минар-2 3,8/35, МДФ = 1,2 метра. Предел диафрагмирования f16.

Затвор механический двухлепестковый центральный совмещен с диафрагмой.

Отбивает фиксированные экспопары от 1/90 + f3,8 до 1/500+ f16. Изменить сочетания выдержек и диафрагм нельзя.

Эликон-535 оборудован скобой для вспышек с «горячим» синхроконтактом. Выдержка синхронизации — любая.

Автоспуска у аппарата нет.

Вес моего экземпляра 155 грамм.

Элементы управления:

Аппарат действительно компактный. В руках он лежит хорошо, элементы управления на удобных местах.

Корпус весь выполнен из шероховатой пластмассы.

Переднее окошко видоискателя крупное и покрыто желтым напылением. В сочетании с цветными и контрастными надписями — все это смотрится ярко и свежо.

На передней части корпуса в небольшой надстройке помещен объектив.

Если аппарат не используется, объектив закрывается сдвижной заслонкой. При закрытой заслонке блокируется кнопка спуска.

Миниатюрное и довольно тугое колесико для фокусировки — справа в прорези надстройки объектива. Значения символов дистанций — тоже в прорези, но уже сверху.

Символы дистанций включают «Портрет», «Групповой портрет», «Архитектура» с промежуточными значениями, обозначенными просто точками. Числовых обозначений дистанций на аппарате нет, но они приведены в инструкции.

Сзади — заднее окошко видоискателя. Картинка в нем тонированная и не очень крупная. Имеются кадрирующие рамки.

Справа в верхней части выступает зубчатое колесо для протяжки кадра и взвода затвора. Это колесо заходит и на правый торец корпуса. Пользоваться им вполне удобно.

Снизу — штативное гнездо 1/4 дюйма, кнопка отключения затвора при обратной перемотке, и поводок для ввода чувствительности пленки.

Аппарат механический, но чувствительность ввести нужно, т.к. она участвует в расчете экспозиции.

На верхней панели имеем слева-направо:
— головку обратной перемотки с рулеткой;
— скобу для вспышек с «горячим» синхроконтактом;
— спусковую кнопку красного цвета;
— окошко счетчика кадров.

Спусковая кнопка расположена удачно и имеет мягкий ход.

Окошко счетчика кадров забрано прозрачным пластиком и внимание на него акцентируется большой белой стрелкой. Я даже думал, там расположено еще что-то, менее очевидное. Но, нет, только счетчик.

Все управление экспозицией находится под надстройкой объектива и реализовано двумя полозками.

Первый полозок — на нижней панели упоминался уже. Им нужно выставить чувствительность пленки. И этот же полозок перемещает риску на ребре между нижней и передней сторонами корпуса. Риска закрыта прозрачным пластиком.

Второй полозок — на передней панели под объективом. В помощью этого полозка нужно напротив риски (см выше) выставить символ погоды. Движение этого полозка непосредственно переключает режимы работы затвора.

Т.е. на выбор экспопары, в конечном счете, влияют: а) чувствительность пленки и б) символ погоды, что совершено логично.

Двигая второй полозок, кроме символа погоды можно также контролировать диафрагму. Ее значения указаны левее символов погоды. Выдержки при этом не подписаны, хотя уместить их можно было бы. Да и польза была бы, пожалуй.


Чтобы открыть аппарат нужно сдвинуть вниз поводок на правом торце корпуса. Задняя стенка откидная.

Отношение к камере.

Хоть и не совсем корректно, но сравню Эликон-535 со Сменой-35. Уж больно похожи стилистически.

Эликон, кстати, не компактнее.

Начинающему пользователю Смена предлагает похожий по смыслу, но иной по механике механизм управления экспозицией. По чувствительности можно выставить диафрагму, а по символу погоды — выдержку. В конечном счете результат схож.

Правда, более опытному фотографу Смена предлагает также и раздельное управление выдержкой и диафрагмой.

Вопрос, нужна ли более опытному фотографу Смена?

В целом, Эликон-535 мне симпатичен. Ему б пораньше появиться — в начале 80-х, когда отсутствие электроники не так бросалось в глаза — был бы популярный аппарат у туристов. Компактный, простой и с широким углом.

На этом у меня все. Не болейте и удачи!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

А еще у нас открылся форум! Присоединяйтесь!


 

 

Инструкция:

Читайте также:

1 комментарий

  1. Андрей:

    Не согласен с автором, “Смена—35” это вполне традиционный фотоаппарат с привычными органами управления, не лишенный даже некоего изящества, в то время как описываемый « Эликон» по факту — уродец , похожий на кастрированную « Конику» откуда выкинули вспышку, автофокус и мотор. Получился непонятный агрегат, антиреклама нашего фотопрома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.