Фотоаппарат Зенит-3М обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Фотоаппарат Кристалл был удачной камерой, но выпускался недолго — только с 1961 по 62 годы. После этого фотоаппарат претерпел небольшие изменения и снова стал выпускаться как Зенит. А конкретно Зенит-3М.
Суть это трансформации сейчас уже восстановить в деталях вряд ли возможно.
С т.з. конструкции аппарат остался прежним. Изменился технический процесс изготовления верхней крышки. От литья из алюминия под давлением снова вернулись к более традиционной технологии штамповки из латуни.
Почему изменили технологию?
На литье переходили вроде как из соображений экономичности и технологичности. Какие соображения заставили отказаться от разработанной технологии? А кто ж его знает….. Видимо, лучшее враг хорошего.
Почему вернули название? Тут тоже ясности немного.
Мне импонирует такая распространенная версия: КМЗ в то время довольно активно экспортировал свою продукцию. И наши фотоаппараты пользовались спросом!
Так вот, руководство КМЗ сообразило, что для продвижения товара на западе нужен бренд. Зениты уже знакомы публике и рациональнее новые модели предлагать под уж раскрученной маркой.
Нормальная версия. Правда, если полистать справочник «1200 фотоаппаратов из СССР», то видно, что Зениты разных моделей и после этого шли на экспорт под ворохом иных брендов, так что не все так просто.
Но так или иначе, Зенит-3М появился и мы его рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Зенит-3М
Зенит-3М выпускался на КМЗ в 1962—1970 гг. Было выпущено более 700 тыс. камер этой модели.
Штатный объектив — Индустар-50 3,5/50 или Гелиос-44 2/58.
Крепление объектива— резьба М39×1. Рабочий отрезок — 45,2 мм.
Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Затвор унифицирован с Зорким-6.
Фотоаппарат оборудован проводным синхроконтактом и автоспуском.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 67% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.
Вес моего экземпляра без объектива 620 гамм.
С т.з. ТТХ и органов управления Зенит-3М ничем не отличается от Кристалла.
Элементы управления:
Передняя панель Зенит-3М, помимо объектива, содержит гнездо проводного синхроконтакта, рычаг завода и кнопку старта автоспуска. Все это расположено в правой части корпуса.
Сзади — окуляр видоискателя.
Видоискатель у Зенита-3М выдает достаточно большую и светлую картинку.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо, что не очень удобно, на самом деле.
Сверху у Зенита-3М уже чуть больше элементов управления, и слева направо мы видим:
— головку обратной перемотки с памяткой типа и чувствительности пленки;
— головку выдержек, под которой расположен движок, задающий тип используемой вспышки;
— кнопку отключения затвора
— головку взвода затвора и транспортировки кадра, снабженную курком.
Счетчик кадров помещен на верхнюю плоскость головки взвода затвора. А в центре всей этой конструкции находится кнопка спуска.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.
Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Зеркало у Зенита-3М — «залипающее». При спущенном затворе зеркало поднято! Т.е. в видоискателе ничего не видно. Это нормально.
Зеркало опускается только при взводе затвора.
Задняя крышка откидная. Замок крышки расположен на левом торце корпуса.
Отношение к камере.
Вам бы хотелось, чтобы отечественный фотоаппарат ничем не уступал импортным аналогам?
Поздравляю, ваше желание сбылось! Правда, случилось это давно. До моего, по крайней мере, рождения. В 60-х Зенит-3М пользовался большой популярностью на западе, т.к. ничем не уступал западным конкурентам.
Справедливости ради нужно отметить, что конкурировали мы, конечно, в сегменте массовых недорогих камер, но кто сказал, что это как-то отменяет успех? На западных рынках плотно задействованы абсолютно все сегменты — от низа доверху.
Зенит-3М предлагал пользователю все, что тому было нужно, включая совершенно адекватный фотопленкам тех лет набор выдержек. И кроме того, Зенит-3М был компактной, удобной и супер-надежной камерой. А в добавок ко всему еще и супер-дешевой.
На фото приведена обложка журнала Photo-Art за 1963 год. На обложке портрет известного американского репортера-фрилансера Уиджи — признанного мастера документальной фотографии.
В руках Уиджи, если кто не заметил, – Зенит-3М. Такой же как у меня :о)
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Проще всего купить переходник сейчас можно на Яндекс-маркете Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Внимание! Данная советская фото-система имеет нестандартный рабочий отрезок. Бесконечность при фокусировке вы скорее всего не получите. Но вот портретной или творческой съемкой заниматься ничего не мешает.
Переходник М39-М42 вам дополнительно понадобится в любом случае. Далее нужен второй переходник уже на вашу систему.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Инструкция:
Да, умели удивить мир! Знакомый моего отца, фотограф-профи снимал таким 30 лет кряду без единого ремонта по нескольку пленок в день. И доснимался до того, что на прижимном столике образовалась борозда в металле ровно по ширине рулона. Неглубокая, но глазом различимая и пальцем ощущаемая. Это ж сколько километров пленки надо было через него протащить? Но ничего, заменили столик и продолжал щелкать, как ни в чем ни бывало!
Где-то на стыке 80-х и 90-х в фотокомиссионке пьяненький мужичок заливался: “Я знаю, когда начали союз разваливать! Когда 3М выпустили!”.
Не, то, чтобы я был с ним категорически согласен, но для меня этот аппарат… странный, скажем так. По сравнению с Зенитом-3 у него одно колоссальное преимущество – задняя крышка. Черезжопная зарядка предыдущих моделей, конечно, много многим попортила крови. Всё остальное же… У тройки был отличный курок – с транспортным положением, относительно коротким ходом, и ещё он очень удобен в ремонте. Положение кнопки спуска у всех лейкоподобных камер не оптимально с точки зрения эргономики, но жёстко задано конструкцией затвора. На 3М расстарались и совместили две гадости в одну: сделали трижды неудобный курок (длинноходный, без парковки и очень неудобный в ремонте) и впихнули в его ось спуск! ЗАЧЕМ?!?! Реверанс Контаксу-Киеву? И так в классической конфигурации для того, чтобы достать указательным пальцем до спуска, приходилось сильно отводитьего назад, теперь же нужно было складывать его вдвое, и всё равно хват правой руки терял жёсткость. Пишут, что как спусковую можно использовать кнопку перемотки (кстати, отдельное упражнение на гибкость и силу пальцев – удерживать эту чортову кнопку и крутить – долго крутить – головку перемотки, которую для удлиннения наслаждения сделали вдвое большего диаметра), но эта кнопка расцепляет не только штифты затвора, но и шестерни его взвода, и усилие на кнопке заметно выше. Это же ещё и усложнение спускового механизма, ведь в изначальной конструкции шток от кнопки напрямую расцеплял штифты, тут же пришлось городить отдельный привод. Смешно то, что уже на Зените-ЕМ вернулись к прежней конструкции спуска, только курок остался дурацким до 122-го. Если выбирать между тройкой и 3М, то я лучше буду пихать плёнку через жёппу (к чему привык за годы пользования ранними ФЭДами-Зоркими-Зенитами), чем иметь всё время под пальцами это оскорбление здравого смысла.
Полностью согласен. Зенит-3М с т.з. эргономики это какое-то недоразумение в сравнении с действительно адекватным Зенитом-3. Вдобавок у 3М зачем-то кастрировали зеркало и уменьшили кратность видоискателя, что сделало его меньше и неудобнее. В общем, шаг вперед и два назад. Если после Зенита-3 и Старта у КМЗ еще были шансы создать толковую зеркалку со шторным затвором, то после ширпотребного 3М все стало предрешено.
Я конечно не так давно увлекся пленочной фотографией, но когда мне в руки попал Зенит Е, расположение кнопки мне очень понравилось, оно мне показалось вполне эргономичным и очень удачным в плане эстетики, казалось, что кнопка там и должна быть (хотя пальцы у меня совсем не короткие). С историей Зенитов я тогда еще знаком не был, и когда в последствии мне посчастливилось завладеть Зенитом ЕТ 92-го года выпуска я конечно смирился с расположением кнопки, потому что это было не менее удобно, и вполне оправдывалось конструкцией привода диафрагмы, но мой внутренний перфекционист был несколько опечален. Возможно, конструктор этого аппарата руководствовался похожими соображениями.
Зенит 3м с Гелиосом 44 был моей первой зеркальной камерой. Не скажу что у меня остались хорошие воспоминания. Он рвал пленку и не вылазил из ремонтов. Видоискатель там хоть и светлый но маленький. благодаря этим качествам я при первой возможности сменил его на Старт и Асахи Пентакс SV. Старт в отличии от Зенита, работал без поломок и имел нормальный даже по современным меркам видоискатель.
Слышал одну интересную версию, что возврату названия зеркальным камерам КМЗ приложил руку Госплан. Смысл такой. Плановая экономика. Статистам необходимо четко рассчитывать количество производимой продукции. Например фотопленки. С этой позиции удобно, если каждые модели, потребляющие один тип пленки, например 35, будут носить одно название, 120 другое, 16 еще другое (для автомобилей в 67 году, вообще нормаль с индексами придумали). Заметим, что фотоаппарат предназначен ни на один год эксплуатации. Значит в расчетах участвуют модели и с предыдущими названиями, выпущенные годами ранее. Не так страшно, когда несколько моделей, но когда КМЗ их сделал уже много для 35мм: Зоркий, Зенит, Кристалл, Старт. Все это не способствовало удобным расчетам. В итоге пошли требования, привести названия к определенным требованиям, для их удобного подсчета. Это и сделали. 35мм остались Зоркие, а Кристалл и Старт, стали Зенитами. Это только версия, но мне она кажется правдоподобной.
Интересная теория. Не думаю, что именно так все и было, но структуры государственного планирования и статистики могли, вероятно, официально сетовать за сокращение номенклатуры изделий с формально одинаковыми характеристиками. Правда, на разных заводах все равно выпускалось немало наименований фотоаппаратов и пожелания плановиков не могли касаться только КМЗ. А Арсенал, например, вообще все фотоаппараты кроме Салюта называл Киевами. Но какие-то основания под гипотезой, думаю, есть. Очень жаль, что нет мемуаров, исторических хроник на уровне всего фотопрома СССР. Есть много тем в которых было бы интересно знать именно стратегический замысел.
И всё таки на мой взгляд не всё так просто. Например, если посмотреть камеры Арсенала, то они и правда назывались Киев. Однако у них были разные индексы. Сейчас поясню, что имею ввиду. Например под узкий формат были Киев 2, 4 и тд. А вот под средний формат, после 6 сразу идёт 60, А потом 88. Тоесть гипотетически могло и быть требование обособить модели. Я бы не скидывал эту версию со счета.
Думал приобрести такой в свою маленькую ретро-коллекцию. Повертел в руках, повертел – и: спасибо, нет. Недостатки “зенитовские” уже все налицо: вес, габариты, малое число выдержек, длиннющий ход курка. Плюс свои личные: неудобный, тугой спуск, урезанное зеркало. А преимуществ: лёгкости, компактности, светолого видоискателя – или уже нет. Или – “моргалки”, экспонометра, М42-крепления – ещё нет. “Не зашла”, в общем, мне камера эта, “не зашла”.
Зачем, спрашивается, хорошие технические характеристики нужны аппарата для коллекции?
А я ими снимаю!