Фотоаппарат Зенит-3М обзор и инструкция


P2042821Фотоаппарат Кристалл был удачной камерой, но выпускался недолго — только с 1961 по 62 годы. После этого фотоаппарат претерпел небольшие изменения и снова стал выпускаться как Зенит. А конкретно Зенит-3М.

Суть это трансформации сейчас уже восстановить в деталях вряд ли возможно.
С т.з. конструкции аппарат остался прежним. Изменился технический процесс изготовления верхней крышки. От литья из алюминия под давлением снова вернулись к более традиционной технологии штамповки из латуни.

Почему изменили технологию?

На литье переходили вроде как из соображений экономичности и технологичности. Какие соображения заставили отказаться от разработанной технологии? А кто ж его знает….. Видимо, лучшее враг хорошего.

Почему вернули название? Тут тоже ясности немного.

Мне импонирует такая распространенная версия: КМЗ в то время довольно активно экспортировал свою продукцию. И наши фотоаппараты пользовались спросом!

Так вот, руководство КМЗ сообразило, что для продвижения товара на западе нужен бренд. Зениты уже знакомы публике и рациональнее новые модели предлагать под уж раскрученной маркой.

Нормальная версия. Правда, если полистать справочник «1200 фотоаппаратов из СССР», то видно, что Зениты разных моделей и после этого шли на экспорт под ворохом иных брендов, так что не все так просто.

Но так или иначе, Зенит-3М появился и мы его рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. Вы также можете оформить подписку на платформе Boosty и оказывать необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Присоединяйтесь!


Зенит-3М

Зенит-3М выпускался на КМЗ в 1962—1970 гг. Было выпущено более 700 тыс. камер этой модели.

Штатный объектив — Индустар-50 3,5/50 или Гелиос-44 2/58.

Крепление объектива— резьба М39×1. Рабочий отрезок — 45,2 мм.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Затвор унифицирован с Зорким-6.

Фотоаппарат оборудован проводным синхроконтактом и автоспуском.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 67% площади кадра.


Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло.

Вес моего экземпляра без объектива 620 гамм.

С т.з. ТТХ и органов управления Зенит-3М ничем не отличается от Кристалла.

Элементы управления:

P2042824Передняя панель Зенит-3М, помимо объектива, содержит гнездо проводного синхроконтакта, рычаг завода и кнопку старта автоспуска. Все это расположено в правой части корпуса.
P2042825Сзади — окуляр видоискателя.

Видоискатель у Зенита-3М выдает достаточно большую и светлую картинку.
P2042833Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо, что не очень удобно, на самом деле.
P2042829Сверху у Зенита-3М уже чуть больше элементов управления, и слева направо мы видим:
— головку обратной перемотки с памяткой типа и чувствительности пленки;
— головку выдержек, под которой расположен движок, задающий тип используемой вспышки;
— кнопку отключения затвора
— головку взвода затвора и транспортировки кадра, снабженную курком.
Счетчик кадров помещен на верхнюю плоскость головки взвода затвора. А в центре всей этой конструкции находится кнопка спуска.

Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.

Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.

Зеркало у Зенита-3М — «залипающее». При спущенном затворе зеркало поднято! Т.е. в видоискателе ничего не видно. Это нормально.


Зеркало опускается только при взводе затвора.

Задняя крышка откидная. Замок крышки расположен на левом торце корпуса.

Отношение к камере.

Вам бы хотелось, чтобы отечественный фотоаппарат ничем не уступал импортным аналогам?

Поздравляю, ваше желание сбылось! Правда, случилось это давно. До моего, по крайней мере, рождения. В 60-х Зенит-3М пользовался большой популярностью на западе, т.к. ничем не уступал западным конкурентам.

Справедливости ради нужно отметить, что конкурировали мы, конечно, в сегменте массовых недорогих камер, но кто сказал, что это как-то отменяет успех? На западных рынках плотно задействованы абсолютно все сегменты — от низа доверху.

Зенит-3М предлагал пользователю все, что тому было нужно, включая совершенно адекватный фотопленкам тех лет набор выдержек. И кроме того, Зенит-3М был компактной, удобной и супер-надежной камерой. А в добавок ко всему еще и супер-дешевой.

1963На фото приведена обложка журнала Photo-Art за 1963 год. На обложке портрет известного американского репортера-фрилансера Уиджи — признанного мастера документальной фотографии.
В руках Уиджи, если кто не заметил, – Зенит-3М. Такой же как у меня :о)

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! Данная советская фото-система имеет нестандартный рабочий отрезок. Бесконечность при фокусировке вы скорее всего не получите. Но вот портретной или творческой съемкой заниматься ничего не мешает. 

Переходник М39-М42 вам дополнительно понадобится в любом случае.  

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony/ Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1

Инструкция:

Зенит-3М
Зенит-3М_001
Зенит-3М_002
Зенит-3М_003
Зенит-3М_004
Зенит-3М_005
Зенит-3М_006
Зенит-3М_007
Зенит-3М_008
Зенит-3М_009
Зенит-3М_010
Зенит-3М_011
Зенит-3М_012

Читайте также:

комментариев 8

  1. goodbyelicence:

    Да, умели удивить мир! Знакомый моего отца, фотограф-профи снимал таким 30 лет кряду без единого ремонта по нескольку пленок в день. И доснимался до того, что на прижимном столике образовалась борозда в металле ровно по ширине рулона. Неглубокая, но глазом различимая и пальцем ощущаемая. Это ж сколько километров пленки надо было через него протащить? Но ничего, заменили столик и продолжал щелкать, как ни в чем ни бывало!

  2. Святослав:

    Где-то на стыке 80-х и 90-х в фотокомиссионке пьяненький мужичок заливался: “Я знаю, когда начали союз разваливать! Когда 3М выпустили!”.
    Не, то, чтобы я был с ним категорически согласен, но для меня этот аппарат… странный, скажем так. По сравнению с Зенитом-3 у него одно колоссальное преимущество – задняя крышка. Черезжопная зарядка предыдущих моделей, конечно, много многим попортила крови. Всё остальное же… У тройки был отличный курок – с транспортным положением, относительно коротким ходом, и ещё он очень удобен в ремонте. Положение кнопки спуска у всех лейкоподобных камер не оптимально с точки зрения эргономики, но жёстко задано конструкцией затвора. На 3М расстарались и совместили две гадости в одну: сделали трижды неудобный курок (длинноходный, без парковки и очень неудобный в ремонте) и впихнули в его ось спуск! ЗАЧЕМ?!?! Реверанс Контаксу-Киеву? И так в классической конфигурации для того, чтобы достать указательным пальцем до спуска, приходилось сильно отводитьего назад, теперь же нужно было складывать его вдвое, и всё равно хват правой руки терял жёсткость. Пишут, что как спусковую можно использовать кнопку перемотки (кстати, отдельное упражнение на гибкость и силу пальцев – удерживать эту чортову кнопку и крутить – долго крутить – головку перемотки, которую для удлиннения наслаждения сделали вдвое большего диаметра), но эта кнопка расцепляет не только штифты затвора, но и шестерни его взвода, и усилие на кнопке заметно выше. Это же ещё и усложнение спускового механизма, ведь в изначальной конструкции шток от кнопки напрямую расцеплял штифты, тут же пришлось городить отдельный привод. Смешно то, что уже на Зените-ЕМ вернулись к прежней конструкции спуска, только курок остался дурацким до 122-го. Если выбирать между тройкой и 3М, то я лучше буду пихать плёнку через жёппу (к чему привык за годы пользования ранними ФЭДами-Зоркими-Зенитами), чем иметь всё время под пальцами это оскорбление здравого смысла.

    • 10111:

      Полностью согласен. Зенит-3М с т.з. эргономики это какое-то недоразумение в сравнении с действительно адекватным Зенитом-3. Вдобавок у 3М зачем-то кастрировали зеркало и уменьшили кратность видоискателя, что сделало его меньше и неудобнее. В общем, шаг вперед и два назад. Если после Зенита-3 и Старта у КМЗ еще были шансы создать толковую зеркалку со шторным затвором, то после ширпотребного 3М все стало предрешено.

    • Богдан:

      Я конечно не так давно увлекся пленочной фотографией, но когда мне в руки попал Зенит Е, расположение кнопки мне очень понравилось, оно мне показалось вполне эргономичным и очень удачным в плане эстетики, казалось, что кнопка там и должна быть (хотя пальцы у меня совсем не короткие). С историей Зенитов я тогда еще знаком не был, и когда в последствии мне посчастливилось завладеть Зенитом ЕТ 92-го года выпуска я конечно смирился с расположением кнопки, потому что это было не менее удобно, и вполне оправдывалось конструкцией привода диафрагмы, но мой внутренний перфекционист был несколько опечален. Возможно, конструктор этого аппарата руководствовался похожими соображениями.

  3. Мерзлая Собака:

    Зенит 3м с Гелиосом 44 был моей первой зеркальной камерой. Не скажу что у меня остались хорошие воспоминания. Он рвал пленку и не вылазил из ремонтов. Видоискатель там хоть и светлый но маленький. благодаря этим качествам я при первой возможности сменил его на Старт и Асахи Пентакс SV. Старт в отличии от Зенита, работал без поломок и имел нормальный даже по современным меркам видоискатель.

  4. Илья:

    Слышал одну интересную версию, что возврату названия зеркальным камерам КМЗ приложил руку Госплан. Смысл такой. Плановая экономика. Статистам необходимо четко рассчитывать количество производимой продукции. Например фотопленки. С этой позиции удобно, если каждые модели, потребляющие один тип пленки, например 35, будут носить одно название, 120 другое, 16 еще другое (для автомобилей в 67 году, вообще нормаль с индексами придумали). Заметим, что фотоаппарат предназначен ни на один год эксплуатации. Значит в расчетах участвуют модели и с предыдущими названиями, выпущенные годами ранее. Не так страшно, когда несколько моделей, но когда КМЗ их сделал уже много для 35мм: Зоркий, Зенит, Кристалл, Старт. Все это не способствовало удобным расчетам. В итоге пошли требования, привести названия к определенным требованиям, для их удобного подсчета. Это и сделали. 35мм остались Зоркие, а Кристалл и Старт, стали Зенитами. Это только версия, но мне она кажется правдоподобной.

    • Иван:

      Интересная теория. Не думаю, что именно так все и было, но структуры государственного планирования и статистики могли, вероятно, официально сетовать за сокращение номенклатуры изделий с формально одинаковыми характеристиками. Правда, на разных заводах все равно выпускалось немало наименований фотоаппаратов и пожелания плановиков не могли касаться только КМЗ. А Арсенал, например, вообще все фотоаппараты кроме Салюта называл Киевами. Но какие-то основания под гипотезой, думаю, есть. Очень жаль, что нет мемуаров, исторических хроник на уровне всего фотопрома СССР. Есть много тем в которых было бы интересно знать именно стратегический замысел.

      • Илья:

        И всё таки на мой взгляд не всё так просто. Например, если посмотреть камеры Арсенала, то они и правда назывались Киев. Однако у них были разные индексы. Сейчас поясню, что имею ввиду. Например под узкий формат были Киев 2, 4 и тд. А вот под средний формат, после 6 сразу идёт 60, А потом 88. Тоесть гипотетически могло и быть требование обособить модели. Я бы не скидывал эту версию со счета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.