Фотоаппарат Смена обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Этим обзором я начинаю цикл статей, посвященных эволюции шкального фотоаппарата Смена.
Аппараты Смена оставили яркий след в истории отечественного фотопрома и, безусловно, заслуживают попытки рассмотреть линейку этих камер как можно подробнее.
К сожалению, я не нашел нигде качественного описания истории этого фотоаппарата. Даже на официальном ресурсе ЛОМО, несмотря на наличие исторического раздела, о фотоаппаратах упоминается очень поверхностно.
В такие моменты особенно сильно ощущается, что гражданская фототехника, все-таки, была побочной продукцией на предприятиях. Все советские фото-предприятия были в первую очередь оборонными…
Тем не менее, опишу, что есть.
История фотоаппаратов Смена началась в 1939 году. Довоенная Смена выпускалась на «Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ» (ГОМЗ).
В 1962 году ГОМЗ был переименован в «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО). Таким образом, несколько поколений уже послевоенных Смен (и других фотоаппаратов Ленинградского производства) выпускались от имени ГОМЗ.
Довоенная Смена выглядит так:
Сейчас аппарат редкий и дорогой. У меня такого нет.
Что довоенная Смена из себя представляла? Аппарат складной и очень простой. Если вспомнить, что в те же годы в СССР выпускался уже ФЭД, то Смена смотрится совсем уж раритетно.
Судите сами: Аппарат, понятное дело, шкальный. Видоискатель рамочный, не оптический, Выдержек всего две: 1/50 и В (!!!). Объектив темный — 6,3/50. Пленка, хотя и 35 мм перфорированная, но использование кассет не предусмотрено. Пленка перед зарядкой просто сворачивалась в рулончик.
Прототипом для создания Смены мог выступать аппарат Kodak Bantam.
Ну что же, концепция существования параллельных линеек аппаратов классом повыше и пониже — бесспорна. Ясно, что массовому любителю нужен массовый же аппарат.
После Великой Отечественной Войны выпуск фотоаппаратов на ГОМЗ продолжился. Аппарат имел то же самое имя – Смена (без номера), но конструкция была совершенно иная.
Аппарат стал существенно совершеннее технически и функциональнее. Вот эту самую модель мы сейчас и рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Смена
Смена (можно сказать, Смена-1, но номера на корпусах не ставили) выпускалась в 1953-1962 годах на ГОМЗ и какую-то часть этого времени также на Минском Механическом Заводе.
Всего этой модели было выпущено около 1,7 млн. штук.
Штатный объектив — несъемный триплет Т-22 4,5/40. Предел диафрагмирования — f22. У моего экземпляра объектив с просветлением, на что указывает буква П на переднем срезе объектива.
Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, В. Для камеры начального уровня тех лет — отличный набор.
Часть выпуска первых Смен оборудовалась синхроконтактом. На моей модели синхроконтакта нет. Автоспуска также нет.
Смена не предполагала обратной перемотки пленки, в нее заряжалось сразу 2 кассеты. Подающая и принимающая.
Вес моего экземпляра 290 грамм.
Элементы управления:
Корпус новой смены бакелитовый, довольно сложной формы. Поверхность корпуса хорошо текстурирована. Аппарат легкий и его удобно держать в руках.
В передней части корпуса находится объектив и органы управления затвором в основании объектива. Об этом узле мы поговорим позже. На самом корпусе имеется еще только передний глазок видоискателя. Больше — ничего.
Сзади — тоже не густо — только окуляр видоискателя.
Видоискатель Смены я бы назвал нормальным для тех лет. он дает небольшую, но светлую картинку с заметной дисторсией.
Видоискатель ФЭДов тех лет давал картинку меньше.
Снизу аппарата — только штативное гнездо под старый стандарт 3/8 дюйма.
Замок задней крышки расположен на правом торце. Но будьте осторожны, крышка не откидная, а съемная. Не уроните аппарат пытаясь откинуть крышку.
Сверху у Смены слева-направо находятся:
— Массивная головка транспортировки кадра;
— Счетчик кадров;
— Кнопка разблокировки движения пленки;
— Скоба для принадлежностей.
Головка, которой протягивается кадр снабжена блокировкой вращения в неверную сторону.
Счетчик кадров выполнен в стиле часов. Циферблат круглый и по нему ходит стрелка. Ну, точнее, стрелка обозначена на оргстекле, покрывающем счетчик и двигается только если вращать ребристое кольцо вокруг счетчика. Это делается для выставления 0 на счетчике. Далее при съемке стрелка остается неподвижной, а поворачивается сам циферблат.
Такая форма счетчика кадров выглядит очень необычно и оригинально. Создается ощущение, что в руках не реально древний аппарат, а вполне современная конструкция, которая «косит» под древний аппарат.
Правее счетчика расположена кнопка, но это не спуск. Это — разблокировка протяжки пленки. При перемотке отснятого кадра, счетчик отмеряет один кадр и блокирует дальнейшее движение. Отсняв кадр, нужно этот блок освободить. Для этого нужно нажать на кнопку. У более современных аппаратов блок освобождается при нажатии на кнопку спуска, но у Смены рычаг спуска затвора находится в основании объектива и его нажатие на блок перемотки никак не влияет.
Переходим к окрестностям объектива.
Выдержка переключается вращением ребристого кольца в основании объектива. Менять выдержку можно как при взведенном затворе, так и при спущенном.
Чтобы взвести затвор, нужно опустить заводной рычаг (на фото слева) вниз до упора. Рычаг зафиксируется в таком положении.
Чтобы спустить затвор, нужно сдвинуть вниз спусковой рычаг (на фото справа). Сделать это можно только зацепив рычаг ногтем указательного пальца.
Спустить затвор можно и с помощью спускового тросика. Гнездо для его ввинчивания находится немного ниже спускового рычага.
Кольцо управления диафрагмой находится на переднем срезе объектива.
Для фокусировки нужно вращать весь объектив за накатку в передней части. Полный ход геликоида составляет почти 360 градусов. В верхней части объектива имеется язычок стопора, в который при вращении объектива упирается штифт-ограничитель. Если штифт убрать, то объектив просто выкрутится.
Ближний предел фокусировки — 1,3 метра.
Шкала глубин резкости нанесена на погон вокруг объектива. При расчете шкалы, видимо, использовался какой-то старый по нынешним временам стандарт и потому она весьма широко охватывает шкалу дистанций. Отметки для f16 практически сходятся вместе покрывая диапазон градусов, эдак, под 340.
Объектив, напомню, 40 мм. Широкоугольник, но умеренный.
Отношение к камере.
Послевоенная Смена — аппарат удачный. Компактный, удобный и функциональный. Ленинградцам удалось сходу найти концепцию, которая позволила обеспечить хорошей фотокамерой миллионы начинающих пользователей.
Примечательно, что с конца 50-х годов Смена выпускалась в Китае под названием “Янцзы”…
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:
Инструкция:
Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.
Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов
Весной стал обладателем первой послевоенной Смены(без номера которая).Камера понравилась.Конструкция,выражаясь современным языком,абсолютно модульная.Затвор,обьектив,узел подачи пленки,счетчик с блокировкой – все абсолютно раздельно.Обьектив Т-22 темноват,конечно :светосила 4.5 всего,но на современных пленках этого достаточно вполне.Кстати,диафрагма 22 на этом обьективе очень выручает при чувствительности пленки 200 единиц на солнце.Обащаться с этой камерой нужно аккуратно – пластик хрупковат.Может от времени.Смены производства ленинградского сделаны поинтереснее минских.У них направляющие пленки металлические,у минских пластиковые,окуляр видоискателя
у ленинградских сьемный.У минских он заодно с корпусом отлит.Хотя литье корпусов минчане почетче делали.У них корпуса какие-то более ребристые,ухватистее что ли.В общем,хорошая камера.Пользуюсь с удовольствием.И еще один плюс – размеры.Просто карманная камера.Респект конструкторам!
Мне мама подарила Смену, мою ровесницу за отличное окончание 1-го класса в 1964 году. Освоив книжку “Юный фотограф” я долгое время снимал по несколько плёнок в год. Ныне фотоаппарат с более поздними Киевом и Зенитом лежат, как память. Нового хозяина нашел только объектив Гелиос 40. А Смену я буду хранить всегда.
Правильное решение.
Подскажите как безопасно извлекать принимающую касету. Конечно фотографировать я на Смену не буду, но хотелось бы знать. Извлечь касету без повреждения наматывающей головки не выходит.
Раньше когда что нибудь закусывало или рвались перфорированные отверстия на пленке а дальнейшая перемотка была не возможна я брал фотоаппарат, ложил под одеяло или куртку засовывал туда руки и исключал попадание туда света и вручную наматывал на приемную касету. Не знаю может кто делал по другому тогда интернета не было и черпать информацию было негде
Добрый день, под руководством Горячёва Николая Васильевича, великого фотографа, педагога и коллекционера фототехники, взял в своё время 3 диплома на Смене-8М. Фотоаппарат с историей, занесён в книгу рекордов Гинесса. И всем советую начинать коллекцию фотоаппаратов со Смены-8М! Это- не про деньги, это- про любовь!