Фотоаппарат Турист обзор и инструкция



P7228685Этот пост начинает на проекте Фототехника СССР серию обзоров о советской фототехнике 30-40-х годов прошлого века.

Конечно, солидный исторический ресурс никак не может обойти вниманием этот интереснейший пласт советской фото-реальности.
К счастью, уже в те годы многие фотоаппараты в СССР выпускались солидными сериями и потому обзавестись некоторыми моделями сейчас совсем недорого. Сложнее найти экземпляр в рабочем состоянии.

Сегодня мы рассматриваем фотоаппарат Турист.

Выпускался Турист в конце 30-х годов в Ленинграде на «Государственном оптико-механическом заводе имени ОГПУ» (ГОМЗ, в последствии ЛОМО).

Турист был в числе самых первых разработок предприятия.

К сожалению, я не нашел ничего по истории создания Туриста. Советские фото-предприятия все имели в первую очередь оборонную направленность. Гражданская продукция была вторична.

Даже сейчас на исторических страницах сайтов предприятия предпочитают гордиться совсем не историей любительской фото-аппаратуры.

У меня нет сведений, что у Туриста есть конкретный иностранный прототип, но конструкция аппарата настолько проста и очевидная, что, скорее всего, иностранных аналогов хватает. Тогда просто никто не видел нужды изобретать велосипеды, а аппараты такого класса во всех странах были похожи.

Читатель проекта Сергей Краснов после выхода стати указал на сходство Туриста с аппаратом Zeiss Ikon Bebe. Что  ж, сходство совершенно очевидно.

_2Wj3R2aFLsXvuVDUawus0 
Давайте посмотрим камеру подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Турист

P8038948Турист выпускался в 1934—1940 годах на ГОМЗ. Общий выпуск составил более 136 тыс. штук. Это довольно много, учитывая, что фотография в то время была занятием прогрессивным, но не настолько уж массовым.
P7228723Штатный объектив — несъемный Индустар-7 3,5/105, четырехлинзовый анастигмат со схемой Тессар.


Оптическая схема:

Снимок

Разрешающая способность, центр/край (лин/мм) — 27/14.
Предел диафрагмирования — f32.
P7238761Лепестков диафрагмы — 10 штук.

P7238773Аппарат рассчитан на фотопластинки размером 6,5 х 9 см. Пластинки заряжались в специальные приставные кассеты.

С помощью моей статьи о кроп-факторе несложно посчитать, что в эквиваленте 35 мм пленки объектив Туриста имел ФР = 41 мм, т.е. был достаточно широкоугольным.
На ресурсе Георгия Абрамова приведен отзыв о Туристе в статье из журнала «Советское фото» № 1 за 1938 год.


Из письма читателя видно, что Индустар-7 обладал хорошими по тем временам характеристиками и ценился пользователями.

imwhxg11888Этот же объектив устанавливался на аппарат Репортер, который относился к существенно более высокому классу сложности. Репортер на фото. Это – очень редкий аппарат.


Затвор — центральный межлинзовый марки «ГОМЗ». Затвор отбивает выдержки 1/25, 1/50, 1/100, В, Д и не требует предварительного взвода. Об этом попозже.

Вот ассортимент выдержек затвора вызывал нарекания пользователей тех лет. Отсутствие коротких выдержек не давало возможности реализовывать потенциал светосильного объектива. Диафрагму приходилось прикрывать.

Турист— это клап-камера или попросту складной фотоаппарат. Рабочий отрезок объектива очень большой и чтобы уменьшить габариты аппарата при транспортировке, его складывали.

В сложенном состоянии Турист не превышает габаритами фотоаппарат Зенит, а конструкция складывания выглядит по нынешним временам весьма забавно.

P8038950P7228715
Чтобы привести Турист в готовность к фотографированию, переднюю стенку с объективом и затвором нужно потянуть на себя. Для удобного захвата на коротких торцах задней части корпуса имеются специальные полукруглые выемки.

P7228687P7228689
При раскладывании начинают распрямляться четыре распорки. В полностью разложенном состоянии распорки должны быть прямыми.

Не нужно пытаться тянуть половинки корпуса сильно. Если распорки в конечной стадии раскладывания не встают ровно — помогите им распрямится вручную.

Чтобы аппарат сложить, нужно надавить на середины распорок так, чтобы они начали складываться и потом аккуратно и ровно свести вместе переднюю и заднюю половинки корпуса.

Материал меха, соединяющего части корпуса похож на кожу, а весь корпус Туриста — бакелитовый. Надписи, сделанные краской, выполнялись, скорее всего, вручную.

Вес моего экземпляра 580 грамм.

Элементы управления:

Турист оптимизирован как под горизонтальную ориентацию кадра, так и под вертикальную. Даже штативных гнезд у него два. Поэтому, чтобы не путаться, нам нужно договориться, где у аппарата верх.

Чтобы никого не путать, я буду ориентироваться на вертикальное положение кадра потому, что именно так правильно располагается название аппарата на передней панели и эмблема ГОМЗ на задней.

Правда, удобнее использовать Турист все-таки в горизонтальном положении…

Итак, объектив, поводки переключения диафрагм и выдержек, а также рычаг спуска находятся на передней части корпуса.

P7228719P7228734
Затвор Туриста не требует взведения. На выдержках 1/25, 1/50 и 1/100, чтобы сделать снимок, нужно просто нажать на рычаг. По мере движения рычага будет сжиматься пружина затвора. Когда рычаг дойдет до крайнего положения, пружина распрямится и затвор сработает.

P7228737Понятно, что рычаг при этом имеет солидный ход и идет с некоторым сопротивлением, что повышает риск появления шевеленки.

На выдержке К (Короткая ручная) — затвор откроется при нажатом рычаге и закроется когда рычаг будет отпущен.
На выдержке Д (Длительная ручная) — затвор откроется при нажатом рычаге, но не закроется когда рычаг будет отпущен. Чтобы закрыть затвор, нужно нажать рычаг повторно.

Рядом с рычагом располагается гнездо под спусковой тросик.

Автоспуска и синхроконтакта у Туриста нет, что естественно для тех лет.

Не нашлось места и для шкалы ГРИП. Более того в инструкции понятие глубины резкости дано, но никаких конкретных рекомендаций или таблицы ГРИП не приводится. Аппарат никак не ориентирован на съемку с фокусировкой на ГФР, хотя, это, вроде бы просто очевидно необходимо.


Фокусировать Турист можно двумя способами — по шкале дистанций на объективе и по матовому стеклу.

При фокусировке по шкале дистанций для кадрирования Турист оборудован двумя складными видоискателями.

P7228692P7228694
Первый видоискатель — рамочный — смонтирован на левой части корпуса. Визир видоискателя откидывается, а сама рамка выдвигается из передней части корпуса.

Второй видоискатель — оптический — находится на верхней части корпуса. Оправы и передней и задней линзы откидные.

P7228696P7228697
Оптический видоискатель дает вполне резкую картинку, но имеет увеличение 0,3х. Это значит, что он все уменьшает примерно втрое.

Обоими видоискателями можно пользоваться при любой ориентации кадра и оба не дают точных границ кадра.

По мне, так оптический видоискатель не дает особых преимуществ против рамочного. Для каких целей камеру оснастили обоими типами — понять сложно.

Если решено фокусироваться по матовому стеклу, то видоискатели не нужны. На этот случай есть целая процедура.

P7228700За задней стенке аппарата есть дверца, запертая на сдвижную защелку.
P7228743При открывании дверцы сзади аппарата раскрывается бленда из мягкой кожи. Чтобы бленда держала форму, в ней есть две распорки.

Внутри бленды видно матовое стекло с довольно крупным матированием.
Далее следует выставить на затворе выдержку Д и открыть затвор.

Свет, проходя черед объектив и корпус аппарата падает на матовое стекло и формирует на нем изображение точно так, как сформирует впоследствии на эмульсии фотопластинки.

Вращая геликоид объектива следует добиться резкого изображения на матовом стекле, как это показано на фото ниже.

20180802_13441220180802_134809
Держать Турист в руках неудобно, надежно взяться у него не за что. Очень легко задеть распорки и нарушить тем самым плоскость фокусировки.

Поэтому, при фотографировании с использованием матового стекла рекомендовалось установить аппарат на штатив. Это очень дельный совет. Штативные гнезда на 3/8 дюйма находятся на нижней и правой сторонах аппарата.

Матировка на стекле крупная, а объектив Туриста все-таки темноват. Я бы не сказал, что такой способ позволяет получить фокус, радикально более точный, чем по шкале дистанций.

Картинка, конечно, перевернута по обеим осям.

Мой цифровой аппарат немного сгущает краски насчет виньетирования, живым глазом все выглядит получше, но виньетирование все равно ОЧЕНЬ сильное.

Но, так или иначе, фокус наведен.

Далее следует, не трогая фокусировочное кольцо объектива и никуда не смещаясь, выполнить следующие действия:

1. Закрыть затвор повторным нажатием на рычаг спуска;
2. Выставить иную выдержку, если нужна иная;
3. Выставить иную диафрагму, если нужна иная (фокусироваться проще на открытой, конечно);
4. Снять с аппарата задник с матовым стеклом (!!!);
5. Надеть на место задника кассету с пластинкой;
6. Выдвинуть из кассеты шибер;
7. нажать на спуск;
8. Задвинуть шибер.

P7228755P7238768
До момента как будет выполнен п 7 нужно еще, чтобы объект съемки никуда не убежал…

Ясно, что если мы фокусировку по матовому стеклу не применяем, то и задник со стеклом нам не нужен и на аппарате всегда будет пристегнута готовая к съемке кассета.

P7238766Чтобы задник или кассету снять, нужно сдвинуть защелку на верхней панели аппарата.


По моему мнению, фокус по матовому стеклу в 90% случаев не оправдывал сложности затрачиваемых на его реализацию операций и скорее всего Турист чаще использовался как шкальник.

Есть еще тонкость. Когда шибер кассеты выдвинут, т.е. аппарат готов к съемке, то шибер блокирует оптический видоискатель. Конечно, шибер можно вытащить полностью, в кассете была предусмотрена специальная светозащитная опушка, чтобы перекрыть щель, но я думаю, что пользователи предпочитали перестраховаться и шибер полностью не вынимали.


Таким образом, в большинстве случаев Турист использовался как шкальник с рамочным видоискателем.

P7228706
P7228708

Отношение к камере.

Рассматривая аппараты подобные Туристу, начинаешь искренне уважать фотографов тех лет.

Как говорится, «тут вам не здесь»…..

Самое больше отличие от более современных аппаратов, это, конечно, жестко ограниченный запас фотоматериала.

Кассет к Туристу прилагалось 6 штук. Взяв с собой фотоаппарат можно сделать 6 снимков. И все!

Скорее всего, кассеты можно было купить дополнительно, но во-первых, это ж деньги, а во-вторых, кассета с пластинкой весит чуть больше 90 грамм. Чтобы иметь возможности по количеству снимков, аналогичные стандартной кассете узкой пленки, нужно нести с собой, например, в поход, 3,3 кг только снаряженных кассет.

В общем, не было тогда у людей привычки щелкать затвором налево и направо. Каждый кадр был единственным, неповторимым и заслуживал потраченного на него труда.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *