Фотоаппарат Москва-4 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Я снова возвращаюсь к теме среднеформатных фотоаппаратов Москва. Сегодня у нас в гостях Москва-4.
Москва-4 — это модернизация модели Москва-2. Именно Москва-2, т.к. мы помним, что Москва-3 — это пластиночная камера, и она стоит особняком в линейке.
На снимке аппарат, который виден слева — Москва-2. Справа — Москва-4.
Найдите, как говорится, 10 отличий…
Десяток, пожалуй, не наберем, и отличия не так уж заметны, но они есть.
1. Появился синхроконтакт. На снимке он хорошо виден между рычагом взвода затвора и номером.
В каком году вышла Москва-4? Бинго! Конечно в 1955-м, ведь именно в этот год многие советские фотоаппараты массово получили синхроконтакт. Линейка Москва — не исключение.
Больше по теме начала синхронизации со вспышками — читайте в этом обзоре.
Затвор Москва-4 называется Момент-23С. Затвор Москва-2 назывался Момент-1. Набор выдержек у этих затворов одинаковый. Я вот не знаю, отличается ли чем-то Момент-23С от Момент-1, кроме синхронизации. Если знаете вы, пожалуйста, напишите.
2. Москва-2 снимала кадры форматом 60х90 мм. На 120-ю фотопленку таких кадров умещалось всего 8 штук. Это, конечно, очень мало и неудобно. Качество фотоматериалов постепенно росло, и к 1955 году узкая пленка позволяла иметь вполне приличные фотографии.
Пятикратная разница в площади кадра была уже просто не нужна. Ну, или нужна сильно не всегда.
Поэтому, Москва-4 получила возможность снимать в двух форматах 60х90 и 60х60 мм. При выборе второго формата на пленку умещалось уже 12 кадров. В полтора раза больше.
Для реализации съемки в двух форматах камера была дополнительно оснащена:
Во-первых, съемной рамкой 60х60 мм в кадровое окно.
Т.е. «на лету» менять формат все-же было невозможно.
Во-вторых, — вторым окошком с заслонкой в задней стенке.
Как вы знаете, пленка тип-120 предполагает контроль протяжки кадра по специальным отметкам на бумажном ракорде, которым пленка проложена по всей длине.
На ракорде нанесены несколько наборов отметок с границами и номерами кадров — для разных форматов.
Если съемка ведется в формате 60х90 мм, контроль производится через нижнее окно. Для формата 60х60 мм — применяется верхнее окно.
В-третьих, у Москвы-4 имеется специальная откидная пластина, которая сужает поле зрения видоискателя для съемки в формате 60х60 мм.
Эта пластина по умолчанию прижата к «полу» между рамками видоискателя и зафиксирована там защелкой. Если защелку отодвинуть, пружина поднимет пластинку и прижмет к передней рамке.
Вот как-то так.
Всем прочим Москва-4 и второй модели не отличается.
Москва-4 выпускалась не очень долго — с 1955 по 1958 год и большим разнообразием модификаций не отличается.
Отмечу только, что более поздние выпуски имели совершенно другую форму верхней части корпуса и больше походили уже на Москва-5.
Такой поздний вариант Москва-4 является более редким и есть на этом фото, но мы рассмотрим его отдельно попозже.
Модификации Москва-4 как обзоре — более ранние — сильно редкими назвать нельзя, если вы не ищите что-то конкретное и необычное.
Сложнее найти аппарат в приличном состоянии и с, например, не утерянной рамкой в кадровое окно.
На аппаратах Москва-4 самостоятельные номера проставлены на объективе, затворе и на корпусе (на внутренней поверхности откидной крышки). Во всех случаях первые две цифры номера означают год выпуска. Номером аппарата считается номер на корпусе.
В обзоре у нас экземпляр Москва-4 в отличном состоянии 1956 года выпуска за номером 5617402.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Москва-4
Москва-4 — складной среднеформатный фотоаппарат. «Гармошка».
Размер кадра — 60х90 или 60х60 мм. На стандартной пленке тип 120 получается 8 или 12 кадров.
Аппарат дальномерный, причем принцип работы дальномера основан на клиновом оптическом компенсаторе.
Видоискатель складной оптический, не сопряжен с дальномером.
Объектив несъемный Индустар-23 1/4,5 f11см. Предел диафрагмирования — f32. МДФ — 1,5 метра.
Оптическая схема (линз/групп) — 4/3
Количество лепестков диафрагмы — 10
Затвор центральный Момент-23С. Отбивает выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, В.
Аппарат оборудован синхроконтактом. Автоспуска нет
Вес моего экземпляра 860 грамма.
Элементы управления:
Корпус Москва-4 сложной формы и основная его поверхность покрыта оклейкой из кожзама. Оклейка состоит из нескольких деталей, а в промежутках между ними расположены элементы из светлого металла и молдинг.
Все вместе это делает аппарат очень эстетичным. Красивым, я бы даже сказал.
В сложенном состоянии корпус аппарата достаточно тонкий. На правом торце есть небольшой кожаный ремешок для переноски.
Чтобы разложить аппарат, нужно нажать на кнопку в правой части верхней панели.
Передняя крышка откинется пружиной влево и вперед вытягивается мех гармошки с затвором и объективом на переднем конце.
Одновременно автоматически откинутся рамки видоискателя.
Все вместе это выглядит очень эффектно. Но в момент откидывания переднюю крышку лучше придерживать, чтобы она не била в стопор. Пружина достаточно сильная, а удары механизмам на пользу не идут.
В завершение всего нужно вручную откинуть вверх компенсатор, который находится справа от объектива.
На корпусе имеются два штативных гнезда на 3/8 дюйма. Первое — в нижней части корпуса. Второе — на откидной крышке. Им нужно пользоваться при вертикальной ориентации кадра.
Также при вертикальной ориентации аппарат можно просто поставить на какую-либо поверхность. В этом случае пригодится откидная ножка на передней крышке.
Пленка в аппарате движется справа-налево. Головка протяжки — слева на верхней панели. Направление вращения показано стрелками, но имеется и блокиратор вращения в неверную сторону.
Счетчика кадров нет. Среднеформатная пленка тип-120 предполагает контроль границ кадра по отметкам на ракорде пленки. Пленка на всю длину проложена бумажным светонепроницаемым ракодорм, на тыльной стороне которого нанесены отметки границ кадров и их номера.
При протяжке кадра нужно открыть заслонку в окошке для соответствующего формата кадра на задней стенке камеры и через красное стекло контролировать появление отметки границы. Фото есть выше.
Взвод затвора — отдельная операция и осуществляется она рычагом в правой части объектива. Рычаг нужно взводить вверх.
Чуть ниже рычага у Москва-4 располагается гнездо проводного синхроконтакта.
Спуск осуществляется кнопкой в левой верхней части корпуса. Кнопка смещена вперед, и нажимать ее, в принципе, достаточно удобно указательным пальцем, если держать камеру, охватывая левой рукой откинутую крышку (4 пальца сверху, большой — снизу поддерживает корпус). Как видеокамеру, но хват левой рукой.
Кнопка имеет гнездо для спускового тросика. Кроме того, она блокируется после спуска, пока головка протяжки не будет немного повернута. Этим предупреждается повторное экспонирование.
Впрочем, если повторное экспонирование нужно или просто нет желания пользоваться кнопкой, затвор можно спустить рычагом слева-снизу от объектива. Он не блокируется.
Видоискатель состоит из двух откидных рамок с линзами. Дает он вполне крупную, резкую и светлую картинку.
Поле зрения видоискателя корректируется для выбранного формата кадра.
Дальномер состоит из нескольких узлов.
Первая часть находится в надстройке в верхней части корпуса. Тут все привычно. Сзади одно окно, спереди — два. Внутри надстройки система зеркал накладывает две картинки друг на друга. Наведение фокуса заключается в совмещении картинок в одну.
Но в надстройке нет поворотного зеркала. Вместо него у Москва-4 есть клиновый компенсатор. Он спереди, справа от объектива, напротив правого окна дальномера.
Компенсатор состоит из двух круглых призм. У круглого стекла один край толще другого. В оправе их там именно два.
Компенсатор механически связан с кольцом фокусировки объектива. При вращении кольца фокусировки — призмы в компенсаторе тоже вращаются, причем, в разные стороны.
Если честно, я не очень понимаю, как там все с т.з. оптики происходит, но картинка, видимая через компенсатор, при этом смещается в сторону.
Это все хорошо видно на видео. Тут снята Москва-2, но в данном случае разницы никакой. Я специально не стал стирать пыль на компенсаторе. Благодаря пыли хорошо видно, что два стекла вращаются в разные стороны. И заметно, как видимое через компенсатор изображение надстройки аппарата смещается.
Правый глазок дальномера смотрит вперед именно через компенсатор. И именно благодаря работе компенсатора в окошке дальномера одна из картинок смещается при вращении кольца фокусировки.
Для фокусировки есть специальное колесико с зубчиками справа от объектива — оно передает вращение на кольцо фокусировки объектива и на компенсатор. Но можно вращать и непосредственно переднее кольцо на объективе — все будет передаваться правильно.
Передняя часть аппарата плотно покрыта шкалами, которые выполнены старательно и очень красиво смотрятся.
Шкала на внутренней окружности — это дистанции. Они нанесены на кольцо фокусировки. Индекс — справа под компенсатором.
На среднем неподвижном кольце темного цвета светлыми цифрами — это диафрагмы. Слева — шкала собственно диафрагм. Переключаются они поводком со стрелкой слева.
Справа — это шкала ГРИП.
Особенность объектива Индустар-23 в том, что свои наилучшие показатели он демонстрирует на дистанциях от 5-6 метров и дальше. Поэтому, вполне разумно воспользоваться фокусом на ГФР, для чего аппарат приспособлен.
На шкале дистанций (между 8 и 15 метрами) и на шкале диафрагм (между f8 и f16) нанесены точки. Если выставить параметры по ним, то объектив будет сфокусирован на гиперфокальное расстояние и резким будет все пространство от примерно 4,5 метров и до бесконечности.
Внешняя окружность — это кольцо переключения выдержек. Шкала — справа. Индекс тот же, что и для дистанций.
ВНИМАНИЕ. Согласно инструкции, выдержки можно менять только ДО взвода затвора. Это нетипично, обратите внимание.
Сложить аппарат — процедура более трудоемкая.
Вручную складываем видоискатель. Сначала наклоняем переднюю рамку, затем накрываем ее задней и защелкиваем.
Не забываем опустить вниз компенсатор!
Далее нужно нажать на два хромированный рычага и сдвинуть их по фигурной прорези в направляющих в сторону корпуса. Для этого требуется некоторое усилие.
Когда рычаги сдвинуты, крышка начнет закрываться. Аккуратно закрываем ее и при этом подводим (подправляем рукой) левую строну объектива под крышку. Объектив должен поднырнуть под полузакрытую крышку, после чего ее можно закрыть до конца.
В закрытом положении крышка защелкивается.
Чтобы зарядить или вынуть пленку — нужно открыть заднюю стенку.
Защелка справа под ремешком. Стенка откидываемся на петлях влево.
Отношение к камере.
Москва-4, ранняя, как в обзоре, — думаю, самая механически сложная камера в линейке. У нее есть прямо-таки максимальное количество деталек, которые складываются, откидываются, поворачиваются и т.д.
Плюс, очень харизматичный внешний вид а-ля «ретро».
Если вы планируете завести в коллекции Москву, но собираетесь ограничиться одной моделью — рекомендую именно такую Москва-4.
Еще у меня есть видео-обзор этого аппарата:
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция (благодарность eugigufo.net):