Байонет Contax-Киев
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Байонет Contax
Байонет Contax — байонетное соединение объективов и малоформатных дальномерных фотоаппаратов, предложенное фирмой Zeiss Ikon в 1932 году.
Встречается также такое название как Contax RF.
RF, при этом, означает Range Finder, т.е. Дальномер.
После начала производства в СССР дальномерных фотоаппаратов Киев, которые были копией немецких Contax, — советский аналог байонета стали называть Contax-Киев.
Применительно к типу крепления оптики, применяемому на советских фотоаппаратах, названия Contax , Киев, Contax-Киев, — в любых разных вариациях, с добавлением RF или без — все означает одно и то же.
Байонет Contax-Киев интересен тем, что состоит, по сути, из двух почти независимых байонетов.
На камере одновременно присутствуют два крепления, одно внутри другого:
— внутренний байонет;
— наружный байонет.
У этих байонетов отличаются и рабочие отрезки. Рабочий отрезок для наружного байонета 34,85 мм, а для внутреннего — 31,85 мм.
На снимке синими стрелками показаны лепестки крепления внутреннего байонета, а красными – внешнего.
Дело в том, что байонет Contax-Киев — это не просто способ крепления.
Это — довольно сложный узел, который отвечает за фокусировку и за взаимодействие объектива с дальномером камеры.
Сменные объективы к дальномерным Киевам выпускались с креплением для внутреннего байонета или для внешнего.
Для крепления к внутреннему байонету выпускались только объективы с ФР около 50 мм.
Я знаю таких только три: Юпитер-8М 2/50, Юпитер-3 1,5/50 и Гелиос-103 1,8/53.
Интересно то, что объективы, которые крепятся во внутренний байонет — не имеют в себе фокусированного механизма.
Эти объективы представляют собой линзоблок, снабженный диафрагмой.
У такого объектива нет ни фокусированного кольца, ни шкалы расстояний, ни шкалы глубины резкости.
На снимке слева – Юпитер-8 под резьбу М39, а справа – Юпитер-8М под внутренний байонет.
Видно отсутствие кольца фокусировки и шкал.
Всего этого у объектива нет потому, что все это встроено в байонет и расположено на камере!
Даже фокусироваться можно вращая не объектив, а специальное колесико на камере.
В процессе фокусировки вращается весь внутренний байонет вместе со шкалой расстояний.
При этом, весь байонет (а значит и закрепленный в нем объектив) — выдвигается из камеры и задвигается обратно. Так, собственно, и происходит фокусировка.
На левом фото объектив сфокусирован на бесконечность, а на правом – на 1 метр и байонет при этом максимально выдвинут.
Как закреплять объектив, если байонет вращается? Да, этот вопрос конструкторам пришлось отдельно решать.
Байонет имеет стопор в положении на бесконечность. Для того, чтобы корректно установить объектив — байонет должен быть переведен в это положение, где стопор автоматически защелкивается.
Стопорение байонета решает 2 задачи:
А) объектив будет вставляться в байонет всегда в одном положении, что проще для пользователя
Б) байонет не будет проворачиваться при попытке закрепления объектива.
Т.е. мы сначала стопорим байонет, а потом фиксируем в нем объектив.
Далее, для начала работы с объективом байонет со стопора снимается. Для этого есть во такая пластинка, на которую нужно нажать.
Объектив фиксируется очень простым способом. Фиксатор — это изогнутая упругая металлическая пластина с вырезом.
При установке объектива специальный выступ на его оправе скользит по платине фиксатора и прижимает ее к основанию байонета.
В момент, когда выступ доходит до выреза в пластине — он проваливается в прорезь, пластинка распрямляется, и обратно провернуть объектив уже не получится.
Чтобы снять объектив, нужно нажать на пластину пальцем, прижать ее к основанию байонета и тогда выступ на оправе объектива перестанет упираться в край прореза, а объектив можно будет провернуть и высвободить.
Знаете, для 30-х годов такой механизм фиксации наверняка смотрелся «на ура». А вот в 80-х все это выглядело немного экзотично.
Зачем такая конструкция байонета?
Во-первых, внутренний байонет Киева обеспечивает лучшую точность взаимодействия объектива и дальномера. Ведь при смене объектива весь узел, который передает положение фокусировочной системы в дальномер — остается как был в камере.
Вспомним, что на первых ФЭДах — сменные объективы требовали индивидуальной подгонки под дальномер камеры.
Система, которая, в те годы позволяла сменить объектив без последствий для точности дальномера — смотрелась прорывной.
Во-вторых, объективы под внутренний байонет – проще своих собратьев под М39 по конструкции и потому — компактнее и, главное, — дешевле.
Имея некоторое количество объективов, фотографу, по сути, нужно приобрести только один геликоид. Тот, что расположен в камере.
Относительно недавно по этому пути пошла Sony. Система стабилизации, которую Sony применяет в своих камерах, расположена не в объективе, а в корпусе камеры. У Sony стабилизируется матрица.
Следовательно, покупая разные объективы пользователь не покупает каждый раз новый стабилизатор и потому за него не переплачивает.
Переплачивает он за другие вещи, но не будем об этом. :о)
Смысл понятен. Очень интересная идея.
Правда, красоту идеи все-таки портят реалии жизни.
Невозможно сделать шкалу расстояний и шкалу глубины резкости с одинаковым шагом для объективов с совершенно разными фокусными расстояниями.
Поэтому, все прочие объективы, которые были длиннее или короче ФР 50-53 мм выпускались под внешний байонет.
Внешний байонет жестко закреплен на корпусе камеры. В нем ничего не вращается и не двигается.
Объективы на внешний байонет, по сути, уже мало чем отличались от своих М39 собратьев. У этих объективов есть и собственный геликоид и шкалы расстояний и резкости.
Такие объективы имеют на хвосте широкую «юбку» с защелкой.
Юбка накрывает собой внутренний байонет и расположенные на нем шкалы расстояний и глубин резкости. Объектив фиксируется на внешнем байонете.
Слева Юпитер-11 под резьбу М39. Справа – Юпитер-11 под внешний байонет. Хорошо видна «юбка» крепления и защелка.
Интересно, что геликоид объективов с резьбой М39 и байонетом Contax-Киев – нужно вращать в разные стороны!
Но все не так просто, как кажется. Ведь нужно передать положение геликоида объектива на дальномер. А сделать это можно только через внутренний байонет.
Поэтому, внутри «юбки» располагается тонкое кольцо с вырезами, соответствующими форме внутреннего байонета.
При установке объектива, кольцо сцепляется с внутренний байонетом и передает на него вращение геликоида.
При этом, в удержании объектива на камере внутренний байонет уже не участвует.
Но это еще не все.
Мы ведь помним, что при вращении внутренний байонет выдвигается?
Чтобы скомпенсировать это выдвижение, кольцо с прорезями в объективе выполнено подпружиненным. Байонет выдвигается — кольцо уходит глубже в объектив.
Но и это еще не все.
Мы ведь помним, что внутренний байонет стопорится на бесконечности?
Снять его со стопора можно нажав на пластинку за фокусированным колесиком и провернув немного колесико.
Но с пристыкованным на внешний байонет объективом этим колесиком пользоваться не рекомендуется.
Слишком велика механическая нагрузка на узлы камеры. Что делать?
Решена проблема так: При надевании объектива, его «юбка» сдвигает специальный рычажок, который также как и платина за колесиком освобождает фиксатор внутреннего байонета.
В итоге, внутренний байонет вообще перестает парковаться.
Присоединенный объектив фиксируется с помощью защелки на «юбке».
И даже это еще не все!!!
В момент стыковки объектива и камеры – дистанция, выставленная на объективе и на внутреннем байонете должны совпадать. Иначе мы на шкале дистанций будем наблюдать отдно, а передавать дальномеру – другое!
Поэтому, присоединять объективы можно только в положении фокусировки на бесконечность! И у объектива и у байонета должно быть положение фокусировки на бесконечность.
Следовательно, лучше и перед снятием объектива выставить его (ну и, как следствие, байонет) — тоже на бесконечность.
И всегда следить, что ничего случайно не передвинулось.
Теперь все….
Вот так вот все интересно и напоминает пляски с бубнами, на самом деле.
Какой прок в такой хитрой системе двойного байонета?
Мне кажется, что проку немного.
Идея двойного байонета — родом из 30-х годов. Тогда, видимо, были причины полагать, что это очень перспективно.
Точность сопряжения объектива с дальномером — был весьма актуальный вопрос для тех лет.
Более дешевая реализация «полтинников».
Возможно, что-то еще.
Но проверку временем, идея, как говорится, не прошла.
Проблема точности решилась благодаря научно-техническому прогрессу, а простота полтинников нивелировалась сложностью прочих объективов.
В итоге, никто из мировых брендов эту идею не поддержал. Да и сами Арсенальцы в своем Киеве-5 от внутреннего байонета отказались, на сколько это было возможно. Почти отказались, скажем так.
Но как образец технической мысли, камеры с байонетом Contax-Киев — очень интересны.
Всем, кто коллекционирует советскую фотоаппаратуру рекомендую завести себе Киев и пару объективов под разные его байонеты. Очень интересно просто поразбираться с тем, что как работает.
Это не будет дорого стоить, зато смотрится на полке замечательно.
Можно ли установить оптику под байонет Contax-Киев на цифровые камеры?
Можно. Но понятно, что такой переходник чисто технически весьма сложен в изготовлении и потому стоимость фабричного изделия под сотню долларов.
При этом, есть совсем немного объективов, которые стоит попробовать «в деле» и которые недоступны с более демократичным креплением.
Отчасти проблему решают умельцы, которые делают такие переходники из частей старых Киевов, сращивая их с фабричными переходниками, например, М39-ваша фотосистема.
Стоимость самодельного переходника на беззеркалку уже может быть вполне разумной.
Вполне очевидно, что корректно работать далономерная оптика будет только на беззеркальных камерах. На зеркалках — только как Макро.
В общем, если вы не энтузиаст, а просто ищите максимум качества за минимальную цену — оптика Contax-Киев — не ваш выбор.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Очень обрадовался, найдя Ваш сайт, поскольку являюсь Вашим коллегой по увлечению пленочной фототехникой, в частности, советской. Имею коллекцию советских камер, в какой-то мере, сопоставимую с Вашей. Кроме того, многие годы я занимался ремонтом фотоаппаратов (откуда и взяла начало коллекция).
Должен заметить, что ряд Ваших утверждений в этой статье неверен.
Вы пишете:”Следовательно, лучше и перед снятием объектива выставить его (ну и, как следствие, байонет) — тоже на бесконечность.
И всегда следить, что ничего случайно не передвинулось.Теперь все….
Вот так вот все интересно и напоминает пляски с бубнами, на самом деле.”
На самом деле никаких “танцев с бубнами” нет – неспроста в течение многих десятилетий репортеры всего мира любили
Contax’ы (а после моделей II и III, копиями коих стали “Киевы”, были еще и IIа и IIIа послевоенной разработки)!
Поверьте опыту съемки “Киевами” (и моему в т.ч.), а нет – проверьте!
Обратите внимание, что подвижный внутренний байонет и кольцо фокусировки объективов на внешний байонет становятся на бесконечность, вращаясь навстречу друг другу, причем направление вращения оправы объектива при постановке его на внешний байонет соответствует направлению постановки внутреннего байонета на “бесконечность”(т.е. сдвинуться с бесконечности при установке объектива внутренний не может). В то же время, если Вы вставляете объектив, вращая его за кольцо фокусировки, то вращение ставит его тоже на “бесконечность”. Ничего никуда сдвинуться не может, т.к. обе вращающиеся детали вращаются только в сторону упора “бескон.”!
Вы пишете:”В итоге, никто из мировых брендов эту идею не поддержал.”
На самом деле эта идея, принадлежавшая Карлу Хайнцу Кёпенбендеру, просуществовала до 21 века и использовалась лидерами мировой фотоиндустрии, такими как Nikon и Voigtlander ( cм., например, https://www.cameraquest.com/usingthe.htm и https://kenrockwell.com/nikon/rangefinder/index.htm)
и считается лучшим вариантом байонета для дальномерных камер. Я могу обосновать это с техническими подробностями, но коммент и так вышел длинным.
Спасибо за обстоятельный комментарий! Обязательно опробую на практике!
Забыл добавить: снимая объектив с наружного байонета, его нужно установить на “бесконечность” и скручивать с камеры, держа за оправу, а не за кольцо фокусировки (впрочем, этот хват тоже довольно естественен, т.к. Вам приходится удерживать нажатой защелку). Удачи и новых пополнений коллекции!
PS Если Вам виден мой мэйл – пишите (но не с mail.ru и не с ya.ru, т.к. я в Украине)