Фотоаппарат Киев-Вега-2 обзор и инструкция



Сегодня мы снова вернемся к теме миниатюрных складных фотоаппаратов Киев. Конкретно рассмотрим Киев-Вега-2.

Вега-2 это развитие конструкции фотоаппарата Киев-Вега, который выпускался на Киевском Арсенале с 1959 года. Обзор первой Веги у меня есть.

Вега выпускалась до 1962 года. К этому времени уже 2 года велось производства Вега-2.

Складные фотоаппараты под 16 мм пленку вряд ли могли считаться флагманской веткой.

Вспомним, однако, что примерно в те же годы на КМЗ появился новый высокоуровневый фотоаппарат Нарцисс (1961-1965), который тоже был рассчитан на пленку в 16 мм.

По Нарциссу у меня есть интересная статья и там я привожу гипотезу о логике появления этого аппарата.

В общем, в начале 60-х использование миниатюрных кадров 13х17 14х21 мм виделось руководству фотопромышленности — перспективным.

К середине 60-х интерес к такому «кропу» остыл. Линейка Вега прервалась в 1964-м. Нарцисс закрыли годом позже.

Правда, уже в середине 70-х концепция Вега нашла продолжение в новой линейке — Киев-30 и его модификациях. Обзор Киев-30 у меня тоже есть. Рекомендую.

Но, вернемся к Вега-2.

При модернизации аппарат получил несколько весьма существенных улучшений:
— Кассета увеличенной емкости. На Вегу-2 можно сделать 30 снимков, в то время, как на предшествующую «просто» Вегу – только 20.
— Объектив получил фокусировку. Вега — это фикс-фокусный аппарат.
— На корпусе появился удобный калькулятор экспозиции. Никакой электроники, все на глаз по символам погоды. Но и это очень полезно и удобно.


Плюс, изменена конструкция торцевой части выдвижного корпуса. Это скорее косметика. Хотя и эргономика улучшилась.

Объемы производства Вега-2 мне неизвестны. По ощущениям выпустили их существенно меньше первой Веги. Аппарат не редкий, но предложений заметно меньше, чем первой модели.

Еще более редкие ранние аппараты в таком дизайне. Фото с sovietcams.com.

Или экспортные. Фото с sovietcams.com. Я предложений ни того ни другого не видел ни разу. Правда, и не могу сказать, что сильно искал.

Сегодня в обзоре экземпляр Киев-Вега-2 в хорошем состоянии с номером 27738. Его и рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Киев-Вега-2


Фотоаппарат Киев-Вега-2 выпускался на Киевском Арсенале в 1961-64 годах. Объем производства мне неизвестен.

Аппарат рассчитан на 16-ти мм перфорированную или неперфорированную пленку и формирует кадры 10х14 мм. На пленку умещается 30 кадров.

Пленка заряжается в кассету, в которой имеются и подающая и принимающая катушки без возможности их разъединения.

Обратная перемотка не предусмотрена.

В комплекте к аппарату прилагался диск для адаптации спирали стандартного фотобачка под 16 мм пленку, а также вставная рамка в фотоувеличитель.

Объектив несъемный Индустар-М 3,5/23. Его нужно фокусировать, МДФ — 0,5 метра.

Для такой крохи объектив достаточно светосильный — f3,5.

Диафрагма двухлепестковая, формирует квадратные отверстия. Предел диафрагмирования — f11.

Затвор шторный, с горизонтальным движением металлических шторок. Расположен перед объективом.

Затвор имеет постоянную щель, длительность выдержки регулируется изменением скорости движения шторок.

Доступны три выдержки — 1/30, 1/60 и 1/200.

Аппарат оборудован гнедом проводного синхроконтакта (скобы при этом нет). Синхронизация возможна при всех трех выдержках.

Вес моего экземпляра без объектива 190 грамм.

Элементы управления:

Киев-Вега-2 имеет такой же алюминиевый основной корпус, как и первой Веги. Единственно, торец вытягиваемой части стал черным и приобрел более эргономичную форму с насечками.

Тут хочу сделать такую оговорку. Алюминий — металл мягкий. Веги, что первая, что вторая комплектовались дурацким мягким чехлом из кожзама. Очень тугим и с металлической молнией. Эта молния сольно царапает прежнюю панель аппарата.

Это же касается карабина на ремешке. Этот карабин тоже оставляет следы на корпусе в процессе запихивания аппарата в чехол. В итоге, аппарат, хотя и достаточно бережно хранился, но внешний вид получается подпорчен.

В передней части два окна. Поменьше для объектива, побольше — для видоискателя.


Окно объектива закрыто светофильтром, он съемный. В комплект к аппарату идут 3 светофильтра: нейтральный (он, как правило, и надет), желтый и красный.


Я думаю, что комплектация аппарата светофильтрами — это еще один аргумент в пользу очень серьезного отношения предприятия к концепции «кропнутого» кадра в 60-х. Все-таки в эти годы фильтры это уже не предмет первой необходимости.

Сзади слева глазок видоискателя. Он не закрыт стеклом. Просто прямоугольное отверстие.

На правом торце — все элементы управления. Это два колесика-переключателя. Ближнее — переключает диафрагмы, а дальнее — выдержки.

Если аппарат сложен, кнопка спуска и колесико фокусировки скрыты внутри, под внешним кожухом корпуса.


На верхней панели справа также имеется гнездо проводного синхроконтакта. Тоже, кстати, приятное излишество для такого миниатюрного аппарата.

Самосбрасываемый счетчик кадров – снизу.

Чтобы сделать снимок, Вегу нужно разложить. Беремся за левую и правую части корпуса и тянем их в разные стороны.

Левая часть корпуса представляет собой полый кожух. В сложенном состоянии он надвинут на основной корпус аппарата. При раздвигании правая внутренняя часть выдвигается чуть меньше чем на половину и фиксируется в таком положении.

В момент выдвижения происходит протяжка кадра и взвод затвора.

Многократное фотографирование происходит как череда сложений – разложений, перемежающихся нажатием кнопки спуска.


При взведенном затворе аппарат можно сложить. Но тогда при раскладывании случится протяжка неэкспонированного кадра.

В разложенном состоянии при взведенном затворе через окошко объектива видна красная точка. При спущенном затворе ее нет.

Это полезное решение, т.к. иным образом понять или вспомнить — спущен ли затвор — нельзя. Если затвор взведен, аппарат без явной необходимости лучше не складывать, чтобы не переводить впустую пленку. Но в чехол разложенный аппарат не войдет.

В разложенном состоянии сверху становятся доступны квадратная кнопка спуска и колесико фокусировки. Кроме того, только в разложенном состоянии открывается обзор через видоискатель.

Ход спусковой кнопки очень короткий и достаточно мягкий.

Колесо фокусировки мелкое и не очень эргономичное. Помечены дистанции: 0,5; 1; 2; 5 (красная точка) и бесконечность. Допускается установка промежуточных положений.

В инструкции приведена таблица с расчетом глубин резкости для всех вариантов диафрагм и дистанций.

Если выставить диафрагму f11и дистанцию 5 м (по красной точке), резким будет все пространство от 1,6 м до бесконечности.

Да, кроп более благосклонен для съемки на ГФР.

На верхней панели также расположен круглый калькулятор экспозиции. Он состоит из двух вращающихся дисков, на каждом из которых есть небольшой поводок. В центре — большая стрелка.

Вращая внутренний диск нужно выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки напротив центральной стрелки. При этом одновременно будет смещаться шкала диафрагм.

Далее, поворачивая внешний диск нужно выбрать один из символов погоды:
— яркое солнце, пляж;
— солнечно;
— солнце за облаком;
— облачно;
— пасмурно.

Стрелка-указатель находится на самом диске.

При этом одновременно будет смещаться шкала выдержек.

В итоге, в передней части калькулятора — выдержки и диафрагмы напротив друг друга — это экспопары.

Чтобы зарядить Вегу-2 пленкой нужно нажать на небольшой металлический язычок на нижней поверхности и потянуть половинки корпуса в стороны также как при раскладывании. Однако, в данном случае кожух полностью снимется и отделится.

Далее, в правой основной части на верхней стороне нужно откинуть крышку и под ней будет специальная, сдвоенная кассета с пленкой.

Отношение к камере.

Интересно, что складные фотоаппараты пользовались в СССР немалым спросом, хотя функционалом уступали даже большинству шкальников.

Вег обоих типов выпустили немного, скорее всего, но вот тираж Киев-30 составил 1 млн. экземпляров! Их ведь раскупили!

Вероятно, для кого-то складной фотоаппарат был чем-то вроде фотокамеры в сотовом телефоне в 2005-х годах. Качество снимка ниже среднего, но зато всегда под рукой.

Однако, большинство, думаю, покупало эти раскладушки просто из-за некой шпионской романтики. Просто пощелкать да знакомым показать. Пусть завидуют.

Предположу, что не так уж много кадров дошло до реальной печати.

Хотя повертеть Вегу-2 в руках действительно приятно!

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция (благодарность eugigufo.net):


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *