Объектив МС Телеар-5Б обзор


МС Телеар-5Б 5,6/250

Телеар-5 это длиннофокусный объектив для среднеформатных фотоаппаратов типа Киев-6С, Киев-60, Салют и Киев-88.

Выпускался Телеар-5 с двумя типами креплений — под байонет Б (для камер Киев-6С и -60) и В (для камер Салют и Киев-88).

Сегодня Телеар-5 встречается сравнительно редко. Причем, по моим субъективным наблюдениям, вариант с байонетом Б попадается реже.

Мне известно всего два советских объектива, основанные на оптической схеме «Телеар». Первый, — Телеар-Н 3,5/200 для аппаратов Киев с байонетом Н, второй — герой обзора Телеар-5Б 5,6/250 для среднеформатных фотоаппаратов Киев.

История схемы, а также, почему ее использовал только Арсенал, — этого мне неизвестно.

Пользователю среднего формата Телеар-5 давал картинку эквивалентную 135 мм на полном кадре. Если не очень понятно о чем я, — посмотрите статью о кропах.

В обзоре объектив с байонетом Б, выпущенный на Киевском заводе Арсенал в 1992 году с номером 921109.

Оптическая схема:

Фокусное расстояние: 250 мм
Угол поля зрения: 18°
Размер кадра: 60×60 мм
Количество линз/групп: 5/5
Рабочий отрезок — 74,1 мм


Относительное отверстие: 1:5,6
Пределы шкалы диафрагм: 1:5,6–1:32
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — «Моргающая»
Ближний предел фокусировки — 2,5 м
Разрешающая способность (центр/край) — 55/40 лин/мм.

Соединения:
объектива с камерой — Байонет Б
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Вес — 734 грамма

Телеар-5Б — объектив весьма длинный и увесистый.

Форма — цилиндрическая.

Объектив имеет многослойное просветление зеленовато-фиолетового оттенков.

Название написано латиницей, но вот обозначающая тип байонета буква «Б» — записана, как всегда в советской практике, — кириллицей.

Поэтому, полностью название выглядит как МС TELEAR-5Б. Такой сумбур иногда встречается и на других объективах. А конкретно данный объектив часто указывают как TELEAR-56. Ориентируясь только на надпись, действительно, читается именно как «56».

Кольцо фокусировки очень широкое с удобным рифлением из резино-подобного материала.

Полный ход геликоида чуть меньше 180 градусов. Кольцо ходит плавно.

Кольцо управления диафрагмой — ближнее к аппарату.

Диафрагмы переключаются с четкими щелчками и с остановками в основных и промежуточных положениях.

Лепестков диафрагмы 6 штук, они серые и довольно блескучие.

Телеар-5Б имеет моргающую диафрагму и автоматически закрывать ее можно, естественно, только на соответствующей камере — Киев-60, например.

Однако, конструкция привода диафрагмы удачна тем, что для закрытия ее до рабочего значения толкатель нужно не надавить, а наоборот, отпустить.

На аппарате Киев-60 во время кадрирования толкатель все время нажат, а диафрагма при этом открыта. Во время нажатия на кнопку спуска толкатель отпускается и диафрагма прикрывается до рабочего значения.

Благодаря этой особенности, объектив, будучи надетым через переходник на современные аппараты, без каких-либо проблем позволяет управлять диафрагмой в ручном режиме. Толкатель никогда не нажат и потому диафрагма всегда прикрыта до рабочего значения, которое можно менять поворотом кольца.

Отмечу предел диафрагмирования f32.

Стоит ли искать Телеар-5Б на современную зеркалку?

Нет, думаю, не стоит.

ФР в 250 мм — это очень специфическое фокусное расстояние. Объектив заточен для съемки удаленных объектов.

А оно вам с мануальным объективом зачем?

Даже если вдруг очень нужно снимать с приближением, то 250 мм — не так уж много. Таир-3 недорого предложит 300 мм, а серия МТО — от 500.


Для съемки портрета 250 мм — это многовато на мой вкус. Да, фон размывается сильно. Но нужно очень далеко отходить от модели, это не всегда возможно.

Для творческой съемки не всегда подойдёт МДФ аж 2,5 метра. Не всякую мелочь крупно возьмёшь.

Объектив темный — на открытой f5,6. При этом, данный экземпляр немного софтит. Не знаю, можно ли это относить на всю модель.

Мой 28-300 3,5-5,6 на 250 мм ровно эти же f5,6 ставит. Никакого преимущества в светосиле со стороны Телеар-5Б.

Причем, если кто-то думает, что на f5,6 можно комфортно снимать удаленные объекты, то это не так.

У длиннофокусных объективов ГРИП очень узкая. F5.6, которая у нормальных объективов считается уже «прикрытой», и при фокусе, например, на 20 метров, — обеспечивает дальнюю границу ГРИП в районе бесконечности. У Телеар-5Б в тех же условиях дальняя граница будет примерно на 30 метрах.

Это по советским шакалам ГРИП. На цифре все еще строже.

А вот уже расчет с современным DOF-калькулятором. ГФР при F32 (вот зачем она нужна) получается при фокусе на 65 метров.

В общем, все непросто. Хотя, это не конкретного объектива проблемы, а всех длиннофокусных.

Справедливости ради нужно все-таки отметить следующее.

ФР в 200-300 мм не все штатные зумы предлагают, и если снимать с приближением очень нужно — то вариант советского длиннофокусного объектива — это нормальный вариант. Существенно дешевле, чем покупать что-то современное.

Телеар-5Б (не -5В) — без проблем встанет на очень многие цифровые камеры. В частности, на зеркалки Nikon.

Есть, правда более доступный вариант — Таир-3А 4,5/300. Он и более светосильный и приближает сильнее. Есть еще среднеформатный объектив — Юпитер-36Б 3,5/250. Еще более светосильный при аналогичном ФР.

И еще одно преимущество за этими объективами — хороши они как орудие самообороны. В качестве дубины.

Снимать с рук ими тяжеловато. А вот Телеар-5Б — он не крупнее моего 28-300 в положении на 250.

Что до невысокой светосилы, то для фокусировки f5.6, в принципе, хватает. А для снимка все равно, скорее всего, будет нужно прижать до f8 или даже больше.

Вот как-то так.

На этом у меня все, удачных вам снимков этим летом!

Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!

Вы можете использовать объективы с байонетом Б на современной цифровой камере.  Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress, а определиться с выбором вам поможет такая таблица:

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon  P6-Nikon F
Canon  P6-Canon EF
Sony  P6- Sony/ Minolta
Pentax  P6-pentax K
Беззеркалки Sony  P6-NEX
Оlympus/ Panasonic  P6-m 4/3
Fuji  P6-FX
Nikon  

 

Примеры фото:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.