Объектив Телеар-Н 3,5/200 обзор


Телеар-Н 3,5/200

P8149188Длиннофокусный светосильный объектив для зеркальных фотоаппаратов под байонет Н.

Телеар-Н входил в не очень многочисленный, но отлично сбалансированный комплект оптики для фотоаппаратов Киев-17, -19, -20, закрывая позицию телевика.
Странно, но я не нашел никаких сведений о разработке и вообще истории этого объектива.

Выпускался он в 80-х на заводе Арсенал. Мне неизвестно больше никаких объективов, построенных на этой же оптической схеме. Мне также неизвестно никаких прототипов под иные типы крепления, кроме байонета Н (в штатный комплект входил сменный хвост на М42).

P8149210P8149219
Чтобы как-то компенсировать это отсутствие сведений, ниже я приведу небольшое сравнение Телеар-Н и нескольких иных объективов по силе размытия картинки в зоне нерезкости.

В обзоре экземпляр в отличном состоянии 1987 года выпуска за номером 872526. Производились такие объективы только на Арсенале. На объективе проставлен Знак качества.

Оптическая схема:

Снимок

Фокусное расстояние: 200 мм
Угол поля зрения: 12°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 5/5
Рабочий отрезок — 46,5 мм

Относительное отверстие: 1:3,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:3,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 8
Регулировка диафрагмы — моргающая.
Ближний предел фокусировки — 1,6 м

P8149193

Соединения объектива с камерой — Байонет Н
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 50/30 линий/мм

Вес — 645 грамм

P8149189Телеар-Н — объектив крупный и увесистый. Размерами он, правда, немного уступает Юпитер-21М.

Линзы Телеар-Н имеют однослойное просветление фиолетовых оттенков. Вот это странно, т.к. остальные 4 объектива из общеизвестного комплекта Арсенальской оптики (все пятеро печатались в инструкциях на последнем развороте) имеют многослойное просветление.

Чего ж Телеар так обделили???

Самое близкое к камере кольцо отвечает за диафрагму. Значения переключаются с четкими щелчками.
Дальше от корпуса— фокусировочное кольцо. Оно очень широкое и снабжено удобной накаткой. Фокусироваться комфортно.

Полный ход геликоида — длинный — около 270 градусов.

P8149202Лепестков диафрагмы 8 штук. Они серого цвета и довольно блескучие.
P8149204Объектив снабжен встроенной выдвижной блендой. Она, права, не очень-то глубокая.
Телеар-Н сейчас встречается относительно нечасто. Нет, редким его назвать нельзя, но я, субъективно, вижу его предложения наиболее редко из всей пятерки.

Стоит ли искать и покупать объектив?

Мне Телеар-Н понравился, но это довольно узкоспециализированный объектив. ФР в 200 мм — это весьма длинно и даже для портрета требуется солидная дистанция.

PA233638Светосила f3.5 при таком ФР дает очень узкую ГРИП. На портретной дистанции это считанные сантиметры. Если модель стоит к вам в пол-оборота, то правило «фокусироваться по глазам» требует уточнения: «конкретно по ближнему к вам глазу». Второй глаз будет уже немного не в фокусе. А возможно и нос….
У меня было много промахов при фокусировке. Снимал сериями со смещением.
На фото слева-направо: Юпитер-37А, Телеар-Н, Юпитер-21М.

Кроме этого, на открытой Телеар заметно софтит. Поэтому не всегда понятно, промазал ты фокусом или так и должно быть.

В качестве более универсального объектива я бы всем рекомендовал Юпитер-37А. У него не такие экстремальные ТТХ, но зато они и более применимы в реальной практике.

Но.

Сейчас мода на боке. Огромной популярностью пользуются объективы со светосилой от f1.8 и еще больше. Все фото-бренды с радостью предлагают светосильные фиксы, многие из которых стоимостью не уступают чугунному мосту.


Примечательно, что на этой волне в продаже появилась и обновленная продукция от КМЗ!

Красногорцы предлагают несколько светосильных фиксов, в т.ч., например, Зенитар-E 50mm f/0.95, причем, по отзывам объектив и правда отличный.

Светосила нужна только для размытия заднего фона.

Да, светлый объектив еще и облегчает фокусировку при недостаточном освещении, но интервал ситуаций, при которых фокусироваться на f2 уже ну вообще никак, а вот на f1.2 — все еще отлично — ну очень узок. Редко так будет.

Поэтому платят фотолюбители именно за размытие. А вот можно ли за размытие не переплачивать? Для того же Зенитар-E 50mm f/0.95 на момент написания статьи Яндекс выдает ценник 56,5 тыс. руб.

На сайте Сергея Елизарова я нашел замечательный калькулятор силы размытия заднего фона объективом. Вот ссылка на страницу: https://www.deep-life.ru/lens/best.htm.

Сразу предупреждаю, формулы, лежащие в калькуляторе — выше моего понимания, правильность их я не могу подтвердить. Поэтому, привожу результат расчетов «как есть». При этом, автор сайта — явно человек знающий, а результаты расчетов мне видятся логичными. Поэтому, предлагаю считать сравнение корректным, но все желающие могут скачать калькулятор и проверить его работу.

Вводные для расчета:

Снимаем на полнокадровый аппарат погрудный портрет с вертикальной ориентацией кадра.

Объективы у нас с разным ФР, поэтому, дистанция от аппарата до модели для всех объективов разная, исходя из требования одинакового масштаба.

За моделью находятся различные объекты заднего фона.

На графике по горизонтальной оси отложена дистанция от модели до объектов заднего фона.

По вертикали отложена рассчитанная калькулятором величина кружка рассеивания в мм*100.

Рейтинг размытия
Я не думаю, что кто-то может соотнести конкретный диаметр кружка рассеивания с конкретным внешним видом размытого заднего фона, поэтому просто будем понимать, что чем график выше, тем размытие сильнее.

Тут нужно понимать, что мы говорим о чисто технической силе размытия, никак не касаясь художественной стороны вопроса, которая, на самом деле, важнее.

Также, сравнивая конкретные объективы, мы полностью игнорируем все прочие их ТТХ, в т.ч. размер и вес.

И наконец, прошу обратить внимание на то, что в расчете расстояние от аппарата до объектов заднего фона разное и это тоже оказывает влияние на результат. Возможно, кто-то считает более корректными иные вводные, например, равенство дистанции. В этом случае, нужно скачать калькулятор и провести самостоятельный расчет.

Что мы видим на графике?

Ну, от Гелиос-44 2/58 никто чудес не ждал. Этот сверхбюджетный вариант тут для обозначения точки отсчета. Тем не менее, напомню, что уже такое сочетание ФР и светосилы позволяет вполне достаточно размывать задний фон.

Второй снизу — Юпитер-37А 3.5/135. Я, честно, ожидал результатов повыше. И, повторю, именно этот объектив считаю обладающим наиболее практически применимыми ТТХ.

Далее, очень близко идут Зенитар-N 1.2/50 и Юпитер-9 2/85. Первый — современный объектив и на момент написания статьи Яндекс показывает цену 14,8 тыс. руб. Второй — советский и его можно свободно найти за 5-6 тыс. Вот первый пример, когда f1.2 — это круто, но не гарантирует отрыв в показателях размытия.

Далее Юпитер-21М 4/200. Совсем недорогой объектив — до 2,5-3 тыс. его разумная цена.

Еще выше — Зенитар-E 0.95/50, причем, отрыв от Юпитер-21М по силе размытия не столь уж велик, чего не скажешь о цене. Тут, правда, нужно обратить внимание вот на что: За счет маленького ФР, Зенитар-E 0.95/50 лучше всех размывает объекты на небольшом удалении от модели. По этой характеристике данный Зенитар — абсолютный лидер.

Еще выше, вблизи бесконечности рядом идут Гелиос-40 1.5/85 и герой обзора Телеар-Н 3.5/200. При этом Телеар обойдется примерно вдвое дешевле, но близкие объекты Гелиос размывает все-таки существенно сильнее.

Гелиос-40 1.5/85 без «напилинга» никак не поставить на зеркалку Nikon. Телеар-Н 3.5/200 встанет на Nikon как родной. Кроме того, Телеар комплектовался сменным хвостом на М42. При смене хвоста перестает работать моргалка, но в ручном режиме диафрагма управляется и с рабочим отрезком все корректно. Есть смысл поискать полный комплект.

Видно, что Телеар размывает фон очень сильно и если это — ваша цель, то на объектив стоит обратить внимание. Особенно, если у вас DSLR Nikon.

На втором месте на графике Зенитар-N 1.4/85. Цена его, по сведениям от Яндекс, кстати, вполне демократичная — 18,8 тыс. руб. Гелиос-40 сейчас предлагают ровно за эту цену.

При этом, на близких дистанциях Зенитар-N 1.4/85 по размытию уступает только втрое более дорогому Зенитар-E 0.95/50 и то немного. И еще Зенитар-N 1.4/85 выпускается с несколькими типами крепления. Зенитар-E 0.95/50 – только для беззеркалок Sony.

Завершает рейтинг с первым местом у нас Таир-3 4,5/300, но я бы считал эту позицию в рейтинге достаточно условной.

Во-первых, съемку через эту дубину легкой не назвать.

Во-вторых, в рамках наших условий расчета для съемки даже погрудного портрета, требуется отойти от модели на 5 метров. Я, конечно, понимаю, что для модели так непринужденнее, но в реальности такой дистанции может и найтись на местности.

В-третьих, Таир-3 лидирует только в размытии на больших дистанциях. Уже до 5-20 метров он начинает проигрывать объективам одному за другим.

Интересный получился рейтинг и я обязательно сделаю отдельный пост на эту тему с более широким перечнем. Тут же — решать вам. Если вам нужно максимальное размытие, Телеар-Н в числе лидеров по этому показателю. Объектив подойдет как для Nikon, так т для других систем, если найдете полный комплект.

На этом у меня все — удачных фотографий!


Вы можете использовать объективы с байонетом Н на современной цифровой камере.  Для этого вам понадобится переходник.Проще всего сейчас купить переходник на Яндекс-маркете. Подобрать переходник под свою фото-систему вам поможет такая таблица:

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon Переходник не требуется
Canon Байонет Н – Canon EF
Sony Байонет Н – Sony/ Minolta
Pentax Байонет Н – pentax K
Резьба М42 Байонет Н – М42
Беззеркалки Sony Байонет Н – NEX
Оlympus/ Panasonic Байонет Н – m 4/3
Fuji Байонет Н – FX
Nikon Байонет Н – Nikon 1
Nikon Байонет Н – Nikon Z


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Примеры снимков:

DSC_6699
DSC_6718
DSC_9525
DSC_6713
DSC_9504

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *