Фотоаппарат Киев-88 TTL обзор и инструкция



P7123968Вот он, — мистер брутальность советского фотопрома.

Фотоаппарат, в каждой линии которого читается: «+100 к крутизне». Весь в хромовом молдинге, аппарат красивый, но сдержанный и солидный. Дорогой как чугунный мост и почти такой же тяжелый.

Я не просто пишу обзор на Киев-88. Нет, — я пою ему эпическую балла………
Хм….. Это я что-то увлекся. Но дело в том, что ровно такие эмоции создавал Киев-88 у любого советского школяра.

Сейчас мы рассмотрим этот незаурядный фотоаппарат подробнее и как всегда начнем с истории.

1012_hasselblad_04Предшественником Киева-88 был фотоаппарат Салют. Салют, в свою очередь, создавали как копию шведской камеры Hasselblad 1600F.

Шведы начали серийно выпускать свою камеру аж в 1949 году, а Салют, который был практически полностью скопирован, — вышел в 1957.
287b02abcec49f3c828f6c9018c46a30Выпускался Салют на Киевском Арсенале.

А вот это стало для меня сюрпризом! Я до совсем недавнего времени был уверен, что Салют делали на КМЗ. И даже в статье про Киев-60 писал, что ВСЕ камеры, выпускаемые на Арсенале, назывались Киевами.
Так что, Салют — единственное на текущий момент известное мне исключение, и я внес исправление в статью о 60-м. Вот уж, век живи – век учись.

Хотя, есть, оказывается, в происхождении Салюта и интрига. Ох, не зря я приписывал его производство красногорцам.

Существует гипотеза, что разрабатывали Салют все же на КМЗ, и, возможно, должна была камера выпускаться на этом предприятии.

Это гипотеза, — прямых подтверждающих фактов нет. Но есть несколько косвенных свидетельств.

В архивах КМЗ нет чертежей Салюта, но есть упоминание некого аппарата с рабочим названием «Фестивальный» с принципиально схожей конструкцией.

При этом, как известно, Салют на Арсенале начал производиться в 1957 году. А ведь именно в этом году проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

В общем, существует вероятность, что чертежи изначально готовились на КМЗ, но потом полным комплектом подлинников были переданы на Арсенал.

Что тут говорить? Даже само по себе отступление

арсенальцев от традиционного названия — Киев — уже говорит о нетипичности ситуации.

IMG_8527А с какого перепугу Салют в экспортных вариантах назывался Зенит-80?

Нет, Киев-80 его тоже называли на экспорт, но тут-то все понятно. К этому названию, в конце концов, и пришли. Но вот продвигать бренд КМЗ?!!

Да и накатка на кольце фокусировки объектива Индустар-29 и на рукоятке взвода затвора — что-то мне напоминает….
Как бы то ни было, но выпускался Салют именно на Арсенале. Это факт.

С 1972 по 1980 производилась версия Салют-С. Отличие — только другой штатный объектив. С 1980 появился, собственно, Киев-88. Арсенал таки унифицировал название.

Отличий от Салюта был минимум. Это был тот же самый фотоаппарат. Поставили очередной новый штатный объектив, появилась горячая скоба для вспышек, усовершенствованная шахта видоискателя. И все.

Киев-88 TTL комплектовался пентапризмой с несопряженным TTL замером.

Вот эту версию мы сейчас и рассмотрим более подробно.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!




Киев-88 TTL

P7123970Киев-88 TTL выпускался на Киевском Арсенале с 1980 года. Интересно то, что небольшим количеством выпускается этот аппарат до сих пор. Об этом я расскажу в конце.

Аппарат среднеформатный, рассчитан на пленку тип 120. Формирует кадры размером 60х60 мм. Но за счет сменных задников может формировать кадры иного размера и даже работать с иными фотоматериалами.

Штатный объектив МС Волна-3В 2,8/80.
Для среднего формата, 80 мм — это нормальный объектив.

Крепление объектива — Байонет В. Рабочий отрезок 81,10 мм.

Этому креплению не очень повезло. Hasselblad изменили свое крепление и байонет В, хотя и является копией иностранного стандарта, но на текущий момент не актуален и переходник на него найти очень сложно.

Объективы под байонет В имеют «моргающую» диафрагму. Репетитор диафрагмы на камере не предусмотрен.

P7123994Затвор с гофрированными шторками из нержавеющей стали с горизонтальным ходом.

Отбиваются выдержки: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В. Набор отличный.

Автоспуском Киев-88 не оборудован.

Имеется горячий синхроконтакт. Синхронизация 1/30. Длинновато для явно профессиональной камеры.
Фокусировочный экран видоискателя — линза Френеля с матовым кругом и клиньями Додена.

Поле зрения — 53×53 мм.

Вес моего экземпляра без объектива с призменным видоискателем 1,55 кг.

Элементы управления:

Форма корпуса Киева-88 не похожа ни на что, из того, что мы видели до сих пор.

P7124001Киев-88 — это аппарат модульной конструкции. Он собирается из нескольких модулей, каждый из которых имеется в нескольких вариантах. Выбирая конкретный модуль, мы можем, в некоторой степени, менять функционал фотоаппарата.
P7124006Корпус — это, фактически, ящик с затвором. Форма его — куб.

К затвору с разных сторон пристегивается различное оборудование.

Спереди, понятно, объектив.

Сверху— устройство визирования — шахта или пентапризма.
P7124013Сзади — деталь, которая есть только у камер типа Салют и Киев-88. Это кассета с пленкой в одном корпусе с прижимным столиком, механизмом протяжки пленки, счетчиком кадров. Катушки и подающая и принимающая — тоже обе там. Все это вместе называется сменный задник.
a592c1e27963ce1e23c767f504e7e495_1337313449_668_600Снизу можно установить рукоятку.

Хотя, если говорить строго, из принципиальных отличий от классических фотоаппаратов, у Киева-88 имеются только сменные задники, но эта фотосистема была, все же, наиболее развита и к ней выпускалось много дополнительного оборудования.

Пентапризм было несколько видов, с разными углами визирования.
Задники выпускались на форматы кадров 60х60 мм и 45х60 мм.

В комплекте шло 2 задника. Это позволяло фотографу быстро менять в аппарате пленку с разной чувствительностью или, например, цветную и черно-белую.

Instant_photography.jpegДля системы Салют — Киев-88 существовал задник для моментальной фотографии по типу Polaroid (!!!).

О как. Polaroid 636 Closeup нервно курит в стороне.

Киев-88 был аппаратом для профессионалов. В смысле для тех, для кого фотография – это профессия. Частнику купить такую камеру было нелегко.
Я в детстве Киев-88 видел только в кино про следователей. Кажется в фильме «Следствие ведут знатоки» есть кадры оперативной съемки этим аппаратом.

Я не смог найти эти кадры. У кого есть фото из черно-белого фильма про милицию с Киевом-88, — пожалуйста, поделитесь, я помещу в этой статье.

Но вернемся к элементам управления.

P7124007Спереди аппарата находится объектив и две кнопки под ним. Правая с гнездом под тросик — это кнопка спуска. Левая — это кнопка байонета.

Присоединение объектива похоже на современные системы. Разница чисто техническая. У Байонета В не лепестки, а три коротких нареза крупной резьбы в один виток.
Держать Киев-88 нужно поддерживая снизу обеими руками. При этом, пальцы левой лежат на кольце фокусировки, а указательный палец правой — на кнопке спуска.

P7123974Сзади — окуляр видоискателя и контрольное окошко на заднике.

Видоискатель Киева-88 хороший. Картинка крупная и светлая. Клинья среднего размера. В верхней части в поле зрения 3 лампы системы TTL.

Смотреть в видоискатель нужно не ровно сзади, а под углом. Весьма необычно.

Зеркало аппарата — залипающее (!!!). Компоновать кадр и рассчитывать экспозицию можно только при взведенном затворе.
В инструкции особенно подчеркивается, что лучше взводить затвор сразу после съемки очередного кадра и что аппарат можно хранить со взведенным затвором.

Окошко на заднике позволяет реально откинуть крышку и заглянуть вовнутрь кассеты. Это делается обязательно во время зарядки — при промотке пленки до появления в окошке стартовой отметки.

Пленка типа 120 проложена по всей длине светозащитной бумажной подложкой, на которой нанесены отметки кадров. Поэтому, в окошко можно заглянуть в любой момент, чтобы убедиться, что кассета с пленкой или пуста. Засветки не будет.


Поверхность лючка отдана под памятку типа и чувствительности пленки.

P7123981Снизу два штативных гнезда. Они одинакового размера 3/8 дюйма и два их для более комфортного размещения на штативе с разными по весу объективами.
P7123978Слева на корпусе:
— горячая скоба для вспышек;
— гнездо проводного синхроконтакта с переключателем типов вспышек;
— кнопка крепления наплечного ремня;
— уже на заднике — поворотная защелка крышки задника.
Слева на пентапризме:
— винтовая крышка батарейного отсека с прорезью под монетку;
— тумблер включения / выключения TTL-экспозамера.
В качестве элемента питания Киев-88 использует четыре батареи РЦ-53 или четыре аккумулятора Д-0,06.

По теме подбора аналогов советским элементам питания у мея есть отдельная статья.

P7123975Справа на корпусе:
— массивная и ухватистая головка взвода затвора и транспортировки отснятого кадра. Эта же головка отвечает за переключение выдержек;
— правая кнопка для шейного ремня;
— пара индикаторов состояния пленки и затвора;
— счетчик кадров;
— рулетка пленки.
Менять выдержку на Киеве-88 можно только при взведенном затворе. А взводится затвор той же головкой.

Т.е. сначала головка вращается от себя, по часовой стрелке. При этом, взводится затвор и сменяется кадр.

Оборот большой, — все 360 градусов. Ход достаточно тугой, — система протяжки пленки сложная и многоступенчатая.

Свободы правой руки не хватает на полный оборот. Приходится поворачивать немного саму камеру левой рукой в противоположную сторону.

В более поздних модификациях головку снабдили откидной рулеткой. Не пробовал такой вариант. Но рискну предположить, что рулетка с таким небольшим рычагом толку особого не даст.

P7123982После взведения затвора, головку нужно оттянуть вправо — от корпуса камеры и в оттянутом состоянии повернуть до совмещения нужной выдержки с указателем.

Выдержки также разбросами по всей головке. При радикальном изменении выдержки, сделать это за одно движение — сложно.
Не знаю, кого как, а меня эта система с непривычки напрягала. Ясно, что привыкнуть можно быстро, но я привыкать к Киеву-88 не планировал. Я планировал отснять несколько пленок, получить опыт и все.

Счетчик кадров, естественно, на каждом заднике свой.

Индикаторы состояния пленки и затвора — это важный элемент камеры.

При взводе затвора цвет обоих индикаторов становится белым. А при спуске — красным.

Слайд1При установке кассеты на аппарат нужно, чтобы цвет индикаторов совпадал. Иначе, например, если затвор не взведен (на аппарате индикатор красный), а в кассете подан неэкспонированный кадр (на кассете индикатор белый), то после присоединения задника и взвода затвора, пленка еще раз перемотается и кадр будет пропущен.

При иной комбинации разных цветов — произойдет повторное экспонирование кадра.
P7124010На пентапризме справа расположен калькулятор несопряжённого TTL замера.

Порядок действий при расчете экспозиции такой.

1. Вращая самое верхнее кольцо калькулятора за выступающие вверх зубчики, выставляем в окошках чувствительность заряженной в аппарат пленки. Традиционно предлагаются 2 шкалы — в единицах ГОСТ и DIN.
2. Вращая среднее кольцо за выступающий вверх небольшой поводок, выставляем светосилу объектива. Вот это важно не забыть, если используешь сменную оптику.

Эти операции могут быть выполнены и заранее до момента съемки. Далее, начинается наша фотосессия.

3. Включаем замер.

4. Взводим затвор и убеждаемся, что отсутствует сигнал о негодности батарейки.

5. Вращаем внешнее кольцо калькулятора за широкую боковую накатку, наблюдая за индикаторами в видоискателе. Если горит индикатор «света мало» — он слева — вращать калькулятор нужно влево, т.е. против часовой стрелки. Пиктограмма «света много» — расположена справа и если горит она, вращать нужно вправо, т.е. по часовой.

Лампы «мало» и «много» — красные. Все интуитивно.

Измеряется свет, фактически прошедший через объектив с учетом в том числе светофильтров и т.д. Замер происходит по открытой диафрагме. Фотограф все время наблюдает максимально светлую картинку.

Вращать внешнее кольцо калькулятора нужно до тех пор, пока не загорится третья лампа— посередине. Эта лампа зеленого цвета.

В этот момент на калькуляторе на двух его кольцах выстроены рядами экспопары. Шкала диафрагм используется одна и для указания светосилы объектива и для подбора экспозиции.

6. Выбираем любую экспопару и выставляем соответствующие ей значения выдержки и диафрагмы, соответственно, на селекторе выдержек и шкале диафрагм объектива.


7. Выключаем замер. Автоматичсеки он не выключится и если забыть это сделать, — сядут батарейки.

Вот так. С одной стороны, TTL и замер по открытой диафрагме, с другой, — после расчета нужно переносить экспозицию на органы управления аппарата.

P7123987Чтобы снять задник нужно сдвинуть вправо небольшой фиксатор в верхней его части. Фиксатор удерживает верхнюю часть задника, а нижняя цепляется за неподвижные скобки.

Фиксатор сдвинется только если в задник вставлен шибер.
P7123983Шибер это такая металлическая пластинка. Она закрывает пленку, предотвращая ее засветку.
P7123986Шибер вставляется в узкую щель между корпусом аппарата и задником слева.

Соответственно, если шибер вставлен, то не нажмется кнопка спуска. Все логично.

Ну а если вдуматься, то становиться ясной такая особенность — во время фотосъемки шибера в камере, естественно, нет. Но чтобы сменить кассету (аппарат то именно на это заточен) — шибер нужен.
Это значит, что его нужно носить с собой, помимо, собственно, сменной кассеты.

Пентапризма, как такового фиксатора не имеет. Она фиксируется надетым задником. Если задник снять, то пентапризму можно сдвинуть назад и снять. А вместо нее установить, например, комплектную шахту.

P7124021Шахта Киева-88, по сравнению с шахтой Киева-60, — деталь компактная и простая.
P7123989P7123990
Стенки откидные. Сначала понимается передняя, потом задняя и по очереди боковые. На передней стенке закреплена лупа. Ее можно откинуть.

P7124019Зарядка пленки в кассету Киева-88 — процесс не то, что бы сложный, но даже опытному в фотографии человеку нужно вначале прочитать инструкцию. А потом…. А топом еще раз прочитать, но уже внимательно.

Пленка типа 120 не предполагает обратную перемотку, поэтому у Киева-88 нет ни рулетки, ни кнопки отключения затвора.
Отношение к камере.

Увы, Киев-88 для меня детских ожиданий не оправдал. Да, очень необычно, но на этом, пожалуй и все.

Камера с весьма спорной эргономикой, тяжелая, с неудобной головкой затвора и выдержек.

Основное достоинство именно семейства Салют — Киев-88 в их сменных задниках.

Но сейчас это преимущество уже не очень очевидно. Пленка 120 типа вмещает 12 кадров. Это не так уж много, чтобы часто возникала потребность сменить тип пленки, недоснимав предыдущую.

Пленки сейчас имеют хорошее разрешение при высокой чувствительности. Фотографу не нужно постоянно искать компромисс.

А просто запасную пленку — гораздо легче взять с собой обычную катушку, чем второй задник.

Оперативность смены тоже под сомнением. Да, отцепить и прицепить задник — дело секунд. А найти еще шибер, вставить его, а потом удалить из новой кассеты?

Если у вас есть Киев-88 и вы энтузиаст — попробуйте средний формат. Это интересно. А специфичная камера добавит необычного опыта.

Но если аппарата еще нет и вы ищите что-то из советского, чтобы не тратить много денег на пробу — возьмите лучше Киев-60. Он имеет более привычную компоновку и функционал.

Arax_mlu_cameraЕще интересно то, что Киевы-88 под маркой ARAX-СМ до сих пор можно купить в новом, т.е. скорее реновированном виде. Как я понял, ребята берут из запасников обычные Киев-88 постсоветского производства, юстируют их и тюнингуют.

На выходе получается камера, которая принципиально ничем от Киева-88 не отличается, но а) качеством изготовления близка к современным новым фотоаппаратам б) все узлы проверены и работают как заявлено в паспорте.
Конечно, такое решение уже стоит несколько сотен долларов, но все равно это дешевле, чем покупать западный или японский бренд.

По стоянию на июль 2017 сайт с обновленной продукцией Арсенала вроде вполне живой.

На этом у меня все, удачи!

PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

Киев88
Киев88_002
Киев88_003
Киев88_004
Киев88_005
Киев88_006
Киев88_007
Киев88_008
Киев88_009
Киев88_010
Киев88_011
Киев88_012
Киев88_013
Киев88_014
Киев88_015

Вам может также понравиться...

комментария 3

  1. Святослав:

    Рулетка сильно добавляет удобства. У этой камеры вообще с эргономикой всё хорошо, хоть и непривычно для выросшего на камерах классической компоновки. У сменных задников есть и третий смысл. Фотографы уровня, подразумевающего использование такой камеры, часто работают с “мальчиком”. Когда заканчивается плёнка в одном, тут же ставится другой, а “отработанный” задник скидывается “мальчику” на перезарядку. То же касается и веса – это не проблема фотографа, а “мальчика” никто не спрашивает )).
    Когда в Питер впервые привезли водную формулу-1, с ней же привезли и крутых фотографов. Местные коллеги были шокированы работой иностранцев. Плёнку они покупали блоками, на штативе стоял объектив, и, когда в камере заканчивалась плёнка (а заканчивалась она очень часто), фотограф снимал с объектива тушку и кидал её мальчику, получал от него такую же свежезаряженую, цеплял на объектив и продолжал палить длинными очередями. Учитывая, что тушки были последними ЕОСами и Д-четвёртыми, на местное нищебродство это производило неизгадимое впечатление.

  2. Аноним:

    Преимущество сменных кассет заключается не в компенсации нехватки фотоплёнки, а в возможности в процессе фотосъемки перейти с чёрно-белой плёнки на цветную, или поменять цветную негативную плёнку на цветной слайд. Новая версия советского Киев 88, Arax 88 отличается кассетой с упрощённой зарядкой плёнки и пентапризмой SPOT TTL с зональным замером экспозиции по узкому участку, а так же батареи питания для экспонометра не нужно изыскивать именно рц 53, а подходят современные батарейки, вольтаж перенастроен под современные элементы питания.Спусковая кнопка на Араксе выведена вправо.

  3. Сергей Михайлович:

    Стоит добавить, что первый “Салют” имел автоспуск, который потеряли последующие модификации, начиная с “Салюта-С”. Штатный объектив “Волна-3” был просто великолепен. Именно он в паре с кадром 6х6 создавал то ощущение объёма и эффекта присутствия у зрителя, недостижимое на формате 24х36 даже с лейковскими стёклами. Но и тут не обошлось без ложки дёгтя. Киев-88TTL сильно потерял в качестве сборки. Сменные кассеты “светили”, у них для установки шестерён в механизмах были профрезерованы отверстия совсем не в тех местах, где нужно (бывало, межцентровое расстояние гуляло в пределах миллиметра). Если “засветку” можно было победить, разобрав в домашних условиях кассету и выправить гнутые детали, то вот с межцентровым расстоянием для шестерён уже ничего нельзя было поделать. Одним словом, сплошной брак. Я со своим Киевом-88TTL 1987 года выпуска промучился четыре года и продал его, заменив на Pentacon Six.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *