Объектив МС Волна 1,8/50 обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Нормальный светосильный объектив с многослойным просветлением для зеркальных фотоаппаратов под байонет К.
Волна — это целое семейство объективов. Цитирую Wiki: Отличие объективов Волна заключается во второй по счету линзе, которая вместо склеенного дублета представляет собой комбинацию из отрицательного и слабого положительного менисков, разделенных воздушным промежутком.
Разработана оптическая схема была Государственным Оптическим Институтом (ГОИ) в Ленинграде в середине 70-х. За основу бралась перспективная немецкая схема Zeiss Planar типа «двойного Гаусса».
Объективы в семействе Волна считаются высокоуровневыми. Оптическая схема отличная, качество сборки хорошее, многие модели обладают высокой и сверхвысокой светосилой.
Рассматриваемый в обзоре объектив не имеет номерного индекса. Просто Волна 1,8/50, но можно считать, что это Волна-1. Иные модели в семействе номера имеют.
Семейство Волна включает как очень редкие, так и вполне массовые модели. К таким, например, относятся Волна-3 2,8/80 и Волна-9 2,8/50. Первый — для среднеформатных фотоаппаратов, второй — для обычной узкой пленки, но является также макро-объективом.
Их обзоры есть у меня на сайте.
Волна 1,8/50 — сравнительно более редкий объектив, хотя добыть такой и несложно и недорого. Его мы сейчас и рассматриваем.
Существенно более редкими моделями являются Волна-4 1,4/50:
Первое фото с photohistory.ru, второе с radojuva.com
И особенно Волна-8 1,2/50.
Оба фото с radojuva.com
Как видно, это сверхсветосильные полтинники. Очень редкие и очень дорогие.
Выпускались объективы семейства Волна в основном на ЛОМО и на киевском Арсенале. Волна-9 еще и на ЛЗОС, получается.
ЛОМО ставило эти объективы на свои зеркалки Алмаз.
Рассматриваемая сейчас первая Волна ставилась на +/- распространенный Алмаз-103 как штатный объектив.
На фото крайне редких Амаз-101 и Алмаз-102 видно их штатный объектив Волна-4. Фото с ussrcameras.ru.
Интересно, что аппараты Алмаз имеют тип присоединения оптики — Байонет К, но их объективы буквой К не маркировались.
Арсенал, напротив, на свой байонет буквой Н указывал. Это видно по фото выше.
Есть сведения, что схема Волны применялась и на КМЗ, но под маркой Зенитар. Поэтому, например, Зенитар-М 1,7/50 это очень близкий родственник МС Волна 1,8/50.
Можно ли считать родственниками Волны все разные Зенитары от фиш-аев до теле, — я не знаю.
В общем, попробовать эту оптическую схему на практике может каждый. Объективов на этой схеме много.
За Волна-4 1,4/50 и Волна-8 1,2/50 гоняться не стоит, если вы не коллекционер.
Во-первых, съемка с такой светосилой это, конечно, круто, но и зверски сложно.
Во-вторых, на таких диафрагмах вся оптика софтит. А от объектива с такими характеристиками (и такой ценой) ожидаешь все-таки резкости хотя бы в том месте, которое уложилось в сантиметровую ГРИП.
Вернемся к герою обзора
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
МС Волна 1,8/50
Рассматриваем экземпляр в отличном состоянии с номером 843214
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 50 мм
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/5
Рабочий отрезок — 45,5 мм
Относительное отверстие: 1:1,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,8–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 0,45 м
Соединения объектива с камерой — Байонет К (Pentax K)
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 45/27 линий/мм
Вес — 255 грамм
Объектив компактный, чуть больше чем МС Гелиос-81Н 2/50 и чуть меньше чем МС Гелиос-77М-4 1,8/50.
Имеется многослойное просветление зелено-фиолетовых оттенков.
Самое близкое к камере кольцо отвечает за диафрагму. Значения переключаются с четкими щелчками.
Чуть дальше от корпуса— фокусировочное кольцо. Оно в меру широкое и снабжено удобной накаткой из мягкого резино-образного материала. Фокусироваться комфортно.
Полный ход геликоида —длинный — около 270 градусов. Шкала дистанций в метрах и футах. МДФ 45 см.
Лепестков диафрагмы 6 штук. Они серого цвета и довольно блескучие. На диафрагмах f2-f4 лепестки образуют фигуру, называемую «циркулярная пила».
Практическое использование
Я не просто так первый обзор объектива с байонетом К выпускаю на 6-м году жизни проекта. Возможно, вы помните, что ранее советскую оптику на цифре я тестировал исключительно на зеркалках Nikon.
Байонеты Nikon и Pentax не только отличаются рабочим отрезком, но геометрия у них такая, что компактный переходник сделать невозможно. И в итоге рассогласование рабочих отрезков получается просто огромное.
Существуют переходники со специальной корректирующей линзой, но, видимо, разница слишком большая. Купленный мной переходник работал как-то странно. Камера отказывалась подтверждать фокус.
В общем, отложил я байонет К до лучших времен.
Ситуация поменялась с появлением беззеркалки. Переходник там чисто механический, линз не нужно. Сделано все качественно, добротно, удобно.
К слову, на зеркалки Pentax и, по крайней мере, некоторые Samsung (точнее не подскажу), МС Волна 1,8/50 сядет без переходников со всем функционалом передачи в камеру и прикрытия диафрагмы.
Но я вот впервые получил возможность поснимать на цифру через первую Волну.
Итак.
МС Волна 1,8/50 мне сильно понравилась. Объектив дает очень резкую и контрастную картинку. Резкость по всему полю и начиная с самых открытых.
Цветопередача отличная. Фокус всегда там, где его ожидаешь.
Размытие симпатичное, на мой вкус – приятное. На открытой — очень сильное.
Итого, замечательный универсальный объектив, хотя я и не люблю полтинники.
На кропе будет отличный портретник.
Стоит ли искать и покупать?
Объектив можно найти не так уж дорого. Если ищите светосильный полтинник, то вполне рекомендую.
На этом у меня все — удачных фотографий!
Примеры снимков:
Эти и другие снимки в полном размере вы можете посмотреть по этой ссылке
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Да, оптически объектив великолепен. Не хуже японских из 1980-х. И (пусть меня закидают тапочками) является лучшим советским “полтинником” для 35 мм. Но у него есть две неприятности. Первая. Механизм закрытия-открытия лепестков диафрагмы алюминиевый, и при профессиональной (интенсивной) работе быстро изнашивается. В результате диафрагменное отверстие теряет форму и стабильную геометрию. Вторая. Как бы вы ни пытались аккуратно смазать трущиеся части колец фокусировки и установки диафрагмы, масло всё равно обязательно окажется на лепестках диафрагмы. Как результат, диафрагма не будет успевать закрываться до рабочего значения после подъёма зеркала. А так – всё отлично. Мне есть с чем сравнивать – имею оптику Пентакс, Никон и Кэнон.