Объектив MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45 обзор и инструкция


Широкоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием для зеркальных малоформатных фотоаппаратов с байонетом К.

На многих ресурсах этот Вариозенитар называют Панкратическим — это просто синоним понятия «объектив с переменным фокусным расстоянием», или на современный лад — «zoom».

В СССР зумы были редкостью.

Моделей, которые реально были +/- доступны (дефицитны, как все в Союзе, но можно было достать) отечественный фотопром освоил буквально единицы. Чтобы пересчитать хватит пальцев одной руки.

О доступности той или иной вещи в СССР сейчас судить сложно. Я не имею личного опыта покупки зум-объективов в те времена.

Но можно опираться на объемы предложения такой техники сейчас. Если люди что-то в больших количествах продают, значит, в свое время они смогли это купить.

Итак, первым массовым и условно доступным советским зум-объективом был Рубин-1Ц 2,8/37-80, выпускаемый в середине 60-х в качестве штатного к фотоаппарату Зенит-6.

Продавался Рубин-1 и отдельно.

Зенит-6 и отдельно Рубин-1 были очень дорогими, а вся история Зенитов с центральными затворами и оптики для них — продлилась буквально 4 года.

Поэтому, реально массовым Рубин-1, конечно, не был.

С другой стороны, предложение этих объективов сейчас имеется постоянно. Лотов не очень много, но они есть всегда. Какого-то ажиотажа у коллекционеров не наблюдается. Спрос скорее удовлетворен.

Думаю, что коллекционеров советской фототехники сейчас в мире примерно столько же, сколько было увлеченных (и готовых к приобретению нового дорогого оборудования) фотолюбителей в СССР.

Если спрос удовлетворен сейчас, значит был удовлетворен и тогда.

Вот такая логика.


Тем не менее, Рубин-1 — это объектив из совсем уж далеких 60-х. И с совершенно нестандартным типом крепления.
Что у нас было, например, в 80-х?

Действительно массовым объективом с переменным фокусным расстоянием в СССР был только Гранит-11 4,5/80-200.

Выпускался этот объектив с 1978 по 90-е годы на КМЗ и на Арсенале.

Существует несколько вариантов под разные типы крепления, с «моргалкой» и без.

Цена на Гранит-11 тоже была высокой, но предложений сейчас реально много. Думаю, достать Гранит-11 в советские времена было не сложнее, чем любую другую бытовую технику. И подходил он ко всем актуальным в то время моделям малоформатных зеркальных фотоаппаратов.

Но при этом, скажите — кому, ну кому нужен диапазон фокусных расстояний 80-200 мм??? Что советские фотолюбители с ним делали?

Сейчас Гранит-11 позиционируется как неплохой портретник. Был ли жанр портрета так распространён, чтобы переплачивать именно за зум?

Вот, не думаю.

Основной сюжет съемки мой и всех, с кем общался по фото-тематике в те времена — группы людей, природа, архитектура.

Для всего этого Гранит-11 малоприменим.

Но даже если портрет – зачем зум???



Если у вас есть опыт реального использования Гранит-11 в советские времена — поделитесь, пожалуйста. Как часто использовали, что снимали.

Я пока делаю вывод о том, что единственный действительно массовый советский зум имел не очень востребованный диапазон фокусных расстояний.

Массово выпускался он, скорее всего, просто потому, что волею каких-то судеб только его удалось запустить в серию.

А покупали его массово — потому, что само по себе зумирование — это круто, а иных предложений просто нет.

Вот такая ситуация.

Между тем, в конце 70-х в СССР начинают внедряться две новые фото-системы. КМЗ и ЛОМО двигают байонет К, Арсенал — байонет Н.

Все это дало мощный толчок для разработки множества новых и крайне интересных оптических схем.

КМЗ все эти планы большей частью благополучно слил. Ну, т.е. в разработке было много всего, а вот до прилавков так ничего и не дошло.

Сменной оптики под байонет К очень мало, а производства самого КМЗ — еще меньше. При этом, сменная оптика с байонетом К сейчас сравнительно редка.

У Арсенала тоже полно разработок, которые не дошли до потребителя, но, по крайней мере, базовый набор оптики под свой байонет Н они создали и выпускали его вполне массово.

Вот этот комплект объективов под байонет Н сейчас на вторичном рынке имеется всегда во множестве лотов.

Даже я в 90-х для своего Зенита купил пару именно Арсеналовских сменных объективов, у которых была возможность сменить крепление на резьбу М42 для моего Зенита.


Но не все так однозначно. У КМЗ есть все-таки чем похвастаться.

Очень сильный аргумент.

Я бы сказал, — вишенка на торте. Солидная такая вишенка. Заметная, даже при отсутствии самого торта…

Это — герой обзора — MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45. Сейчас мы его рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45

Объектив из новой формации, когда КМЗ уже не присваивал числовые индексы в названиях. Далее я буду называть объектив просто Вариозенитар, но учитывайте, что существовали и другие модели с этим именем. Чтобы отличить модели нужно смотреть на циферки ТТХ. Реально встретить, правда, можно только этот.

Разработан объектив в середине 80-х, выпускался с 1991-го.


За что я чуть выше отгрузил Вариозенитару столько дифирамбов?

Давайте разбираться.

Вариозенитар — это зум, что для СССР уже очень неплохо.


Вариозенитар — достаточно доступный объектив. Сложно как-то реально сравнивать доступность, но предложений его сейчас хватает и цены более чем доступные. Прям редким он точно не был.

Посмотрите на диапазон фокусных расстояний.

25-45 мм — это самый-самый-самый востребованный диапазон у рядового фотолюбителя. От широкоугольника (почти сверх-) до нормального.

Объектив светосильный. Максим F2,8 на коротком конце и F3,5 на длинном.

Все путешествия и тусовки — ваши. И вполне можно снимать портрет. И достаточно сильно размывать задний фон при этом.

Реально универсальный объектив.


При этом, Вариозенитар — очень компактный объектив. Он чуть больше обычного штатника. Сравните с Гранит-11, он справа. Слева – штатник.


Итого, КМЗ это таки удалось. Они выдали «на-гора» реально существующий, востребованный, отличный зум.

Жалко, поздновато.

Но тем не менее. Я с дальномера на зеркалку перешел в 1994-м и еще пару лет снимал еще даже в основном на ч/б пленку. Потом еще года три на цветную.

Вариозенитар вызвал бы у меня тогда просто дикий восторг, а у знакомых — полный фурор.

Правда, купить тогда Вариозенитар я бы не смог…. Денег бы не хватило. И на свой Зенит-12сд не поставил бы его.

Ну да ладно, это детали. В сухом остатке, объектив был еще волне актуален на момент выхода.

Именно MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45 — не единственная перспективная разработка КМЗ такого рода.

Вот, например, МС Вариозенитар 2,8/35-100К. Фото с photohistory.ru.

Огонь-объектив. Диапазон 35-100 мм при высокой светосиле покрывает 95% всех потребностей любого фотографа.

Одна беда — не выпускался он. Опытные образцы.

Вообще удивительно, как MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45 умудрился таки добраться до серийного производства и в конечном счете до прилавков. Какие звезды сложились?


Что Арсенал?

В доступном комплекте оптики у них все тот же Гранит-11 — до самого финала.

Проекты, впрочем, были не менее амбициозные.

Вот МС Янтарь-20Н 3,5-4,6/35-200. Фото с photohistory.ru. Тоже очень привлекательный диапазон.


Но мне больше нравится вот такой:

МС Янтарь-14Н Макро 2,8-4/28-85. Фото с photohistory.ru. Самый, пожалуй, сбалансированный диапазон ФР. Еще и Макро. И компактный, при этом.


Два этих Янтаря редко и дорого можно встретить сейчас. Какое-то количество их таки выпустили. Но доступными их назвать нельзя было, ни сейчас ни тогда.

Янтарь-14 покруче будет, чем Вариозенитар в оборе, но Вариозенитар выпускался в нормальных количествах, а Янтарь — нет.

Поэтому, КМЗ в последнем броске умудрился со своим объективом обойти, таки, Арсенал в сегменте зум-объективов.


Правда, был уже 1991-й, а дальше все мы знаем, что было.

Ну что, настало время посмотреть сам объектив. В обзоре у нас экземпляр 1991 года в отличном состоянии с номером 910374. Дата выпуска его 30/09, а значит, это вполне себе советский объектив!


Оптическая схема:


Фокусное расстояние: 25-45 мм
Угол поля зрения: 82-52°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 10/10
Рабочий отрезок — 45,5 мм

Относительное отверстие: 1:2,8 -1:3,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 8
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 0,8 м

Соединения:
объектива с камерой — байонет К
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 55/26 линий/мм

Вес — 360 грамм

Объектив компактный, достаточно легкий. Корпус металлический. Кольца покрыты удобной накаткой из резино-подобного материала.

Самое близкое к камере кольцо переключает диафрагмы. Значения переключаются с четкими щелчками.


Лепестков диафрагмы 8 штук, они серого цвета, хотя неплохо матированы. Просветление красивого зеленоватого оттенка.


Чуть дальше от корпуса — кольцо изменения фокусного расстояния.

На корпусе нанесены 4 основные отметки: 25, 28, 35, 45 мм. Левая пара белая, правая — нанесена зеленым.

Еще дальше к краю и более широкое — кольцо фокусировки.

Полный ход геликоида около 100 градусов. МДФ всего 0,8м.

Шкалы ГРИП на корпусе нет.

При изменении ФР и фокусировке длина объектив заметно меняется. Максимально компактный размер объектив имеет при ФР 45 мм и фокусе на бесконечность.


На корпусе имеется вот такой занятный выступ из прозрачного пластика. Оказывается это — тактильный знак.

Ну, идея понятная — для облегчения установки не глядя. Вот только расположен знак немного странно. При установке объектива на аппарат, знак должен располагаться где-то в районе кнопки байонета – справа внизу. Наверное, было бы удобнее, если бы знак бы ровно сверху?


Еще, я никогда не описываю комплектные светофильтры, но тут их вниманием обойти просто невозможно.

Светофильтров два и они необычной быстросъемной конструкции. Я таких больше не видел.

Резьбы у них нет. На внутренней стороне обода имеются два мягких зажима-фиксатора, а на внешней — две кнопки.



Зажимаем кнопки — зажимы раздвигаются. Просто надеваем фильтр на передний край объектива и отпускаем кнопки.

Довольно удобно, кстати.


Практическое использование


Суть MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45 в его фокусном расстоянии и тут ничего не отнять. Практично и удобно.

Снять погрудной портрет вполне доступно. Крупнее снять не получится. Размытие будет достаточное, чтобы отделить передний план от фона.

Контраста и резкости хватает. Рисунок размытия нейтральный. Объектив не про это.

Такое ощущение, что немного не хватает детализации. Хотя разрешающая способность по паспорту довольно высокая.


Читал отзыв в Сети, что более поздние версии имеют качество выше, чем те, которые выпушены в самом начале 90х. Что ж, такое возможно. Но статистики для однозначных выводов — недостаточно.

Схема сложная, наверняка качества варьировало буквально от экземпляра к экземпляру.

Стоит ли покупать его на цифровую камеру?

Нет, не стоит.

Ваш штатный зум на коротком конце даст вам угол, скорее всего, не меньше 28 мм. Этого достаточно. Светосила будет меньше, но это не критично для широкоугольника. Прочие ТТХ однозначно будут на стороне современной техники.

Вот в начале 90-х объектив смотрелся бы просто бомбически. Даже если отыскать какие-то недостатки в картинке, его характеристики в любом случае перекрывают возможное качество ручной фотопечати и даже качество минилабов тех лет.

Если снимаете на пленку в наши дни и у вас байонет К — это будет уже отличный универсальный вариант для путешествия. Но нужно хорошо проверить перед покупкой. Как вариант, проверить на цифре и потом использовать с пленкой.

На этом у меня все, удачных фотографий!

Тестовые снимки:

Эти и другие фото в полном размере подписчики Boosty могут посмотреть по этой ссылке

Инструкция:

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.




Вам может также понравиться...

комментариев 11

  1. Виктор:

    Что плохо в мануальных зумах, или автофофокусных зумах на мануальной камере – очень долго и неудобно крутить сначала одно кольцо, потом другое, то ли кенон, то ли пентакс выпускал зумы тромбонного типа с целью облегчения процесса.
    А гранит использовался, очевидно, с той же целью, что и юпитер-37, с возможностью расширения в обе стороны. Дабл-киты с таким зумом в эпоху расцвета бюджетного цифрозеркала были очень популярны, не знаю как сейчас.

    • Иван:

      Как минимум Янтарь-20Н тоже имеет одно кольцо для фокусировки и зуминования. Но он очень редкий.

  2. Илья+Михайлович:

    у меня есть опыт съёмки Гранитом именно в репортажных условиях. Уверяю вас, что он оправдал себя полностью, в том числе и на цветной обращаемой плёнке. При диафрагмах от 5,6 уже очень резкий. Более подробно отвечу вам на почту. Будьте здоровы!

  3. Александр:

    Немного снимал Гранитом, Вариозенитар 25-45 был основным объективом до перехода на автофокусную камеру. В пару к нему каким-то чудом удалось приобрести один из десяти выпущенных объективов Вариозенитар 3,5-4,5/35-70. Объектив оказался очень хорошим. Пробовал снимать Вариозенитаром 35-100, но, к сожалению, у него был неисправен привод диафрагмы, поэтому можно было снимать только при полностью открытой диафрагме. Держал в руках и мог приобрести опытный 35-135, но денег в тот момент на него не было.

  4. Владимир:

    имел я это вариочудо… обменял на “зоннар” и ” панколар” осенью 1991го… 10 раз пожалел потом… и по качеству мой экземпляр не баловал, и сломал мне “пентакс ме супер” хотя на “алмазе 103” и “зенит-автомат” работал… хвостик толкателя диафрагмы был коротковат и заклинил на японце.

  5. МС Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45 очень хороший объектив. Мне пришлось сравнивать его с Tokina AT-X 2,8 / 24-40. Вариозенитар оказался лучше: более точная цветопередача, лучшая устойчивость к контровому свету, не “кушает свет” на закрытых значениях диафрагмы. https://foranganda.ru/мс-вариозенитар-28-35-25-45-и-tokina-at-x-28-24-40/

  6. Сергей Михайлович:

    “Гранит-11М” у меня жив и здоров, до сих пор иногда работает на “Практике”. Покупал для съёмок своих маленьких детей в 1988 году. 80-200 мм – это самый удобный диапазон фокусных расстояний именно для этой цели.
    Что касается “Вариозенитара”, то в своё время я сделал выбор в пользу AF Nikkor 3.3-4.5/24-50, и не пожалел об этом. Хотя имел и камеры Алмаз-103 и Pentax-MX. Кстати, размещение “прозрачного бугорка” на объективе полностью соответствует конструкции объективов серии Pentax-M и Pentax-A. Чтобы владельцы “иномарок” не испытывали неудобств.

  7. Иссидор Матрасофф:

    Поржал над рассуждениями автора и про объективы 80-200 мм, и про использование Вариозенитара 25-45 для портрета.
    Как вы думаете, автор, почему на том же “мешке” мануальные зумы 80-200 или 70-200 едва ли не самые массовые, уступая разве что штатным для полного кадра зумам 28..35-75..80? Потому что еще из книжек-пособий по фотографии, коих в СССР выпущено было немало, известно, что портрет 3/4 следует снимать оптикой от 85 мм, 3/4-поясной – оптикой 85-100 мм, грудной портрет – 100-135 мм, крупный план – оптикой 135-200 мм. Объективы 85-180 мм считались длиннофокусными или портретными. Более 180 мм (в других пособиях более 135 мм) – телеобъективами.
    Что же касается распространенности портретной съемки в СССР, но это отдельно поржать – а что в СССР упыри жили, коим был чужд портрет? Да полистайте просто “Советское фото” – там портреты занимают 2/3 материала.

  8. Иссидор Матрасофф:

    Так вот про “Вариозенитар 25-45 мм”. Это был объектив для пейзажа прежде всего. Главные его преимущества: высокая резкость, широкий угол, высокая для зумов тех времен светосила. И (самое важное) – практически полное отсутствие дисторсии, что важно для съемки архитектуры. Объектив резкий начиная с открытой дырки, на диафрагме 8 – предельно резкий. Отснял с ним миры – он утер по резкости фикс SMC Pentax-М 3.5-28 мм, не говоря уже фиксы от Rikoh и Vivitar.
    Но и недостатки тоже есть существенные с которыми придется мириться:
    – как и все советские объективы он боится встречного света. А на Вариозенитар еще и бленду не подобрать.
    – родная крышка всегда спадает, чужие не подходят, поверхность линзы очень близко к краю оправы. Поэтому каждый второй из объективов с потертостями на внешней линзе.
    – очень высок процент брака, когда не просто не показывает заявленное разрешение – мылит просто от души. Каждый объектив надо проверять перед покупкой.
    – боке просто никакое. Для пейзажного зума это неважно, а вот попытка снять портрет (как там автор намекал) скорее всего не будет иметь ничего шедеврального на выходе.

    • Iglex:

      Проблему крышки и бленды на этот объектив я решил просто. Передняя линза закреплена кольцом с резьбой М58х0,75. Только это кольцо слишком толстое. Я купил импортный светофильтр на 58 мм, взял колечко от него, оно заметно тоньше. Таким образом высвобождается виток резьбы, и спокойно навинчивается резьбовая бленда и встаёт разжимная крышка. Разумеется, возможным становится применять и светофильтры.
      На минимальном фокусном расстоянии бленда, возможно, чуть-чуть будет виньетировать. Но я снимаю в основном на 35-45 мм.

  9. Konrud:

    Объектив 80-200 весьма удобен при съемке уличных сценок, особенно, когда хочешь поймать лица крупным планом. Со штатным пришлось бы лезть прямо под нос к объекту съемки, а тут – возможность все сделать без лишней навязчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *