Объектив Гелиос-40 (М39) обзор



Гелиос-40 1,5/85 М39

P2122963Шестилинзовый сверхсветосильный анастигмат типа «Планар». Умеренно длиннофокусный.

Гелиос-40 выполнен на оптической схеме, аналогичной объективу Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75.

В Советские времена этот объектив выпускался под два типа креплений — под зеркальную резьбу М39 и под М42. Для дальномеров эти объективы не выпускались.
В обзоре представлен первый вариант — с резьбой М39 в белом корпусе производства КМЗ.

Если вас интересует версия М42, ее обзор я обязательно опубликую. Ищите на карте блога или подпишитесь на e-mail рассылку.

9Примечательно, что с распространением недорогих цифровых зеркальных камер, на этот сверхсветосильный объектив так поднялся спрос, что в 2012 году на КМЗ был налажен выпуск обновленной версии Гелиос-40 с креплениями в т.ч. на Nikon и Canon.
Оптическая схема:

helios-40-lens
Фокусное расстояние: 85 мм
Угол поля зрения: 28°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,2 мм
Относительное отверстие: 1:1,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 10
Регулировка диафрагмы — с фиксированными значениями
Предустановка диафрагмы — есть

P2122966
Ближний предел фокусировки — 0,8 м
Соединения:
объектива с камерой — M39×1
для ввинчивающихся насадок — M66×0,75
для надевающихся насадок — ∅68 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 32/16 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,75

Вес — 940 г

P2122976Просветление химическое однослойное желто-фиолетового цвета.

Набор и расположение органов управления — достаточно традиционные для этого типа оптики.

Самое ближнее к камере кольцо с накаткой — неподвижное. Оно служит для комфортного накручивания объектива на камеру.

Кольцо фокусировки чуть дальше. Оно имеет характерную для всех зеркальных М39 объективов форму — гибрид гайки и шестеренки. Вогнутые части с накаткой, выпуклые — ровные.

Кольцо не очень широкое и расположено близко к корпусу фотокамеры.
При использовании, в руку ложится не оно, а расположенное чуть дальше кольцо закрывания диафрагмы, которое, к тому же, — шире. С непривычки легко спутать. Хотя, привыкаешь быстро.

Полный ход геликоида — около 270 градусов.

Шкала дистанций нанесена под кольцом фокусировки, на конической поверхности, обращенной к фотоаппарату. При использовании на современных зеркалках шкалы дистанций и ГРИП видно плохо.


Колец диафрагмы два. Самое дальнее от камеры отвечает за предварительную установку диафрагмы. Шкала со значениями — только для него!

Кольцо чуть ближе — служит для того, чтобы фотограф мог быстро закрыть диафрагму от полностью открытого положения (на котором происходит компоновка кадра) — до закрытого на столько, на сколько выставлено предварительно.

По положению этого кольца определить относительное отверстие невозможно. Оно не предполагает использование промежуточных положений – только крайние.

P2122979Диафрагма состоит из 10 лепестков. Это довольно много, но форма лепестков такова, что практически на любом значении они образуют круги с зубчиками. Так называемые «циркулярные пилы».

Лепестки черненые, матовые.
P2122988Гелиос-40 объектив тяжелый и поэтому в его конструкции имеется штативное гнездо. У моего экземпляра оно жестко закреплено на корпусе и объектив можно сориентировать на штативе только в горизонтальной ориентации кадра.

У некоторых версий этого объектива под резьбу М39 и у всех под М42, именуемых Гелиос-40-2, — штативное гнездо выполнено на подвижном хомуте и позволяет менять ориентацию кадра без участия головы штатива.
P2122982P2122985
Интересно, что когда я установил свой Гелиос-40 на зеркалку Nikon, то оказалось, что объектив «недовернут» и штативное гнездо расположено не снизу, а как-то почти по диагонали.

Первым делом, я, конечно, недобро помянул наших китайских друзей, которые делали переходник, но потом выяснилось, что и на Зенит-С данный объектив становится точно также — с «недоворотом».

Вот и чего после этого думать?

Проектировали Гелиос-40 для съемки в условиях низкой освещенности. В наше время современные матрицы позволяют практически не думать об уровне освещенности, и светосильные объективы интересны в первую очередь своим размытием заднего фона.

Гелиос-40 со своей светосилой f1,5 — да, размывает задний фон очень сильно. Но это не все.

Благодаря оптический схеме, Гелиосу-40 присущ такой эффект, как закручивание светлых участков заднего фона на открытых диафрагмах.

В принципе, это закручивание свойственно всем Гелиосам и в т.ч. на порядок более дешевым моделям из семейства Гелиос-44.

Но у 40-го оно выражено наиболее сильно.

Еще Гелиос-40 знаменит необычной кривой (графиком) разрешающей способности. Как правило, у объективов от центра кадра к краю разрешающая способность падает.

У Гелиос-40 разрешающая способность от центра сначала падает достаточно сильно, но потом — ближе к краю кадра снова начинает расти.

helios-40-resВот этот график.

Чем это вызвано? Ну, формулировка причины выглядит так: «кривизна поверхности изображения третьего порядка при невозможности хорошо исправить ее скомпенсирована кривизной пятого порядка».
Вам что-то понятно? Мне — нет.

Есть такая прозаическая трактовка. Дело в том, что Гелиос-40 был спроектирован на основе немецкого Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75.

Объектив не был полной копией — советские конструкторы пересчитали его схему под отечественные сорта стекла. В процессе этого даже изменилось ФР с 75 на 85 мм!

Так вот, есть мнение, что в процессе пересчета или была допущена ошибка или просто какой-то элемент схемы не удалось пересчитать без осложнений и эти осложнения были скомпенсированы некой «заплаткой».


Я не знаю, насколько достоверна эта информация, и мне совершенно неважно, что именно послужило причиной такого необычного поведения разрешающей способности.

Важно, что к дополнению к сильному размытию заднего фона, на открытой диафрагме у Гелиос-40 также сильно падает разрешающая способность от центра и это усиливает эффект размытия и подчеркивает разницу между резким объектом съемки в центре и совершенно нерезким пространством непосредственно вокруг объекта.

Кроме свойств размытия, принято считать, что Гелиос-40 хорошо передает объем пространства. Также он немного желтит, т.е. «теплит» картинку, делая ее уютной.

Итого, Глиос-40 — это отличный портретный объектив и объектив для творчества.

В рейтингах на лучший советский портретик, Гелиос-40, как правило, занимает верхнюю строчку, ну или входит в ТОП-3, в крайнем случае.

Благодаря всем этим своим оригинальным свойствам, Гелиос-40 стоит сейчас как чугунный мост. Это касается как советских изделий, так и моделей образца «2012 и свежее».

Высокий ценник только подчеркивает «элитность» данного объектива и поддерживает множество мифов о нем и его чудесных свойствах.

Вероятно, Гелиос-40 — это самый обсуждаемый советский объектив и самый противоречивый.

циклопТем, кто очень хочет иметь Гелиос-40, но ограничен в средствах, рынок предлагает объектив Циклоп.

Циклоп — это версия Гелиос-40, выпускаемая в 90-х годах Ростовским Оптико-Механическим Заводом для прибора ночного видения НЗТ-1.
Циклоп имеет схему, аналогичную Гелиос-40, посадочную резьбу М42 и в нем отсутствует механизм диафрагмы. Т.е. диафрагма Циклопа всегда одна — максимальная — f1,5.

Логика понятна — вам нужно от Гелиоса-40 именно f1,5, ну так вы ее и получаете.

Цена Циклопов примерно раза в полтора-два ниже, чем у Гелиосов-40, что все равно очень дорого.

Я не советую покупать Циклоп. Почему — немного ниже.

Хорош ли Гелиос-40? По моему мнению — да — весьма хорош. Хотя его вес и расположение органов управления делают его использование не удобным, а особенности оптической схемы — капризным. Все равно — хорош.

Если вам повезло откопать такой на антресоли — можете считать, что вам очень повезло. Немедленно на фотосессию.

А вот стоит ли покупать Гелиос-40? Знаете, не стоит. Объектив отличный, но цена его дороже, чем то, что он может вам дать.

Гелиос-40 не содержит волшебства. Он не гарантирует удачные снимки. Эффекты, которые он накладывает на изображение — очень интересны, но они не залог обязательного успеха.

Пройдемся прямо по списку.

1. Сильное размытие заднего фона вследствие малой ГРИП.

В сети много программ –калькуляторов ГРИП как для ПК, так и под смартфон. ГРИП на иностранный манер называется DOF.

Введите в программу необходимые параметры и вы увидите, что при f1,5 на дистанции лицевого портрета ГРИП измеряется считанными сантиметрами.

Это значит, что при МАЛЕЙШЕЙ оплошности нос вашей модели будет в фокусе, а глаза – нет!

Диафрагма f1,5 — это ОЧЕНЬ сложная для использования штука. Подтверждение резкости, которое предлагает вам ваш цифровой фотоаппарат — бесполезно в этом случае. Навести вручную через видоискатель — тоже очень сложно. Выход — это LiveView + максимальное увеличение области, где фокус должен быть.


В общем, поигравшись с f1,5, многие начинают использовать менее агрессивные значения диафрагмы. И именно поэтому я не рекомендую Циклоп. На нем такой переход невозможен.

2. Резкое падение разрешающей способности от центра к не самым дальним окраинам.

Да, неплохо подчеркивает размытие. Но только в том случае, если ваш объект находится строго по центру кадра. Лицевой портрет, где в центре — глаза модели — вот, наверное, и все, что приходит в голову для использования такого эффекта.

Как может повысить художественную ценность снимка возврат разрешающей способности на самом краю кадра — я придумать не могу.

3. Закручивание заднего фона.

Очень интересный эффект. Но он возникает не всегда. Чтобы получить отчетливое закручивание, нужен все-таки подходящий фон. И объект съемки нужно в этот фон вписать.

Я после прогулки с Гелиосом-40 забраковал все снимки, на которых фон крутился. Да, банально просто промазал фокусом в непосредственно объект.

И еще этот эффект не всегда уместен. Как со всеми художественными эффектами — часто лучше не перебарщивать.

Что имеем в остатке?

Гелиос-40 — объектив для постановочного фото. Для ситуации, когда место, фоны, сценарий — тщательно продуманы. Модель готова позировать сколько нужно. В общем, для неспешного творческого процесса.

Часто вы так снимаете? Я — нет.

Конечно, можно и придавить диафрагму. Тогда все существенно проще. Но более темные Гелиосы стоят на порядок дешевле.

Конечно, все это — только мое мнение. У вас иное? Отлично, пишите в комментариях!

В любом случае, перед покупкой Гелиос-40 стоит сначала поискать его у знакомых и опробовать. И только убедившись, что — да, вам комфортно его использовать, — только тогда покупать.

На Авито просто МАССА предложений Гелиосов-40 выпуска после 2012 годов — едва пользованных. К чему бы это? :о)

Гелиос-40 под резьбу М39 отлично пойдет как портретник как на зеркалках, так и на беззеркалках на полном кадре. С поправкой на вес! Маленькие беззеркалки будут смотреться как задние крышки. Баланса в такой связке не будет вообще, зато будет реальный риск вырвать к чертям байонет у камеры.

На кропе нужно понимать, что большая часть «чудо-закручивания» — обрежется. В остальном все хорошо, но стоит ли это тех денег, что за него просят?

Установить этот объектив на вашу камеру помогут 2 переходника.
— М39-М42
— М42-ваша система.

Переходники М39-ваша система сделаны не под этот объектив.

Имейте также в виду, что при съемке удаленных предметов у данной версии в некоторых случаях могут возникать проблемы с фокусировкой. Все потому, что переходник М42-ваша система рассчитан на рабочий отрезок объектива 45,5 мм.

А объектив имеет нестандартный чисто советский рабочий отрезок 45,2 мм.

Если у вас зеркалка Nikon, то переходник М42-Nikon вам нужен с линзой. Но если вы собираетесь снимать именно портрет, то и с единственным переходником М39-Nikon — сможете снимать портреты от поясного и крупнее, без всяких дополнительных линз.

Читайте также мою статью о размытии объективами заднего фона.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Объективы от многих советских фотоаппаратов, в том числе этот, можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! Данная советская фото-система имеет нестандартный рабочий отрезок. Бесконечность при фокусировке вы скорее всего не получите. Но вот портретной или творческой съемкой заниматься ничего не мешает. 

Переходник М39-М42 вам дополнительно понадобится в любом случае.  

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony/ Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1

Тестовые снимки:

DSC_2265
DSC_2286
DSC_2309

Вам может также понравиться...

комментариев 8

  1. Виктор:

    Здравствуйте! При установке на Никон с переходником без линзы какая будет максимальная дистанция фокусировки?

    • Иван:

      Добрый день. Тот, что в обзоре, поз резьбу М39 – около 2,4 метра. Вариант Гелиос-40-2 с резьбой М42 – около 4-х метров.

    • Святослав:

      Если есть прямые руки и не жаль девственности, то вполне можно добиться бесконечности за счёт больших запасов регулировок оправы. Там есть одно дистанционное колечко толщиной милима два, которое можно либо поменять на самодельное, потоньше, либо вообще убрать, и тогда блок оптики сядет в оправу глубже, что даст искомую бесконечность. То же касается Юпитера-9

  2. Сергей:

    Что-то от Вашего обзора чуть ли не безнадегой веет. А мне он весьма хорошо зашел.

  3. Сергей:

    Не совсем корректно сравнение Гелиосов белого (М39) и нынешнего Гелиос-40-2. Первый рисует гораздо приятнее. Проверено в сравнительных тестах. Возможно за счет того, что у белого куда хуже просветление. И вот это “хуже” на картинке дает гораздо больше воздуха и настроения.

  4. Юрий Н.:

    Я бы охарактеризовал Г-40 как харизматичный портретник с неоправданно завышенной ценой. Его рисунок может нравиться или нет, но у него есть неповторимый характер, что на фоне современных насквозь правильных объективов меня только радует.
    Получить “спокойное” боке не так уж и сложно – Г-40 закручивает только пестрый фон, только в определенном диапазоне удаленности от объекта съемки и на диафрагмах от 2,8 и дальше этот эффект практически неощутим.
    Вы очень верно подметили, что объектив более уместен на зеркальных камерах, снимать на маленьких БЗК с этой банкой очень утомительно. Я использую его с Canon 7D – они так хорошо подходят друг другу, что во время съемки я использую этот комплект без ремешка, просто ношу в руках.
    Ко мне “белый” Г-40 64-го года попал совершенно случайно за символические 1500 рублей – я никогда специально его не искал и уж тем более не стал бы покупать за те деньги, которые за него просят на Авито. Считаю, что со всеми его минусами реальная цена б/у экземпляров не должна превышать 5-6 тысяч рублей.

    • Юрий Н.:

      Кстати, установленная на моем Canon альтернативная прошивка Magic Lantern позволяет в режиме Live View имитировать фокусировочный экран с клиньями Додена. Очень удобная штука, когда снимаешь на мануальные стекла с малой ГРИП – фокус-пикинг в таких условиях зачастую бесполезен

  5. Валерий:

    полноматричная беззеркалка типаСони а7м2 дает возможность исрользавать Любой! мануал без потери резкости ! вырвать байнет не получится, так как ВСЕГДА нормальный фотограф держит технику за обьектив а не за тушку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *