Объектив «ФЭД» (2/50). Обзор


Довоенный светосильный нормальный объектив с присоединением М39×1 для дальномерных фотоаппаратов.


Этот объектив являлся штатным для фотоаппарата «ФЭД-С».

Про довоенные фотоаппараты «ФЭД», а в частности «ФЭД-С», у меня есть большой интересный обзор. Приведу ссылку на него в конце, рекомендую прочесть.

В Сети можно встретить мнение, что буква «С» в названии «ФЭД-С» означает «commander», и потому аппарат этот часто называют «ФЭД командирский».

Однако источник, которому лично я полностью доверяю, сообщил, что «С» означает все-таки «светосильный» и указывает на комплектацию аппарата конкретно рассматриваемым объективом.


Да, объективы со светосилой f/2 до сих пор считаются светосильными. Не самыми светосильными на сегодняшний день, но в достаточной степени.

Отмечу, что даже в 1963 г., например, в ежемесячнике «Deutscher Export» при описании объективов Zeiss Pancolar (2/50) и Meyer-Optik Domiron (2/50) особо подчёркивалось, что они «светосильные». Это притом, что тогда уже и более светосильная оптика в ходу была.

Для конца же 30-х годов, а именно тогда выпускался предмет сегодняшнего обзора, f/2 — это было очень здорово.

Объектив, который мы рассматриваем, судя по всему, не имел собственного «имени» — номера модели.

Напомню, довоенные сменные объективы марки «ФЭД» имели вполне конкретные обозначения: «ФЭД-35» (4,5/28), «ФЭД-36» (6,3/100), «ФЭД-19» (макрообъектив 3,5/50).

Даже о самом распространённом объективе «ФЭД» (3,5/50) известно, что первоначальное его название было «Анастигмат «ФК» 3,5/50» (photohistory.ru). Также этот объектив назывался «Индустар-10», но, вероятно, уже после Великой Отечественной войны.


Правда, на самих объективах никаких цифровых индексов моделей не проставляли. Их указывали в паспорте объектива, а также упоминали в литературе.

Вот о штатном объективе от «ФЭД-С» такой информации или вообще нет, или так мало, что она не выложена в Сеть. По крайней мере, я нигде никакого упоминания об обозначении модели не нашел.

Все называют данный объектив просто «ФЭД» (2/50), и я буду пользоваться именно этим названием.

Информации о «ФЭД» (2/50) совсем немного, и степень достоверности ее не ясна. Принято считать, что схема «ФЭД» (2/50) идентична Leitz Summar (2/50), выпускавшемуся с 1933 года. Скорее всего, это так.

«ФЭД» (2/50) выпускался только до Великой Отечественной войны. В Сети утверждается, что в ходе войны документация на объектив была утеряна.

Так или иначе, после войны в Харькове не выпускались никакие объективы, кроме штатных. И «ФЭД» (2/50) в их число не входил. Скорее всего, это все-таки административное решение, а не принципиальная техническая невозможность возобновить выпуск другой оптики.

«ФЭД» (2/50) выполнен в складной оправе. Общий принцип конструкции аналогичен «ФЭД» (3,5/50) и более поздним складным «Индустар-22» и «Индустар-50».


В дальномерном фотоаппарате с фокальным затвором, какими были «Leica» и «ФЭД», внутри корпуса есть свободное пространство почти во всю его толщину. Потому какое-то время считалось очень удобным в транспортном состоянии вдвигать тубус объектива внутрь аппарата.

Аппарат с объективом, «убранным» таким образом, действительно намного компактнее. Даже футляры аппаратов тех лет имели короткий «нос» — выступ под объектив.

После войны советские «Индустары» некоторое время также выпускались складными.

Однако позже от такой конструкции отказались. Сменная оптика получала все большее распространение, но складным можно было сделать далеко не любой объектив. Соответственно, делать компактный чехол в расчете исключительно на штатный складной объектив — неудобно для потребителей. А если у чехла все равно «нос» длинный, то складной объектив внутри или нет — без разницы.

К тому же появились зеркальные «Зениты». Складной объектив на «зеркалке» — потенциальный источник проблем: попытавшись убрать объектив при опущенном зеркале, повредишь зеркало, а начав взводить затвор при поднятом зеркале, вовсе поломаешь аппарат. Пришлось разрабатывать нескладывающиеся оправы для штатных «Индустаров», а для избежания лишних затрат при производстве — унифицировать с ними и «дальномерные» варианты.


При использовании «ФЭД» (2/50) (как и любого складного «Индустара») на цифровых беззеркальных камерах помните: объектив, надетый на аппарат, нельзя складывать! Можно повредить матрицу или затвор.


Хотя переходник должен обеспечивать тот же рабочий отрезок, что и у пленочного аппарата, а утопленный в «родной» аппарат объектив не должен доставать не только до пленки, но и до шторок затвора, все же лучше не рисковать. Мало ли что.

Объектив «ФЭД» (2/50)



Оптическая схема «ФЭД» (2/50):

Для сравнения — оптическая схема «ФЭД» (3,5/50) («Индустар-10»):

Оптическая схема «ФЭД» (2/50) сложнее.

Фокусное расстояние 50 мм.
Относительное отверстие 1:2.
Угол поля зрения 47°.
Размер кадра 24×36 мм.
Оптическая схема — несимметричный полусклеенный анастигмат, 6/4 (шесть линз в четырех группах).
Пределы шкалы диафрагм: 2–18.

Регулировка диафрагмы бесступенчатая. Количество лепестков диафрагмы — 10. Предустановки диафрагмы нет.
Ближний предел фокусировки — 1 м.
Соединение объектива с камерой — M39×1.
Рабочий отрезок — 28,8 мм.
Расположение крепления для светофильтров: переднее.
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 25/10–12 (photohistory.ru).
Вес 152 г.

Линзы «ФЭД» (2/50) не имеют просветления. Все шкалы и обозначения выгравированы.

Поворот всего тубуса за накатку переднего кольца фиксирует объектив в выдвинутом состоянии или освобождает от фиксации для складывания.


Для наводки на резкость служит поводок в основании оправы. В положении «бесконечность» поводок фиксируется. Чтобы его высвободить, нужно нажать на кнопку, расположенную на самом поводке.


Кольцо диафрагм с накаткой — второе по счету спереди. Лепестков диафрагмы 10, и они образуют ровные кружки. Сами лепестки хорошо зачернены.


При съемке «ФЭД» (2/50) дает интересную картинку в стиле «ретро».

Размытие фона имеет выраженное закручивание, которое хорошо видно на снимках. Добиться закручивания проще, чем, например, с «Гелиосом-44».

Рисунок размытия интересный. Похоже на творчество импрессионистов.


По современным меркам объективу сильно не хватает контраста.

В центре кадра от «ФЭД» (2/50) можно добиться более или менее приемлемой резкости, но к краю детализация сильно снижается. Да и в центре картинка мягкая.

Есть еще такая особенность: при съемке удаленных объектов с «ФЭД» (2/50) не удается добиться приемлемой точности наводки на «бесконечность».


В Сети это объясняют в основном тем, что рабочий отрезок объектива не стандартизирован жестко. Действительно, допуск на рабочий отрезок у довоенных «ФЭД» достаточно велик, и предполагалась юстировка объективов под каждый конкретный экземпляр аппарата.

Но я предположу, что причина может быть и иная. При ввинчивании «ФЭД» (2/50) в переходник задняя часть поводка (та, которой он цепляется за парковочную вилку) упирается в плоскую посадочную поверхность переходника и не дает ввернуть объектив до конца.

У фотоаппаратов «ФЭД» посадочное резьбвое кольцо — более узкое и немного выступает над передней стенкой аппарата. Поводок не упирается ни в кольцо, ни в корпус.

Вообще, для своего времени качество картинки, которую дает объектив, было даже избыточным. Фотоматериалы и процессы тех лет, конечно, не могли раскрыть весь потенциал объектива. Взгляните на снимки времен войны, и вы убедитесь, что современные придирки к качеству — это именно придирки.


Сейчас использовать «ФЭД» (2/50), а тем более специально его покупать — нет особого смысла.

Хотя, если объектив и переходник уже имеются, съемка «в винтажном стиле» может представлять интерес.

На этом у меня все. Удачи!

А вот ссылка на статью о довоенных «ФЭД» вообще и «ФЭД-С» в частности.

Большое спасибо Антону Хлынину за редакторскую правку текста.

Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.

Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M39-Nikon F
Canon M39-Canon EF
Sony М39-Sony/Minolta
Pentax M39-pentax K
Беззеркалки Sony M39-NEX
Оlympus/ Panasonic M39-m 4/3
Fuji M39-FX
Nikon M39-Nikon 1
Nikon M39-Nikon Z

Примеры фото:

Эти и другие снимки в полном размере вы можете посмотреть на моем канале на Boosty.



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Виктор:

    Если на цифре нет бесконечности, то можно ж тубус чуть задвинуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *