Фокускоп обзор



PC256580Сегодня мы рассмотрим устройство, которое применяется не при фотографировании, а при фотопечати проекционным способом.
Фотопечать на своем сайте я подробно рассматривать пока не планирую. Да, это очень интересный процесс и в нем участвуют немало различных устройств. Но — нет, не планирую. Пока, по крайней мере.

Однако, в каждом правиле есть исключения. И сейчас без них не обойдется.

Я сделаю исключение для пары, буквально, приспособлений, небольших, необязательных, но очень удобных, на мой взгляд.

Первое приспособление, на котором мы сегодня и остановимся — это Фокускоп. Что за второе — я расскажу позже.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фокускоп

Если бы я придумывал название для этой штуки, то назвал бы ее «Фокусоскоп». Так правильнее, по идее, хотя и коряво. Но называется приспособление именно Фокускоп.

Для чего он нужен?

PC256582Фокускоп облегчает фокусировку фотоувеличителя. Лампа в советских фотоувеличителях была не очень мощная. При большом увеличении интенсивность светового потока на столе увеличителя совсем небольшая. Разглядеть детали картинки, чтобы точно навести фокус, — бывало реально трудно.

Фокускоп устроен несложно. Он устанавливается на столе фотоувеличителя в центре светового пятна. В конструкцию входит зеркало, которое отклоняет свет фотоувеличителя вверх и в сторону фотографа примерно под углом 45 градусов.
PC256591Далее, на пути света помещено матовое стекло, аналогичное тому, что применяется в фокусированных экранах фотоаппаратов. Вот тут его хорошо видно.
Конструкция рассчитана так, что расстояние от зеркала до матового стекла Фокускопа и от зеркала до основания приспособления, т.е. до плоскости фотобумаги — одинаковое.

Таким образом, резкость картинки на матовом стекле достигается ровно одновременно с резкостью на поверхности фотобумаги.

Но это не все. После матового стекла имеется линза, которая показывает картинку увеличенной.

Что имеем в итоге?

1. Мы смотрим на картинку на матовом стекле под прямым углом, в то время как на столе фотоувеличителя смотрели бы под острым.
2. На матовом стекле момент наведения фокуса четко виден по проступающему зерну, даже если сам негатив не очень резок. В этом и смысл матового стекла.
3. Мы наблюдаем свет, отраженный зеркалом, а не поверхностью фотобумаги — картинка существенно ярче, т.к. света отражается больше.
4. Мы видим картинку с увеличением против оригинала, — отчетливо видны мелки детали

Кому как, я в восторге.

Как водится, о существовании такого устройства в юности я банально не знал. Хотя оно, может, и продавалось свободно. Все-таки, дефицит информации в СССР был не менее сильным, чем дефицит, собственно, товаров.

Поэтому, указанный выше восторг я испытал совсем недавно и вместе с острым желанием укусить себя за локоть. Ну до чего же приятнее был бы процесс, имей я тогда такую штуку….

Устоять я не смог и хотя и сильно задним числом, но Фокускоп заимел. Даже два разных. Идея приспособления мне настолько понравилась, что я не удержался и включил обзор Фокускопа в планы по сайту. Такая вот история.

Я не буду делать отдельные обзоры про эти устройства. Несмотря на существенные отличия во внешнем виде, по конструкции они почти не отличаются.

Информации о советских Фокускопах практически нет.

Тот, который более изящный, металлический, похожий на маленький микроскоп у меня вообще безымянный. Но в Инете есть фото у которых на подошве таких устройств есть название «Экран». Я не знаю даже — это название устройства или предприятия–изготовителя.

PC256593Второй — пластиковый — мне достался в заводской коробке. Называется он «Фокускоп-2» и выпускался заводом «Москинап». В гарантийном талоне дата — март 1992 года.

Когда я готовился писать обзор, передо мной стояла дилемма — как описывать устройство, которое никогда не видел в действии? Это неправильно и это серьезно меня заботило.

Сейчас я фотопечатью не занимаюсь, а в советские времена такой штуки не имел, как вы помните.
Имитировать работу увеличителя каким-либо иным устройством, честно говоря, было лениво…. И чего же делать?

Помог случай.

Жена записала детей на мероприятие в Московском Музее Современного Искусства. Мероприятие (это как-бы выставка) называется «ВЛАДИСЛАВ ШАПОВАЛОВ — ДИПЛОМАТИЯ ОБРАЗА».

Выставка основана на архивных фото-материалах, которые в виде готовых выставок (фотографии и схемы размещения, упакованные в папках) были обнаружены за границей.

В период холодной войны такие папки и фильмы рассылались Всесоюзным обществом культурных связей с заграницей (ВОКС) для создания положительного образа Советского Союза.

С выставкой можно знакомиться по нескольким программам, я был с детьми в варианте для подростков от 13 до 17 лет.


Само ознакомление было необременительным и в основном состояло из просмотра документального фильма о практике создания положительного образа СССР за рубежом. В фильме масса качественных и отлично подобранных фотографий советских времен. С удовольствием поностальгировал. :о)

Еще немного рассказали о фотомонтаже. Материал интересный.

Но это не суть. После выставки участникам предлагается воркшоп по черно-белой фотопечати. Настоящей. С проявителем и закрепителем!!!

20171224_13571020171224_134245
Правда, печать не проекционная, а кантатная, но все равно здорово!
Scan_20171225_202404Под руководством увлеченных молодых ребят мои детки составили фото-коллажи, отпечатали их в комнате с красным фонарем и наблюдали, как их шедевры проступают в кюветах с реактивами.

Дети все это видели впервые, а я с удовольствием посмотрел снова через почти 20, наверное, уже лет. Эх, романтика…
Это я о чем? Это я о том, что пока дети коллажами занимались, я попросил настроить увеличитель на проекционную печать и опробовал оба мои Фокускопа в работе. Благо, захватил в надежде, и не прогадал!

Было это, конечно, быстро и особо много опыта я не вынес, но, тем не менее, в работе их видел. И то, что устройства удобные — подтверждаю. Момент фокусировки действительно наблюдается хорошо.

Об устройствах — все. Я не могу с уверенностью сказать, какое из них лучше. Тот, который Фокускоп-2 дает картинку побольше. Видимо, это, все-таки, удобнее, т.к. увеличитель ведь может стоять не на столе, для которого есть стул. А в ванной комнате, например. Склоняться к окуляру Экрана, при этом может, быть затруднительно.

А на выставку с таким воркшопом москвичам сходить рекомендую. Где еще на практике показать детям как черно-белые фотографии печатали раньше?

Организаторы — ребята молодые и энергичные. Детей активно вовлекают в диалог и процесс. Много интересной информации. Современная ее подача.

С наступающим! Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

Scan_20171224_211344
Scan_20171224_211344_001
Scan_20171224_211344_002
Scan_20171224_211344_003

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Алексей:

    В детстве, в 80-ых, видел такой в универмаге,в отделе фототоваров… Всё гадал,для чего он… Теперь,спустя 35 лет,узнал… Спасибо! ) P.S. городок у нас небольшой, кстати, но в продаже эта штука была…

  2. Виктор:

    Нынешние светодиодные-лампы позволяют выставлять при печати на увеличителе диафрагму вплоть до F/16, что решает проблему и разрешением, и с фокусировкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *