Фотоаппарат Зоркий-С обзор и инструкция


В 1955-56 годах советский фотопром пережил массовое внедрение синхроконтактов в новые фотоаппараты.

Лидер по числу новинок и технологичности решений — КМЗ.

В 1955 году на КМЗ синхронизатор получили одновременно (!!!) все выпускающиеся к тому времени на предприятии модели фотокамер под узкую пленку. Так, появились Зоркий-С, Зоркий-2С, Зоркий-3С, и даже Зенит-С.

Как не сложно догадаться, на наличие у фотоаппарата синхроконтакта указывался буква «С» в названии.

Интересно, что прежние модели без синхроконтакта – продолжи выпускаться параллельно некоторое время — год или два. Поэтому, в 1955-56 года ассортимент продукции КМЗ под узкую пленку составлял девять моделей фотоаппаратов. Семь Зорких и два Зенита.

Не забудем также, что в 1955 году вышла еще Москва-4 — тоже с проводным синхроконтактом.

Другие предприятия не отставали.

В том же 1955-м вышли Смена-2 и Любитель-2 — оба с синхроконтактом, а в 1956-м — Ленинград, понятно, тоже с ним.

На ФЭД синхронизация со вспышкой появилась тоже в 1956-м после апгрейда второй модели.

Вот так — сразу и много. Чувствуется, что был единый план развития фотопрома. И его, как говорится, придерживались.

Почему лидером по технологичности я назвал КМЗ?

Все новые аппараты от КМЗ имели синхронизатор с регулируемым временем упреждения поджига вспышки.

ЛОМО такую опцию реализовало чуть позже — 1956 году на Ленинграде. Смена-2 и Любитель-2 (и Москва-4 от КМЗ) — регулировки упреждения не имели, но у них затворы центральные. Тут ситуация иная немного.

На ФЭД-2 со шторным затвором синхроконтакт появился в 1956 году сразу без регулировки.

Давайте мы сейчас немного разберемся в актуальности синхроконтактов вообще в то время и в регулировке упреждения в частности.

Во-первых, была ли у пользователей принципиально возможность использовать вспышку до появления синхроконтакта?

Конечно, была.

Как осуществлялась синхронизация?

Вручную — на выдержке В.

Здесь и далее — это мои технические предположения. Кто располагает реальными данными об использовании вспышек в описываемые периоды, пожалуйста, поделитесь.

Но я продолжу.

На калькуляторах фотовспышек присутствуют 3 фактора — чувствительность, диафрагма и расстояние. Выдержка в расчет не берется (хотя на центральных затворах они синхронизируются все). Просто, предполагалось, что экспозиция, которую пленка получает за пределами времени горения вспышки — пренебрежительно мала.

Поэтому, зажимаем кнопку спуска на выдержке В и активируем вспышку. Как-то так.

Какие вспышки были распространены в СССР? Интересует 50-е года, но начнем мы с периода до ВОВ — с конца 30-х.

Ну, во-первых, не думаю, что вспышки вообще были распространены.

Хотя фотография в Союзе и являлась достаточно массовым увлечением (вспомним детские довоенные фотоаппараты), и вопрос чувствительности фотоматериалов был весьма острым, но все-таки мне кажется, что вспышку могли позволить себе далеко не все.

Во-вторых, вероятно, магниевые вспышки все еще доминировали. Фото с photohistory.ru.

В 30-х годах за границей уже массово выпускались одноразовые лампы-вспышки. Внутри такой лампы — алюминиевая или магниевая фольга в кислородной среде. Также имеется нить накаливания, покрытая легко-воспламеняющимся составом.

При пропускании тока через контакты лампы — нить раскаляется, состав воспламеняется и поджигает фольгу. Фольга, сгорая в кислородной среде, дает яркую вспышку.

Общий принцип аналогичен магниевым вспышкам, но продукты горения (дым, искры, запах) — все остается в стеклянной колбе и не попадает наружу.

Думаю, в СССР импортные лампы были дефицитны и дороги. Использовать такие могли только профессионалы от учреждений.

У меня есть несколько подобных ламп (импортные, к сожалению и более современные) и нет никакого светильника под них.

Советский вариант светильника для одноразовых ламп тоже существовал. Назывался он ФО-1в. Оба фото из сети.


Когда эта вспышка появилась — мне неизвестно, но ряд источников указывает 40-50 годы.

Поэтому, вполне возможно, что до ВОВ в СССР собственных вспышек с одноразовыми лампами не было — только импортные.

Ладно, перемещаемся в 50-е.

Первая советская электронная фотовспышка Молния ЭВ-1 завода МЭЛЗ появилась в 1955 году. Совпадение? Не думаю :о)


Фото с fotogora.ru

Далее следовали еще несколько моделей
1957 – Харьковская Луч-57
1959 – Таллинская NormaFIL-1

Вот спецификации Молния ЭВ-1:
– Питание: 300В от галетной батареи 330- ЭВМЦГ-1000
– Синхронизация: РС-контакт
– Ведущее число (125 ед. ГОСТа): 28
– Угол излучения -50 град., время готовности 5-10 с
– Количество импульсов от галетной батареи: от 1000 до1500
– Длительность импульса света – 1\2000 с
Габариты:
-диаметр плафона – 145 мм
-диаметр рукоятки – 53 мм
-высота – 230 мм
-масса: 0,7 кг; масса с батареей: 2 кг

Что использовали для освещения фотолюбители СССР до начала массового производства советских электронных вспышек, т.е. весь конец сороковых — начало 50-х?


Опять-таки думаю, что вспышки на любительском уровне применялись все еще достаточно редко.

За границей электронные фотовспышки массово выпускались с 1945-46 годов. Но кроме понятных сложностей с покупкой импортного и дорогого оборудования, пользователь сталкивался еще и с банальным неудобством использования.

Фото с fotogora.ru

Цитирую немного этот сайт. В 1956 на экраны страны вышел фильм «Дело №306» производства Мосфильм. Когда снимали это кино, в СССР электронных фотовспышек еще не выпускали. Так на советский экран попала вспышка, очень похожая на ГДР-скую Blaupunkt Reporter. Ее технология была позаимствована у западных немцев (это вспышка Mannesmann Multiblitz Press). В фильме актеры снимались с неработающей фотовспышкой. Это изделие весило 4,76 кг, а с внешним блоком питания – почти 8 кг, поэтому актрису пожалели, и она снималась только с верхней половиной изделия, без тяжелых аккумуляторов.

Вот так. Вспышка. Восемь килограмм.

В общем, до середины-конца 50-х электронных вспышек у советских фотолюбителей не было.

А что было? Магниевый порошок, скорее всего, уже сошел со сцены. Ну, типа, опасно все-таки.

Вероятно, как раз тогда и стала относительно распространенной система с одноразовыми лампами ФО-1в.

Кстати, чтобы поджечь одноразовую лампу не нужно батарей с большим вольтажом. Если вы обратили внимание, то батарея к Молния ЭВ-1 дает 300 вольт (!!!) Это и вес, и цена, и риск, наверное.

Не знаю, может такая батарея убить током?

Для поджига одноразовой лампы достаточно 4-5 вольт, и батарея помещается в рукоятке.

Как синхронизировались вспышки до середины 50-х?

На фото с ФО-1в выше видны несколько моделей внешних синхронизаторов.

Только вот мне кажется, что подобный синхронизатор от КМЗ выпускался все-таки позже — уже в 60-х. Хотя, достоверных данных на сей счет у меня нет. Информация в источниках очень скудная.

А на иллюстрации (вероятно из инструкции) — комплектный внешний синхронизатор не показан.

По паспорту такой синхронизатор с одноразовыми вспышками обеспечивает корректную работу с выдержками не короче 1/25 и в любом случае требует индивидуальной юстировки.

Поэтому, мне кажется, что часто синхронизировались все еще вручную на В.

Наконец, в середине 50-х появились импульсные вспышки.

Например, Луч-57 даже уже вполне подразумевала установку в скобу для приспособлений фотоаппарата. Иллюстрации с photohistory.ru.


Не буду утверждать, но предположу, что первая Молния ЭВ-1 штатно крепилась только на кронштейн.

В общем, прогресс шел и с 1955 года советские аппараты обзавелись синхронизаторами.

Синхронизаторы без регулировки упреждения были рассчитаны только на электронные импульсные вспышки. Понятно, что в 55-м, да еще на Смена-2 это было только заделом на солидное такое будущее. Хотя, план стратегического развития отрасли выполнялся, конечно, четко.

Но электронных вспышек было все еще очень мало. В ходу долго еще были одноразовые лампы. Вот для них и нужна регулировка упреждения.

Немного поясню, что это такое. Для начала на примере шторного затвора.

Думаю, многие знают, что при отработке коротких выдержек вторая шторка начинает закрывать кадровое окно раньше, чем первая — закончила движение и полностью его открыла.

Фактически перед кадровым окном «проезжает» щель между шторками. Так сделано потому, что скорость движения шторок – технологически ограничена и первая шторка просто не успевает открыть окно за то время, которое отведено на очень короткую выдержку. Т.е. шторка просто движется дольше, чем длится выдержка.


Поэтому, продолжительность коротких выдержек задается шириной щели между движущимися шторками.

Время «горения» импульсной вспышки — очень коротко. Длительность импульса света у Молния ЭВ-1 — 1\2000 с. Это короче всех выдержек в то время.

Если вспышка сработает в момент прохождения щели между шторками по кадру, то экспонирован будет только какой-то участок кадра.

Поэтому, появляется понятие «выдержка синхронизации» — это самая короткая выдержка, при которой вторая шторка начинает движение только в тот момент, когда первая уже полностью открыла окно. Т.е. при этой выдержке существует момент, когда кадровое окно открыто полностью.

Вот в этот самый момент и должна сработать вспышка. Ни раньше ни позже. Длится этот момент, понятно, меньше времени, чем сама выдержка синхронизации. Время срабатывания нужно подгадать очень точно.

Отвечает за точное время срабатывания — синхронизатор.

Центральные затворы при любой выдержке открываются полностью, но сработать вспышка все равно должна точно в момент полного открытия.

С одноразовыми вспышками все одновременно немного и проще и сложнее.

Проще — потому, что сгорает лампа, конечно, быстро, но все-таки время ее горения гораздо дольше, чем у импульсной вспышки.

Сложнее — вот почему. Если электронная вспышка срабатывает условно мгновенно, то одноразовой лампе нужно время на то, чтобы ее содержимое разгорелось в полную силу.

Т.е. поджечь такую лампу нужно немного раньше, чем кадровое окно полностью откроется.

У разных ламп время, требуемое на разорение — отличалось. Его указывали на упаковке. Синхронизатор на фотоаппарате позволял настроить упреждение поджига лампы ровно на это конкретное время.

Например, у Зоркий-С можно выставить время упреждения от 5 до 25 миллисекунд. Упреждение 0 используется для импульсных вспышек.

Резюмируем.

Появление синхронизаторов в советских фотоаппаратах с 1955-56 годах не означало появления принципиальной возможности использования вспышек. Такая возможность была и ранее. Хотя, кончено, стало удобнее.

Электронные вспышки советского производства, которые могут синхронизироваться без упреждения — появились ровно в то же время. Но на наполнение рынка требовалось некоторое время, а цены были, как на все новое и сложное — солидными.

Поэтому, аппараты с более простым синхронизатором смогли реализовать данный функционал — только видимо сильно позже. А покупать новейшую электронную вспышку для бюджетной Смены-2, думаю, особо не стремились вообще.

Новая линейка аппаратов КМЗ с регулируемыми синхронизаторами, с одной стороны, была рассчитана, в том числе, на устаревающие ламповые вспышки, с другой — позволяла использовать уже имеющийся парт кспышек комфортно, корректно и без юстировки.

Ну, и учитывая, что вспышки конца 50-х — сейчас БОЛЬШАЯ редкость, в отличие от фотоаппаратов, предположу все-таки, что использование вспышек тогда было делом не повседневным.

К слову сказать, внешний синхронизатор на КМЗ выпускали точно до 1966, по крайней мере. До этого времени предприятием, так сказать, поддерживалась работа фотоаппаратов без синхроконтакта.

Возможность регулировать время упреждения, т.е. применять разнообразные одноразовые лампы вспышки — сохранялась на аппаратах Ленинград — до 1968 года, и Зоркий-4, по крайней мере, до 1967 (есть у меня и могу убедиться), а возможно и до 1973 (прекращен выпуск).


Но, одновременно, начиная с аппарата Кристалл (1962) и далее — на Зенит-3М, Зенит-Е, Зенит-ЕМ, т.е. до 1985 — на этих аппаратах была упрощенная возможность регулировки упреждения, всего из двух позиций — для импульсных вспышек и для одноразовых.

Вот, интересно, почему такое упрощение ввели? Одноразовые лампы были стандартизированы по времени разгорания или оставили для галочки невостребованную опцию?

Я думаю, второе. Если бы в 60-70-х годах активно использовали одноразовые лампы, их бы сейчас было существенно больше. Светильников, по крайней мере.

На Зорких, на моделях Зоркий-5 (с 1958), Зоркий-6, и Зоркий-4К (по 1978), настройка синхронизатора тоже уже была упрощенная.

Вот как-то так, а мы возвращаемся к Зоркому-С.

За годы выпуска существовало несколько модификаций этой камеры, но подробный рассказ о них, как всегда, выходит за рамки данной статьи.

Коротко остановлюсь только на основных отличиях меду модификациями.

Во-первых, существует три варианта гравировки на верхней панели. В обзоре — второй вариант, а более ранний и более поздний — на фото с sovietcams.com.


Во-вторых, у совсем ранних модификаций накатка на головках была вертикальной. Более поздний и массовый вариант — вертикально-горизонтальная накатка (как у аппарата в обзоре). Фото раннего Зоркий-С — с sovietcams.com. Были случаи и с головками с разной накаткой на одном аппарате.

В-третьих, по случаю проходящего в Москве в 1957 году Всемирного фестиваля молодежи и студентов, была выпущена ограниченная партия Зорких-С в специально оформленных коробках и с такой гравировкой на задней стенке. Фото с sovietcams.com.

И, наконец, в-четвертых, корпус аппаратов мог быть покрыт как традиционным вулканитом, там и кожзамом. Причем, в некоторых (достаточно редких) случаях кожзам мог быть цветным. На этом фото он зеленый.

Зеленый Зоркий-С я покажу позже в формате краткого фото-обзора.

Выпускался Зоркий-С недолго. Уже в 1958 году его свернули в пользу Зоркий-2С, который отличался наличием автоспуска. К 1961-му были свернуты все дальномерные аппараты с литерой С. Линейка была унифицирована в камере Зоркий-4, которая объединяла все достоинства прежних вариаций.

Сейчас Зоркий-С не является редкостью, если речь не идет о каком-то конкретном варианте. Ранние, фестивальные и цветные варианты встречаются, конечно, существенно реже, т.к. за ними активно охотятся коллекционеры.

Сегодня мы рассматриваем экземпляр Зоркий-С в отличном состоянии, 1956 года с номером 56066613.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Зоркий-С

Зоркий-С выпускался на КМЗ с 1955 по 1958 годы. Объем выпуска составил около 472 тыс. экз.

Штатный объектив — складной Индустар-22 3,5/50.

Видоискатель не совмещен с дальномером.

База дальномера 38 мм.

Тип крепления оптики — резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Затвор — шторный, матерчатый, отбивает выдержки 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, В.

Если при выдержке В нажать кнопку спуска и повернуть рычаг обратной перемотки, то получится длительная выдержка Д.

Камера оснащена синхроконтактом с регулируемым временем упреждения поджига вспышки. Автоспуска — нет.

Штативное гнездо 3/8 дюйма.

Вес моего экземпляра со штатным объективом 542 грамма.

Элементы управления:

Если добавление автоспуска в модели Зоркий-2 почти не изменило облик аппарата, ну, кроме появления рычага, из самого заметного, то синхроконтакт преобразил аппарат куда сильнее.

Зоркий-С стал основательно выше. Сильно изменилась форма верхней детали корпуса. Видимо, синхронизатор с регулируемым упреждением — это довольно крупный узел.


Еще, по сравнению с первым Зорким изменилась головка выдержек. У Зоркого-С она имеет неподвижную центральную часть, т.е. выдержки стало можно менять как при взведенном, та и при спущенном затворе.

Вместо рычага отключения затвора при обратной перемотке, аппарат получил поворотную втулку вокруг спусковой кнопки.

Эти изменения — аналогичны вышедшему на год раньше Зоркому-2.

Спереди, помимо объектива видны три окошка.

В центре — прямоугольное — это видоискатель. По бокам круглые — дальномер. База дальномера 38 мм.

Да, у Зоркого-С видоискатель все еще не совмещен с дальномером. Чтобы сделать снимок, нужно выполнить примерно такие действия: Глядя в видоискатель — выбрать нужную дистанцию для компоновки кадра. Глядя в дальномер — навести фокус на требуемый объект. Еще раз глядя в видоискатель — окончательно расположить границы кадра в соответствии с композицией.

Т.е. часто требовалось несколько раз приложить глаз то к видоискателю, то к дальномеру.

Сзади, соответственно, два глазка.

Правый — от видоискателя. Видоискатель у первого Зоркого-С дает мелкую (увеличение х0,44), но вполне светлую и четкую картинку.

Левый — от дальномера. Картинка в дальномере круглая, имеет реальный масштаб и довольно узкое поле зрения. О границах кадра картинка в дальномере представления не дает.

Картинка в дальномере немного тонирована синим. Центральная область, в которой, собственно, и накладываются два изображения — светлее и немного желтит.

В целом, дальномером пользоваться достаточно комфортно.


Основные элементы управления сосредоточены на верхней панели.

Слева направо располагаются:
— подъемная головка обратной перемотки;
— «холодная» скоба для вспышек;
— головка выдержек и регулятор времени упреждения под ней;
— кнопка спуска со втулкой отключения затвора и включения длительной выдержки;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра со счетчиком кадров.

Выдержки меняются типично для аппаратов подобного типа. Чтобы поменять выдержку, головку нужно оттянуть вверх, повернуть до совмещения нужного значения выдержки с точкой в центральной части головки и опустить.

При взводе затвора головка вращается, но точка всегда указывает на установленную выдержку, это удобно.

Менять выдержку можно как до, так и после взвода затвора.

Снизу аппарата имеется замок нижней крышки (слева) и штативное гнездо старого стандарта резьбы в 3/8 дюйма (справа).


Чтобы зарядить пленку требуется открыть замок и снять нижнюю панель. Слева она фиксируется замком, а справа надевается на штырек на боку аппарата.

Отношение к камере:

Зоркий-С — довольно типичный для своего времени фотоаппарат. При взгляде на него у меня больше вопросов вызывает распространенность вспышек вообще в СССР во второй половине 50-х.

Складывается впечатление, что эти девайсы были все еще очень редкими. Если кто-то может поделиться собственным опытом или иной достоверной информацией, — пожалуйста, напишите в комментариях.

На этом у меня все, удачи!

* В статье использованы материалы Владимира Зверева о фотовспышках.

PS Предлагаю небольшой ролик 360-видео:



Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.

Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M39-Nikon F
Canon M39-Canon EF
Sony М39-Sony/Minolta
Pentax M39-pentax K
Беззеркалки Sony M39-NEX
Оlympus/ Panasonic M39-m 4/3
Fuji M39-FX
Nikon M39-Nikon 1
Nikon M39-Nikon Z

Инструкция (благодарность eugigufo.net):


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *