Фотоаппарат Зенит-ЕМ обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Фотоаппарат Зенит-Е, выпускается уже более пяти лет. Несмотря на удачность конструкции и популярность у потребителей, его техническое отставание от мировых трендов к началу семидесятых уже более чем очевидно.
Камеру нужно модернизировать и на КМЗ это понимают. Но модернизация нужна не абы-какая.
Во-первых, нужно сохранить низкую стоимость аппарата, ведь Зенит-Е — это камера бюджетная.
Во-вторых, нужно минимально изменить технологический процесс, чтобы не сбивать с ритма предприятие.
Да, о радикальных улучшениях речи идти не могло.
Ограничились всего двумя принципиальными доработками:
1. фотоаппарат получил «моргающую» диафрагму;
2. в центр фокусированного экрана добавили круглую область с микро-призмами.
Кроме этого, было еще несколько, скорее косметических изменений:
1. на корпусе аппарата появились крепления для нашейного ремня;
2. изменился переключатель типов вспышки;
3. кнопка спуска переехала на новое место.
Вот, в общем-то и все.
Есть информация, что вместо селенового экспонометра собирались поставить что-то на основе фоторезистора, но это было уже слишком. Оставили селеновый.
Таким образом, в 1972 году в свет вышел Зенит-ЕМ, который мы сейчас и рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Зенит-ЕМ
Фотоаппарат Зенит-ЕМ выпускался только на КМЗ с 1972 по 1985 год. В 1988 году было выпущено еще одна партия.
Всего этих камер произвели более 970 тысяч.
В названии аппарата буква Е осталась от предшественника, а М означает «Моргающая» диафрагма.
Конструкция моргающей диафрагмы такова, что вращение кольца диафрагм на объективе не закрывает диафрагму, она остается полностью открытой при любом положении кольца.
Фотограф фокусируется, компонует кадр и выставляет экспозицию при полностью открытой диафрагме.
Закрывается до установленного значения диафрагма в момент нажатия на кнопку спуска. Естественно, до того, как откроется затвор.
После срабатывания затвора диафрагма снова открывается.
Нужно сказать, что все камеры КМЗ высокого класса — Старт, Зениты с 4-го по 6-й — имели моргающие диафрагмы сложных конструкций. Эта функция всегда виделась конструкторам важной.
Вот настала очередь внедрить ее и в бюджетной линейке.
Правда, конструкция моргающей диафрагмы для Зенита была выбрана существенно более простая, но при этом более надежная и неприхотливая.
Я не знаю, собственная ли это разработка СССР или у кого-то подсмотренная. Если знаете — пишите.
Объектив получил штырек, при нажатии на который, собственно и закрывается диафрагма. После вкручивания объектива, штырек оказывается внизу и «смотрит» вовнутрь камеры.
А в фотоаппарат была добавлена пластина–толкатель. При нажатии на кнопку спуска, первым делом усилие фотографа передается на эту пластину, она подается вперед и утапливает штырек в объектив.
И только опускаясь еще ниже, кнопка спуска, собственно активирует сработку затвора.
Моргающая диафрагма – удобная функция, нечего сказать. Все современные аппараты ею обладают.
Несмотря на ряд недостатков такой конструкции (о них чуть ниже), только она позволяла оборудовать моргающей диафрагмой резьбовые объективы.
К тому же, эта конструкция очень лояльна к погрешностям в нарезке резьбы на объективах и камерах. Многие мои объективы при установке на камеру – остаются немного недовернутыми или наоборот проворачиваются чуть дальше положенного.
Пластина-толкатель имела полукруглую форму и была готова нажимать на штырек на солидном таком сегменте окружности.
Штатный объектив — Гелиос-44М 2/58.
Буква М в названии опять же указывает на моргающую диафрагму. Отныне все объективы, поддерживающие эту функцию стали маркироваться буквой М.
Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм.
Затвор — остался тот же самый, что был в Зените-Е — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Синхронизация вспышки на 1/30.
Фотоаппарат оборудован механизмом автоспуска и проводным синхроконтактом.
Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.
Увеличение окуляра — 5Х.
Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с линзой Френеля и микрорастром.
Вес моего экземпляра без объектива 690 грамм.
Элементы управления:
Над объективом Зенита-ЕМ располагается светоприемник селенового фотоэлемента.
Справа на передней панели имеется гнездо синхроконтакта, а под ним — рычаг завода и кнопка старта автоспуска.
Сзади — только окуляр видоискателя.
Видоискатель Зенита-ЕМ покрывает всего 65% площади кадра. Это очень мало и создает трудности при компоновке кадра. Хорошо, что видоискатель довольно светлый.
В центре матового стекла появилась линза Френеля с микрорастром. Фокусироваться стало удобнее.
Снизу — только штативное гнездо. Оно максимально сдвинуто вправо. Это не очень удобное решение.
Сверху у Зенита-Е слева направо находятся:
— калькулятор экспозиции со спрятанной в центре головкой обратной перемотки;
— дугообразное окошко со стрелками экспонометра;
— головка выдержек, под которой расположен диск, задающий тип используемой вспышки для правильного упреждения;
— поворотная втулка отключения затвора с кнопкой спуска в центре;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Для изменения выдержки соответствующую головку нужно оттянуть наверх, повернуть до нужного значения и отпустить.
Выдержки можно менять как при взведенном, так и при спущенном затворе.
Расчет экспозиции на Зените-ЕМ происходит так:
1. На калькуляторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого нужно за небольшой поводок вращать внутренний диск калькулятора до совмещения риски с числом чувствительности в правом или левом окошке.
Слева шкала в стандартах ГОСТ и ASA, справа — в DIN
2. Далее наводим аппарат на объект съемки. Есть рекомендация немного наклонить аппарат вперед, чтобы экспонометр чуть меньше захватывал небо.
В зависимости от освещенности объекта в дугообразном окошке тонкая стрелка займет ту или иную позицию.
3. Вращением внешнего кольца калькулятора ловим тонкую стрелку в колечко.
4. Когда стрелка поймана, в передней части калькулятора на внешнем и внутреннем кольцах, друг напротив друга выстраиваются значения выдержек и диафрагм. Любая пара — является верной экспопарой.
5. Переносим выдержку и диафрагму на соответствующие органы управления.
Головка обратной перемотки спрятана в центе калькулятора экспозиции. Чтобы ее извлечь, нужно надавать на ее торец пальцем и повернуть против часовой стрелки. После этого пружина слегка вытолкнет головку из недр фотоаппарата и дальше в рабочее положение нужно ее вытянуть пальцами.
На фото видно, что общая компоновка Зенита –ЕМ против –Е изменилась несильно. У меня не самая удачная для сравнения пара фотоаппаратов. Визуально отличий больше, чем их есть на самом деле.
Кронштейн для вспышки отсутствовал только у ранних –ЕМ.
Видно, что кнопка спуска переехала из центра головки перемотки туда, где ранее была кнопка отключения затвора. Механизм отключения остался на прежнем месте, но выполнен теперь в виде поворотной втулки вокруг кнопки спуска.
Изменение позиции кнопки вызвано появлением все той же моргающей диафрагмы. Есть мнение, что расположение кнопки стало менее удобным. По мне, так вполне нормально.
Ход кнопки стал более длинным и неоднородным, т.к. одна за другой выполняются две операции — закрывается диафрагма и спускается затвор, но особых сложностей это не доставляет. Возможно потому, что больше всего я фотографировал именно подобными Зенитами.
Задняя крышка у Зенита-ЕМ откидная. Замок расположен на левом торце фотоаппарата. Внутри все типичнее не бывает.
Отношение к камере.
Отношение к Зениту-ЕМ у меня неоднозначное. Нет, к камере у меня претензий нет. Добротный честный аппарат.
Но давайте вспомним, самый первый Зенит начал выпускаться в 1952 году. Уже в 1958, через 6 лет, случился Старт — сырая, но все-таки заявка на профессиональную камеру.
Та самая выставка в Брюсселе также проходила в 58-м.
В 1961 вышел Кристалл. Т.е. спустя 9 лет после начала выпуска первых зеркалок, в СССР было уже несколько поколений фотоаппаратов в линейках попроще и посложнее и куча отличной оптики для всего этого.
И все это с нуля, заметьте. Не торенными дорогами.
Смотрим далее. Зенит-Е вышел в 1965 году, а Зенит-ЕМ в 1972. Семь лет разницы. Что изменилось? А почти ничего! Моргалка добавилась.
Функция полезная, но 7 лет….. Это слишком много для такого несущественного и очевидного улучшения.
Нет, я понимаю, что на КМЗ непрерывно что-то разрабатывали. Была масса интересных и даже прорывных разработок. Но ни одна ж не полетела к тому времени!
В сухом остатки мы имеем тот факт, что темп внедрения инновационных решений в РЕАЛЬНО выпускаемые камеры во второй половине 60-х на КМЗ радикально замедлился. Все интересное оставалось на уровне прототипов и копеечных серий.
Техническое отставание наших фотоаппаратов было видно все очевиднее даже для бюджетного сегмента.
Давайте еще зайдем вот с какой стороны. Моргающая диафрагма – это очень удобно.
А была ли в наличии оптика с такой функцией?
Сразу не будем брать во внимание все семейства Гелиосов-44 и 50-мм Зенитаров. Объективы это хорошие, их немало, но это штатники. Нас интересует сменная оптика.
Что можно вспомнить? Первое, что приходит в голову Юпитер-21М 4/200. Объектив вполне достойный — хорошо.
Была версия Гранит-11М 4,5/80-200. Трансфокатор — это отлично!
Что еще вспомнить? Был Зенитар-М 2,8/16. Прикольно, но экзотика.
Был Мир-20М 3,5/20. Вот это уже куда полезнее.
Встречается сейчас АПО Телезенитар-М 2,8/135. Хороший объектив, но уж больно редкий. Можно считать, что не было такого в реальной жизни.
А вот собственно и все. Больше на память ничего не приходит. Нет, если посмотреть материалы на сайте КМЗ, так объективов было много. Хороших и разных.
Но беда в том, что их не было. Все это мелкосерийные прототипы. Итого, имеем 3 сменных объектива. Телевик, широкоугольник и зум. В принципе, и не плохо, но сравнивая с ассортиментом оптики, например, под резьбу М39 — все-таки бедновато.
Вспомнил! В инструкциях к фотоаппаратам часто были специальные странички с рекомендованной оптикой! Давайте посмотрим, чего производитель сам советует. Вдруг мы что-то забыли?
В инструкции к Зениту-ЕМ я рекомендованного перечня не нашел. Ну ладно, технология свежая, не успели сформировать. Посмотрим книжечку от Зенита-11.
Он тоже с моргающей диафрагмой и начал выпускаться в 1981 году, т.е. на 9(!!!) лет позже. Что мы там видим?
Эээээ…… Я правильно понимаю, что в списке нет НИ ОДНОГО объектива с моргающий диафрагмой?
Это как вообще?!
Ну ладно, к Зениту-ЕТ (выпуск с 1982 года) добавили несколько. Всего-то 10 лет прошло….
Вегу-13 для фотоаппаратов я не видел ни разу ни с каким креплением. А вот Мир-24 под байонет Н — не редкость. Допускаю, что и версии М были доступны. Добавляем в список, но тот, по прежнему, скуден.
В общем, складывается впечатление, что предприятие хотя и внедрило полезную функцию, но как-то само не верило ни в нее, ни в новую камеру.
Новый функционал и не думали как-то продвигать. Не особо-то торопились с парком оптики. Потеря темпа чувствовалась даже в такой вот мелочи.
Увы!
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео.
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.
Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M42-Nikon F без линзы |
M42-Nikon F с линзой | ||
Canon | M42-Canon EF | |
Sony | M42- Sony Alpha / Minolta | |
Pentax | M42-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M42-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M42-m 4/3 | |
Fuji | M42-FX | |
Nikon | M42-Nikon 1 | |
Nikon | M42-Nikon Z |
Инструкция:
У меня ветеран Зенит-ЕМ уже давно не используется. Как раз по причине унылости его технических характеристик. Объектив МС Мир-24М для него оказался настолько хорош, что долгое время работал с Зенитом-19 и Praktica MTL-5b. Кстати, было у меня и два экземпляра арсенальских Мир-24Н для двух Киев-19, но не прижились, как и обе камеры. Зенит-ЕМ был прост, надёжен, ему не нужны были батарейки, и, несмотря на примитивность конструкции, вполне обеспечивал хорошие кадры в отпускных поездках.
Насколько мне известно, фотоаппараты Pentax до перехода на свой байонет, долгое время (по западным меркам) использовал резьбу М42 – ту же самую, что и в нашем зените. Там как раз использовалась преимущественно прыгающая диафрагма, при чем как раз этой конструкции. Эх прекраснейшие объективы вполне могут использоваться на Зенитах, впрочем как и наоборот – наши объективы можно использовать на этих аппаратах Pentax. Кроме того, поздние зениты стали использовать байонет Pentax K и японские объективы спокойно можно использовать и на этих зенитах – похоже мы знаем на кого КМЗ ориентировался в своих разработках.