Съемный синхронизатор КМЗ

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:



Съемный синхронизатор

Фотовспышка — штука очень полезная при фотографировании. В некоторых случаях — просто незаменимая.

Немудрено, что первые вспышки, в которых свет излучал сгорающий порошок магния, — начали применяться еще в середине 19-го века. Потребность в дополнительном свете фотография испытывала с момента своего основания.

Не бывает света много и по сей день с ультра-чувствительными матрицами.

В использовании фотовспышки при фотографировании есть одна тонкость — нужно, чтобы вспышка света произошла ровно в тот момент, когда затвор полностью открыт. Не раньше и не позже.

Срабатывание вспышки нужно синхронизировать со срабатыванием затвора.

Сделать это вручную совершенно невозможно, т.к. затвор открыт какие-то очень малые доли секунды, а импульсная вспышка дает свет всего в течение 1/1000 секунды.

Поэтому применяется специальное устройство – синхронизатор.

У большинства советских фотоаппаратов (подавляющего) синхронизатор встроен.

Аппараты со шторно-щелевыми затворами способны синхронизироваться со вспышками, в основном на выдержке не короче 1/30. У более редких экземпляров синхронизация была на 1/60 или даже 1/125.

Ограничение связано с принципом работы затвора. У шторно-щелевых затворов при укорачивании выдержки, с определенного ее значения вторая шторка начинает закрывать кадровое окно еще до того, как первая полностью его откроет.

Фактически перед кадром проходит щель между шторками. Отсюда и название затвора.

Но импульс вспышки очень короток. Она дает свет за интервал времени сильно меньше продолжительности выдержки. Поэтому, вспышку можно использовать только на тех выдержках, при которых шторки полностью открывают кадровое окно. Иначе освещена будет только часть кадра, перед которой находилась щель затвора в момент срабатывания вспышки.

Самая короткая выдержка, при которой кадровое окно полностью открывается, — это как раз и есть 1/30 (реже 1/60 или 1/125).

Технически ничего не мешает синхронизации со вспышкой на всех более длинных выдержках, но такая возможность была у небольшого количества аппаратов. В основном, выдержка для синхронизации была всего одна, и вспышка срабатывала только на ней.

К слову сказать, в 60-х годах на советских зеркальных фотоаппаратах применялся такой вид затвора — центральный. Об этой технике – читайте в специальной статье.

В центральном затворе кадровое окно закрыто металлическими ламелями, расположенными по кругу. Расходятся ламели от центра к краям, открывая почти округлое, расширяющееся отверстие. Так, до полного открытия кадрового окна. Потом ламели снова сходятся от края к центру.

Особенность центрального затвора такова, что при любой выдержке (вплоть до 1/500, самой короткой на Зените-4) кадровое окно открывается полностью. Поэтому, аппараты с центральными затворами могли синхронизироваться со вспышками на таких сверхкоротких выдержках.

Выдержка 1/500, между прочим, — недостижима для синхронизации даже с современными вспышками и цифровыми фотоаппаратами. Чтобы синхронизироваться на выдержках короче 1/250 – 1/320 нужна только топовая внешняя вспышка с технологией FP.

Но, вернемся к советским фотоаппаратам.

Итак, в большинство камер синхронизатор был встроен. Но не во все. Самые первые модели в линейках, как правило, были лишены всех усложняющих конструкцию элементов, в т.ч. и синхронизатора.

Такими были, например,Зенит, Зоркий и ФЭД. Самые первые модели – без числовых индексов.

А синхронизатор — это первое, что получала камера при ее развитии. Так появлялись Зенит-С, Зоркий-С.


«С» в данном случае означает, как раз, «синхронизатор».

Но что делать тем счастливцам, которые успели обзавестись фотокамерой предыдущей модели — без синхронизатора?

Аппараты то надежные и будут работать десятилетия. Новые модели ничем таким принципиально и не лучше. А вот со вспышкой — засада.

Сейчас потребителю посоветовали бы купить новый аппарат и бухтеть, но в те времена было принято как-то решать подобные проблемы пользователей.

И в качестве такого решения, пусть и не очень совершенного, предлагался съемный синхронизатор.

P8304682Съемный синхронизатор это небольшое приспособление длиной около 5 см и весом всего 25 грамм. Синхронизатор полностью выполнен из металла. Выпускался он на КМЗ.
P8304693P8304690
Принцип действия очень прост. Само приспособление ввинчивается в гнездо для спускового тросика на фотоаппарате. В свою очередь к синхронизатору подключается синхро-кабель вспышки (сбоку) и спусковой тросик (сверху).

У меня нет вспышки, соответствующей по времени выпуска этому фотоаппарату. Тут подошел бы только осветитель на одноразовых лампах, т.к. нет у ФЭДа выдержки 1/5.

Поэтому снимок не очень реалистичный. Но принцип подключения ровно такой.

Фотограф жмет на спуск тросика, а приспособление передает это усилие на кнопку спуска аппарата и одновременно замыкает цепь вспышки.

Звучит как-то неубедительно, правда? Одновременно….

Вкрутили и прям все у нас синхронизировалось до долей секунды….

Нужно какое-то чудесное свойство!

Увы, чудес не бывает. По крайней мере, не в данном случае. Синхронизатор требует кропотливой ручной юстировки под каждую конкретную пару фотоаппарат + вспышка.

Да и после юстировки производитель обещал синхронизацию с импульсными вспышками на выдержках не короче 1/5 при шторном затворе и не короче 1/50 при центральном.

Если использовать одноразовую лампу вспышку, то для обоих типов затворов можно ожидать качественной синхронизации при выдержках не короче 1/25.

Засада в том, что большинство советских аппаратов была со шторным затвором не имела, при этом, выдержки 1/5……

Поэтому, владельцы первых Зенитов, Зорких, ФЭДов могли реально рассчитывать только на одноразовые вспышки.

Что такое одноразовая лампа-вспышка? Думаю, все о них слышали, но возможно кто-то не нашел времени погуглить.

Даю короткую справку.

odnorazovaja_lampa_vspyshka_f_1_s_aljuminievoj_folgoj_1955_g_melz_kollekcionnajaОдноразовые лампы-вспышки работают тоже за счет сгорания магния. Но магний в виде тонкой проволоки или фольги помещен в стеклянную колбу, вовнутрь которой закачан кислород. Также в колбу подведены электрические контакты, соединенные нитью накаливания. Нить покрыта горючим составом.
3NPaLYj6pX0В момент синхронизации на электроды подается электрический ток. Нить накаливания раскаляется и поджигает горючий состав. Тот вспыхивает и в свою очередь воспламеняет магниевую проволоку или фольгу. Магний в кислородной среде ярко вспыхивает.
Дым, запах, искры — все это остается в колбе. Использованная колба выбрасывается.

Одноразовая лампа-вспышка горит дольше импульсной и потому с ней проще синхронизироваться.

Эти лампы делились на виды по времени горения, которое могло быть от примерно 1/100, до примерно 1/15 секунды. Для сравнения напомню, импульсная вспышка “горит” около 1/1000 секунды.

Но нужно учитывать, что на поджиг магния требуется некоторое время, и отдавать команду на сработку такой лампе нужно раньше, чем затвор откроется.

Поэтому, во многих фотоаппаратах имелось 2 синхроконтакта. Один для электронных вспышек, второй для одноразовых. Либо имелся переключатель режимов для единственного разъема.


У особо продвинутых моделей можно было регулировать время упреждения.

Но мы отвлеклись.

Как юстировать съемный синхронизатор?

P8304688Процесс довольно муторный. Первым делом нужно выполнить грубую юстировку — принципиально для импульсных вспышек или одноразовых.

Ввинчиваем синхронизатор в спусковую кнопку и смотрим на положение винтика в прорези. Винт должен находиться напротив соответствующего значка.

Если это не так, ослабляем винт прилагаемой миниатюрной отверткой и ввинчиваем / вывинчиваем внутренний подвижный стержень так, чтобы выровнять винт по картинке.
На фото синхронизатор настроен на импульсные вспышки.

Далее начинается самое интересное — тонкая настройка.

Пользователю предлагается установить вспышку перед объективом, открыть заднюю крышку аппарата и производить пробные срабатывания затвора, регулируя длину стержня синхронизатора.

Этой регулировкой требуется добиться того, чтобы в момент срабатывания вспышки пользователь визуально наблюдал полностью открытое кадровое окно!

Нужно понимать, что при юстировке устройства под одноразовые вспышки, каждое пробное срабатывание означит минус одну одноразовую вспышку…..

Что делать если камера не имеет съемной / откидной задней стенки??? Как в приведенном примере с ФЭДом?

О, это вообще песня!

Пользователю предлагается нарезать фотобумагу на кусочки по размеру кадрового окна. И после каждого снимка проверять, качая часть кусочка оказалось засвеченной!!!!!!!

Довольно сурово.

Но если очень нужно использовать вспышку, а купить новый аппарат возможности нет, то можно и выполнить все эти приседания. Нет в них ничего невозможного для настоящего фотолюбителя!

На этой оптимистической ноте я завершаю, всем удачи!

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.



Вам может также понравиться...

комментария 3

  1. Владимир:

    Весьма рад за использование моего фото.

  2. Владимир:

    Да,и спасибо Вам за Ваш труд,а конкретнее,за инструкцию экспонометра ФЭД!

  3. Некоторое время назад мне достался такой синхронизатор на барахолке от знакомого дедули-коллекционера. Взял в качестве дополнительного аксессуара для имеющихся в коллекции первых ФЭДа и Зоркого. А недавно мне попалась ещё и вспышка Луч-63.
    Появилась идея попробовать использовать такую вспышку с современной беззеркальной камерой. У Фуджи как раз в кнопке спуска есть резьба для тросика. Ну что ж. После непродолжительной регулировки удалось добиться более-менее одновременного срабатывания затвора и вспышки.
    Так что при желании можно и практическое применение найти. В качестве эксперимента. Да и выглядит такой комплект весьма винтажно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *