Обзор Зенит-19 с индикацией выдержки
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Сегодня мы рассмотрим, по-видимому, уникальный экземпляр фотоаппарата Зенит-19.
Уникален он тем, что в его конструкцию внесены несколько интересных и очень удачных усовершенствований.
Данный аппарат принадлежал человеку, ныне покойному, профессией которого была экспериментальная физика, а увлечением — фотография и эксперименты с оптикой. Но внес ли он сам изменения в конструкцию аппарата или это сделал для него какой-то мастер — мы не знаем.
Аппарат предоставлен для обзора Анной Тиграновной Аматуни, за что выражаю ей огромную благодарность. Также благодарю Антона Хлынина, без которого этот обзор не появился бы.
Хочется заинтриговать вас, и самое интересное оставим на потом.
Начнем с того, что попавший ко мне аппарат — довольно ранний экземпляр, выпущенный в 1981 году.
Напомню, что Зенит-19 выпускался с 1979 года. Вполне объяснимо, что чаще встречаются экземпляры, выпущенные в 80-х годах. Понадобилось некоторое время, чтобы «довести» модель, и лишь после этого развернуть производство в полном объеме. Аппарат, который мы сейчас рассмотрим, имеет ряд отличий от более распространенных поздних вариантов.
Ранее я уже публиковал обзор Зенита-19 1985 года выпуска. Сравним эти две камеры.
Пожалуй, первое, что бросается в глаза — отсутствие у ранней модели кармана для памятки на задней крышке.
Также вызвало у меня удивление то, что замок дверцы — внешний, как у Зенита-Е или даже Зенита-3М. Правда, защелка замка подпружинена, как сделано на моделях 70-х годов (поздних Е, ЕМ, TTL).
У более поздних выпусков замок стал скрытым, совмещенным с головкой обратной перемотки.
Крышка выполнена несъемной, в отличие от поздних версий. Прижимной столик аналогичен примененному на Зените-TTL.
Какие еще особенности у экземпляра 1981 года?
«Лапка» рычага взвода затвора — немного иной формы: она пониже.
Рамка окуляра видоискателя — ступенчатая.
На обойме для крепления вспышки видны три винта. В то время на Зените-TTL обойма была без центрального контакта и закрывалась пластинкой из пружинящего металла. «Усики» по бокам этой пластинки обеспечивали плотную «посадку» вспышки в обойме. А винты, крепящие обойму, были скрыты под этой пластинкой.
На 19-м «Зените» сделали центральный контакт (без которого, откровенно говоря, в те годы камера даже классом пониже выглядела уже несерьезно), но пружинящей пластинки мы здесь не видим. Прижим сделан по-другому. И видны винтики, крепящие обойму.
Пружинящая пластинка с прорезью под центральный контакт появится на более поздних 19-х, а также на Зените-11, «12сд» и всех позднейших камерах.
Теперь более серьезное отличие: у раннего Зенита-19 выдержка синхронизации 1/60 с, а у более позднего — уже 1/125 с. В ряде источников указывается, что в процессе выпуска затвор подвергся модернизации, и минимальная выдержка полного открытия кадра уменьшилась. Очевидно, в данном случае перед нами две камеры, оснащенные затворами различных модификаций. На вид, правда, затворы друг от друга вроде бы и не отличить.
А вот теперь переходим к самому интересному.
В нижней части шахты зеркала сквозь специальный пропил в корпусе выступает металлическое зубчатое колесо. Осью вращения служит штативное гнездо.
Шестеренку можно поворачивать, и при этом одновременно вращается головка выдержек! Соответственно, выдержки можно переключать как с помощью обычной головки, так и с помощью этой шестеренки. Можно делать это, например, безымянным пальцем левой руки. А можно и указательным.
Очевидно, задумка мастера была в том, чтобы освободить правую руку от управления выдержками для постоянной готовности нажать на кнопку спуска. Левая рука при этом меняет и диафрагму и выдержку.
Но даже это еще не всё!
Самое интересное мы обнаруживаем, взглянув в видоискатель аппарата. Мастер сумел вывести в поле его зрения полноценную индикацию выдержки!
В левой части видоискателя виден диск со значениями выдержек, отлично видными на просвет. При повороте головки выдержек (либо зубчатого колеса) диск также вращается, и меняются видимые числа.
На диск нанесен полный набор выдержек Зенита-19, включая выдержку «В». Диск загораживает небольшую часть поля видоискателя, но это совсем не мешает.
Таким образом, фотограф может не отвлекаться от компоновки кадра, подбирать экспозицию и при этом всегда знать, какая выбрана выдержка.
Не стоит говорить, насколько это удобно.
Да, диафрагма, конечно, в видоискателе не отображается никак. Но для меня, например, самый востребованный режим управления экспозицией — это приоритет диафрагмы. Диафрагма задается, выдержка — подбирается.
Выдержек у «Зенита-19» немало, и если переключать их, глядя только на стрелку экспонометра в видоискателе, можно «дощелкать» до значений, неприемлемых в конкретной ситуации.
В данном же случае имеем полный контроль.
И ведь подобного решения, к сожалению, не было ни на одном серийном советском фотоаппарате. А вот за рубежом такая конструкция редкостью не была. Подобным образом устроена индикация выдержки, например, в фотоаппаратах Nikon FM или Pentax MX (у последнего, правда, диск виден с правой стороны).
Реализованное в аппарате решение было бы очень полезно в комплекте «фотоснайпер», например, типа ФС-4. Фото с zenitcamera.com.
Если правая рука держит всю конструкцию за расположенную снизу «пистолетную» рукоятку, то переключать выдержки не отвлекаясь от видоискателя особенно неудобно.
А шестеренка теоретически могла бы сопрягаться с поворотным колесом на рукоятке, и выдержки можно было бы менять, например, большим пальцем правой руки. Не отвлекаясь от видоискателя, не меняя хвата, не теряя контроля над выдержкой.
Увы, это все не более чем фантазии. Были ли подобные планы у мастера — неизвестно.
Все доработки выполнены очень аккуратно и качественно. Выдержки переключаются легко, с четкой фиксацией.
Фотоаппарат исправен и полностью функционален.
Вот такой удивительный экземпляр попал мне в руки.
Работу механики этого аппарата лучше видеть в движении, поэтому я снял еще небольшой видеообзор. Предлагаю вам его посмотреть.
На этом у меня все, удачи!
Большое спасибо Антону Хлынину за редакторскую правку текста.
Класс!
Только недавно поражался тем как такую же функцию отображения выдержки в видоискателе сделали на Canon FTbn, а тут то же самое, но своими руками!
Снимаю шляпу перед мастерством человека сделавшего это.
Вспоминается шедевральная переделка Зенита-19 из “Советского фото”, позже напечатанная в ” Фотолюбителе-конструкторе”, там не было отображения в видоискателе выдержек, но было считывание значения диафрагмы с кольца оптическим способом как у некоторых Никонов и Практик, съемная пентапризма, новый экспонометр без делителя и байонет К вместо резьбы.
Помню, помню. Тот дядя Алмаз-103 раздербанил ради той переделки.
А объективы на ту камеру подходили и байонетные, и резьбовые, и у обоих работала моргающая диафрагма.
Алмаз, видимо, сдох, с ними частенько бывало, Зенит-19 тоже не самая надёжная камера, но не один брак, как Алмазы
Да уж, были в стране увлечённые, творческие люди! И ведь, наверняка, многие аппараты подвергались доработке. Было бы классно собрать их в специальной рубрике на сайте.
Я как-то в середине 90-х переделал Зенит 19 на байонет Nikon, поставил призму без делителя от Киева-19, и сделал визирование диафрагмы в видоискателе по типу никоновсеого. Получилась очень даже рабочая машинка. Видоискательстал гораздо светлее чем родной. Больше всего возни было в переделке привода диафрагмы.