Фотоаппарат Москва-2 обзор и инструкция


До сегодня линейка фотоаппаратов Москва на моем сайте была представлена совсем слабо — единственной самой поздней моделью Москва-5.

Настало время ликвидировать это недоразумение.

Начну я с камеры Москва-2 и далее мы пойдем вперед по хронологии. Первой модели у меня нет пока, но я обязательно ее найду и вернусь к этому вопросу.

Москва-2 отличается от первой модели, в основном только наличием встроенного дальномера. Москва-1 — аппарат шкальный. Первая Москва вышла в 1946-м году. Вторая — чуть позже — в 47-м.

До 1949 года эти аппараты выпускались параллельно, далее первую модель свернули, а вторая была в производстве еще до 1956-го.

Конструкционно камеры схожи. Первая Москва в качестве прототипа имеет фотоаппарат Ikonta C 521/2.

Вторая — Super Ikonta C 531/2. Вероятно, какую-то такую. Фото из Сети.

После окончания Великой Отечественной Войны СССР получил от Германии в качестве репараций довольно много разного рода оборудования, материалов, технологий. В том числе в области фото.

На Красногорский Механический Завод с фабрики Carl Zeiss в Йене было вывезено оборудование, комплектующие, документация. Также в СССР переехало немало специалистов, которые помогали наладить выпуск фотоаппаратов на КМЗ.

Первые выпуски аппаратов Москва-1 и -2 комплектовались вывезенными из Германии затворами и объективами.

Москва-2 начала выпускаться позже и есть мнение, что на нее немецкие объективы уже не ставились — закончились. Москва-2 комплектовалась сразу отечественным объективом Индустар-23 1/4,5 f11см.

Зато затвор на самых ранних камерах действительно стоял COMPUR RAPID с выдержками 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/400 и В.


Фото камеры с fotocataloque.ru. Фото затвора крупным планом из книги «Москва 12345» Павленко ЕВ.

С немецким затвором аппараты Москва-2 выпускались совсем недолго. Есть сведения, что буквально до середины 1947 года. Это значит, что выпустили их совсем мало. Может сотни, может — десятки. В 1947 году всего аппаратов Москва-2 собрали только-то 605 штук.

Более поздние выпуски комплектовались уже отечественными затворами Момент-1.

На момент своего выхода дальномерная Москва-2 практически не имела отечественных конкурентов.

В 1947 году было выпущено около 14 тыс шкальных Москва-1.

В этом году на ГОМЗ уже выпускался двух-объективный шкальный Комсомолец под такую-же среднеформатную пленку.

А вот, собственно, и все. Причем, не только под средний формат, а и вообще. Мне в голову ничего не приходит больше.

Первые Зоркие и ФЭДы появились в следующем — 1948-м. Все остальные советские послевоенные аппараты — еще позже.

Ну, было еще около 1800 реально бердских ФЭД-ов 1946-го года. Поступали они вообще в продажу, интересно?

Советская промышленность еще только поднималась после ВОВ.

Москва-2 выпускалась достаточно долго и потому массовые ее варианты особой редкостью не является. Найти такой несложно. Сложнее найти экземпляр в хорошо сохранившемся состоянии.

Более ранние выпуски, соответственно, более редкие. Аппараты, выпущенные в конце 40-х — очень редкие. Найти экземпляр с импортным затвором — нереально сложно и дорого.

При этом, благодаря тому, что объектив и затвор — это отдельные и самостоятельные узлы, бывают случаи подделки, когда на сравнительно поздние корпуса ставят иностранные объективы или затворы.

Специалисты выделяют множество видов внутри модели Москва-2, но такая глубокая классификация выходит за рамки моего сайта.

Скажу только, что встречаются (редко) варианты с коричневой кожаной оклейкой, вместо классической черной. Фото из книги «Москва 12345».

Из очень редких вариантов отмечу также такой прототип — со встроенным видоискателем вместо откидного.

И еще такой — это переходная модель между Москва-2 и Москва-4. В ней осуществлена возможность съемки в 2 форматах кадра (6×6 и 6×9 см) с помощью дополнительной вкладной рамки. Также в наличии и второе контрольное окно в задней стенке. В книге “1200 фотоаппаратов из СССР” модель называется Москва-2А.

Оба фото с фото с fotocataloque.ru.

В обзоре у нас экземпляр Москва-2 в очень хорошем состоянии 1953 года выпуска за номером 5321943.

На аппаратах Москва-2 самостоятельные номера проставлены на объективе, затворе и на корпусе (на внутренней поверхности откидной крышки). Номером аппарата считается номер на корпусе и в этих номерах первые две цифры означают год выпуска.

Номера объективов и затворов у ранних выпусков года не содержали. Позже и в их номерах год появился (как в данном экземпляре).

Давайте рассмотрим мой экземпляр

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Москва-2


Москва-2 — складной среднеформатный фотоаппарат. «Гармошка».

Размер кадра — 6Х9 см. На стандартной пленке тип 120 получается 8 кадров.

Аппарат дальномерный, причем принцип работы дальномера основан на клиновом оптическом компенсаторе. Устройство это старое и распространенное, но в советском фотопроме с начала 60-х не применяется и потому сейчас смотрится экзотично. Ниже мы рассмотрим его поподробнее.

Видоискатель складной оптический, не сопряжен с дальномером.

Объектив несъемный Индустар-23 1/4,5 f11см. Предел диафрагмирования — f32. МДФ — 1,5 метра.

Оптическая схема (линз/групп) — 4/3

Количество лепестков диафрагмы — 10

Затвор центральный Момент-1. Отбивает выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, В.

Аппарат не имеет синхроконтакта. Автоспуск был на части выпусков с немецким затвором.

Вес моего экземпляра 854 грамма.

Элементы управления:

Корпус Москва-2 сложной формы и основная его поверхность покрыта оклейкой из кожзама. Оклейка состоит из нескольких деталей, а в промежутках между ними расположены элементы из светлого металла и молдинг.

Все вместе это делает аппарат очень эстетичным. Красивым, я бы даже сказал.


В сложенном состоянии корпус аппарата достаточно тонкий. На правом торце есть небольшой кожаный ремешок для переноски.

Насколько я знаю, для второй Москвы не был предусмотрен футляр. Мой экземпляр продавался в узкой картонной коробке черного цвета с красивым теснением.


Соответственно, владельцы носили свои камеры в карманах и за пазухой. В этом причина того, что многие аппараты сейчас выглядят сильно потертыми.

Чтобы разложить аппарат, нужно нажать на кнопку в правой части верхней панели.

Передняя крышка откинется пружиной влево и вперед вытягивается мех гармошки с затвором и объективом на переднем конце.

Одновременно автоматически откинутся рамки видоискателя.


Все вместе это выглядит очень эффектно. Но в момент откидывания переднюю крышку лучше придерживать, чтобы она не била в стопор. Пружина достаточно сильная, а удары механизмам на пользу не идут.

В завершение всего нужно вручную откинуть вверх компенсатор, который находится справа от объектива.

На корпусе имеются два штативных гнезда на 3/8 дюйма. Первое — в нижней части корпуса. Второе — на откидной крышке. Им нужно пользоваться при вертикальной ориентации кадра.

Также при вертикальной ориентации аппарат можно просто поставить на какую-либо поверхность. В этом случае пригодится откидная ножка на передней крышке.

Пленка в аппарате движется справа-налево. Головка протяжки — слева на верхней панели. Направление вращения показано стрелками, но имеется и блокиратор вращения в неверную сторону.

Счетчика кадров нет. Среднеформатная пленка тип-120 предполагает контроль границ кадра по отметкам на ракорде пленки. Пленка на всю длину проложена бумажным светонепроницаемым ракодорм, на тыльной стороне которого нанесены отметки границ кадров и их номера.


При протяжке кадра нужно открыть заслонку в окошке на задней стенке камеры и через красное стекло контролировать появление отметки границы.

Взвод затвора — отдельная операция и осуществляется она рычагом в правой части объектива. Рычаг нужно взводить вверх.

Спуск осуществляется кнопкой в левой верхней части корпуса. Кнопка смещена вперед, и нажимать ее, в принципе, достаточно удобно указательным пальцем, если держать камеру, охватывая левой рукой откинутую крышку (4 пальца сверху, большой — снизу поддерживает корпус). Как видеокамеру, но хват левой рукой.


Кнопка имеет гнездо для спускового тросика. Кроме того, она блокируется после спуска, пока головка протяжки не будет немного повернута. Этим предупреждается повторное экспонирование.

Впрочем, если повторное экспонирование нужно или просто нет желания пользоваться кнопкой, затвор можно спустить рычагом слева-снизу от объектива. Он не блокируется.

Видоискатель состоит из двух откидных рамок с линзами. Дает он вполне крупную, резкую и светлую картинку.


Дальномер состоит из нескольких узлов.

Первая часть находится в надстройке в верхней части корпуса. Тут все привычно. Сзади одно окно, спереди — два. Внутри надстройки система зеркал накладывает две картинки друг на друга. Наведение фокуса заключается в совмещении картинок в одну.

Но в надстройке нет поворотного зеркала. Вместо него у Москва-2 есть клиновый компенсатор. Он спереди, справа от объектива, напротив правого окна дальномера.

Компенсатор состоит из двух круглых призм. У круглого стекла один край толще другого. В оправе их там именно два.

Компенсатор механически связан с кольцом фокусировки объектива. При вращении кольца фокусировки — призмы в компенсаторе тоже вращаются, причем, в разные стороны.

Если честно, я не очень понимаю, как там все с т.з. оптики происходит, но картинка, видимая через компенсатор, при этом смещается в сторону.

Это все хорошо видно на видео. Я специально не стал стирать пыль на компенсаторе. Благодаря пыли хорошо видно, что два стекла вращаются в разные стороны. И заметно, как видимое через компенсатор изображение надстройки аппарата смещается.

Правый глазок дальномера смотрит вперед именно через компенсатор. И именно благодаря работе компенсатора в окошке дальномера одна из картинок смещается при вращении кольца фокусировки.

Для фокусировки есть специальное колесико с зубчиками справа от объектива — оно передает вращение на кольцо фокусировки объектива и на компенсатор. Но можно вращать и непосредственно переднее кольцо на объективе — все будет передаваться правильно.

Передняя часть аппарата плотно покрыта шкалами, которые выполнены старательно и очень красиво смотрятся.

Шкала на внутренней окружности — это дистанции. Они нанесены на кольцо фокусировки. Индекс — справа под компенсатором.

На среднем неподвижном кольце темного цвета светлыми цифрами — это диафрагмы. Слева — шкала собственно диафрагм. Переключаются они поводком со стрелкой слева.

Справа — это шкала ГРИП.

Особенность объектива Индустар-23 в том, что свои наилучшие показатели он демонстрирует на дистанциях от 5-6 метров и дальше. Поэтому, вполне разумно воспользоваться фокусом на ГФР, для чего аппарат приспособлен.

На шкале дистанций (между 8 и 15 метрами) и на шкале диафрагм (между f8 и f16) нанесены точки. Если выставить параметры по ним, то объектив будет сфокусирован на гиперфокальное расстояние и резким будет все пространство от примерно 4,5 метров и до бесконечности.

Внешняя окружность — это кольцо переключения выдержек. Шкала — справа. Индекс тот же, что и для дистанций.

ВНИМАНИЕ. Согласно инструкции, выдержки можно менять только ДО взвода затвора. Это нетипично, обратите внимание.

Сложить аппарат — процедура более трудоемкая.

Вручную складываем видоискатель. Сначала наклоняем переднюю рамку, затем накрываем ее задней и защелкиваем.

Не забываем опустить вниз компенсатор!

Далее нужно нажать на два хромированный рычага и сдвинуть их по фигурной прорези в направляющих в сторону корпуса. Для этого требуется некоторое усилие.

Когда рычаги сдвинуты, крышка начнет закрываться. Аккуратно закрываем ее и при этом подводим (подправляем рукой) левую строну объектива под крышку. Объектив должен поднырнуть под полузакрытую крышку, после чего ее можно закрыть до конца.

В закрытом положении крышка защелкивается.

Чтобы зарядить или вынуть пленку — нужно открыть заднюю стенку.

Защелка справа под ремешком. Стенка откидываемся на петлях влево.

Отношение к камере.

Аппарат из линейки Москва должен быть в каждой фото-коллекции. Это красивые, технологически сложные, но при этом добротные и надежные камеры.

Приятно смотреть. Приятно держать в руках. Исправной камерой можно фотографировать сейчас. Выглядит это очень эффектно.

Кстати, знаете, как будет Москва во множественном числе? Ну, город — понятно — один, но аппаратов-то может быть много. Это будут Москвы. С ударением на «о». Необычно звучит, но так говорят :о)

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Инструкция (благодарность eugigufo.net):


Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Сергей Михайлович:

    Хочу добавить, что фотографии получаются просто фантастические по сравнению с тем, что даёт формат 24х36 на плёнке или «цифре». Объём, воздух на снимке присутствуют в полной мере. У меня была «Москва-2» 1951 года выпуска. Оставила только хорошие воспоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *