Фотоаппарат Эликон обзор и инструкция


Давненько не брал в руки шашечек, как говорится. Но вот, выдался свободный денек и сел за очередной обзор.

Аппарат сегодня очень интересный, хотя и «мыльничного» типа.

Речь про редкую камеру Эликон от БелОМО.

Вообще, семейство фотоаппаратов Эликон насчитывает более десятка различных моделей. Среди них есть как массовые, так и весьма редкие.

Кстати, у меня уже есть несколько обзоров по Эликонам, если интересно – посмотрите в оглавлении.

Сегодня расскажу о модели с названием просто «Эликон», без номера.

Ее, кстати, вопреки, традиционному подходу не нужно путать с аппаратом Эликон-1. Обычно все-таки модель без номера и считается первой, а следующей в ряду присваивают сразу номер 2. В данном случае не так, но обо всем по порядку.

Итак, в период с середины 80-х до середины 90-х на БелОМО выпускалось сразу несколько различных моделей фотоаппаратов начального уровня с общим названием «Эликон».

Нумерация моделей при этом довольно разнообразна и какой-то единой логики в ней не просматривается.

Более того, даже в тех случаях, где номера моделей вроде бы идут просто по порядку (1,2,3,4) даты начала производства их в ряде источников приведены такие, что более старшие номера начали выпускаться раньше младших.

На счет дат начала выпуска источники еще и основательно противоречат друг другу, но одно бесспорно — все это модельное разнообразие производилось примерно в одно и то же время. Это не похоже на эволюционное развитие с появлением новых моделей и присвоением им следующего порядкового номера в линейке.

Почему так?

Я думаю, что не ошибусь, если расскажу такую версию, которая позволяет систематизировать логику событий.


Итак, к середине 80-х на БелОМО уже выпускалось несколько моделей простых шкальных аппаратов, похожих друг на друга по компоновке, и отличающихся подходом к управлению экспозицией:

1. Вилия —с ручным управлением экспозицией
2. Вилия-авто — автоматическое управление экспозицией фиксированными экспопарами выдержка + диафрагма
3. Орион-ЕЕ — автоматическое управление экспозицией с приоритетом выдержки
4. Силуэт-электро — автоматическое управление экспозицией с приоритетом диафрагмы.

При этом, напомню, что у Ориона и Силуэта экспозамер был построен на фоторезисторе, а у Вилии-авто – еще на селене, что к середине 80-х смотрелось, конечно, основательно устаревшим.

Судя по всему, на БелОМО был план сохранить и синхронно обновить все 4 принципиальных направления.

Основной предпосылкой для обновления, думаю, стала необходимость наличия в простых аппаратах «мыльничного» типа встроенной вспышки. С начала 80-х вспышка стала уже обыденным элементом на иностранных камерах начального уровня.

Плюс, отказ от селена, конечно, ну и общая миниатюризация.

Собственно, все разнообразие новых моделей можно распределить так:

1. Вилия — заменялась аппаратом Эликон-535 с ручным управлением экспозицией
2. Вилия-авто — заменялась аппаратом Эликон-35С (дальнейшее развитие в модели Эликон-35СМ) с автоматическим управлением экспозицией фиксированными экспопарами выдержка + диафрагма
3. Орион-ЕЕ — заменялся аппаратом Эликон-3 (дальнейшее развитие в модели Эликон-4) с автоматическим управлением экспозицией с приоритетом выдержки
4. Силуэт-электро, у него еще было развитие в виде аппарат Силуэт-автомат заменялись на Эликон-1 (далее Эликон без номера и Эликон-2) – это все с автоматическим управлением экспозицией на основе приоритета диафрагмы.

Кроме того, появилась еще новая пятая ветка — автофокусные аппараты. Тут у нас Эликон-автофокус.

В общем, БелОМО решили одномоментно заменить несколько семейств аппаратов и новым камерам дать одно название «Эликон».

Новые аппараты довольно сильно отличаются друг от друга скорее всего потому, что за основу при разработке в каждом случае брались готовые иностранные образцы с нужными параметрами.


Над проектированием работали разные коллективы инженеров и числовые индексы к названиям присваивались кому как показалось удачным.

Присваивались индексы на конечных этапах прототипирования или раньше, но в серию аппараты пошли по готовности конкретных производственных линий. Принципиально это случилось +/- одновременно, но вполне возможно, что модели со «старшими» номерами появились в продаже и немного раньше, чем с «младшими».

Вот как-то так.

Из перечисленных выше новых моделей отдельно выделю Эликон-2.

Дело в том, что существовал такой Эликон-2 (фото с photohistory.ru). Это — явно продолжение линейки Эликон-1 и Эликон, а конкретно шкальная их версия.


Но можно встретить и упоминание о таком аппарате Эликон-2 (фото с photohistory.ru). Это скорее всего прототип Эликон-Автофокус.


Такое задвоение второго Эликона может приводить к путанице.

Перейдем непосредственно к герою сегодняшнего обзора.

Первоначально название аппарата предполагалось как Эликон-1 — именно так с единичкой.

Эликон-1 создавался на основе иностранного аппарата Olympus XA (фото из Сети)


Особенностью этой конструкции является то, что вспышка выполнена не встроенной в аппарат, а приставной.

При этом, вспышка приспособлена для использования только с этой конкретной моделью аппарата. И наоборот.


В советском варианте вспышка называлась ФЭ-29, предполагалось, что продаваться она будет сразу в комплекте с Эликон-1.


Изображение Эликон-1 и отдельно вспышки ФЭ-29 с photohistory.ru.

В книге Владимира Зверева «История фотовспышки» указано, что питалась ФЭ-29 от элементов А-316. Это— обычные «пальчики». Требуемое количество батареек не указано, но по аналогии со вспышкой ФЭ-27, имеющей схожие характеристик и габариты — батареек нужна была пара.


Важно, что Эликон-1 умел дозировать мощность импульса вспышки ФЭ-29 в зависимости от требуемой экспозиции.

По всей видимости, Эликон-1 задумывался именно как флагман всей линейки.

Во-первых, приставная вспышка такой конструкции, на мой взгляд, имеет ряд преимуществ.

Нужна вспышка не всегда, а без нее аппарат все-таки радикально компактнее. При этом, с пристегнутой специальной вспышкой аппарат все равно компактнее, чем с универсальной. Его все еще можно положить в карман.

Вспышка имеет собственное питание, и если батарейки вспышки «сели», аппарат сохраняет работоспособность.

Во-вторых, — это единственный из всех Эликонов дальномерный аппарат (!!!). Да, дальномерная мыльница — это довольно неожиданно. Я, взяв аппарат в руки, и получив возможность его рассмотреть — был удивлен. Хотя, на сайте Георгия Абрамова Эликон-1 и отнесен к дальномерам, что логично, но на это как-то не обращал внимание.

Ясно, что Эликон-автофокус – еще более продвинутый с т.з. фокусировки аппарат, но «это другое».

На титульном листе инструкции аппарат скромно назван шкально-дальномерным.

В общем, хорошая концепция, но конкретно Эликон-1 — в серию не пошел, а остался на уровне малочисленных прототипов.

В серию пошел аппарат с названием просто «Эликон», без единички. Именно он в обзоре.

Сами аппараты при этом ничем не отличаются (возможно отличия есть в части электронной начинки). Основные отличия касаются вспышки.

Вместо ФЭ-29, совместимой только с Эликон-1, аппарат начали комплектовать приставным кронштейном, со стандартной скобой для любых вспышек с «горячим» синхроконтактом. Гипотетическую ФЭ-29 пристегнуть все еще можно. Об этом сказано в инструкции. Но вспышки эти не продавались.

Причину такого изменения, увы, история умалчивает.

Возможно, предприятие или смежники «не потянули» что-то из электронных компонентов для автоматического управления вспышкой.

Это все-таки инновационное решение для того времени, на сколько понимаю.

Возможно, вспышка, совместимая только с одной моделью аппарата — это смотрелось нерационально с т.з. практики советских фотолюбителей.
Так или иначе, ФЭ-29 осталась только в виде прототипов.

Аппараты Эликон выпускались недолго в конце 80-х – начале 90х. Объем производства, судя по номерам аппаратов в источниках — около 100 тыс. экз. Хотя, аппарат встречается сейчас довольно редко. Реже, чем можно предполагать при 100 тысячном тираже, скажем так.

Можно встретить несколько модификаций аппарата с небольшими визуальными отличиями, на них останавливаться не буду.

Существовал более редкий упрощенный вариант аппарата (без дальномера, чисто шкальный) с названием Эликон-2. Его изображение приводил выше.

Сейчас настало время рассмотреть мой экземпляр аппарата. В обзоре аппарат в отличном внешнем состоянии с номером 8919297.


Фотоаппарат Эликон

Эликон выпускался БелОМО на заводе «Зенит» в городе Вилейка примерно с 1988 по 1992 год. Объем выпуска предположительно около 100 тыкз.

Рассчитан на стандартную 35-мм фотопленку, формирует кадры размером 24х36 мм.

Аппарат заявлен как шкально-дальномерный. Возможно потому, что ход рычага фокусировки достаточно мал, и это обеспечивает менее точную фокусировку, чем на классических дальномерных аппаратах.

Объектив несъемный Минитар-2 2,8/35. МДФ = 1 метр.


Затвор электронный. Управление экспозицией автоматическое с приоритетом диафрагмы. При этом, диафрагма имеет собственные лепестки с квадратным просветом.

Диапазон вручную задаваемых диафрагм f2.8-f22.

Диапазон автоматически отрабатываемых выдержек от 10 целых до 1/500 секунды.

Эликон оборудован электронным автоспуском.

Крепление вспышки на съемном кронштейне.


Вес моего экземпляра без батареек 260 грамм.

Элементы управления:

Аппарат компактный, очень плотно сбитый. Насыщенный органами управления. Для своих размеров увесистый.

Корпус сложной формы, продуманный, эргономичный. Приятно держать в руках. Качество сборки хорошее. Материал панелей – металл и пластик.

На передней панели расположена выпуклая сдвижная крышка, которая закрывает большинство элементов управления спереди.


Не закрыты крышкой только переключать диафрагм, сигнальная лампа автоспуска и окошко дальномера, расположенные справа.

Заслонка сдвигается влево и открывает:

  • большое переднее окошко видоискателя,
  • окошко со шкалой дистанций
  • объектив,
  • глазок фоторезистора системы экспозамера
  • край кольца и окошко установки чувствительности заряженной в аппарат пленки,
  • поводок фокусировки под объективом.

Сзади видим глазок видоискателя и ребристое колесико протяжки пленки. Колесико доступно также с правого торца.


Снизу находятся:

  • штативное гнездо,
  • крышка батарейного отсека с прорезью под монетку,
  • кнопка отключения затвора для обратной перемотки
  • рычаг автоспуска

Питается Эликон от двух батареек РЦ-53, хотя можно были использовать и СЦ-018. В комплекте была даже специальная гильза-переходник. Теме подбора современной замены советским источникам питания у меня посвящена отдельная статья.

На левом торце — съемный кронштейн для вспышки. Крепление винтовое. Ребристое колесико для завинчивания/отвинчивая выступает вперед.


Надетый кронштейн полностью закрывает головку обратной перемотки на верхней панели.

Без кронштейна на левом торце аппарата видны:

  • Контакты подключения синхроконтакта,
  • винтовое гнездо да крепления кронштейна,
  • углубление для фиксации кронштейна,
  • небольшая кнопка желтого цвета, которая нажимается при надевании кронштейна.

На верхней панели слева направо:

  • скоба для вспышек, а под ней – головка обратной перемотки, совмещенная с замком задней крышки,
  • большая красная кнопка спуска квадратной формы,
  • окошко счетчика кадров.

Счетчик, кстати, самосбрасываемый, а на окошко указывает такая выразительная стрелка, как будто в окошке можно увидеть ответ на сакральные вопросы о смысле жизни.


Фотографирование

Вначале нужно выставить чувствительность пленки.


Окошко маленькое, значения нанесены очень мелко и очень плотно без пробелов. Кроме того, сами значения чувствительности хотя и предполагаются по шкале ГОСТ, но сами числа необычные – 22, 45, 90, 180, 350, 700. Я такие никогда не видел. В общем, сходу понять какая чувствительность выставлена не очень то и просто.

Далее. Выбираем рычагом требуемую диафрагму.

Специально для гипотетической ФЭ-29 предусмотрено особое положение рычага – самое верхнее. Диафрагма, кстати, при этом прикрывается до примерно f4. Напомню, с применением вспышки ФЭ-29 экспозиция управляется через изменение мощности (или продолжительности) импульса вспышки.


Интересно, что при перемещении рычага диафрагм — смещается окошко чувствительности.


Фокусировка осуществляется смещением поводка под объективом.


Аппарат дальномерный и в центре видоискателя находится классическая область фокусировки с двоящимся изображением. Задача фотографа совместить 2 картинки в одну.

Если дальномер не устраивает, можно выставить дистанцию по шкале, расположенной в верхней части объектива. Значений на шкале совсем немного: 0,8; 1; 1,5; 3; бесконечность.

 

Видоискатель дает очень большую и достаточно светлую, хотя и немного тонированную картинку.

Пятно дальномера прямоугольной формы и тоже крупное.

Имеются кадрирующие рамки в т.ч. с учетом компенсации параллакса.


В левой части видоискателя в поле зрения находятся 2 лампы.

Экспозамер включается при полу-нажатии на спуск.

Если при полу-нажатии загорается нижняя зеленая лампа, это значит, что аппарат собирается отработать выдержку длиннее, чем 1/30.

Напомню, затвор умеет отбивать автоматические выдержки до 10 секунд и предупреждение серьезное. Лучше приоткрыть диафрагму, а если лампа все еще горит, то и использовать штатив.

Если горит верхняя лампа, то света избыточно. Диафрагму нужно прикрыть.

Если ни одна лампа не горит, значит аппарат готов отработать выдержку от 1/30 до /500 секунды.

Интересно реализован автоспуск. Чтобы его активировать нужно отвести вперед специальный рычаг, расположенный в нижней части корпуса справа. Далее нажимаем на кнопку спуска и контролируем отсчет по миганию лампы над шкалой диафрагм.


Для повторного использования автоспуска нужно рычаг вернуть в исходное положение и снова выдвинуть.


Отношение к камере.

Мне Эликон вполне понравился. Правда, больше тут заслуга Olympus, в общем то, но и инженеры БелОМО, конечно, постарались.


Моя традиционная позиция по поводу копирования технологий такова: Не вижу ничего плохого в копировании чего-то инновационного. Главное далее продолжить самостоятельное развитие.

Копирование на старте позволяет сэкономить много времени на разработку концепции. Но копия всегда появляется позже оригинала. Поэтому, сэкономленное время нужно грамотно потратить на навёрстывание темпа развития и далее уже стараться идти в ногу со временем.


Если все всегда только копировать, то всегда будешь в отстающих.

Поэтому, появление Эликон на базе Olympus — это нормально. А плохо то, что дальнейшего развития не случилось.

На этом у меня все, удачи!

Инструкция:

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Пластмассовые автоматы оно конечно…
    Но в советское время для меня лично надёжней аппарата, чем ФЭД – 2 не было (у меня безкурковый вариант был). Никогда не подводил!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *