Фотоаппарат Киев-2 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Сегодня мы рассмотрим фотоаппарат Киев-2. Индекс «2» не должен вводить в заблуждение, Киев-2 — это первый дальномер, запущенный в производство Киевским заводом Арсенал.
Почему номер второй? Все просто, Киев-2 является полной аналогией немецкого аппарата Contax-2. Полной на столько, что многие ключевые узлы аппаратов являются взаимозаменяемыми.
СССР получил права на производство немецких камер вместе с документацией, оборудованием и запасом комплектующих в счет репараций после окончания Великой Отечественной Войны.
Можно даже сказать, что Киев – это не копия, а немецкий аппарат, производимый в СССР по официальной лицензии.
Есть информация, что некоторое время камеры с логотипом Киев выпускались не только из запаса готовых деталей Contax-2 и Contax-3, но и на территории самой Германии.
Считается, что Киев-2 выпускается с 1947 года, но только с 1949 года Арсенал начал производить все комплектующие самостоятельно. До этого на Арсенале использовались комплектующие, в т.ч. произведенные в Германии.
При этом немецкие специалисты консультировали Арсенальцев и помогали им наладить производство.
Для конца 40-х и начала 50-х, Киев-2 был просто нереально крутым аппаратом с т.з. технического совершенства и функционала. При всем уважении, первые послевоенные Зоркие и ФЭДы — смотрелись попроще.
Интересно, что хотя линейка классических дальномерных аппаратов Киев, включает несколько моделей, но Арсенал почему-то не афишировал смену моделей какими-либо индексами в названиях на корпусах аппаратов.
На фото Киев-2 и Киев-4М. А откуда это видно? Написано только название «Киев».
У Зорких и ФЭДов активно применялись и числовые и дополнительные буквенные индексы и все это указывалось на самом аппарате, а не только в паспорте.
Нужно, конечно, отметить, что развивались дальномеры Киев довольно вяло.
Посмотрите на то же фото. Модель слева Арсенал начал выпускать в 1947 году, а модель справа закончил — 1985 году. Без малого 40 лет разницы.
И найдите, как говорится, 10 отличий?
Сделайте только поправку на то, что хотя справа — модель с экспонометром, но параллельно в то же время выпускался Киев-4АМ — без экспонометра. У меня просто его нет. А параллельно с Киев-2 выпускался Киев-3 (чуть позже начали выпускать — в 1952 году), так вот, он тоже имел экспонометр.
В общем, самое заметное отличие — это не плод прогресса. Это просто немного разные линейки камер. Во всем же остальном разница минимальна.
Напомню, попытка радикального улучшения, в виде аппарата Киев-5, хотя и была амбициозной и при этом, в общем-то, успешной, но испытания временем не прошла. Арсенал в итоге свернул Киев-5 в 1973 году и вернулся к традиционной схеме из 40-х годов.
Но давайте не будем отвлекаться от героя нашего обзора.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Киев-2
Киев-2 выпускался на киевском заводе Арсенал с 1947 по 1955 годы.
Штатный объектив Юпитер-8 2/50.
Тип крепления — байонет Contax-Киев наружный и внутренний.
Это очень интересный и своеобразный тип крепления. Про него у меня есть отдельная статья, где все подробно описано.
Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.
Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).
Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1250 и B.
В более поздних моделях выдержку 1/1250 заменили на 1/1000. В целом же, набор выдержек замечательный и для 80-х годов. В 50-х это был просто шик.
Автоспуск у аппарата есть, а вот у синхронизатора нет. Синхронизатор у Киевов появился только в модели Киев-2А в 1956 году.
Вес моего экземпляра без объектива — 590 грамм.
Элементы управления.
Спереди, помимо объектива и размещенных на оправе байонета шкал расстояний и глубины резкости, расположены слева направо:
— окошко видоискателя слева;
— большой прямоугольный глазок дальномера;
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.
База дальномера 90 мм. Дальномер Киева имеет самую большую базу из всех советских аппаратов. Дальномер и видоискатель разнесены на разные стороны аппарата. Дальше просто некуда.
Правда из-за этого средний палец правой руки постоянно перекрывает окошко дальномера. Нужно привыкать правильно располагать пальцы на корпусе. Причем, на мой вкус, правильно – не всегда комфортно.
Кнопка старта автоспуска скрыта под рычагом его взвода.
Сзади — только глазок видоискателя. Задняя панель аппарата над съемной крышкой также покрыта мягкой кожей. Кожа, судя по всему, натуральная, приятная на ощупь.
Да чего там говорить, — передняя половина футляра изнутри покрыта замшей. Очень стильно.
Мне было интересно сравнить видоискатели у аппаратов 51 и 81 годов выпуска. Интрига развалилась не начавшись. Я разницы не увидел. Видоискатели одинаковые.
Но если для 80-х видоискатель Киева был средним, то для 50-х он просто отличный. Он дает не очень крупную, но достойную по размеру картинку. Основное поле немного затемнено. Область дальномера в центре — просто шикарная. Большая, прямоугольная, светлая.
В сочетании с широкой базой и конструкцией байонета, обеспечивающей высокую точность, — использовать дальномер Киева-2 — одно удовольствие.
Снизу камеры расположены:
— два поворотных замка, запирающие съемную заднюю стенку;
— штативное гнездо, старого, естественно, стандарта на 3/8 дюйма;
— откидной упор (вокруг штативного гнезда);
— кнопка отключения затвора.
Откидной упор — удобное приспособление, которое встречается всего на нескольких советских аппаратах. С его помощью можно ровно поставить аппарат на любую твердую горизонтальную поверхность, и он не «клюнет носом» даже с присоединенным длинным и тяжелым объективом. На фото Киев-2 стоит ровно с объективом Юпитер-11.
В более поздних моделях от упора отказались, видимо, потому, что штативы стали более распространенными приспособлениями.
Кнопка отключения затвора у более поздних моделей исчезла. Хотя механизм отключения сам по себе остался прежним, но отключение стало выполняться не кнопкой, а переводом правого замка в специальное положение, при котором он нажимал внутри аппарат на что-то вроде педальки.
Наверху слева направо видны:
— головка обратной перемотки;
— скоба для вспышек;
— фокусировочное колесико и расположенная за ним нажимная пластина, разблокирующая стопор внутреннего байонета;
— дугообразное окошко счетчика кадров;
—головка транспортировки кадра и взвода затвора, совмещенная с головкой выдержек и расположенной в центре кнопкой спуска.
Колесико фокусировки можно вращать указательным пальцем правой руки вместо того, чтобы левой рукой вращать геликоид объектива.
Работает юто только для объективов во внутреннем байонете. С прочими такая операция не рекомендуется — слишком большая нагрузка на механику.
В целом, функция скорее забавная, чем реально полезная.
Более подробно работа байонета Contax-Киев описана в отдельной статье. Тут углубляться в этот вопрос не буду.
Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная.
Эта же головка меняет выдержки. Для изменения выдержки головку нужно приподнять и повернуть до нужного значения.
Относительно того, можно ли менять выдержки при невзведенном затворе — инструкция к Киеву-2 ответа не дает. В ней традиционно написано что, рекомендуется менять выдержки при взведенном затворе. Именно рекомендуется.
Шкала выдержек на Киеве-2 нанесена достаточно мелкими цифрами. Расположена она в основании головки и частично перекрывается накаткой.
Короткие выдержки сильно сгружены в одном месте, но прочие – разбросаны по всей, практически, окружности и их не видно все за раз.
Индекс, который нужно выставить напротив выбранной выдержки — очень мелкий и находиться в не очень удобном месте. Попасть им в нужную короткую выдержку — не очень простое упражнение.
В общем, мне, как очкарику, управляться с выдержками Киева-2 —реально сложновато. Оформление головки Киева-4М выглядит прямо как прорыв.
Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.
Отношение к камере
Киев-2 очень похож на ранее мной рассмотренный Киев-4М. Но вторая модель родом из совсем иной эпохи. Для 50-х Киев-2 был невероятно технологичным аппаратом.
Как только высвободится немного времени, я планирую зарядить аппарат пленкой, снарядить ее полным комплектом сменных объективов, со светофильтрами, конечно, и почувствовать себя фотографом начала 50-х.
Снимки обязательно опубликую.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
Синхроконтакт на Киеве довольно-таки условный – он замыкается при спуске затвора и не размыкается до взвода. Некоторые вспышки при взводе ещё раз пыхали вхолостую, некоторым же становилось плохо из-за постоянно замкнутых контактов.
У меня в загашнике есть камера Киев 2а. Ей много снимали, не очень аккуратно хранили, но камера исправна и даже не подвергалась обычной чистке смазке регулировке, хотя надо бы. Но пока все работает. Есть и Юпитер 3 для нее, но Загорский.
Существует мнение, не совпадающее с тем, что отражено в инструкции, по поводу изменения скорости работы выдержки не после взвода затвора, а перед. Суть в том, что такая техника обеспечивает лучшую сохранность тесёмок. Я на своем опыте в этом мнении убедился и всегда меняю выдержки до взвода затвора. По крайней мере, стараюсь придерживаться этого правила.