Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция

Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.

Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!

Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.

В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.

Насколько важен встроенный экспонометр?

Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.

Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.

В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.

Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.

Фотоаппарат ФЭД-5

PC182210Пятых ФЭДов было аж 3 вида. ФЭД-5, -5В и -5С.

Я в детстве был счастливым обладателем -5В. И все время я думал, что буковка «В» означает что-то хорошее. На самом деле, модель с «В» — самая простая из трех. Конкретно, она отличалась от просто 5-й отсутствием этого самого экспонометра. :о)
В моделях -5 и -5С экспонометр был. А отличались они тем, что в -5С отсутствовала диоптрийная коррекция, но видоискатель был более совершенный. Со светящимися рамками и в целом давал картинку больше и немного светлее.

Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.

Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5

ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.

Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.

Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.

Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.

Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.

Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.

Элементы управления:
PC182212Спереди, помимо объектива, имеем:
— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива;
— прямоугольное окно видоискателя;
— небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм;
— окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.
PC182215Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.

Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.

Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.
PC182220Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.
PC182218Основные элементы управления сосредоточены сверху.

Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки.
Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.

Калькуляция экспозиции происходит так:

PC182222Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.

Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе.
После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.

Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.

Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.

Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.

PC182227Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.

Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.

Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.

Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.

Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.

Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.

PC182225Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Отношение к камере:
ФЭД-5 (конкретно, -5В) — это одна из пленочных камер, которые я реально много использовал и именно в советские времена.

Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.

О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.

Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.

Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.

Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.

Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.

Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.

Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?

Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.

Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.

Все вместе это впечатление от камеры портит.

Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

00010304050607080910

Читайте также:

комментария 3

  1. Сергей Николаевич:

    По поводу ФЭД-5, и ФЭДов вообще, могу написать очень много, т.к. живу в Харькове и лично был знаком с разработчиками ФЭДов (увы многих уже нет в живых). В принципе, линейка дальномерных ФЭДов а-ля «Лейка» должна была завершиться ФЭДами -3 и -4. Дело в том, что КБ фотоаппаратосторения ФЭД разработало зеркальную камеру, которая по надежности и функционалу превосходила современные ей «Зениты». Эта камера выдержала на «отлично» испытания на стенде. Один из образцов этой камеры находится в заводском музее.Но министерство заявило, что в стране уже достаточно производителей зеркалок, а подготовка к производству ФЭДовской зеркалки требовала немалых капиталовложений, т.к. камера имела низкий «коэффициент преемственности». Вообще, политика руководства СССР во всех отраслях сводилась тогда к формуле: «делать новое, сохраняя в нем все детали от старого». Менялись, в основном,только шильдики. Примеров тому вагон: «Зениты», ВАЗовская классика, «Москвичи», радиоаппаратура…Вот ФЭДу и пришлось выпускать модели 5, 5С, 5В с почти 100% преемственностью и минимумом различий.
    ФЭД-5, с буквами и без, — самая уродливая камера в линейке классических ФЭДовских дальномерок. В ней удачно только то, что

    она унаследовала от ФЭДа-3. Все «новинки» ужасны как эстетически, так и функционально: убогий шильдик на дальномерных окнах,

    ужасный счетчик, перекрывший к тому же доступ к спусковой кнопке, выключатель обратной перемотки (раньше был более удобный

    поворотный). Гнездо синхроконтакта сзади при установке в клемму вспышки с «горячим башмаком» находилось под напряжением ( а

    это около 150В во вспышках тех лет!), и при прикосновении к нему фотографа било током, особенно, если на его лбу был пот.

    Из-за большой высоты камера плохо лежала в руках.
    Теперь о затворе. Затворы ФЭДов 3,4,5 практически идентичны и являются самым лучшим вариантом затвора среди всех советских

    лейкообразных (ФЭДов, Зорких, Зенитов). Шторка затвора тоньше и уже КМЗовской, что позволило уменьшить размеры и массу

    вращающихся деталей. Величина щели между шторами на быстрых выдержках регулируется и поддерживается постоянной. Затвор имеет механизм блокировки от недовзвода (начиная с куркового варианта ФЭД-3, при неполном взводе затвора спусковая кнопка заблокирована), чего нет в КМЗвских камерах. Имеется также удачно спроектированный (увы, не всегда отрегулированный с завода) амортизатор удара первой шторы и стабилизатор момента спуска затвора, исключающий «срыв» длинных выдержек. Требование устанавливать выдержку только при взведенном затворе на «Зорком-4», «Старте», ФЭДах-3,4,5 и конструкция головки со шкалами на щитке имеет общее пояснение — унифицированный механизм длинных выдержек, конструкция которого не позволяет сделать головку выдержек, как у «ФЭДа-2», «Зенита-С,3,3М,Е,В,ЕМ»,»Зорких-5,6″. (Подробнее см. .С. Майзенберг»Устройство и ремонт фотоаппаратов», стр. 244) http://si.pp.ru/I_S_Mysenberg_Ustroistvo_i_remont_fotoapparatov.pdf
    О ФЭДе-3, (владельцем куркового варианта коего я стал в 1979 г.) я могу дать только самые положительные отзывы. Вообще, Вам неплохо было бы пополнить им свою коллекцию. У меня сейчас их три — один с заводной головкой и два курковых с небольшими отличиями в исполнении затворов и с символикой Олимпиады-80 на том самом 1979 года.

    PS В 1991 году на заводских складах было большое количество ФЭДов-5. Спроса внутри страны не было, и предприимчивым ребятам их удалось реализовать на Западе, где они пошли «на ура» как дешевая дальномерка (продавали их по каким-то совсем бросовым ценам, что-то около 10 или 15$ ), совместимая с L39.

  2. Иван:

    Сергей Николаевич, в сети мало информации об истории ФЭДов. Большое спасибо!

  3. Сергей Николаевич:

    Кое-что интересное можно найти:

    https://www.youtube.com/watch?v=MaxaCikHcHo

    https://www.youtube.com/watch?v=Cv_X9tx2igM

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.