Фотоаппарат довоенная Смена обзор и инструкция


Хочу выразить огромную благодарность коллекционеру, предоставившему сразу пару довоенных Смен для обзора. Только благодаря этому данный обзор стал возможным.


Многие знают, но на всякий случай повторю: существует два принципиально разных фотоаппарата с одинаковым названием «Смена».

Более распространённая Смена выпускалась в 1953-1962 годах на ГОМЗ (справа на фото).

При этом, еще до Великой Отечественной Войны на том же ГОМЗ выпускалась тоже Смена, но совершенно другая — довоенная (слева).

То, что после ВОВ на предприятии сохранили это название для новой линейки — логично. Название Смена — удачное и очень подходит к фотоаппаратам для начинающих. А вот почему поскупились на новый номер?

Довоенная Смена — это простой портативный складной фотоаппарат.

Создавалась Смена на основе аппарата Kodak Bantam. Не полная копия, но сходство очевидно. Фото с photohistory.ru.


По сведениям книги «Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди», в 1938 году было изготовлено два варианта прототипа Смены.

Более продвинутый вариант имел объектив со светосилой f6,3 и две автоматические выдержки: 1/25, 1/50.

У более простого прототипа объектив был потемнее — f6,8 и только одна автоматическая выдержка 1/50.

В серию пошел более простой вариант из соображений снижения стоимости изделия. В 1939 году началось серийное производство.


В 1940 году в советских журналах появились заметки о готовящейся модернизации фотоаппарата. Обновленная Смена должна была иметь центральный затвор (неизвестно какой конструкции), оптический видоискатель и штативное гнездо. Прочие характеристики должны были быть такими:

Иллюстрация с photohistory.ru.


Но планам этим не суждено было сбыться. Эта модель так и не вышла. Неизвестно, начавшаяся Война тому причина или выпуск такого аппарата просто посчитали нерентабельным в итоге.

Всего довоенных Смен выпустили около 2-3 тыс экз. Это мало, аппарат сейчас редкий и дорогой.

Встречаются довоенные Смены в двух цветовых вариантах — черные и коричные. По идее, коричневая должна встречаться реже. Но сложно сказать как на практике — предложений мало. По мне —встречаются они примерно поровну.

Самые первые выпуски Смен имели объектив с черным окрасом, согласно источнику. Ни разу не видел изображения такого варианта.


Остановимся немного на позиционировании Смены.

Согласно базовой концепции Смена должна была занимать промежуточное положение между Лейкой (или ФЭДами, которые в то время все уверенно называли отечественными Лейками) и Лилипутом.

Т.е. это должна была быть дешевая Лейка. Аппарат с характеристиками пониже, но в целом сопоставимый.

Главное, что отличает Смену от того же Лилипута и действительно приближает к Лейке/ФЭДу — это объектив.

У Смены уже не монокль на гиперфокале, а полноценный триплет Триар-18 6,8/50. Объектив требует фокусировки. Довоенная Смена — это шкальный фотоаппарат.

Если бы в серии была модель старшая из изначально предложенных, и спустя некоторое время появилась бы модель модернизированная, с описанными выше параметрами, Смену действительно можно было бы считать бюджетным вариантом полноценного фотоаппарата.

Но вот одна единственная автоматическая выдержка — это маловато для такого позиционирования. Даже светосила объектива f6.8 — это приемлемо для шкальника.

В источнике есть упоминание о недовольстве вполне взрослых фотолюбителей функционалом этой, вроде как, детской фотокамеры.

Я не знаю, сколько стоила довоенная Смена в те годы, но скорее всего для детей то она была недоступна. Смена — аппарат технически довольно сложный и дешевой она быть не могла.

Поэтому покупали ее как раз как бюджетный вариант «взрослого» аппарата. И вот тут, думаю, в первую голову и ощущался именно недостаток автоматических выдержек.


Еще у Смены нет штативного гнезда, которое было даже у Лилипута и Малютки. При том, что отработка ручных выдержек требует, конечно, надежной фиксации аппарата.

Вот как-то так.

Но давайте уже посмотрим сам аппарат.


Фотоаппарат довоенная Смена

Смена этой модели выпускалась на ГОМЗ в 1939-1941 годах. Объем выпуска 2-3 тыс экз.

Фотоаппарат шкальный. Наведение фокуса по шкале дистанций на объективе.

Видоискатель складной рамочный.

Смена рассчитана на использование 35 мм пленки на катушках (без кассет) и формирует кадры 24х36 мм.

Было возможно использование пленок, предназначенных для Лилипута. Но в этом случае на пленку умещается только 8 кадров (кадр Смены шире, а пленка Лилипута за счет бумажного ракорда — короче).

Штатный объектив — несъемный триплет Триар-18 6,8/50. Название на объективе не указывалось. МДФ 1,2 метра.


Диафрагма простая секторная с двумя значениями f6,8 и f11.

Затвор простейший двустороннего действия с одной автоматической выдержкой примерно 1/50 (или 1/30) и ручной выдержкой В.

Синхроконтакта, автоспуска, штативного гнезда у довоенной Смены нет.


Вес данного экземпляра 207 грамм.

Элементы управления:

Корпус довоенной Смены карболитовый. Аппарат складной, легкий и впролне миниатюрный.

Объективная доска крепится на крестообразных распорках и соединена с корпусом кожаным мехом.

В транспортном положении объективная доска прижата к корпусу.


Чтобы перевести аппарат в рабочее состояние, нужно нажать на небольшой фиксатор в углублении корпуса справа от объективной доски. При этом пружина вытолкнет доску вперед.



Чтоб сложить аппарат нужно прижать объективную доску к корпусу.

Также для приведения аппарата в рабочее состояние нужно разложить рамочный видоискатель. Откидываем переднюю рамку вперед, задняя поднимется сама.


Слева в нижней части корпуса помещается массивная головка протяжки пленки. Пленка в Смене движется слева-направо. Головка блокируется от вращения в неверном направлении.

Обратная перемотка не предусмотрена.


Смена не имеет счетчика кадров, но умеет контролировать протяжку ровно одного кадра.

На внутренней части задней крышки в вырезе прижимного столика имеется зубчатое колесо, зубчики которого попадают в перфорацию пленки. При движении пленки колесо поворачивается и вращает шайбу на внешней стороне крышки.


В момент, когда риска на шайбе совершает полный оборот — к кадровому окну подан новый кадр.


В верхней части корпуса находится складной рамочный видоискатель. Он смещен влево, хотя у прототипа располагался на оптической оси. Не очень понятно, почему сделали так.


Большинство органов управления располагаются на объективной доске.

Собственно объектив — миниатюрный. Снабжен шкалой дистанций. Для фокусировки объектив нужно вращать за накатку на переднем срезе.


Справа от объектива помещен рычажок, переключающий диафрагмы. На втором фото рычажок в промежуточном положении и  видно как меняется диафрагма. Это просто два отверстия разного диаметра в подвижной пластинке.  


Над объективом — массивная планка, переключающая выдержки. Ее нужно сдвигать влево или вправо к буквам М для получения автоматической (моментальной) выдержки или В для ручной. Буква «В», кстати, от слова «Выдержка». Автоматические выдержки называли тогда «Моментальными скоростями».

Реализовано переключение странновато. Планка массивная. На ней два винта. Т.е. не стремились ни к минимизации, ни к упрощению. И при этом, сдвигать планку неудобно. Почему было не придать ей Г-образую форму с выступающим поводком? На худой конец, у одного из винтов сделать более высокую головку?


Под объективом находится рычажок спуска затвора.

Затвор Смены не требует предварительного взвода. По мере нажатия на рычажок пружина сжимается, а в конце хода рычажка — затвор срабатывает.

При этом, рычажок не имеет стартового положения. Затвор одинаково сработает при его перемещении как слева-направо, так и справа-налево.

Если выбрана ручная выдержка В, то при сдвигании рычажка спуска в одну строну — затвор откроется, а в другую — закроется.

Этим довоенная Смена полностью аналогична Лилипуту и Малютке.


В левой части объективной доски имеется откидной упор, который позволяет установить аппарат на горизонтальную поверхность при вертикальной ориентации кадра. В какой-то части это компенсирует отсутствие у аппарата штативного гнезда.


Одновременно, Смену нельзя установить на ровную поверхность при горизонтальном кадре. Снизу этому препятствует головка протяжки кадра. Откидной упор никак для такого варианта установки не приспособлен.

Сдвижная защелка задней крышки находится на левом торце аппарата. Название “Смена” написано именно тут.


Чтобы аппарат открыть, нужно сдвинуть защелку вниз. Крышка съемная.


Я ни разу не видел упоминания о штатном фуляре довоенной Смены. Судя по всему, аппарат никаким чехлом не комплектовался.

Отношение к камере.

Сейчас неизвестно, почему Смен выпустили так мало. Возможно (не более чем мое предположение), причина как раз в том, что аппарат не очень точно попадал в свой сегмент и не пользовался спросом.

Для детей Смена была дорогой и сложной, требующей очень бережного обращения. Для взрослых, даже готовых ради экономии на меньший функционал против Лейки/ФЭДа, аппарат был не сбалансирован.

Вполне приличный объектив при совсем уж примитивном затворе.

Сейчас, конечно, довоенная Смена — украшение любой коллекции советских фотоаппаратов. Добыть такой аппарат в хорошем состоянии – солидная удача и прибавка статуса коллекции.

А еще обращаю ваше внимание на скан оригинальной инструкции внизу страницы.

На этом у меня все. Удачи!

Инструкция:



Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Виктор:

    Секторный (обтюраторный) наверно все-таки затвор, а диафрагма скорее револьверная.
    ФЭД до войны стоил совершенно жутких то ли 400 то ли 800 рублей, а народной камерой был скорее “Фотокор”.

  2. Alexmax:

    “Согласно базовой концепции Смена должна была занимать промежуточное положение между Лейкой (или ФЭДами, которые в то время все уверенно называли отечественными Лейками) и Лилипутом.”
    Единственная “базовая концепция” этой камеры – быть выпущенной к очередному съезду. Кто ей будет пользоваться и как – такими происками буржуазного явления “маркетинговое позиционирование” никто не заморачивался.
    Отсюда перекос в характеристиках и малый выпуск. Съезд прошел, камера больше не нужна. )))
    В те времена малоформатная камера априори не могла быть использована для бюджетной фотографии, ибо для печати требовался еще и увеличитель.
    А с того же Фотокора печатали контактным способом и не парились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *