Фотоаппарат АРФО-2а обзор



АРФО-2а это довоенная пластиночная гармошка. Представленный в обзоре экземпляр фотоаппарата, возможно, самый старый в моей коллекции на данный момент, хотя и с небольшим отрывом от других довоенных аппаратов.

Но не это важно. Важно то, что серия ЭФТЭ-АРФО — это первый советский серийный фотоаппарат.

Началось все в 1929 году, когда московская артель Промкооперации «ФотоТруд» подрядилась по заказу Центрсоюза наладить выпуск простого пластиночного фотоаппарата.

Центрсоюз — Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации, это некоммерческая организация, курировавшая работу всех артелей и кооперативов.

О самой артели «ФотоТруд» известно на удивление мало. Я не нашел практически никаких сведений.

Есть информация, что  артель была организована на базе существовавших еще до революции мелких частных мастерских и занималась производством фотопластинок.

О размерах артели известно только то, что была она небольшой, или даже скромной.

Техническое оснащение тоже было небогатым.

Вообще, артель это добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью.

Артели строились на договоре, часто устном, содержавшем условия деятельности и обязательства ее членов. Артель состояла, как правило, из близких по возрасту, физической силе и трудовой квалификации работников, равных по своим правам и обязанностям.

Более сейчас понятным аналогом артели является кооператив. Какие-то отличия имеются, но с производственной точки зрения и в плане отношений между участниками, все аналогично.

Интересно, что советское государство со времен НЭПа и после него активно способствовало кооперированию в промысловые артели кустарей-одиночек, предоставляя артелям налоговые и финансовые льготы.

Малое производство в сталинском СССР было весьма сильным и заметным сектором народного хозяйства страны.

В годы Великой Отечественной Войны артели даже производили оружие и боеприпасы, т.е. обладали передовыми по тем временам технологиями и производственными мощностями.

Однако, к 1960 году все артельные предприятия полностью были переданы государству. Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией.

Артельная собственность отчуждалась безвозмездно.

Самые крупные производственные артели стали заводами. Это еще раз подчеркивает, что техническая база, по крайней мере самых успешных артелей, была очень серьезна.  

В 1970—1980-е годы единственным разрешенным видом артелей были старательские артели по добыче золота и колхозы.

Но, вернемся в 30-е годы.

Итак, производство фотоаппаратов в артели «ФотоТруд» началось в 1929 году.

Харьковская трудкоммуна в то время представляла собой еще механическую, деревообрабатывающую, швейную и сапожную мастерские и о производстве фотоаппаратов не думала. Первые ФЭДы появились в 1932 году.

Фотокор-1 тоже вышел только в 1930-м.

Не думаю, что  артель «ФотоТруд» была первой, кто выпустил отечественный фотоаппарат. Штучные или даже мелкосерийные выпуски к 1929 году могли уже иметь место. Но если говорить о мелких сериях, то это были самые примитивные фотоаппараты ящичного типа. Штучные во внимание не принимаем.

Поэтому, принято считать, что именно артель «ФотоТруд» первой в стране наладила серийный выпуск простого, но полнофункционального фотоаппарата.

Фотоаппараты назывались «ЭФТЭ»

ЭФТЭ это алфавитное прочтение аббревиатуры «ФТ» от названия артели «ФотоТруд».

Описывать линейку ЭФТЭ я тут не буду. Аппаратов у меня таких нет, как-нибудь разживусь и тогда уже. Фото с fotocataloque.ru.

Примерно к 1933 году артель «ФотоТруд» сильно разрослась и превратилась в большой фотокомбинат, производивший кроме фотоаппаратов еще целый ряд фототоваров.

В целях лучшей организации и возможности дальнейшего роста артель была разделена на две части путем выделения фотоаппаратурного производства в самостоятельную артель «АРФО».


Так производство фотоаппаратов было выделено в самостоятельную артель. С этого момента производство камер ЭФТЭ прекращается и им на смену приходят аппараты линейки АРФО.

Общее количество произведенных фотоаппаратов ЭФТЭ составляет около 50 тыс. экз.

АРФО это тоже аббревиатура от «АРтель ФОтотруд». Выпускались эти аппараты по 1938 год.

Линейка АРФО включает несколько моделей.

Первая модель, просто АРФО, без номера, вышла в 1933 году.

Камера имела механизм горизонтального и вертикального смещения объектива. Это наиболее радикальное отличие от линейки ЭФТЭ.

Затвор был центральный «АРФО» с выдержками 1/25, 1/50, 1/100, В и Т.

Объектив анастигмат 4,5/13,5 см «АРФО».

Фокусировка, судя по фото, осуществлялась специальной головкой на откидной стенке справа. 

Понять внешний вид камеры АРФО проблематично. Фото ее из книги «1200 фотоаппаратов из СССР» такое, но мне кажется, что тут изображена АРФО-3.

В прочих источниках я изображения АРФО первой модели не нашел.

Впрочем, у АРФО первой модели, согласно источникам, также имелось двойное растяжение меха. В этом случае разница между первой и третьей моделью вообще туманна.

В общем, к информации о первой АРФО, в т.ч. приведенной тут, рекомендую относиться настороженно. 

Следующая модель АРФО-2 была несколько упрощенным вариантом. В ней отказались от децентровки объектива, и фокусировка вместо головки стала осуществляться рычагом перед кареткой объектива. Растяжение точно было одинарным. Фото с sovietcams.com.

Существует несколько модификаций АРФО-2, но я не ставлю задачей перечислить их все, т.к. это задача для отдельного глубокого фото-исторического исследования. 

Укажу только, что бы основные отличия заключались в устанавливаемых на аппараты объективах. Были модели с Анастигмат ARPHO 6,3/13,5 см и с Перископ АРФО 12/15 см.

Далее следует модель АРФО-2а. Логика появления этой модели неясна.

В ряде источников указываются следующие изменения:

— Новый центральный затвор «АРФО», у которого переключение выдержек осуществляется вращением диска;

— Изменена конструкция замка блокировки кассет;

— Изменен узел крепления ремня для переноски аппарата.

— Устанавливается более темный объектив Anastigmat ARPHO 6,3/135

Фото с fotocataloque.ru.

Однако, во многих источниках (в т.ч. photohistory.ru, bar90cameras.ru) Показаны экземпляры АРФО-2а ничем почти не отличимые от АРФО-2. Также видно, что у разных экземпляров крепление ремня для переноски аппарата может быть как боковым, так и верхним.


Оба фото с bar90cameras.ru

Это же касается затвора и конструкции защелки блокировки кассет.

Я думаю, что производство в Артели было достаточно кустарным и аппараты часто делали «из того, что было». Какие комплектующие были на складе, те и ставили. Даже, возможно, как конкретная смена рабочих привыкла делать. Рациональные предложения вносились в конструкцию «на лету», а если не приживались, то также быстро изменения откатывались обратно.

Поэтому, по отличиям между конкретными экземплярами можно выделять множество видов / типов / выпусков  камер АРФО.

Следующая модель АРФО-3, это уже явный шаг вперед. Ну, или возврат к прежним достижениям.

В камеру вернулся механизм горизонтального и вертикального смещения объективной панели. Плюс, добавилось двойное растяжение меха.

Объектив устанавливался Анастигмат “АРФО” 4,5/13,5 см.

Фото с sovietcams.com.

АРФО-4 технически повторяет АРФО-3, но рассчитана на меньший размер пластинок — 6,5Х9 см. Объектив применялся Анастигмат «АРФО» 4,5/12 см.


Примечательно, что  есть варианты АРФО-4, у которых переключение выдержек осуществляется вращением диска.

Оба фото с fotocataloque.ru.

И, наконец, еще одна модификация АРФО имеет имя собственное — Комсомолец.

Комсомолец это упрощенная версия АРФО-4.

Вновь отказались от двойного растяжения меха и децентровки объектива, поставили более темный объектив  Анастигмат «АРФО» 6,3/120 мм и изменили конструкцию рамочного видоискателя.

Так получилась удешевленная модель для массового и в т.ч. юного потребителя, о чем и говорит название.  

Фото с fotocataloque.ru.


Информация о годах выпуска конкретных моделей противоречива. У меня сложилось впечатление, что большинство моделей выпускалось параллельно какое-то время. Этим и объясняется применение одних и тех же технических решений в разных моделях и наоборот, отличия у экземпляров одной и той же модели. 

Сведения об объемах выпуска тоже разнятся. Но объемы существенные, от 50 до  130 тыс. штук всех моделей ЭФТЭ и АРФО.

В наше время, если к конкретным моделям не привязываться, то камера АРФО не является большой редкостью. Это само по себе удивительно, конечно. Сложно, однако, найти экземпляр в хорошем состоянии.

Представленная в обзоре модель АРФО-2а является, пожалуй, наиболее доступным сейчас вариантом для покупки в коллекцию.

Далее мы рассмотрим экземпляр в  очень хорошем состоянии за номером 9924.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат АРФО-2а

АРФО-2а выпускался артелью «Фототруд» в 1937-38 годах. Объем выпуска именно этой модели неизвестен.

Аппарат рассчитан на фотопластинки 9х12 см.

Объектив Anastigmat ARPHO 6,3/135. Предел диафрагмирования f32. МДФ 1,5 метра.

ЭФР объектива в эквиваленте 35 мм фотопленки около 38,9 мм.

Если вам не очень понятно, что такое ЭФР, предлагаю ознакомиться со специальной статьей о кроп-факторе

Лепестков диафрагмы 10 штук.

Затвор центральный, отбивает выдержки 1/25, 1/50, 1/100, B, T.

Фокусировка предполагается по матовому стеклу или по шкале дистанций. Для второго случая имеется складной рамочный видоискатель, состоящий из передней и задней рамок.


Аппарат оборудован гнездом под спусковой тросик и двумя штативными гнездами на 3/8 дюйма.

Кассеты металлические. Опушка для защиты от засветки присутствует, но думаю, что в большинстве случаев фотограф старался не извлекать шибер целиком. Так цель все-таки минимальна.


На кассетах может быть выдавлено как «АРФО», так и «ХХ ОКТЯБРЬ». В 1937 году артели было присвоено почетное название «Им. ХХ лет Октября».  


Вес аппарата с присоединенным матовым стеклом 856 грамм.

Элементы управления


АРФО-2а аппарат симпатичный, но спроектирован и собран кустарно и потому не очень качественно.

Кожаная оклейка на боках имеет красивое теснение — надписи и рамки. На передней откидной стенке вытеснена аббревиатура АРФО. На задней дверце светозащитной бленды — слово «Москва». 

Название модели традиционно нанесено на ремешке «АРФО-2а».

Качество самой кожи, впрочем, низкое.

Материал корпуса сильно подвержен коррозии. Даже у опрятных экземпляров коррозия забирается вовнутрь металла, из-за чего поверхность начинает вздуваться и шелушиться.

Многие мелкие конструкторские решения смотрятся сырыми. Защелка, блокирующая переднюю откидную стенку тугая и ненадежная. Защелка, фиксирующая матовое стекло и кассеты вообще выглядит странно, непрактично.

Фокусировочный рычаг также не производит впечатления продуманной детали.

В целом, присутствуют, конечно, и люфты и зазоры и неровности.

Тем не менее. Аппарат работоспособен и, повторюсь, выглядит симпатично.   

Конструкция АРФО-2а классическая для пластиночной складной гармошки. Я не знаю, была ли заимствована какая-то иностранная конструкция, скорее всего прототипов зарубежных хватало.

Устройство оптимально для аппарата тех времен и того типа, поэтому, все производители во всем мире делали примерно одно и тоже.

Корпус представляет собой металлическую прямоугольную коробку, в которой находится сложенный мех, объективная каретка с объективом и затвором, а также передняя рамка видоискателя, тоже сложенная.

На верхнем торце есть ремешок для удобного ношения сложенного аппарата.

В передней части находится откидная стенка. Чтобы ее открыть, нужно нажать на неприметную кнопку под ремешком. Кнопка тугая, а конструкция запора такова, что он может заедать. Как на открытие, так и на захлопывание.

Стенка откидывается вниз (или влево, смотря как смотреть). Аппарат приспособлен к съемке как с горизонтальной, так и с вертикальной ориентацией кадра.

Откинутая стенка надежно фиксируется двумя распорками перпендикулярно плоскости фотопластинки.

На внутренней поверхности откинутой стенки находятся шкала дистанций и полозья, по которым движется каретка с объективом.  

Для начала работы нужно вытянуть каретку из парковочного положения и затащить на полозья. Для этого нужно схватиться за две изогнутые пластинки под кареткой и потянуть вперед.

Каретка должна зайти на полозья и далее ее нужно продвинуть вперед до шкалы дистанций.

Фокусировочный рычаг (справа от основания каретки) должен находиться в крайнем правом положении. При достижении кареткой шкалы дистанций, рычаг зацепится за вертикальный штырек между полозьев, а стрелка (слева от основания каретки) должна указать на шкале дистанций на бесконечность.

Далее, при наведении фокуса каретку нужно перемещать уже рычагом, который нужно сдвигать при уменьшении дистанции фокусировки вперед и влево как бы по кругу. И наоборот.


Рычажок короткий. Конструкция такова, что ход довольно тугой, а дотягиваться до него не очень удобно.

Но, ничего не болтается, что важнее.

Затвор АРФО-2а не требует взведения. На выдержках 1/25, 1/50 и 1/100, чтобы сделать снимок, нужно просто плавно нажать на рычаг. По мере движения рычага будет сжиматься пружина затвора. Когда рычаг дойдет до крайнего положения, пружина распрямится и затвор сработает.

Понятно, что рычаг при этом имеет солидный ход и идет с некоторым сопротивлением, что повышает риск появления шевеленки. Штатив и тросик были частыми атрибутами съемки даже на моментальных выдержках.

Гнездо под тросик чуть ниже спускового рычага.

На выдержке К (короткая ручная) — затвор откроется при нажатом рычаге и закроется когда рычаг будет отпущен.

На выдержке Т (длительная ручная) — затвор откроется при нажатом рычаге, но не закроется когда рычаг будет отпущен. Чтобы закрыть затвор, нужно нажать рычаг повторно.

Переключаются выдержки перемещением язычка-указателя по полукруглой шкале со звездой и надписью «АРФО» над объективом.

Шкала диафрагм, тоже полукруглая, находится под объективом. Для переключения диафрагм имеется аналогичный язычок-указатель.

Шкалы ГРИП на аппарат не нанесено. Никакой помощи для съемки на ГФР — тоже, хотя изначально темный объектив, вроде как, к этому располагает.  

Возможно, какие-то рекомендации приводились в таблицах в инструкции.

Фокусироваться можно двумя способами.

Первый — по шкале дистанций. Слева от полозьев, по которым ходит каретка объектива имеется  шкала дистанций, на которой нанесены метки 1,5; 2; 3; 5; 10; 20 метров и бесконечность.

На каретке есть стрелка и фокус можно выставить, сопоставив стрелку с нужной отметкой дистанции.

Для компоновки кадра в этом случае нужно применять откидной рамочный видоискатель.

Второй способ фокусировки — по матовому стеклу.

На задней стенке аппарата есть дверца, запертая на сдвижную защелку. Мой экземпляр собран так, что защелка просто физически ничего не фиксирует. Брак, по сути.

При открывании дверцы сзади аппарата раскладывается бленда из черной ткани. Форму бленда держит плохо, возможно ранее там предполагались распорки, которые были утеряны.  

Внутри бленды видно матовое стекло с довольно крупным матированием.

Диафрагму нужно максимально открыть, а на затворе выставить выдержку Т. Далее, затвор нужно открыть.

Свет, проходя через объектив и корпус аппарата, падает на матовое стекло и формирует на нем изображение точно так, как сформирует впоследствии на эмульсии фотопластинки.

Картинка, конечно, перевернута по обеим осям.

Сдвигая каретку объектива, следует добиться резкого изображения на матовом стекле.

Держать аппарат в руках неудобно, поэтому, при фотографировании с использованием матового стекла рекомендовалось установить аппарат на штатив. Штативные гнезда на 3/8 дюйма находятся на нижней и правой сторонах аппарата.

Матировка на стекле крупная, а объектив АРФО-2а темный и дает сильное виньетирование. Видно все плохо. Мое мнение — если у фотографа глазомер развит, то такой способ фокусировки не давал радикального преимущества против шкального.    

Вот пара фото, сделанные цифровым аппаратом с матового стекла. На фото ваза и низ картины на стене. Для удобства восприятия снимки перевернуты.  


Но, так или иначе, фокус наведен.

Далее нужно никуда не смещаясь выполнить следующие действия:

  1. Закрыть затвор повторным нажатием на рычаг спуска;
  2. Выставить иную выдержку, если нужна иная;
  3. Выставить иную диафрагму, если нужна иная;
  4. Снять с аппарата задник с матовым стеклом (защелка около левого крепления ремешка, задник вытягивается наверх);
  5. Надеть на место задника кассету с пластинкой;
  6. Выдвинуть из кассеты шибер;
  7. Нажать на спуск;
  8. Задвинуть шибер.


Операций много и при неочевидном преимуществе фокусировки по матовому стеклу, думаю, что АРФО-2а чаще использовали в шкальном варианте.

При этом, задник с матовым стеклом вообще не нужен. Все, что нужно, это надеть на аппарат свежую кассету, выставить фокус по шкале, выставить экспозицию, открыть шибер, нажать на спуск и закрыть шибер.

Процесс складывания аппарата выглядит так:

1. Рычаг фокусировки переводим в крайнее правое положение (бесконечность).

2. Беремся за изогнутые пластинки под кареткой и двигаем ее назад. Каретка должна полностью сойти с полозьев и войти внутрь корпуса максимально далеко.

3. Нажимаем на концы распорок так, чтобы они соскочили из парковочного положения и головки заклепок начали двигаться по прорезям.

4. Закрываем крышку и прижимаем верхнюю часть для фиксации защелкой.

Отношение к камере

АРФО-2а — это аппарат, который очень хорошо передает дух эпохи. Эпохи, в которой энтузиазм и стремление к свершениям компенсировали, как могли, и недостатки технологий и невысокое качество материалов. То, что получалось не вызывает восторга, но зато десятки тысяч советских людей могли попробовать себя в фотографии.


Если вы коллекционируете, рекомендую поискать недорогой вариант АРФО.


На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Инструкция

Пока не найдена.


Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Аноним:

    Виньетирование на матовом стекле происходит не от объектива, а из-за того, как падающий на матовое стекло свет рассеивается. Это явление является нормой для матовых стекол и никак не позволяет судить о виньетировании самого объектива. Этот эффект исправляется установкой линзы Френеля на матовое стекло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *