Фотоаппарат Спорт (ГельВЭТА, Гельвета) обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Сегодня я с нескрываемым удовольствием представляю вам редкий и интереснейший фотоаппарат Спорт.
Спорт — это довоенный зеркальный (!!!) фотоаппарат. Как минимум, один из первых зеркальных 35-мм аппаратов в мире. Есть весомое мнение, что первый, но об этом чуть позже.
Спорт необычен внешним видом и конструкцией, встречается довольно редко и потому всегда занимает престижное место в любой фото-коллекции.
Создателем аппарата Спорт является Александр Оскарович Гельгар, — преподаватель в Военной Электротехнический Академии (ВЭТА) и одновременно сотрудник конструкторского отдела ГОМЗ.
Идея создать новый фотоаппарат пришла Александру Оскаровичу еще в 1929 году. Тогда он, — молодой, но опытный сотрудник киностудии «Туркменфильм» имел возможность поснимать на одолженную у знакомого Лейку.
В условиях высоких температур затвор Лейки работал недостаточно надежно. Да и к фокусировке тогдашних первых моделей Лейки были претензии.
В начале 30-х годов ХХ века конструктор поставил задачей создание недорогого и простого в обращении зеркального фотоаппарата под 35-мм кинопленку с прямоугольным кадром 24х38 мм. Аппарат обязательно должен был иметь затвор из металлических ламелей, т.к. только металл мог обеспечить надежную работу в диапазоне температур + / – 60 градусов.
Нужно отметить, что с 1933 года выпускался уже немецкий зеркальный фотоаппарат Exakta VP под роликовую фотопленку тип 127 с форматом кадра 40х65 мм.
Тем не менее, зеркальных аппаратов под 35-мм пленку, и тем более, отвечающих заданным требованиям, тогда в мире не существовало, и Александр Оскарович был первопроходцем в очень многих технических решениях.
Есть мнение, что именно выход Exakta VP убедил руководство ВООМП в перспективности класса зеркальных пленочных фотоаппаратов.
В июне 1934 года конструктор показал в редакции журнала «Советское фото» работающий прототип своей камеры. Камера называлась «ГельВЭТА». Название состоит из первых четырех букв фамилии конструктора «Гель» и сокращенного названия Военной Академии, в которой Александр Оскарович преподавал — «ВЭТА».
Причина появления названия Академии в названии аппарата такова: Руководство ВООМП довольно долго не могло решиться на начало опытного производства, и начальник фото-кино лаборатории Академии А.С. Данский решил изготовить силами своей мастерской 3 экземпляра аппарата. Оценив эту помощь Александр Оскарович назвал аппарат ГельВЭТА.
Название это было рабочим, условным. На опытных экземплярах его указывали только на объективной крышке, на корпус камеры оно не наносилось или почти не наносилось. Фото с sovietcams.com.
Чуть позже аппарат получил уже утвержденное название — Спорт.
Конечно, опытные образцы ГельВЭТА отличались от серийного Спорта.
В частности, изначально предполагалось использование 35-мм пленки на катушках с бумажным ракордом, без механической отсечки кадра, и потому аппараты имели сзади окошко для контроля движения пленки. Фото с fotocataloque.ru.
Впоследствии перешли на стандартную пленку в кассетах, а аппарат «научился» протягивать ровно один кадр.
В журнале «Советское фото» №1 за 1935 год (см изображение внизу статьи) состоялась официальная презентация камеры ГельВЭТА и читатели журнала впервые смогли увидеть ее фотографию. Правда, название камеры тогда еще обсуждалось, и потому представлен публике аппарат был как «зеркальная кинопленочная камера ВООМП».
В течение 1935 года официальное название Спорт было утверждено и началось серийное, хотя, правильнее будет сказать, — установочное производство.
Сразу было выявлено несколько слабых мест и потому конструкцию пришлось дорабатывать.
Среди прочего, Спорт получил новый более закругленный корпус — литой, вместо штампованного. Затвор стал отдельным узлом, который монтировался в корпус. Тогда же зарядка стала осуществляться с помощью специальных кассет и исчезло контрольное окошко с задней стороны.
Эти изменения были внесены в конструкцию в 1936 году.
Не со всеми техническими решениями А.О. Гельгар соглашался, но руководство предприятия не прислушивалось к его мнению. Конструктор проявил принципиальность и перешел работать на киностудию «Ленфильм».
Аппараты ранних выпусков 1934-36 годов принято называть «ГельВЭТА», хотя на их корпусах в большинстве случаев и написано уже «Спорт». Это делается как дань уважения конструктору и чтобы отделять первые, — малочисленные выпуски первоначальной конструкции от поздних, — более массовых и более стандартизированных.
Среди первых был, например, такой вот необычный дизайн. Фото с sovietcams.com.
В течение 1935-36 годов было выпущено всего 300 аппаратов.
Более того, даже после усовершенствования конструкции, до середины 1938 года предприятие решало производственные проблемы и в этот период выло изготовлено только 100 экземпляров Спорта. Вообще, руководство предприятия не видело в новой камере приоритетного направления, и это было причиной затягивания многих процессов.
К счастью, все затруднения удалось решить, и далее до конца 1938 года выпустили уже 2200 экземпляров.
Вот в продолжительном периоде запуска производства аппарата и кроется причина противоречий во мнениях, считать ли Спорт первым в мире зеркальным узкопленочным аппаратом.
Конкурентом Спорта на первенство считается немецкий аппарат Kine Exakta. Фото с Wiki.
Если коротко, то работающий прототип своей камеры Александр Оскарович Гельгар, создал все-таки раньше.
Но немцы показали свою Kine Exakta на весенней Лейпцигской ярмарке 1936 года и тут же запустили в серию и в широкую продажу.
Таким образом, вопрос сводится к тому, что считать событием появления аппарата на свет — создание прототипа или выход жизнеспособного коммерческого изделия. С т.з. первого — первым был Спорт, второго — конечно, Kine Exakta.
Как бы то ни было, Спорт — это камера совершенно оригинальной конструкции и есть несомненный повод гордиться советскими конструкторами, создавшими ее.
Всего за период с 1935 по 1940 год было выпущено около 19 тыс. экземпляров Спорт всех разновидностей. Аппарат сейчас достаточно редкий.
Коллекционеры выделяют довольно много вариаций в деталях устройства и оформления аппаратов. Доработка конструкции шла непрерывно и разного рода небольшие изменения появлялись часто. Однако, все это тема уже для более серьезного исследования и мы подробно на этих деталях останавливаться не будем.
Также важно, что при выпуске аппараты Спорт почему-то не нумеровались. Поэтому, соотнести конкретный экземпляр с годом выпуска проблематично. Для этой цели используют нумерацию штатных объективов Индустар-10.
Известно, что в 1940 году ГОМЗ выпускал какое-то количество упрощенной модификации аппарата под названием Спорт-1. Эта модель отличалась более длинной минимальной выдержкой — 1/300 против 1/500 у обычного Спорт.
Чем продиктовано создание этого аппарата — не совсем ясно. Тем более, что известны экземпляры с обычным названием «Спорт», но с минимальной выдержкой 1/300.
Кроме того, еще в 1939 году в Ленинградском институте точной механики и оптики (ЛИТМО) существовал амбициозный проект создания модели Спорт-2 со встроенным экспонометром.
К сожалению, проект остался на бумаге, до Войны его реализовать не успели.
Также, Спорт не успел получить сменную оптику, хотя это изначально и предполагалось конструкцией.
Еще интересно отметить, что существенно позже, в конце 50-х в СССР был еще один фотоаппарат Спорт, точнее это имя носил прототип. В серию аппарат пошел под названием Юность. Настоящие, нефэйковые Спорты, которые Юности встречаются чрезвычайно редко, так что шансов перепутать нет.
В обзоре экземпляр Спорт поздних выпусков в хорошем состоянии и с исправным затвором, что характеризует конструкцию как вполне надежную. Точность работы, конечно, не гарантируется уже, но факт остается фактом. Номер объектива 16728.
Давайте посмотрим аппарат.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Спорт
Спорт выпускался на Государственном оптико-механическом заводе (ГОМЗ) в Ленинграде с 1935 по 1940(41) годы.
Общий объем выпуска всех разновидностей Спорт — около 19 тыс. экземпляров.
Спорт рассчитан на стандартную кинопленку 35 мм. У ранних образцов требовалась пленка, проложенная бумажным ракордом.
Размер кадра 24х36 мм (у ранних образцов встречается формат 24х38 мм)
Кассеты у камеры нестандартные и вмещают по 50 кадров. У меня кассет нет, фото с photohistory.ru.
Штатный объектив Индустар-10 3,5/50 с оригинальным байонетным креплением. Сменная оптика однозначно предполагалась, но о существовании конкретных образцов ничего не известно и вряд ли они вообще были.
Количество лепестков диафрагмы у объектива — 8.
Предел диафрагмирования данного экземпляра f16, хотя есть варианты с f22.
Затвор состоит из двух металлических ламелей. Движутся ламели вдоль короткой стороны кадра.
Верхняя ламель движется вертикально. При взведенном затворе она опущена вниз и перекрывает кадровое окно. При спущенном затворе она поднята в надстройку.
Нижняя ламель движется по более сложной траектории. При взведенном затворе она располагается горизонтально в нижней части аппарата.
При спуске затвора, сначала верхняя ламель поднимается вертикально вверх, открывая кадровое окно.
Затем, тот край нижней ламели, который ближе к фотографу, начинает двигаться вверх, вслед за краем верхней ламели. Противоположный (передний) край нижней ламели скользит в горизонтальной плоскости назад.
В конце движения ламели смыкаются краями, световой поток перекрывает нижня ламель, которая занимает наклонное положение (задний край приподнят) под углом примерно 45 градусов.
В процессе взвода затвора ламели не размыкаясь движутся в обратную сторону. Верхняя опускается, а нижняя своим передним краем скользит вперед, а задним краем опускаемся вниз — вплоть до снова горизонтального положения.
На левом фото затвор взведен. Видна вертикальная верхняя ламель. На правом фото затвор спущен. Видна нижняя ламель расположенная под углом.
Затвор Спорта отбивает выдержки: 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500 (у некоторых 1/300) и ручную В.
Спорт имеет два видоискателя.
— Зеркальный с матовым стеклом и шахтой с лупой — для фокусировки;
— Телескопический для оперативной съемки с уровня глаз.
Смотреть в зеркальный видоискатель нужно сверху-вниз.
Зеркало Спорта залипающее. Через зеркальный видоискатель можно визировать только если затвор взведен.
Автоспуском, синхроконтактом и скобой для принадлежностей Спорт не оборудован.
Вес моего экземпляра 720 грамм.
Элементы управления
На фото Спорт выглядит очень крупным и громоздким. Массивная надстройка визуально его крупнит.
Но, если поставить Спорт рядом с другими аппаратами, то видно, что камера на самом деле достаточно компактная.
В сравнении с ФЭДом тех лет Спорт, конечно, серьезно больше за счет надстройки. Но довоенный ФЭД — аппарат сам по себе очень компактный в сравнении даже со своими послевоенными потомками. И ФЭД — дальномер.
В сравнении с существенно более поздним Зенитом, например, Спорт уже не выглядит избыточно крупным. Только форма корпуса непривычная.
Корпус аккуратный, грани скруглены. Большая часть корпуса покрыта мягкой оклейкой.
В передней части аппарата находится объектив в байонетном креплении, кнопка спуска (справа от объектива) и переднее окошко телескопического видоискателя (в верхней части надстройки слева).
Рассмотрим подробнее байонет Спорта.
Накамерная часть байонета включает в себя геликоид. Штатный Индустар-10 это просто линзоблок с диафрагмой.
Байонет с тремя лепестками довольно сложной формы. Сами лепестки на накамерной части байонета. На объективе — юбка с прорезями под лепестки.
Для фиксации объектива, нужно его приложить к байонету так, чтобы лепестки вошли в прорези юбки и повернуть объектив по часовой стрелке.
Похоже на некий гибрид внешнего и внутреннего байонетов Contax.
Для фиксации объектива нужно закрутить небольшой винтик на переднем срезе объектива. Винтик входит в паз байонета камеры и препятствует провороту объектива в байонете.
Ну, т.е. совсем уж оперативная замена оптики не предполагалась.
Для того, чтобы геликоид не проворачивался при надевании / снятии объектива, конструкцией предусмотрен стопор геликоида. Реализовано это через подпружиненный крючок с поводком. В положении фокуса на бесконечности крючок цепляется за небольшой штырек.
Шкала дистанций нанесена на геликоид в очень неудобном месте — в узкой щели. Для фокусировки служит специальный поводок на геликоиде. Фокусировочный поводок и поводок стопорного крючка расположены рядом в левой верхней части байонета.
Диафрагма управляется кольцо с насечкой на переднем срезе объектива.
Кнопка спуска снабжена гнездом под тросик. Кнопка небольшая, имеет короткий и мягкий ход.
Видоискатели.
Окуляр телескопического видоискателя находится в задней части надстройки. Картинку этот видоискатель дает мелкую, но светлую и ничуть не худшую, чем ФЭД тех лет.
Зеркальный видоискатель — на верхнем торце надстройки. Смотреть в него нужно сверху — вниз и делать это можно только при взведенном затворе.
Картинка в зеркальном видоискателе, на самом деле, вполне зачетная.
Во-первых, она очень большая и довольно светлая.
Во-вторых, если сначала отбросить налет времени в виде помутнения и пыли, а потом принять во внимание годы выпуска и имеющихся конкурентов, то картинка еще и отлично качества.
По сравнению с теми же довоенными ФЭДами, разница потрясающая просто. Видоискатель Спорта должен был вызывать шок у пользователей.
Из минусов, картинка, естественно перевернута слева-направо. Пентапризмы у Спорта, конечно, нет.
Еще, смотря в камеру сверху-вниз довольно сложно с непривычки придать ей ровное положение. Поле зрения видоискателя, при этом велико, и выхватывая глазом то одну часть, то другую, не всегда понятно, где ж у нас центр кадра.
Для помощи в этой ситуации служит светлое перекрестье в видоискателе. Его хорошо видно на фото.
Пересечение линий соответствует центру кадра и аппарат нужно держать так, чтобы оно было в центре видоискателя. В этом случае то, что мы видим в видоискателе и то, что будет на фото — будут друг другу соответствовать. У меня вот не очень получилось и ровнять и фотографировать.
Все, практически, органы управления аппаратом сосредоточены в «многофункциональной» головке на правой боковой панели надстройки.
Головка отвечает за взвод затвора (сблокирован с протяжкой кадра) и за изменение выдержки.
Чтобы взвести затвор и протянуть кадр, нужно повернуть головку от себя, на 1 оборот. Не знаю, как с пленкой, но при пустом аппарате вращается головка очень легко.
Для того, чтобы поменять выдержку, нужно нажать на вершину головки и повернуть ее до совпадения нужной выдержки с металлической стрелкой поверх головки. Выдержки нанесены на цилиндрическую часть головки в ее основании.
Менять выдержки нужно при взведенном затворе.
На погон вокруг головки нанесена шкала счетчика кадров. Обратная перемотка пленки у Спорта не предусмотрена.
Нижняя и задняя части корпуса аппарата вместе представляют собой съемную панель для доступа к пленке.
Чтобы эту деталь снять, нужно повернуть замок в нижней части и аккуратно стянуть деталь вниз.
Спорт комплектовался оригинальным футляром.
Фотографировать можно было не вынимая аппарат полностью, только откинув назад передне-верхнюю часть футляра.
Отношение к камере.
Спорт — аппарат совершенно необычный и обладающий своим собственным очарованием. Этот «головастик» будет украшением любой коллекции.
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция (пока не найдена):
Вырезка из журнала «Советское фото» №1 за 1935 год sovietcams.com.
Ламель – она, женский род.
Ага, спасибо, исправил.
Спасибо за замечательную статью. Много интересной информации. Есть одна поправка – крепление объектива в байонете винтом – это только на вашем образце, где отсутствует собачка, предусмотренная в прорези “юбки” объектива. Эта процезь находиться и на вашем образце, но собачки нет. Если посмотрите внимательно на все фотографии других Спортов, то увидете эту собачку-защелку. Так что быстрая смена объективов предусматривалась!
Спасибо за полезные сведения.
На моем экземпляре фотоаппарата Спорт объектив БЕЗ надписи Индустар. Фотоаппарат принадлежал моему отцу. Он работал на ГОМЗе с 1936 года. Вместе с заводом был эвакуирован в Казань в первых числах августа 1941 года.
Добрый день. А можете прислать несколько фото? Аппарата и объектива. На почту. Она на вкладке Контакты.
Мне кажется, я отправила фото не туда, не на почту, извините – Контакты, в Контакте, Иван Арисов. Вы заходили туда весной 2023 года. Посмотрите, пожалуйста, сейчас в 2024 году)))
“…Также важно, что при выпуске аппараты Спорт почему-то не нумеровались…”
На моем экземпляре фотоаппарата Спорт стоит номер 9354. Он расположен внутри корпуса.
Кассеты родные есть – две штуки.
Мой Email granny.ru @yandex.ru
Я надеялась получить в ответ несколько слов, например, ваш фотоаппарат не представляет никакого интереса, можете выбрасывать.
Любовь Константиновна, не надо ничего выбрасывать. Ваш аппарат является раритетом. Если будете продавать, то задёшево не отдавайте.
Это Вам мой совет.
Добрый день. Прошу прощения за поздний ответ. Вероятно я неверно уловил вопрос.
Аппарат представляет коллекционную ценность. То, что отвалились накладки – это минус. Но если они сами сохранились, то ничего страшного.
Обратите внимание, что кассеты представляют отдельную ценность и продаются недёшево. У меня, например, экз без кассет.
Я посмотрел несколько каталогов определителей и фото в сети. Сраеза объектива как у Вас не нашёл. Как это интерпретировать – затрудняюсь. Возможно это повышает ценность. Спрошу ещё специалистов.
Повторюсь – отец работал на ГОМЗе с 1936 года как раз по теме этих фотоаппаратов. И в этом фотоаппарате могут быть те разработки, которые не успели внедрить из-за войны. Извините, если это не так, это только мои предположения, спросить сейчас уже не у кого.