Фотоаппарат Агат-18 обзор и инструкция



P1317008Этим обзором мы начнем знакомиться с классом советских полуформатных фотоаппаратов. Ранее таких мы не рассматривали.

Полуформатным называется фотоаппарат, рассчитанный на стандартную 35 мм пленку, но отображающий на ней кадры вдвое меньшего размера. Не 24х36 мм, а 24х18.

Достаточно необычно, хотя и вполне очевидно, что горизонтальное расположение кадра у полуформатного аппарата достигается при вертикальном положении самой камеры.
Преимуществом такой концепции является тот факт, что на стандартную пленку можно уместить не 36, а 72 кадра.

В СССР c 60-х по конец 80-х выпускалось, в общем-то, немало моделей полуформатных аппаратов.

Свои модели были у всех фото-предприятий. Арсенал, разве что, имея миниатюрный Киев-30 и ему подобные, не выпускал полуформатников.

Думаю, не ошибусь также, если скажу,что наибольшим разнообразием камер этого класса отличилось белорусское производственное объединение БелОМО.

Один из аппаратов БелОМО мы сегодня и рассмотрим. Это будет Агат-18.

Вероятно, Агат-18 — это полуформатный аппарат, выпускавшийся позже всех прочих, аж до 1989 года. Почему я начал с конца истории? Да просто так получилось…

До Агата на БелОМО продолжительное время выпускалась линейка полуформатных аппаратов Чайка. Их мы рассмотрим попозже. В линейке было несколько моделей. Линейка существовала около 10 лет, камера Чайка разных модификаций пользовались популярностью и ее выпуск измеряется миллионами штук.

Финальная модель имела даже встроенный экспонометр.

Но примерно в середине 70-х линейку Чаек свернули и после солидного перерыва, в 80-х уже, концепция полуформатных аппаратов вылилась на БелОМО в Агат-18.

Агат-18 — аппарат своеобразный. Он максимально прост в конструкции и обращении с ним. При этом камера получилась легкой, компактной, недорогой. Эдакая советская мыльница.

Рискну предположить, что к началу 80-х логика экономии на фотопленке (72 кадра против 36) — полностью себя изжила. Поэтому смысл в создании сложных и технологичных полуформатных камер, типа Нарцисса (который мало того, что был зеркальным аппаратом, так еще и обладал парком сменной оптики), — исчез.

Новая логика заключалась в том, что полукадровый аппарат это инструмент или новичка (даже не новичка, а человека, который вообще желает минимально заморачиваться на всю фото-кухню, ему просто нужны снимки), или туриста, которому важен каждый грамм экономии веса и которому вообще не улыбается в самый неподходящий момент запасную катушку пленки в рюкзаке искать.

Та же Чайка, например, размерами лишь немного уступала Смене-8М.

Под эту логику аппарат и заточили. Конструкцию упростили настолько, что камера даже не открывается, а просто разваливается на 2 половинки. Затвор совместили с диафрагмой. Установку экспозиции свели к погодным символам.

Дешево и сердито. Зато, зарядил один раз плёнку и снимай потом не отвлекаясь. Фотографии в те времена не на HDD хранили, а в альбомах. Для этого способа 72 кадра это реально много.

И нести аппарат не тяжело и в кармане он умещается. Даже крышка объектива сделана обтекаемой, чтобы ни за что не цепляться. И потеряется – не особо жалко саму камеру — только снимки. Цена Агата была не очень большой.

Давайте уже рассмотрим сам аппарат.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!




Фотоаппарат Агат-18

Агат-18 выпускался на нескольких предприятиях БелОМО с 1984 по 1989 годы. Линейка Агат состояла всего из двух аппаратов, второй был Агат-18К.

Почему аппарат сходу получил индекс 18? Рискну предположить, что это от размера короткой стороны кадра 18 мм, т.е. индекс завуалированно указывает на то, что аппарат полукадровый.

P1317020Объектив несъемный Индустар-104 2,8/28. Хочется порадоваться широкоугольному объективу, но, увы, не выйдет. Агат-18, это ведь на современный манер — кроп.

Для кадра 24х18 ФР 28 мм — это нормальный объектив.
Затвор — центральный двулепестковый. При необходимости затвор раскрывается не полностью, выполняя тем самым функцию диафрагмы.

Выдержку аппарат меняет плавно от 1/60 до 1/250, включая промежуточные значения Выдержка В отсутствует.

Набор доступных диафрагм— от f2,8 до f16.

Управление экспозицией Агата-18 сводится к движению вдоль единой программы, при котором выдержки и диафрагмы переключаются синхронно парами плавно в строгой очередности и поменять этот порядок нельзя.

Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным контактом и штативным гнездом, но лишен автоспуска.

Вес моего экземпляра — 120 грамм.

Элементы управления

P2057117P2057114
Агат-18 — аппарат действительно компактный. Он заметно меньше, например, Смены-8М. Да и против Киев-30 Агат не смотрится намного крупнее.

Корпус аппарата выполнен из пластика, напоминающего бекалит. Пластик хотя и немного текстурирован, но на ощупь заметно скользкий.

Агат-18 рассчитан, в основном, на съемку с вертикальным положением корпуса. Описывая панели (верхняя, нижняя, правая, левая) я буду ориентироваться на то, в какой ориентации расположена надпись с названием.

P1317011Спереди вокруг объектива расположены 2 кольца, управляющие экспозицией. Кольца окрашены в оранжевый цвет.

Ниже и правее — небольшая кнопка спуска затвора. Она тоже оранжевая.
Сверху слева — прямоугольный глазок видоискателя. Одно из внутренних стекол видоискателя неожиданно имеет оранжевое покрытие (просветление?), из-за чего видоискатель довольно ярко отливает оранжевым. Выглядит это очень современно.

Все эти яркие вкрапления на угольно-черном корпусе делают Агат-18 не лишенным стиля и визуальной привлекательности.

Кнопкой спуска, на мой вкус, удобно пользоваться только если держать аппарат двумя руками, что не всегда оправдано. Традиционное ее расположение — на торцевой панели, примерно на уровне объектива — позволило бы нажимать на кнопку большим пальцем правой руки. Так хват был бы значительно надежнее и удобнее.

Управление экспозицией:

P1317031Внутреннее кольцо позволяет выставить чувствительность пленки напротив белой черты в нижней части объектива. Кольцо утоплено и вращать его нужно за 2 небольших поводка. Поводки совсем не выступают над плоскостью внешнего кольца и зацепить их реально сложно. Благо, проделывать эту операцию нужно очень редко.
Да и случайно сбить настройку — не получится.

P1317035Внешнее кольцо вращается за два ребристых участка на передней плоскости. Этим кольцом нужно выставить символ погоды напротив черной черты на внутреннем кольце в верхней его части.
В наличии следующие символы погоды:
— Снег / в горах / у моря
— Яркое солнце
— Солнце в дымке
— Солнце за облаками
— Пасмурно
— Грозовые тучи

Собственно и все, экспозиция установлена. Затвор готов отработать соответствующую погоде и чувствительности комбинацию выдержки и диафрагмы.

На фото погода указана как средняя между «ясно» и «солнце в дымке»

Аппарат дает еще возможность внести экспокоррекцию. Для этого нужно выставить символ погоды напротив не самой черты, а одного из дополнительных индексов слева и справа от нее (пустой и заштрихованный кружки). Коррекция в сторону светлого символа уменьшит экспозицию в 2 раза и наоборот.


Снизу внешнего кольца нанесены значения диафрагм. По ним можно составить представление о том, какую конкретно экспопару будет отрабатывать затвор. Диафрагменное число считывается с кольца, а табличка соответствия выдержек приведена в инструкции.

Агат-18 — аппарат шкальный. Резкость наводится по шкале расстояний на объективе. МДФ составляет 0,9 метра.

P1317014Сзади — только глазок видоискателя.

Видоискатель у Агата средний по качеству. Он не очень крупный, дает не яркую тонированную картинку с заметной дисторсией. Видоискатель имеет запас по полю зрения, что удобно. В наличии кадрирующие рамки с поправкой на параллакс.
P1317015На правой панели сверху-вниз помещены:

— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора с поворотной кнопкой обратной перемотки;
— окошко счетчика кадров;
— головка обратной перемотки с откидной рулеткой.
Головка транспортировки кадра хотя и расположена на торцевой панели, но утоплена и не выступает за поверхность панели. Вращать головку нужно охватывая ее двумя пальцами со стороны передней и задней панелей. Вполне рациональное решение.

P1317043Если вы хотите проверить работоспособность затвора Агата-18, то имейте в виду следующее: Затвор взводится не самой головкой, а перфорацией протягиваемой пленки, которая вращает зубчатое колесо внутри аппарата.
Если аппарат без пленки, то взвести затвор и вхолостую щелкнуть затвором, просто крутя голову — не получится.

Нужно открыть аппарат и пальцем соответствующее зубчатое колесико провернуть в сторону хода пленки.

P1317017Слева у аппарата находится отпирающий его замок и штативное гнездо.

Наличие штативного гнезда у такого крошечного аппарата — удивило и порадовало. Гнездо не по оси объектива, но зато на той же стороне, что и спусковая кнопка. Так надежнее.
P1317018Но это еще не все! На верхней панели под неприметной крышкой прячется совсем уж шикарная для миниатюрной камеры штука — скоба для вспышки с центральным контактом. Как всегда для центральных затворов — синхронизируются все выдержки.
Чтобы открыть Агат-18, нужно сдвинуть пружинную защелку замка и потянуть половинки корпуса аппарата в разные стороны. Половинки разъединятся.

P1317037P1317038
На той половинке, на которой останется затвор — нужно откинуть прижимной столик.

Отношение к камере

В юности я с Агатом не сталкивался. Уже сейчас, впервые взяв камеру в руки, чего скрывать, испытывал к ней некоторое пренебрежение. Мыльница и мыльница.

Однако поразбиравшись немного пришел к выводу, что Агат-18, хотя и не относится, конечно, к продвинутым аппаратам, но создан под конкретную идею и отрабатывает эту идею на 100%.

В моем видении, Агат-18, это аппарат для похода. Он легкий и компактный. Его неудобно открывать, но это и не нужно делать, равно как и таскать с собой запасную пленку. 72 кадра вполне достаточно.


Выдержкой и диафрагмой нельзя управлять отдельно, но в походе, как правило, нужны одновременно и выдержка покороче и глубина резкости побольше, на сколько условия позволяют. Разного рода перекосы в экспозиции просто не нужны.

Кроме всего прочего Агат-18 имеет такие плюшки как штативное гнездо и «горячая» скоба для вспышек.

Традиционная моя претензия — это не широкоугольный объектив и отсутствие какой-либо попытки помочь владельцу аппарата использовать фокусировку на гиперфокальное расстояние.

Я понимаю, нельзя зафиксировать одну только конкретную диафрагму, но могли б табличку на корпусе нарисовать.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
04
05
06
07
08
09
10
11
12

Вам может также понравиться...

комментариев 13

  1. Святослав:

    На старых камерах ставилось по точке на шкалах дистанции и диафрагмы, и никакиз табличек. Ставишь по точкам, и вот он – гиперфокал с … до бесконечности.

  2. Николай:

    В штативное гнездо можно было вкрутить специальную заглушку для темляка) Шла в комплекте с фотоаппаратом

  3. Александр:

    Я пользовался и Агатом-18, и (после потери 18-го) Агатом-18К.
    На Обе версии идентичны. Разница — в крышке объектива (в версии К она изготовлена из чёрного и нехрупкого пластика) и в кнопке спуска (в поздней версии в ней была резьба для фиксации спускового тросика). Подсказки про гиперфокал не было, но была неподписаная шкала глубины резкости, выполненная в форме фигурного выреза втулки объектива напротив шкалы расстояний. Недостатком камеры было отсутствие чернения кадрового окна (не уверен, что правильно назвал эту часть камеры), виполненного из чорного блестящего пластика, что приводило к появлению неприятных засветок отражённым внутри камеры (НЕ в объективе!) светом от ярких источников света (типа неба). В принципе, это было легкоисправимо, путём нанесения в бликоопасных местах клея с последующей посыпкой чёрным порошковым пигментом (сажей газовой, например, или теперишним пигментом для лазерных принтеров). Ещё мне не нравились пропорции кадра (4:3 вместо более привычных 3:2). В остальном — удобная, простая, приятная в работе камера.

  4. Михаил:

    Камера действительно “карманная”. К плюсам добавлю хороший объектив. По моему субъективному мнению он лучше объектива “Чаек”. Ещё один момент – камера хоть и пластиковая, но прочная. Тут и качество пластика и его толщина. Действительно – камера для походов. И надежная.

  5. Владимир:

    В середине 90ых я пользовался этим фотоаппаратом. Он, несмотря на кажуюся “игрушечность” выдавал снимки довольно высокого качества и был более надежным чем “мыльницы” 1 поколения.

  6. Юрий:

    Моя первая камера. Крепкая, надёжная и простая. Жаль не сохранилась – утопил. Но выводы сделал. Теперь я коммерческий фотограф.

  7. Шурж:

    Камера отличная! Таскал по горам и пещерам. Крышка так в пещере и осталась. Прочитал в каком то журнале и сделал у себя: Плёнка перематывается из кассеты в кассету. Большинство людей не воспринимали, что у тебя в руках фотоаппарат.

  8. Виктор:

    На самом деле именно полуформатных камер не было больше ни у кого, если не считать за таковую ломовский фотоконструктор.

    • Влад:

      Почему? Коника был. Японский. С него “содрали” наш Фэд-Микрон.)))
      Зенит-Сюрприз был. Громадный ))) больше обычных Зенитов)… Чайки (1,2,3..)…

  9. Виктор:

    Хотя нет, ФЭД-микрон еще, но все равно не у всех.

    • Влад:

      Фэд-микрон крутой конечно.
      Но он тяжёлый и… дорогой.)))
      А качество съёмки на полуформат у всех примерно одинаковое.

  10. Влад:

    Хороший походный фотик. Я на слайдовскую плёнку снимал. Диафильм получается. Вполне приличного качества.

  11. Влад:

    Камера Агат-18К отличается от Агат-18 помимо крышки объектива и отверстия автоспуска, установка чувствительности плёнки в ISO, а не в ГОСТ.
    Задумывалась на экспорт?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *