Объектив МС Оберон-11К обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
МС Оберон-11К 2,8/200
Длиннофокусный сверх-светосильный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов с байонетом К.
Оберон-11К — довольно редкий объектив, хотя, в целом, найти такой не проблема.
Выпускался Оберон на Вологодском оптико-механическом заводе в г. Вологда. Годы выпуска — ориентировочно начало-середина 90-х. Более точных данных у меня нет.
Номер моего экземпляра начинается с «93» и скорее всего по советской традиции это означает 1993 год выпуска.
Данная модель объектива — единственная из тех, что я знаю, носящая название «Оберон». Откуда взялся индекс «11» — очередная загадка советской фото-истории.
Также мне всегда было удивительно, почему оптика для продвигаемого КМЗ байонета К в существенной части была отдана на «аутсосринг» на ВОМЗ?
Например, недавно мы рассматривали широкоугольный объектив МС Мир-47К 2,5/20 — он тоже выпускался на ВОМЗ.
Какие из объективов с байонетом К делали сами красногорцы? Ну, кроме штатных, конечно.
Только MC Вариозенитар-K 2,8-3,5/25-45 приходит в голову.
Нет, среди прототипов на сайте zenitcamera.com, конечно, сыщется масса классных вариантов. Но вот из реально массово выпускавшейся оптики под байонет для продвинутых Зенитов — большая часть выпускалась не на КМЗ.
Оберон-11К — объектив неоднозначный. При своих экстремальных и очень востребованных характеристиках (светосила f/2,8 при фокусном 200 мм — это, как говорится, «тут вам не здесь») — ажиотажного спроса на него нет.
Причина как в спорных оптических свойствах, так и не очень качественном изготовлении.
Однако, объектив бесспорно интересный и обратить на него внимание все же стоит.
Сегодня в обзоре экземпляр МС Оберон-11К 2,8/200 в отличном состоянии с номером 9300407.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 200 мм
Угол поля зрения: 12°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 8/5
Рабочий отрезок — 45,5 мм
Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:32
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — моргающая с фиксированными значениями
Ближний предел фокусировки — 0,15 м
Соединения:
объектива с камерой — Байонет К
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): ??/?? линий/мм
Вес — 740 грамм
Размером Оберон не выделяется из прочих советских объективов с ФР 200 мм или около того.
Объектив сверх-светосильный.
Например, массовый Юпитер-21 при тех же 200 мм имеет светосилу f/4.
Чуть менее известный Телеар-Н может похвастаться светосилой f/3,5.
F/2,8 обладает, например, Юпитер-6, но его фокусное расстояние 180 мм а не 200.
В сухом остатке, технически Оберон обеспечивает самое большое размытие заднего фона из перечисленных объективов, а возможно и среди всех массовых. Все как мы любим.
Техническая реализация Оберон изобилует необычными деталями.
Понятно, что стремление удешевить конструкцию сравнительно заметно. Ну, а что ж вы хотели в начале 90-х? Но все-таки совершенно ясно, что конструкторы стремились сделать объектив современным и в чем-то инновационным.
Первое, что мне бросилось в глаза — это шкала дистанций, закрытая пластиковым прозрачным окошком. Неожиданно. Не встречал такого решения ни у одного больше советского объектива. Выглядит действительно довольно солидно.
Диафрагму можно прикрыть до значения f/32. Вот зачем столько?
В задней части имеется пластинка с прямоугольным вырезом, которая препятствует проникновению внутрь аппарата лишнего света и должна снизить негативное влияние от переотражений.
Шкала дистанций продублирована футами, хотя название объектива нанесено кириллицей. Вообще, шкала дистанций выглядит пустовато. Слишком большие промежутки между значениями. Было бы больше отметок – смотрелось бы куда лучше.
Аналогично по шкале глубин резкости. Нанесено всего три значения диафрагмы.
Качество сборки объектива прямо так скажем невысокое. Имеются заметные люфты деталей. В Сети много сообщений о наличии внутри объектива металлической стружки.
То же прозрачное окошко выполнено из очень плохой пластмассы. Через мои руки прошло 3 экземпляра, у одного окошко было все в трещинах, у второго просто отсутствовало.
Что касается качества картинки, как я понял, читая довольно скудную информацию в Сети, — качество довольно сильно гуляет от экземпляра к экземпляру.
Впечатление от объектива в обзоре, на котором я в итоге остановился — опишу ниже. Пока продолжим осмотр.
Передняя линза большого диаметра, занимает весь передний срез. Название нанесено на боковую поверхность корпуса.
Встроенной бленды нет.
Мульти-просветление красивого зелено-фиолетового оттенка.
Фокусировочное кольцо — дальнее от корпуса. Оно очень широкое и снабжено удобной накладкой из резино-подобного материала.
Полный ход кольца фокусировки — более 270°. При фокусировке длина объектива очень сильно меняется.
Интересно, что у Оберона нет классического многорядного геликоида. Тут применена, можно сказать, червячная передача. Направляющие при этом пластиковые. У меня кольцо идет с сухим трением.
В Сети есть нарекания на тугой ход кольца фокусировки. У моего экземпляра кольцо вращается вполне свободно, но при небольшой коррекции фокуса вперед-назад сухое трение дает не очень приятное ощущение легкого заедания.
Кольцо диафрагм (ближнее к корпусу) достаточно широкое, но с невнятной накаткой. Хотя, сложностей это не создает.
Лепестков диафрагмы 6 штук. Они довольно блескучие.
Удивило, что диафрагма находится не между линзами, а ближе всех линз к аппарату. Т.е. она «голая». Можно потрогать. Но не нужно этого делать.
Еще такая странность. При посадке на переходник объектив немного люфтит. Это плохо, конечно. Но будучи надетым на советский аппарат объектив сидит плотно. И наоборот, прочие советские объективы на этом самом переходнике также сидят нормально.
Какая-то индивидуальная несовместимость конкретного переходника с конкретным объективом.
Съемка.
Фокусироваться на f/2,8 непросто. Слишком мала глубина резкости. Например, на дистанции 3 метра ГРИП будет всего 4 сантиметра.
При съемке портрета нужно понимать, что какая-то часть головы, а то и лица неизбежно будет не в фикусе.
На мой вкус диафрагму лучше прикрыть, но тогда чем мы отличаемся от владельцев банального Юпитер-21?
Объектив основательно софтит, особенно на открытой диафрагме.
Есть мнение, что такое свойство — это как раз неплохо для портретов, но мне бы хотелось чуть резче картинку все-таки. Контраста при этом достаточно. И к цветопередаче нет претензий.
На одном из снимков удалённого объекта откуда-то появилось виньетирование.
Совершенно ожидаемо объектив очень сильно размывает задний фон. Вот на рисунок размытия Оберон-11К стоит обратить отдельное внимание.
Размытие выглядит приятно и частенько «выкидывает» интересные эффекты.
Сильное размытие должно превращать задний фон в совершенно однородную массу. Но Оберон регулярно выборочно прорисовывает в зоне размытия какие-то детали добавляя на снимки «изюминки».
Управлять эффектом невозможно. Раз на раз не приходится. Но иногда выходит прям весьма красиво и необычно.
Что в сухом остатке.
Объектив явно творческой направленности. На мой вкус не портретный. Но вот любителям делать красивые необычные снимки — может очень зайти.
Главное лично опробовать экземпляр при покупке и убедиться в отсутствии брака и люфта на байонете или переходнике.
Вот как-то так.
На этом у меня все — удачных фотографий!
Примеры фото
Эти и много других снимков в полном размере вы можете посомтреть на моем канале на Boosty по этой ссылке
Мне довелось в 1993-м пощупать два таких объектива. Столько их было в магазине. У первого резиновый “чулок” кольца фокусировки был так сильно сморщен, что выправить его не получилось. У второго при наведении на фокус резинка проскальзывала на кольце. Хобот объектива качался, и из-за этого даже в видоискалеле “Алмаза-103” было заметное неравномерное виньетирование. Покрутив в руках оба экземпляра, я отказался от покупки. Насчёт сверхсветосильности f/2.8 при 200 мм. Выпускались объективы 2/200 в доавтофокусную эпоху. А проблему хорошего портретника я решил, купив Nikkor 2.8/180 Ai (пре-ED). Вот у него изумительное качество и картинки, и изготовления.