Объектив ARSAT Н 1.4/50 (МС Гелиос-123Н) обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Нормальный сверх-светосильный объектив для малоформатных зеркальных фотоаппаратов с байонетом Н.
В советские времена под именем Гелиос-123Н планировался как штатный объектив для перспективного фотоаппарата Киев-181. Фото с photohistory.ru.
Рестайлинговый ARSAT Н 1.4/50, в свою очередь, позиционировался в 2000-х как штатный для Киев-19М (см. рекламный буклет в конце статьи)
Информации об этой оптической схеме, о ее создании, о задачах, которые при создании ставились, — нет никакой. У кого есть какие-то сведения, пожалуйста, поделитесь.
В Сети встречается информация о том, что собственно Гелиос-123Н был выпущен в 90-х в количестве всего 30 штук. Невероятно редкий объектив.
Интересен тут вот какой момент:
В СССР с конца 70-х годов существовала оптическая схема с ТТХ 1,4/50. Это была Волна-4. Выпускалась Волна-4 на ЛОМО для семейства аппаратов Алмаз и на Арсенале для камер Киев.
Объективы Волна-4 — также очень редкие. Фото с photohistory.ru.
Тем не менее, хотя это и весьма субъективно, но у меня сложилось впечатление, что объективы Волна-4 — встречаются куда чаще, чем оригинальные Гелиос-123Н.
У меня даже как-то была возможность приобрести такой с байонетом Н. Но не было нужной суммы. Очень уж дорого.
Но все-таки, какие-то объемы выпуска Волна-4 были!
Несмотря на это, в 90-х Арсенал предпочел создать новый Гелиос-123Н, но не развивать Волна-4, выпуск которой уже был +/- налажен.
Видимо, к качеству картинки (или к экономике производства) Волны у предприятия были претензии, устранимые только такими радикальными мерами.
Увы, сейчас это все только домыслы.
Откуда взялось название исходного объектива Гелиос-123, если ли какая-то связь с Гелиос-103 для дальномерных фотоаппаратов Киев — мне также неизвестно, но было бы очень интересно узнать. Трехзначных числовых индексов у советской фототехники немного примеров.
Далее, по имеющейся информации (источник vk.com/wall-91392195_833) объектив с именем ARSAT Н 1.4/50 выпускался в 1994-2000 годах с объемом производства около 1500 штук).
Это уже не микроскопический, но все-таки тоже совсем маленький объем. Киев-19М в основном комплектовались объективами ARSAT Н 2/50, т.е. обычными Гелиос-81Н.
Как писал в одном из предыдущих обзоров, этот объектив попал ко мне одновременно с другой моделью ARSAT Н 2,8/20 (МС Мир-73Н «в девичестве»). Это тоже очень интересная конструкция, сходите по ссылочке, тут некоторые мысли не повторяю.
Сегодня в обзоре экземпляр ARSAT Н 1,4/50 с номером 00118 (вероятно, 2000 год выпуска) в отличном состоянии. Давайте его рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 50 мм
Угол поля зрения: 49°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 7/6
Рабочий отрезок — 46,5 мм
Относительное отверстие: 1:1,4
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,4–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 7
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 0,45 м
Соединения:
объектива с камерой — байонет Н
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): ??/?? линий/мм
Вес — 258 грамм
Занятно, что все надписи выполнены латиницей, но тип байнонета обозначен как «Н». Напомню, изначально это буква «эн» кириллицей от «Никон». Советский байонет Н аналогичен никоновскому F, отсюда и обозначение.
КМЗ постсоветские Зенитары с байонетом под Nikon помечал буквой N. Арсенал предпочел преемственность маркировки и оставил советское обозначение.
Над номером имеется надпись «MADE IN UKRAINE».
Объектив компактный. Он органично и пропорционально смотрится даже на миниатюрных беззеркалках. Визуально ничего не выдает в ARSAT Н 1,4/50 одно из самых высоких значений светосилы среди советских объективов. Размер оправы и передней линзы вполне небольшие.
F1,4 это на целый стоп светлее, чем светосила супер-массовых Гелиос-44 с их f/2.
Однако, среди советской оптики немало вариантов чуть-чуть более «темных», но зато по-прежнему массовых и совсем недорогих.
Например:
Зенитар-М 1,7/50
МС Волна 1,8/50
МС Гелиос-77М-4 1,8/50
Проигрыш в светосиле Гелиос-123Н будет около ½ стопа, что совершенно не принципиально ни с т.з. недостаточного освещения, ни с т.з. размытия заднего фона.
Многослойное просветление бирюзового оттенка.
Крепление выполнено качественно. Люфта с надетым объективом не ощущается ни с китайским переходником ни на DSLR Nikon.
Объектив относится к типу AI (Automatic Indexing – автоматическое считывание). Будучи надетым на старшую цифрозеркалку Nikon он передает значение диафрагмы в аппарат и прикрывает диафрагму до рабочего значения перед спуском затвора.
С переходником на беззеркалке будет ручное управление диафрагмой и замер на рабочем значении. Все это ничуть не мешает съемке.
Кольцо диаграмм ближнее к аппарату. Значения переключаются с четкими щелчками.
Лепестков диафрагмы 7 штук, что довольно нетипично для полтинников. Лепестки темно-серого цвета и хорошо матированы. Правда, формируемое ими отверстие имеет неправильную форму.
Кольцо фокусировки — дальнее. На него надета резиноподобная накладка с удобным рисунком.
Полный ход геликоида — небольшой — около 120 градусов.
На шкалу глубин резкости уместили только 3 значения, самое маленькое из которых f/8. Не очень удобное следствие короткого хода кольца фокусировки.
МДФ объектива 0,45 метра, что вполне типично.
Собран объектив очень хорошо. Все аккуратно, нет никаких люфтов
Мне снимать через ARSAT Н 1,4/50 понравилось.
К качеству картинки нет никаких нареканий. Объектив резкий. На открытой диафрагме присутствует некоторая мягкость (это обще свойство всех объективов), но все равно резкости вполне хватает. На прикрытых диафрагмах объектив очень резкий.
Контраст и детализация на отличном уровне. Цветопередача замечательная.
Размытие ожидаемо очень сильное, рисунок приятный. Насчет закручивания заднего фона. Я на снимках не обнаружил. Мнения в Сети – разнятся.
Невольно возникает вопрос. Могло бы такое качество стать доступы еще при СССР, если бы производство немного поторопилось? Или мы наблюдаем продукт уже четко 2000-х годов со всеми вытекающими технологиями?
Есть информация, что в постсоветский период Арсенал несколько улучшил свои объективы, а именно: повысил качество сборки, улучшил чернение внутренних элементов, повысил эффективность просветления.
Но мне все-таки думается, что основной вклад в качество картинки вносит оптическая схема (в т.ч. сорта стекла в линзах). А оптическая схема осталась исходная. Вряд ли ее сумели за 90-е пересчитать и существенно улучшить. Это значит, что картину мы наблюдаем от исходного Гелиос-123.
Так что жаль, что такой объектив совсем не успел порадовать советских фотолюбителей.
На этом у меня все, удачных фотографий!
Тестовые снимки:
Эти, а также другие фото в полном размере можно увидеть на платформе Boosty по ссылке
Скан рекламного листка (источник lens-club.ru)
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.