Фотоэкспонометр Ленинград-7 обзор и инструкция



P3171759Сегодня мы продолжим рассматривать линейку советских экспонометров Ленинград. Большинство моделей уже имеет персональный обзор на моем сайте. Осталось буквально две.

Вот одну из них, а именно Ленинград-7 мы сегодня и рассмотрим.
Экспонометры серии Ленинград выпускались на Ленинградском заводе «Вибратор». Первые модели экспонометров начали выпускаться еще в 1954 году, и далее модельный ряд совершенствовался, а производство продолжалось, видимо, до самого заката СССР или даже позднее.

К сожалению, информации периодах выпуска конкретных моделей очень мало, можно сказать, ее вообще нет.

Я полагаю, что Ленинград-7 выпускался примерно с середины 80-х, и производство его шло параллельно с экспонометром Ленинград-6.

P3171766Шестая модель относилась однозначно к проф. сегменту. Экспонометр был основан на сернисто-кадмиевом (CdS) фоторезисторе, имел зеркальный видоискатель, требовал для работы батарейку, был достаточно крупным.

Цена на моем экземпляре обозначена в 65 рублей.
Ленинград-7 в этой логике отвечал за бюджетный сегмент (20 рублей — цена на корпусе) и продолжал линейку экспонометров с селеновыми фотоэлементами.

В этой роли седьмая модель пришла на смену Ленинград-4, который, к середине 80-х, действительно выглядел уже не современно.

Кроме нового дизайна Ленинград-7 получил также и немного дополнительного функционала, но тут сложно было сделать что-то совсем уж новое.

Интересно, но седьмой Ленинград встречается относительно нечасто. Нет, редким его нельзя назвать. Но, если сравнивать с тем же Ленинград-4, то седьмой встречается пореже все-таки.

P3171768Причина этого проста, — седьмая модель очень быстро была заменена восьмой. Ленинград-8 очень мало отличается от седьмого. По сути, в нем только сделали более удобные переключатели шкал. В остальном — один-в-один.
Вот эта ситуация видится занятной. Во-первых, Ленинград-7 — единственная модель с нечетным числовым индексом. Все прочие, которые с числами в названии — имеют четные индексы. Во-вторых, то, что улучшили в Ленинград-8 — достаточно очевидно. Об этом можно было бы сразу подумать.

Что-то с Ленинградом-7 пошло не так.

Что у седьмой модели нового против четвертой?

P4161855По сути, кроме дизайна ничего. Нет, отличие есть, конечно. Если вы пользуетесь методом измерения падающего света, то в вашем распоряжении теперь не 2, а 3 шкалы. Скорее всего повысилась точность измерения.

Вопрос только, вы этим методом пользуетесь? Я лично — ни разу.
Для тех, кто применяет только метод измерения отраженного света — не поменялось ничего, кроме дизайна.

Ну, еще экспонометр теперь можно использовать только полностью вынув из чехла. Но это не улучшение.

В чем отличие седьмой модели от восьмой все-таки?

Только в переключателях, меняющих шкалы.

Основной — правый переключатель у Ленинград-7 по умолчанию находится в переднем положении, а для включения первой шкалы, его нужно оттянуть назад, причем в этом положении он не фиксируется. Пружина возвращает его обратно.

У Ленинград-8 правый переключатель по умолчанию находится в заднем положении, а для включения первой шкалы нужно сдвинуть его вперед. При этом, он фиксируется в обоих положениях.

Левый переключать работает одинаково, только у восьмой модели он выполнен в виде плоского движка, а у седьмой — в виде рычажка.

В переднем положении рычажок выступает за габариты экспонометра. Это не есть большая проблема, т.к. при запихивании в чехол рычажок встанет на место, но все-таки могут возникать затруднительные ситуации.

Но, давайте рассмотрим само устройство.



Фотоэкспонометр Ленинград-7

Вес экспонометра 87 грамм (на 10 грамм тяжелее моего 8-го, кстати).

P3171762P3171765
Корпус — черный параллелепипед, но снабженный множеством контрастных элементов калькулятор придает устройству современности и солидности.

P3171761В комплект поставки входит удобный чехол из кожзаменителя и нашейный шнурок. Чехол можно надеть на ремешок фотоаппарата, правда, только на очень узкий.

На переднем торце устройства находится окно светоприемника, под которым скрыт селеновый фотоэлемент.
На левом и правом боковых торцах находятся движки переключения диапазонов освещенности.

P3171755P3171757Шкала освещенности и диски калькулятора помещены на верхний торец. Калькулятор занимает середину, а шкала – заднюю часть верхнего торца.
Подбор экспозиции с помощью Ленинград-7:

Калькулятор в центре экспонометра имеет 2 кольца. Внутреннее и внешне. Оба они вращаются.

Вращать внутреннее кольцо нужно за небольшой выступающий вверх поводок в задней части калькулятора.

Этим вращением нужно добиться, чтобы в специальных окошках в центре диска выставилась чувствительность заряженной в аппарат пленки.

Окошка два под два стандарта чувствительности: DIN — слева, ГОСТ — справа.

При этом, в передней части калькулятора на внутреннем кольце перемещаются цифры, обозначающие диафрагмы.

Далее, переходим, собственно, к измерению света.

Если используется метод падающего света, на окошко светоприемника нужно надеть специальный белый фильтр. Он закреплен на клапане чехла с внутренней стороны. В этом варианте экспонометр нужно направлять от снимаемого объекта в сторону позиции фотографа.

Если применяется метод отраженного света, фильтр не нужен, а устройство направляют от фотографа на объект.

В обоих случаях измерение начинается со шкалы с числами 12-18.

Если стрелка заняла крайнее левое положение и до 12 не дотягивает, нужно сдвинуть правый переключатель на себя. При этом, в окошке со шкалой появятся числа от 5 до 12, а внутри устройства перед фотоэлементом откинется светофильтр.

При методе отраженного света, все, больше нам ничего не предлагается.

Если мы используем метод падающего света, и стрелка до 5 все еще не дотягивает, то в этом случае в запасе есть еще один шанс измерить, таки, уровень света.

Нужно а) снять фильтр с окошка светоприемника и б) сдвинуть вперед левый рычажок.

А окошке со шкалой появятся числа от 1 до 5, а фотоэлемент внутри устройства сдвинется вперед.

По окончании измерения нужно запомнить число, на которое указала стрелка и вращая калькулятор за внешнюю накатку выставить это число перед треугольным индексом в задней части калькулятора.

Свет попадает на селеновый фотоэлемент и стрелка на шкале занимает ту или иную позицию, помеченную цифрой.

После этого в передней части калькулятора выстраиваются экспопары. Нужно выбрать ту, которая лучше подходит для задуманного сюжета и перенести настройки в фотоаппарат.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06

Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. Здравствуйте, Иван! У меня точно такая “семёрка”. Осталась ещё с советских времён. Замерял очень точно экспозицию. Сейчас лежит в шкафу и хлеба не просит. Как Вы относитесь к лайтметрам на сотовых телефонах? Так же точно замеряют свет? Ещё один метод был по определению экспозиции. Это когда экспонометр направляете к небу в дневное время с надетой матовой крышкой. Не пробовали?

    • Иван:

      Добрый вечер. Метод падающего света на практике никогда не использовал. Почему-то замер отраженного считаю и удобнее и точнее. Сейчас на пленку снимаю не так уж много, на самом деле. Использую при отсутствии TTL Свердловск-4. Такой был у меня в детстве. Программы для сотового скачивал для интереса, но не проверял на практике. Не показалось удобным. Да и как-то приятнее экспонометром.

      • Аноним:

        Позвольте не согласиться. Экспонометр по падающему свету дает более точные результаты, нежели по отраженному свету. Измеряя отраженный от объекта свет, экспонометр не знает, сколько на самом деле на объект попадает света (значение падающего света), поэтому его весьма легко ввести в заблуждение. К примеру, снимая снежный пейзаж, возникает ситуация, когда снег обладая хорошей отражающей способностью, может ввести экспонометр в заблуждение. Прибор ошибочно понимает, что сцена ярче, чем есть на самом деле. В результате мы получаем недоэкспонированные снимки.
        Экспозамер по отраженному свету, просто догадывается о количестве света на сцене, так как все предметы имеют совершенно разную способность отражать и поглощать свет. К примеру, снежный пейзаж в сравнении с лесным пейзажем, дают разные результаты измерений. Ведь светоотражающая способность снега в разы больше, чем у деревьев, травы и т.д. Все экспонометры воспринимают отражающую поверхность одинаково, представляя ее нейтрально-серой. Объекты съемки, которые светлее или темнее заданного нейтрально-серого, уже экспонируются не совсем правильно.

        • Аноним:

          Полностью Вас поддерживаю. Замер по падающему свету менее удобен для фотографа, но более точен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *