Фотоэкспонометр Ленинград-8 обзор и инструкция
Свет для фотографии — это всё.
Но света на фотопленку должно попасть ровно столько, чтобы сформировать изображение. Не больше и не меньше. Для фотографа всегда актуален вопрос об уровне освещенности снимаемого объекта.
Человеческий глаз — очень совершенный измерительный прибор, но в данном случае он подводит. Потому, что слишком совершенный.
Расстояние человек может определять на глаз вполне приемлемо для фотографии, а вот освещенность — нет.
Глаза и мозг «автоматически» подстраиваются под уровень освещения и человеку «нормально» в очень широком диапазоне.
Для начинающих фотографов промышленность часто предлагала простые решения для помощи подбора выдержки и диафрагмы.
Например, диафрагма выставляется в зависти от чувствительности заряженной в фотоаппарат пленки, а выдержка — от состояния погоды.
Для характеристики погоды предлагались такие шаблоны, как «Ясно», «Солнце в дымке», «Облачно», и т.д.
Это позволяло, конечно, новичку не вдаваясь в подробности получать приемлемый процент снимков удовлетворительного качества. Но что делать, если съемка идет в помещении? Или на улице солнечно, но объект в тени?
Для более точного измерения света существовали (и сейчас существуют) специальные устройства — фотоэкспонометры. Об одном таком устройстве времен СССР мы сегодня и поговорим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоэкспонометр Ленинград-8
Экспонометры серии Ленинград выпускались на Ленинградском заводе «Вибратор». Да, именно так он и называется до сих пор.
Первые варианты экспонометров были разработаны еще в 1954 году. После этого линейка непрерывно улучшалась, в ней появлялись новые модели.
Объемы выпуска достигали 100 тыс. штук в год. Это немало, учитывая, что Ленинград – не единственная линейка экспонометров, выпускавшаяся в Союзе, а многие фотоаппараты были оборудованы встроенным экспонометром.
Мы сейчас говорим о 8-й модели.
Это, практически, сама старшая модель в линейке. Был еще Ленинград-10, но он считался прибором профессиональным и распространен не был.
Ленингард-8 выпускался в начале-середине 80-х. Более точные данные найти не удалось.
В детстве у меня был как раз Ленинград-8 и я его реально много использовал.
Прибор представляет собой параллелепипед примерно 8 Х 5,3 Х 2,7 см.
Вес экспонометра всего 77 грамм.
В комплект поставки входит удобный чехол из кожзаменителя и нашейный шнурок. Чехол можно надеть на ремешок фотоаппарата, правда, только на очень узкий.На переднем торце устройства расположено окно светоприемника. Измерение производится селеновым фотоэлементом.
На левом и правом боковых торцах находятся движки переключения диапазонов освещенности.
Шкала освещенности и диски калькулятора помещены на верхний торец. Калькулятор занимает середину, а шкала – заднюю часть верхнего торца.
Внешний вид устройства вполне современный даже сегодня.
Как, собственно, работать с экспонометром?
Калькулятор в центре экспонометра имеет 2 кольца. Внутреннее и внешне. Оба они вращаются.
Вращать внутреннее кольцо нужно за 2 небольших поводка, выступающих над поверхностью слева и справа.
Этим вращением нужно добиться, чтобы в специальных окошках в центре диска выставилась чувствительность заряженной в аппарат пленки.
Окошка два под два стандарта чувствительности.
Хотим задать единицы DIN — ориентируемся на левое окно. Предпочитаем ГОСТ — смотрим в правое.
При этом, в передней части калькулятора на внутреннем кольце перемещаются цифры, обозначающие диафрагмы.
Далее, переходим, собственно, к измерению света.
Свет попадает на селеновый фотоэлемент и стрелка на шкале занимает ту или иную позицию, помеченную цифрой.
Для повышения точности устройства и охвата максимального диапазона возможной освещенности, конструкторы старались сделать шкалу как можно шире.
Ну, логика, думаю, понятна, — если шкала широкая, то в ней можно разместить области «очень мало света» и «очень много света» и при этом область с менее экстремальными условиями освещенности будет шириной не со спичку. Так, чтобы разумные изменения освещенности в нормальной зоне были отчетливо видны и могли быть точно перенесены в настройки фотоаппарата.
Но как разместить широкую шкалу на таком маленьком устройстве?
Решение было найдено простое и грамотное.
У экспонометра, на самом деле, 3 шкалы. Управляя полозками, расположенными по бокам устройства, пользователь выбирает одну из них. В окошке шкала реально меняется – появляются другие цифры. Одновременно, меняется чувствительность устройства к свету.
Шкала со знамениями от 1 до 5 работает, если оба полозка сдвинуты вперед.
Если левый полозок сдвинуть назад, фотоэлемент внутри экспонометра переместится глубже в устройство.
Это хорошо видно, если заглянуть в светоприемник спереди. Стенки шахты, в которой перемещается фотоэлемент выполнят роль некой диафрагмы или бленды и отсекут часть света.
Одновременно шкала сменится и появятся деления от 5 до 12.
Далее, если правый полозок тоже сдвинуть назад, то внутри устройства фотоэлемент будет накрыт затемненной дверцей. А на новой шкале будут значения от 12 до 18.
В общем случае, переключаться на шкалу с более крупными цифрами следует, если при текущей шкале стрелка упирается в крайнюю правую позицию.
И, соответственно, шкала с меньшими значениями нужна если на текущей стрелка уперлась в крайнюю левую позицию.
Все это хорошо видно на фото выше.
Ленинград-8 позволяет измерять свет двумя методами:
— по отраженному свету
— по падающему свету.
Для измерения отраженного света, экспонометр направляется на снимаемый объект.
Для измерения падающего света, экспонометр направляется от снимаемого объекта на фотоаппарат.
Лично я всегда использовал только метод отраженного света.
Во-первых, не нужно ходить туда, обратно. Не во всех случаях такая прогулка допускается условиями съемки.
Во-вторых, не факт, что я прав, но все-таки мне кажется, что измерение отраженного света в большинстве случаев дает более точный результат. Мало ли откуда свет падает?! Зато, если отразился, значит точно отразился.
В-третьих, не нужно было возиться с установкой дополнительной молочно-белой насадки. О ней ниже.
При измерении отраженного света можно использовать только 2 шкалы — с делениями 5-12 и 12-18.
При измерении падающего света используются все 3 шкалы. Но нужно всегда помнить, что шкалы 5-12 и 12-18 применяются со специальной молочно-белой насадкой.
Насадка эта крепилась на клапане чехла с внутренней стороны на специальном держателе. При необходимости ее следовало с держателя снять и установить перед светоприемником экспонометра.
Шкала 1-5 используется без насадки.
Итак, метод выбран и шкала подобрана. Стрелка указывает на какое-то число на шкале. Или на позицию между числами.
Это самое число (положение между числами) нужно выбрать в нижней части внешнего кольца калькулятора и выставить напротив треугольного указателя. Эти цифры на кольце калькулятора красного цвета, также как на шкалах со стрелкой.
Вращать внешнее кольцо нужно за боковую ребристую поверхность.
При этом вращении в верхней части внешнего кольца будут перемещаться числа, обозначающие выдержки.
По окончании всех этих операций, в передней части калькулятора на двух кольцах друг напротив друга выстроятся ряды чисел диафрагм и выдержек.
Любая из совпавших пар является корректной экспопарой.
На снимке в экспонометре выставлена чувствительность пленки около 64 единиц ГОСТ. Выбран метод измерения отраженного света (иначе на этой шкале требовалась бы молочно-белая насадка). Подобрана шкала, при которой стрелка не упирается в крайнее положение.
Стрелка указывает на позицию чуть правее девятки. Эта же позиция выставлена в нижней части внешнего кольца.
В передней части калькулятора внешнее и среднее кольцо образуют правильные экспопары.
Так, разумным в данном случае выбором было бы применить выдержку 1/30 при диафрагме f4. Или выдержку 1/60 при диафрагме f2,8.
Лениград-8 позволяет рассчитывать экспозицию и для киносъемки, но этого вопроса мы касаться не будем.
Отношение к устройству:
Как я уже говорил, Ленинград-8 — это устройство прямиком из моего детства.
Правда, у меня была вариация визуально больше похожая на ту, что в инструкции, а не на ту, что на фото. Как-нибудь руки дойдут найти экземпляр идентичный своему. Увы, свой прежний я отдал в дом пионеров.
Экспонометр отличный. Удобный, легкий, надежный. Не нужны батарейки, которые, если кто помнит, во времена СССР садились куда быстрее, чем современные аналоги, а продавались не всегда.
Если в аппарате нет встроенного экспонометра, то без внешнего — как без рук. Да и при встроенном, — показания внешнего часто точнее.
В общем, незаменимое устройство!
А непонятные окружающим таинственные манипуляции с движками и кольцами дают приятное ощущение причастности к чему-то таинственному и сакральному. :о)
Всем удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:




Спасибо, приобрел недавно такой себе. Читал в интернете что фотоэлемент садиться со временем.
Профессиональные фотографы и кинооператоры при измерении отражённого света помещают перед светоприёмником ладонь под наклоном около 45 градусов, что соответствует измерению по среднесерой поверхности. Точность при этом существенно повышается