Фотоаппарат Старт обзор и инструкция




P2133078Старт — камера интересная и неоднозначная. Как, собственно, и весь советский фотопром. Но обо всем по порядку.

На дворе конец 50-х. Начинается золотое время советского фото. Конструкторская мысль в СССР идет в ногу со временем, иногда это самое время даже опережая на немного. КМЗ уже выпустили несколько удачных зеркалок.
Спрос массового любителя более чем удовлетворен отличным Кристаллом. Отчего б не сделать фотоаппарат для профессионалов? А легко!

Новый фотоаппарат предназначался прежде всего для репортеров. В том числе, конечно и для спортивных. Отсюда и название — Старт.

Фотоаппарат задумывался как весьма продвинутый, с отличным набором характеристик и опций. Что в итоге получилось? Сейчас узнаем.

Фотоаппарат Старт

Старт производится на КМЗ в 1958-64 гг. Было выпущено около 77 тыс. экземпляров этого аппарата.

Фотоаппарат получил ряд передовых по тем временам ТТХ. Это была реальная заявка на профессиональную камеру.

В качестве штатного объектива — впервые увидел свет Гелиос-44 2/58. Сейчас эта оптическая схема всем набила оскомину. Но тогда — это был прорыв.

Причем объектив был с прыгающей диафрагмой! 1958 год, на секундочку.

Крепление объектива — байонет Старт ни с чем не совместимый.

P2133111Конструкция байонета представляет собой накидную гайку на корпусе камеры. В процессе фиксации объектив не проворачивается совсем.

При установке он вводится в пазы байонета сразу в рабочем положении. После этого гайка байонета проворачивается и объектив фиксируется.
Рабочий отрезок — 42 мм. Короткий рабочий отрезок дает возможность комфортного использования различных переходников.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1, 2, 4, 8, 15, 60, 125, 250, 500, 1000, В. Отличный набор.

Старт оборудован проводными синхроконтактами под два типа вспышек, а также автоспуском.

Пентапризма у Старта — съемная. В то время это считалось важной опцией и обязательным атрибутом профессиональной фототехники.

Размер поля изображения видоискателя — 22×33 мм или 85% площади кадра. По тем временам — очень и очень достойно.

Увеличение окуляра — 5Х.

Фокусировочные экраны были сменные! Вау! Фотографу предлагался выбор между клиньями Додена и матовым стеклом.

Аппарат вышел увесистым. 700 грамм без объектива. А со штатным Гелиосом — так и вовсе 920.



Элементы управления:

P2133079Первое, что бросается в глаза даже при беглом осмотре Старта — это массивная «пристройка» справа от объектива, похожая на спаренный с танковым орудием пулемет..

Так конструкторы реализовали спусковую кнопку. Да, она расположена спереди, а не сверху, как более типично.
Почему весь этот узел такой крупный? Все дело в том, что штатная оптика Старта оснащена прыгающей диафрагмой с необычным приводом.

Прыгающая диафрагма значит, что фокусировка всегда происходит при полностью открытой диафрагме. А до рабочего значения она закрывается только в момент нажатия на кнопку спуска. Для закрытия диафрагмы не нужны никакие отдельные манипуляции с объективом. Нужно только нажать на кнопку спуска.

Сейчас все это давно стало нормой. Но по тем временам это был прорыв.

Так вот на Старте кнопка спуска, по сути, расположена на объективе. Ну не сама кнопка спуска, а ее удлинитель с клавишей. Этот удлинитель механически связан с объективом и снимается вместе с ним.

При нажатии на клавишу – в первую очередь ее движение передается на механизм, закрывающий диафрагму в объективе и лишь потом, толкатель, обращенный к камере — нажмет, собственно, на кнопку спуска аппарата.

Объективная клавиша вынесена довольно далеко вперед. Давить ее нужно указательным пальцем и для этого приходится ощутимо им тянуться.

Ход кнопки длиннющий. И усилие, требуемое для нажатия — меняется по ходу движения. Все это делало Старт сильно подверженным эффекту «шевеленки».

P2133117Конструкторы предполагали, что оптика с таким хитрым устройством может оказаться не очень распространенной и поэтому предусмотрели использование со Стартом и обычных объективов с резьбой М39. Для этого в комплект к аппарату шел переходник с резьбы М39 на байонет Старт.
P2133115Замечательное решение, особенно учитывая, что никаких иных объективов, кроме штатного к Старту не выпускалось……
P2133113С нештатным объективом на кнопку спуска нужно давить уже на самом аппарате. Эта кнопка небольшая, но тоже немного вынесена вперед от корпуса. Конструкторы не забыли даже снабдить ее резьбой под спусковой тросик. А пользоваться ею, строго говоря, даже удобнее.

Конечно, с объективом М39 пользователь терял прыгающую диафрагму.

Кроме всего описанного, спереди у Старта имеются два гнезда синхроконтактов слева, а также рычаг завода и кнопка старта автоспуска — справа.
P2133084Сзади — только окуляр видоискателя.

Видоискатель у Старта отличный. Картина смотрится просто огромной и очень светлой. Кружок с клиньями Додена — крупный и сами клинья не темнеют практически при недостаточном освещении.
После общения с подобными системами фокусировки у Зенитов — видоискатель Старта вызывает реальный шок. Почему в 58-м это могли делать, а в 90-х — нет?

А вот зеркало у Старта — «залипающее». Жалко. Но не делали тогда других еще. Зеркало опускается только при взведенном затворе. При спущенном затворе зеркало поднято и в видоискателе ничего кроме темноты не видно.

P2133089Снизу —штативное гнездо (по оси объектива) и замки съемной задней крышки. Да, крышка не откидная, а съемная.

Интересно, что конструкция замков такова, что в открытом положении их откидные рукоятки невозможно сложить в парковочное положение. Т.е. фотограф всегда в курсе, что крышка не заперта и непонятностей не произойдет.
P2133085Сверху у Старта имеются:
— головка обратной перемотки с памяткой типа и чувствительности пленки;
— головка резака пленки;
— съемная пентапризма;
— головка выдержек;
— кнопка отключения затвора;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Сразу переходим к резаку. Не знаю, как для кого, а по мне — феерическое устройство.

P2133101Если головку открутить и потянуть наверх, то она вытянет за собой металлический шток около миллиметра толщиной.

А внутри аппарата поперек пленки проедет серпообразный резак. Пленка будет разрезана.
P2133099P2133097
Что это нам дает? А вот что. Допустим, мы зарядили в аппарат новую пленку. Отсняли 5 кадров и срочно хотим делать с них фотокарточки. Мы ведь репортеры. Засняли сенсацию и срочно ее в тираж.

Что делать с оставшейся пленкой? Придется ею пожертвовать, хотя и жалко и выдают ее на работе строго по нормам, между прочим.

Старт предлагал фотографу поступить так:

1. Отснятый «хвост» не открывая камеру отрезать;

2. Намотать его в принимающую кассету;

3. Открыть камеру и забрать материал в проявку;

4. У неиспользованной пленки подрезать конец, заправить его в новую принимающую кассету, закрыть камеру, перемотать засвеченные кадры и снова гнаться за сенсациями.

Все просто и вместо всей пленки мы потеряли всего несколько кадров.

P2133109Для того, чтобы снять пентапризму нужно сдвинуть ее назад. Операция очень простая. Вместо пентапризмы можно поставить шахту. Но шахты у меня нет — показать не могу.
P2133091Вот головка выдержек — вызывает некоторое разочарование. Имеем традиционную историю — выдержки можно менять только при взведенном затворе, а при не взведенном — не только нельзя ничего менять, так еще и не понять какая выдержка, собственно, выставлена.
Если вдуматься, то ничего необычного тут нет. Фотоаппараты, у которых выдержки можно менять независимо от взвода затвора тогда существовали. Но они имели куцый набор выдержек. А Старту дали набор отличный. С этим набором Старт унаследовал и недостаток таких систем установки выдержки.

P2133096Как уже говорилось, чтобы зарядить пленку, нужно снять заднюю стенку. Для этого нужно открыть 2 поворотных замка на нижней панели корпуса.

Отношение к камере.

Для меня, Старт — фотоаппарат контрастов.

Я даже не буду сейчас сетовать на залипающее зеркало и невозможность менять выдержки при невзведенном затворе.

Да, это неудобно, но в те времена это было нормально. И в СССР нормально и на западе.

Аппарат вышел отличный для своего времени! А в чем же контраст?

А в том, что камера получилась ненадежная и часто выходила из строя. Не поручусь за 100% точность, но не исключено, что именно в виде Старта советский фотолюбитель впервые получил аппарат как-бы высокого уровня, но с низкой надежностью.

Увы, этот тренд низкой надежности мало-мальски сложной техники, едва сформировавшись — так и стал мэйнстримом. Сколько не пытались его сломать — так и не удалось.

Низкая надежность несовместима с понятием профессиональной фотоаппаратуры и поэтому в Союзе ни разу не удалось выпустить профессиональную камеру. Не от нехватки передовых идей, а от неспособности довести эти идеи до ума…….

Со Стартом пользователи впервые получили камеру, для которой невозможно достать сменную оптику. Не сложно (легко в Союзе не доставалось ничего), а именно невозможно. Ведь к Старту не выпускали ничего, кроме штатного объектива. Счастье еще, что были переходники.

Потратить немалые средства на разработку байонета и не продать ничего населению — это по нашему………..

Вот такие контрасты. Камера сам по себе отличная, а в рамках системы — первый и, увы, не последний провал.

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.




Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

0001020304050607080910111213141516

Читайте также:

комментариев 7

  1. goodbyelicence:

    Возьму на себя смелость поспорить относительно причин того, что аппарат “не взлетел”, хотя камера чудесная (ИМХО) и должна была породить целое большое семейство (на что указывает байонет). По моим субъективным ощущениям, с надежностью у него было все в порядке. Мой “Старт” работает как часики, хотя сильно старше меня. А я еще (полу)живого Брежнева видал на трибуне мавзолея. Знаю лично и заочно несколько людей, которые сейчас снимают “Стартом”, все отзываются о нем как о исключительно надежной машине. А вот сколько он стоил в рознице? Я данных не нашел, но подозреваю, что несколько средних месячных зарплат. Фототехника была очень дорогой, если это не “Смена”. Массового спроса он иметь не мог, люди были очень небогаты. Чем не причина? Камеру выпускают, а сбыта нет, в магазинах затоваривается. Вот и сняли с производства.

    • 10111:

      “Старт” стоил 130 рублей. В общем-то как и дальномерный “Киев” в то время.
      А не взлетел он банально по причине того что это была камера в себе. Без оптики, без аксессуаров, полностью устаревшая уже к началу производства.

  2. 10111:

    Ну и вдобавок. Надежность у Старта нормальная. Единственная проблема в наше время – дырявые шторки, закисшая смазка. И довольно дубовое исполнение.
    Но кроме видоискателя и Гелиоса в аппарате нет ничего интересного. Прыгалка и резак для пленки взяты у Экзакты. Конструкция фокусировочного экрана и спуск зеркала – у Практины. Привод зеркала – у Контакса (а прототип Старта, который успел попасть в литературу, содержит еще и подобную Контаксу систему переключения выдержек с окошком). Даже замки на крышке – и те по образцу Лейки. Все это наскоро слеплено в кучу и подано как подобие камеры высокого класса (профессиональных камер в СССР не существовало). Причем уже в 1958 году были и возвратные зеркала, и нормальные толкатели диафрагмы, и адекватные байонеты. А для начала 60х после появления Никона Ф этот фотоаппарат стал просто предметом старины. Впрочем, судя по мнениям людей с КМЗ, они тогда смотрели только в сторону угасающего фотопрома Европы.
    В итоге начиная со Старта товарищи красногорцы увлеклись головокружительной игрой в байонеты и космические конструкции, начисто забыв о чаяниях фотолюбителя и профессионального фотографа.

    • Iglex:

      С великой грустью вынужден с вами согласиться.
      Добавлю от себя, что, по моему мнению, разработчикам Старта достаточно было не допустить четырёх ошибок, чтобы эта камера выглядела интересно и достойно даже имея в виду существование Никона F (потому что стоила бы дешевле), прожила бы более долгую жизнь и имела перспективу развития.
      Самое страшное – это присоединение объектива. КМЗ уже совершил фатальную ошибку, поставив на Зенит резьбу М39х1 – решение, не мотивированное ничем, кроме треклятой унификации. Один раз недодумали о перспективах, сделали маленькую дырку. Проходит несколько лет, делают высококлассную камеру – придумывают для неё байонет. И делают его таким маленьким, что через переходник в него, кроме объективов М39, не влезет НИЧЕГО. Да, они не знали, что крепление М42 скоро станет самым распространённым, но почему «никонианцы», когда делали фактически с нуля новую зеркалку с новым креплением, додумались заложить в конструкцию максимально большую дырку? Почему об этом подумали на фирме Зунов, когда решали аналогичную задачу? А ведь будь на Старте байонет хотя бы миллиметров на 5 шире – и могли сделать переходник на М42, и уже был бы другой разговор – пусть уже разговор не о проф. камере, ладно, но, по-моему, это и называется заботой о потребителе…
      Второе – продолжение первого. А почему, собственно, байонет? А потому, что ну уж очень хотелось сделать мигающую диафрагму как на Экзакте. И если трудно было угадать, куда подует ветер с присоединениями, то сообразить, что экзактовская кнопка на объективе уже тогда – решение устаревшее, я думаю, было можно. (И ведь у Экзакты эта кнопочка маленькая, намного ближе к камере, а тут такой удлинитель забабахали, блин.) Так этот байонет сделали единственно для обеспечения соосности кнопок объектива и камеры. То, что байонет якобы позволяет быстрее сменить объектив – это свойство вторично, и не для каждой конструкции байонета оно работает. Так вот, уверен, если бы не эти кнопки – на Старт поставили бы резьбу, и поставили бы опять проклятую М39!
      Третье. Контакс – прекрасная камера, полная технических новшеств и оригинальных решений. Была до войны. Экзактовский ножик – реально ух идея. Была, когда с плёнкой была напряжёнка. Всё это вместе – зарядка двумя кассетами и ножик – в конце 50-х, когда производство плёнки наладилось, профессионалу было уже не нужно, будем честны. А следовательно, не съёмную с основанием заднюю крышку надо было делать на Старте, а такую, как на сделанном на КМЗ тогда же Зорком-6 – откидную. Потом бы сообразили и скрытый замок, и съёмную крышку – корпус уже был бы такой, как надо. Унификация с Зорким-4? Опять ваша унификация… (Кстати, не проверял, подходят ли задние стенки Зоркого-4 на Старт и обратно.)
      Ну и последнее замечание – уже технологически гораздо серьёзнее. Головка выдержек.
      Понятно, что выдать на раз-два невращающуюся головку – это очень трудно. На Зенитах основной линии сподобились только к 77 году. Но задолго до этого сделали же на Зените-7? Но были же зарубежные решения? Было с чем работать?
      Ладно, не можем. Но ещё в 49 году пытались на прототипе Зоркого-2 сделать установку выдержек до и после взвода. Потмо на Зорком-2 сделали. Замедлитель от Зоркого-4 не позволяет? Опять унификация…
      Ладно, ставим только после взвода. Ну сделайте головку покрупнее хотя бы! Одну новую деталь!
      Унификация…

      • Iglex:

        И отдельная тема.
        Откуда взялось и пошло по интернету гулять утверждение, что Старты были ненадёжны?
        У меня есть свой собственный ответ на этот вопрос, но я вначале хотел бы услышать ответ от тех, кто это утверждение тиражирует, в частности, например, от автора данного сайта. А ведь эта ерунда и в педивикии присутствует.
        Старт в части тех его узлов, применительно к которым обычно говорят о надёжности, является компиляцией Зоркого-4 и Зенита-3; то, что в нём своего (съёмная призма, к примеру), обычно не “отказывает”. Что Зоркий-4, что Зенит-3 – вполне надёжные камеры.
        Количество известных мне работающих (хорошо работающих) на сегодняшний день Стартов адекватно масштабам их выпуска.

  3. Денис:

    Здравствуйте. Подскажите, рычаг взвода затвора он разный у Старта? Встречал два вида- как у вас на фото и другой, без пластинки на конце( по моему в инструкции такой нарисован). Отличаются они чем нибудь?

    • 10111:

      Рычагов взвода у Старта было 3. Первый высокий, со стеклянным окном счетчика кадров. Второй более обычный, уже без окошка и меньше в высоту. Третий – с плоским штампованным курком.
      Первые два рычага имели рабочее и походное положение. Более короткий ход.
      Третий не имел положений, ход длинее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.