Фотоаппарат Смена-SL обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
В 1963-64 года на зарубежный фото-рынок вышли сразу две конкурирующие системы упрощенной зарядки пленки в фотоаппарат.
Так называемые «тип-126» от Кодак и «Рапид» от AGFA.
На тот момент функционал упрощенной зарядки считался перспективным направлением у производителей фотоаппаратов и пользовался вниманием у покупателей.
Более подробно несколько таких систем (Тип-126, Рапид, APS) описаны у меня в статье о фотоаппарате Зоркий-12. Материал интересный, рекомендую ознакомиться.
В те годы Советский Союз был достаточно сильным игроком на международном фото-рынке. Объемы экспорта фотоаппаратуры были велики и спрос на отечественную продукцию у иностранных покупателей имелся.
Конечно, отрасль не могла не отреагировать на современные тенденции и потому сразу три отечественных предприятия получили задание разработать фотоаппарат под систему Рапид.
На КМЗ создали Зоркий-12.
ММЗ подготовил, но не выпускал серийно аппарат Силуэт Рапид-Авто. Фото с fotocataloque.ru
ЛОМО предложило свой аппарат — Смена-Рапид. Фото с sovietcams.com.
Смена-Рапид, как чисто механический аппарат, была наиболее простым аппаратом из перечисленных.
Зоркий-12 мы недавно рассматривали.
Силуэт Рапид-Авто представляет собой очень интересную разработку.
Это был полу-кадровый аппарат с автоматическим управлением экспозицией (селеновый фотоэлемент вокруг объектива) и пружинным приводом протяжки кадра и взвода затвора.
Оба фото с fotocataloque.ru
Занятно то, что аппарат имел две спусковые кнопки. При нажатии на первую отрабатывался автоматический режим управления экспозицией, на вторую — полуавтомат с приоритетом диафрагмы.
Управление диафрагмой располагалось на задней стороне аппарата.
Выпускались только прототипы Силуэт Рапид-Авто и встречаются они крайне редко.
Был также вариант полностью механического аппарата Силуэт Рапид. От тоже не вышел за пределы прототипа. Фото с fotocataloque.ru.
У отечественного потребителя система Рапид особого ажиотажа не вызывала. Все-таки недостатков у концепции хватает, а преимущества достаточно условны.
Под Рапид делались аппараты скорее имиджевые, чем функциональные, а этот подход советскому очень практичному потребителю — все-таки чужд.
Пленка в кассетах Рапид продавалась у нас редко.
В общем, выпускавшиеся серийно Зоркий-12 и Смена-Рапид, были ориентированы, в основном, на экспорт.
В 1969 году ЛОМО получило заказ за партию Смена-Рапид для экспорта в ФРГ. Заказчик требовал, что в названии указывалась аббревиатура SL. Система Schnell Lade (быстрая зарядка) была немецким аналогом Рапид.
О совместимости и должно было говорить название аппарата. Так появилась Смена-SL, — герой этого обзора.
Кроме названия Смена-SL отличается от Смена-Рапид наличием колодки для вспышек и синхроконтактом. Возможно, наличие колодки также было требованием заказчика. В остальном аппараты идентичны с т.з. конструкции.
Первые выпуски Смена-SL имели название латиницей (Smena-SL), выдавленное на передней части корпуса, заводские номера без индикации года выпуска и значение чувствительности на объективе в единицах DIN. Такой вариант в обзоре, о нем ниже.
С 1970 года первые две цифры номера стали означать год выпуска.
С 1972 года название аппарата стало наноситься черной краской и латиницей и кириллицей. Фото с sovietcams.com.
В качестве совершенствования линейки Рапид на ЛОМО создали аппараты Сигнал-Рапид и Сигнал-SL соответственно.
Обе обладали автоматическим управлением экспозицией на фоторезисторе с приоритетом диафрагмы. Кроме того, на кольце диафрагм имелось положение В, при котором автоматика отключалась и затвор отрабатывал ручную выдержку при максимально открытой диафрагме. Аппараты требовали батареек, при отсутствии питания отрабатывалась выдержка 1/30 и ручная диафрагма.
Фото с fotocataloque.ru.
Сигнал-Рапид и Сигнал-SL серийно не выпускались и встречаются крайне редко.
С историей все, и сегодня мы рассматриваем аппарат Смена-SL. Экземпляр ранний, в отличном состоянии и имеет номер 14392.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Смена-SL
Смена-SL выпускалась на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) с 1970 по 1977 год. Нумерация аппаратов была общая со Смена-Рапид и потому объем выпуска именно -SL неизвестен. Обеих моделей вместе выпустили около 600 ты штук.
Штатный объектив — несъемный триплет Т-43 4/40. Три линзы в трех группах.
Предел диафрагмирования f16.
Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и В.
Смена-SL рассчитана на кассеты Рапид. Размер кадра 24×36. К слову, и Зоркий-12 и не случавшийся Силуэт Рапид-Авто — это полу-кадровые аппараты.
Кадров на пленку умещается 12 штук. Обратная перемотка в системе Рапид не предусмотрена.
Автоспуска нет.
Модель Смена-SL оборудована колодкой для вспышек и проводным синхроконтактом.
Вес моего экземпляра 390 грамм.
Элементы управления:
На первый взгляд, Смена-SL визуально похожа на Смену-Символ, которая появилась в эти же годы чуть позже. Но это только если не сравнивать рядом. Аппараты совершенно разные.
Выглядит Смена-SL приятно, презентабельно. Еще, она очень компактная. В этом еще одно не очевидное на первый взгляд преимущество Рапид. Аппараты, рассчитанные на эти кассеты, получаются более компактными.
Смена-SL немного компактнее даже, чем Смена-8М.
Спереди, справа от объектива находится массивная клавиша спуска. Ход клавиши мягкий и очень длинный.
Мне традиционно не нравится такая реализация спуска, но в данном случае аппарат низкий и курок не так высоко. Не нужно перехватывать корпус между взводом и спуском.
Переднее окно видоискателя смещено максимально влево и имеет зеркальное покрытие.
Сзади находятся:
— окуляр видоискателя;
— лапка курка взвода затвора и протяжки кадра;
— круглая памятка типа и чувствительности заряженной в аппарат пленки.
Видоискатель у Смена-SL отличный. Картинка большая и светлая. Кадрирующие рамки в наличии.
Курок взводится достаточно легко и с комфортным разворотом. Конструкция его немного необычна.
Снизу аппарата только штативное гнездо. В это гнездо ввинчивается заглушка с ремешком на руку. Неудобная реализация, т.к. аппарат с ремешком не может стоять ровно.
Замок задней крышки расположен на левом торце. Там же гнездо синхроконтакта. Крышка откидывается на петлях.
На верхней панели Смены-SL краса и гордость этого аппарата — огромная «интерактивная» панель с символами погоды. Интерактивная в том смысле, что рядом с символами есть окошечки и если данный символ выбран, то в окошечке появляется штрихованный маркер.
Маркер перескакивает между окошками при вращении широкого ребристого кольца вокруг основания объектива.
Не космос, конечно, но для советского аппарата 70-х — выглядит свежо и оригинально.
Хотя, с т.з. функциональности это решение ничем не отличается от управления выдержкой у всех прочих Смен.
Также сверху находится окошко счетчика кадров.
Объектив у Смена-SL тот же, что на Смена-8М. Диафрагмы меняются узеньким кольцом на переднем срезе объектива. Шкала диафрагм продублирована шкалой чувствительностей пленки. Чувствительность у данного экземпляра только в единицах DIN.
Про выдержки, уже говорил — они переключаются кольцом. Сами значения выдержек указаны в нижней части объектива, на верхнюю панель вынесены только символы погоды.
Хотя, мне кажется, было бы полезно поместить сверху и выдержки тоже. Места предостаточно. Видимо решили не портить дизайн непонятными циферками.
У Смены-SL реализован традиционный для ЛОМО подход, при котором неопытный пользователь может вместо диафрагмы выставить значение чувствительности, а выдержку выбрать по символу погоды.
На шкале выдержек, кстати, есть вариант В, который в символах никак не обозначен. Маркер просто полностью пропадает.
В вехней части объектива шкала дистанций пазмечеа только символами. Числоая шкала тоже имеется, причем в метрах и футах, но она тоже в нижней части объектива! Вот это уж точно странное решение. Видимо, аппарат на западный рынок позиционировался, скорее как детский.
Еще обращу внимание на футляр аппарата. Конструкция футляра довольно необычна. Смена-SL вкладывается в чехол боком. Чехол имеет вырез для заглушки с ремешком. Клапан фиксируется не кнопкой, как обычно, а замком, ну, назовем его «портфельным», что ли. Не знаю, как он называется точно.
Отношение к камере:
Система Рапид, мне, как всякому практичному советскому фотолюбителю, видится бесполезной.
Уж с чем, а с зарядкой проблем не было никогда. Наоборот, зарядка новой пленки для меня это всегда своего рода ритуал. Предвкушение новых снимков.
С этой т.з. Смена-SL никаких положительных эмоций не вызывает. А 12 кадров — это очень мало и неудобно.
Что касается окошек на верхней панели, то выглядят они привлекательно. Аппарат обращает на себя внимание, чего и добивались. И за это Смене-SL — зачет.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция пока не найдена
На удивление очень приятный аппарат. Ощущение не дорогой, но качественной вещи. Значительно лучше Смены-8М и Смены-Символ. Видоискатель – отличный. Ничего не болтается и не скрипит. На моем экземпляре шкала расстояний в метрах и футах ! Приобрел из Германии в полной комплектации ( коробка, футляр, док-ты). Спасибо за обзор !