Фотоаппарат Киев-4М обзор и инструкция



P1162601В обзорах, посвященных линейкам дальномерных камер ФЭД и Зоркий, я упоминал, что оба советских фотогиганта начинали с копирования немецкой камеры Leica II.

А что-же Киевский Арсенал?
Арсенал точно также начал с копирования немецких технологий. Но опирались они не Leica II как Красногорцы и Харьковчане, а другую камеру — Contax-2.

В самом конце 40-х годов производственные мощности завода Carl Zeiss (Jena), документация и готовые комплектующие Contax были перевезены в счет репарации в СССР. На этой базе было развернуто производство дальномерных фотокамер на Киевском Арсенале.

Несколько лет камеры собирались прямо из немецких комплектующих!

Так было выпущено несколько тысяч изделий.

А с 1949 года Арсенал начал производить все комплектующие самостоятельно. При этом немецкие специалисты консультировали Арсенальцев и помогали отладить производство.

Камеры, выпускаемые Арсеналом, получили название Киев.

Нужно отметить, что Киевляне выбрали для своего прототипа очень интересную камеру. Я бы даже сказал, что в 50-х, да и в 60-х дальномерные Киевы смотрелись более «продвинутыми» чем их «конкуренты» Зоркие и ФЭДы.

К сожалению, начав с очень высокого старта, Арсенал не спешил свою камеру улучшать. В итоге, Киев-2, -3, -4 — все очень похожи друг на друга. И финальная версия Киев-4М, родом из 80-х, на поверку, имеет совсем немного отличий от своего прототипа из 30-х годов.

В общем-то, логика конструкторов понятна. Зачем чинить то, что и так отлично работает? Я не буду с этим спорить.

Но с другой стороны, для 80-х дизайн дальномеров Киев смотрелся уже весьма винтажно. То в технических решениях, что в 60-е годы выглядело все еще свежо и брутально, — к 80-м откровенно устарело.

Но вот чего у Арсенальцев не отнять, так это умения сначала сделать камеру не такую как у всех, а топом не забросить систему, а развить ее, выпустить целую линейку камер, да еще и снабдить эти камеры отменным парком оптики.

На протяжении всей истории советской фото-индустрии — далеко не единожды Арсенал демонстрировал такое умение отстаивать свои системы. И мы не раз увидим это на страницах моего ресурса.

Что принципиально необычного в камерах Киев?

Дело в том, что на камерах Киев применяется тип крепления, отличный от того, что был у всех прочих советских дальномеров со сменной оптикой. Если ФЭДы, Зоркие, Ленинграды имели для оптики резьбу М39, то Киевы — байонет Contax-Киев.

Несмотря на то, что оптика с байонетом Contax-Киев не подходила к прочим советским дальномерам, тем не менее, для системы Киев выпускался ассортимент объективов не хуже, а в чем-то и разнообразнее, чем для резьбы М39.

Давайте вспомним, сколько отличных разработок КМЗ не получили ни одного объектива, кроме штатного?

Эволюция основной линейки фотоаппаратов Киев не очень сложная, но немного запутанная.

Киев-2(1947-1955) был точной копией Contax-2. Не имел экспонометра и синхроконтакта.

Киев-2А (1956-1958) — получил проводной синхроконтакт.

Киев-3 (1952-1955) — имел встроенный экспонометр и не имел синхроконтакта.

Киев-3А (1956-1958) — получил проводной синхроконтакт.

Таким образом, до сих пор отсутствие/наличие экспонометра обозначалось цифрой «2»/«3» в названии. А наличие синхроконтакта — добавлением литеры «А».

Далее, камеру несколько модернизировали и появился Киев-4. Синхроконтакт был у всех вариантов Киев-4. Но литера «А» у некоторых моделей в названии присутствовала.

Правда, указывала она теперь на отсутствие экспонометра.

Киев-4 (1957-1979) — экспонометр имел.

Киев-4А (1958-1980) — нет.

Далее была еще одна, скорее, косметическая модернизация и к названию камеры добавили литеру «М». Литера «А» по прежнему указывала на отсутствие экспонометра.

Киев-4М (1976-1985) — экспонометр имел

Киев-4АМ (1980-1985) — нет.

Из этой линейки классических Киевов, я поместил в коллекцию только финальную модель Киев-4М как наиболее технически совершенную.

Хотя нужно отметить, что есть упоминания о снижении качества продукции Арсенала новых моделях.

Также оговорюсь, что Арсенал предпринимал еще одну попытку модернизации своих узкоформатных фотоаппаратов. Так появился Киев-5.

Киев-5 визуально сильно отличается от перечисленных выше камер. Я буду считать его находящимся вне линейки моделей 2-4, хотя, строго говоря, это и не на 100% обосновано.

По Киеву-5 у меня будет отдельный обзор — там и поговорим и нем.

Пока остановимся на модели Киев-4М.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!




Киев-4М

Киев-4М выпускался на киевском заводе Арсенал с 1976 по 1985 годы.

Штатный объектив Гелиос-103 1,8/53.

Объектив обладает очень неплохой светосилой и нужно отметить, что в варианте с резьбой М39 этот объектив не выпускался.

И штатник со светосилой более 2 — это, между прочим, круто. Немного таких примеров было в СССР.

Тип крепления — байонет Contax-Киев наружный и внутренний.

Более подробно этот чрезвычайно интересный байонет рассмотрен у меня в отдельной статье.

Идем дальше.

Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.

Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).

Этот затвор не похож на те, что мы рассматривали ранее у системных дальномеров.

Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и B.

Это очень большой ассортимент выдержек. Камеры Киев получили его с самых первых моделей. Это делает честь системе.

Камера снабжена автоспуском и «горячим башмаком».

Представленная в обзоре модель Киев-4АМ имеет также и встроенный несопряженный селеновый экспонометр.

Корпус Киева металлический. Оклеен традиционным текстурированным черным кожзаменителем.

Модели с экспонометром имеют узнаваемую надстройку сверху.

Вес моего экземпляра без объектива — 636 грамм.

Элементы управления

P1162606Спереди, помимо объектива и размещенных на оправе байонета шкал расстояний и глубины резкости, расположены слева направо:
— окошко видоискателя;
— гнездо проводного синхроконтакта;
— панель селенового фотоэкспонометра, закрытая подъемной крышкой;
— большой прямоугольный глазок дальномера
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.
База дальномера 90 мм. Очень большая база. Дальномер Киева имеет самую большую базу из всех советских фотокамер.

Правда тут есть и отрицательный момент. Окошко дальномера смещено так далеко вправо, что его постоянно перекрывает средний палец правой руки.

А уж если мы решили воспользоваться для фокусировки специальным колесиком, то средний палец просто ну никак не уместить, чтобы он при этом не мешал дальномеру.

P1162624Панель экспонометра закрывается крышкой. Простое и замечательное решение. Ведь то, что селеновые фотоэлементы выгорают на свету — известно было всегда.

В инструкции прямо рекомендовано открывать крышку только на период расчета экспозиции, после чего закрывать.
Я полагаю, что поднятая крышка, кроме того, выполняет функцию козырька-бленды, отсекая от экспонометра свет с неба. Так достигается более точный замер освещенности именно расположенного впереди объекта.

Интересно, почему, такие крышки не применялись, например, на Зенитах?

Ясно, что экономили, но в масштабах всего аппарата такая простая деталька не должна была серьезно удорожать общую стоимость.


Кнопка старта автоспуска скрыта под рычагом его взвода. Практической отдачи в этом нет, но выглядит весьма приятно. Видна продуманность в мелочах.

P1162608Сзади — только глазок видоискателя.

Сам видоискатель — я бы назвал средним. Он дает не очень крупную и затемненную картинку.

А вот область дальномера в центре — отличная. Большая, прямоугольная, светлая.

В сочетании с широченной базой — использовать дальномер Киева-4М — одно удовольствие.
P1162614Снизу камеры расположены два поворотных замка, запирающие съемную заднюю стенку и штативное гнездо.

Штативное гнездо располагается на оси объектива, что также подчеркивает продуманность камеры.
P1162612Верхняя панель имеет сложную форму из-за расположенной по центру надстройки экспонометра.

Слева направо на ней расположены:
— несопряженный калькулятор экспозиции, в центре которого помещена головка обратной перемотки с рулеткой;
— скоба для вспышек с «горячим» синхроконтактом;
— стрелочный индикатор экспонометра;
— фокусировочное колесико и расположенная за ним нажимная пластина, разблокирующая стопор внутреннего байонета;
— дугообразное окошко счетчика кадров;
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора; совмещенная с головкой выдержек и расположенной в центре кнопкой спуска.

P1162615Расчет экспозиции на Киеве-4М выглядит так:

1. На верхней части внутреннего кольца калькулятора выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.
P11626202. Вращаем внешнее ребристое кольцо калькулятора так, чтобы в окошке экспонометра стрелка совместилась с ромбообразным индексом.

3. После совмещения стрелки с индексом, любая из расположенных напротив друг друга пара диафрагмы (в нижней части внутреннего кольца) и выдержки (на внешнем кольце) — являются корректной экспопарой.
4. Если света мало и стрелка не дотянулась до ромба, то можно попытаться совместить ее с индексами «2» или «4» на той же шкале. В этом случае, значение выдержки, вычисленное на калькуляторе нужно умножить на 2 или на 4 соответственно.

Я нигде ранее не встречал возможности так точно оценивать экспозицию при недостаточной освещенности. Однозначно — зачет Киеву-4М.

P1162623Колесико фокусировки — интересный элемент, присущий дальномерным Киевам.

У этих аппаратов фокусировку можно осуществлять вращая объектив во внутреннем байонете или можно крутить специальное небольшое колесико в верхней части корпуса указательным пальцем.
За колесиком расположена пластинка при нажатии на которую разблокируется внутренний байонет, если он запаркован в положении бесконечности.

Более подробно работа байонета Contax-Киев описана в отдельной статье. Тут углубляться в этот вопрос не буду.

Все сделано так, что вращение колесика и нажатие на пластинку происходит одновременно.

Очень забавная функция, но на мой вкус — бесполезная.

P1162621Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная.

Правда, для 80-х отсутствие курка было все-таки уже очень не солидно. Тем более для камеры с замахом на профессиональное использование.

Чрезмерно долго Арсенальцы почивали на лаврах удачной камеры не внося в нее никаких существенных изменений.
Интересно, что эта же головка меняет выдержки. Для изменения выдержки головку нужно приподнять и повернуть до нужного значения.

На Арсенале вообще любили располагать управление выдержками в самых разнообразных местах. Дальше мы неоднократно в этом убедимся.

Относительно того, можно ли менять выдержки при невзведенном затворе — не все ясно. В инструкции написано что, рекомендуется менять выдержки при взведенном затворе.

И как следует понимать эту фразу? Это — не прямой запрет, что указан для ФЭД-ов и Зорких. Но и не разрешение. Почему не рекомендуется и чем мы рискуем, если не следуем рекомендациям — не указано.


Может, вы знаете? Пишите в комментариях.

Если бы у меня в 80-е был Киев, я бы, конечно, воспринимал эту туманную рекомендацию как запрет.

Но зная количество техники, вышедшей из строя при несоблюдении пользователями очередности изменения выдержки — я считаю, что если Киев в отличии от ФЭДа будет выходить из строя не каждый раз, а только один раз через десяток — в зависимости от конкретных выдержек или от стечения иных обстоятельств — это уже повод для уважения.

Кнопка спуска расположена близковато к правому караю. Но по другому в данном случае никак. Зато кнопку ничего не загораживает и у нее удобный короткий ход. В итоге пользоваться ею вполне комфортно.

P1162630Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.

Отношение к камере.

Киев-4М — фотоаппарат замечательный. Технических необычных решений в него напихано столько, что вызывает восхищение.

Конечно, это относится ко всей линейке дальномерных Киевов, отличий между которыми немного, а не к именно модели -4М.

На его борту отличный комплект параметров.

Работа со сменной оптикой — это вообще песня (ну или пляски с бубнами, как посмотреть….)

Аппарат обладает узнаваемым стилем и выраженной харизмой.

Однако, харизма эта — это харизма винтажной вещи. Подчеркнутая винтажность делает Киев милым и привлекательным — сейчас в 21-м веке.

В 80-х и тем более в начале 90-х — как общий дизайн, так и многие решения — выглядели уже устаревшими. А хотелось пользователям, конечно, чего-то модернового.

В плане дизайна у меня большой вопрос к стилю начертания названия камеры над объективом.

Ну что это за вязь? Ну старомодно же!

В общем, последним моделям Киева не помешал бы основательный рестайлинг.

К слову сказать, модели с литерами М в названии, а далее и Киев-5 — и были, попыткой осовременить фотоаппарат.

Попытка, отчасти, удачная. Отчасти.

Обилие черных пластиковых вставок, черный Гелиос-103, рулетка для обратной перемотки, центральный синхроконтакт — все это серьезно освежает дизайн Киева-4М.

Но только освежает, не более того. Общая старомодность остаются.

Ну а если без сантиментов, то Киев-4М в свое время был, конечно, очень крутым аппаратом и делал его владельца весьма авторитетным товарищем не взирая ни на что :о)

На этом у меня все, удачи!

PS Еще предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10

Вам может также понравиться...

комментариев 10

  1. Геннадий:

    Категорически не согласен с утверждением “Окошко дальномера смещено так далеко вправо, что его постоянно перекрывает средний палец правой руки”. Для того, кто умеет пользоваться камерой, все очень даже удобно. Указательный палец расположился на спусковой кнопке, средний вращает колесико фокусировки, ничего при этом не закрывая. Есть резкость – указательный уже готов нажать на кнопку. Что здесь неудобно?

    • Андрей:

      “Указательный палец расположился на спусковой кнопке, средний вращает колесико фокусировки” Правая коленка придерживает камеру, левая нога выставляет диафрагму)))) Не пробовали фокусироваться по-человечески, вращая объектив? Фокусировка происходит в разы быстрее, чем при накручивании крохотного фокусировочного диска, да и камеру при этом можно удерживать одной правой рукой, в отличие от предложенного Вами способа, когда довольно тяжелую камеру уж точно не удержать безымянным пальцем и мизинцем. И вот при человеческом способе фокусировки средний палец как раз частенько перекрывает окошко дальномера, пока не привыкнешь пользоваться камерой. Думаю, как раз поэтому вокруг окошка дальномера расположили накладку с выступом, под который, после выработки некоторой сноровки, как раз, удобно ложится средний палец. А вообще, конечно, камера (если удастся найти качественный экземпляр в хорошем состоянии), способна доставить удовольствие процессом съемки и безотказностью (как бы ни пытались сегодняшние “Араксовцы” списать криворукость работников киевского завода на советское руководство))))

      • 10111:

        Чтобы ничего не мешало и не загораживало нужно пользоваться камерой согласно инструкции. А в ней показано как нужно держать камеру. Для этого хвата сделаны все органы управления.

  2. Святослав:

    На 4М во многих узлах, где до того был металл, появился пластик, который долго не жил. Замена приёмной кассеты на встроенную катушку для меня однозначный минус. Рулетка обратной перемотки – ну ок, но это хреновая компенсация приёмной кассеты, которую можно было вынуть не перематывая. Из полезного только горячий башмак. Новый (хороший!) объектив не такой уж и плюс для системной камеры. Этот же объектив отлично жил и на первых Киевах, равно как и на Контаксах.
    За головку выдержек. Взвод на Киеве очень лёгкий, поэтому если при невзведённом затворе менять выдержку по ходу взвода, то может начаться взвод затвора, и в какую уже выдержку вы попадёте, опустив головку, вы поймёте только после окончания взвода. Поэтому рекомендуется менять выдержку на взведённом затворе.
    И-да: категорически согласен с предыдущим оратором ))

  3. Николай:

    пожалуй тоже соглашусь с предыдущими ораторами))
    камера, не смотря на кажущуюся угловатость и увесистость, удобно лежит в руках. вообще (на мой взгляд) камера была изначально продумана и самодостаточна, дальнейшие дороботки режут глаз и выглядят как-то нелепо. примерно как наклейка от жвачки будет выглядет на мебели позапрошлого века) инженеры Цейсс постарались на славу, сложно представить какими прорывными были Контаксы на момент выхода:)
    проблемами камеры считаю при всей самодостаточности высокую сложность, думаю внесение изменений с целью модернизации повлекло бы серьезные изменения конструкции вцелом. при этом можем вспомнить как оперативно модифицировались в мастерской Лейка II путем добавления замедлителя, а первые модели Зорких без проблем мутировали в Зениты).
    другая проблема – падение качества производства со временем. автор описывает модель на примере своей камеры, не описывая при этом тенденцию – отклеивающийся кожзам и ржавеющие под ним заклепки (под обклейкой задней крышки могут выростать прям целые хорошо заметные бугорки), металлическая стружка, которую можно найти внутри механизма (при условии что он не разбирался после выхода с завода), в камерах одной модели близких лет выпуска некоторые узлы могут быть не взаимозаменяемыми без доработки напильником, также могут не совпадать некотрые крепежные отверстия.

    • 10111:

      “Ржавеющие заклепки” это тенденция всех немецких камер авторства Zeiss Ikon и не только. Существует даже такое понятие как “Zeiss bumps” – это вот те самые бугорки окислов под обклейкой.
      Что касается истории дальномерных “Киевов” – конструкция камеры не предусматривала “легкой модернизации”. Хотя был “Киев-5”, более чем хороший аппарат для реальной съемки, но со своей спецификой. И не стоит забывать, что эти “Киевы” были для завода просто ширпотребом, по которому нужно было выполнять план. Автор почему-то пытается относиться к данной камере как к некоему творческому продукту завода, но это не так. Это все тот же немецкий Контакс, который ради упрощения и удешевления был максимально обработан рационализаторами, а после добит деградацией оборудования и работников. Некоторые рюшки, которые на него навесили, погоды не изменяют.
      P.S. От вида гравировки выдержек на камере из обзора просто упал под стол. Вот это фото лучше всего показывает реальность, которая происходила на Арсенале в начале 80х.

  4. Андрей:

    Совершенно верно! Установка выдержки после взвода затвора рекомендуется именно для точности установки выбранного значения т.к. после взвода затвора колесо уже не вращается для перемотки. Касаемо рулетки обратной перемотки внесу есть как плюсы так и минусы – современные пленки поставляются в одноразовых пластиковых катушках (в отличие от старых разборных металлических) и повторно использовать пустую катушку уже не получится. Минус всей задумки в том, что если перед разрядкой забыть повернуть нижнюю скобу до красной точки, или повернуть не до конца, транспортировочный механизм не отключится и будет рвать перфорацию. Это, в свою очередь, приведет к дополнительным тратам при проявке и сканировании в фотолабе, или даже вообще вынудит проявлять и сканировать пленку самостоятельно.

  5. Илья Шалман:

    При попытке установить сменные объективы на внешний байонет возникли проблемы совмещения посадочных размеров!!! При съёмке в театре в темноте смена оптики становится цирковым трюком! Да, забыл: оптика выпуска 1958-1959 годов Красногорского (!!!) завода из подарочного комплекта в ореховом чемоданчике.

    • 10111:

      Ничего сложного нет. Оптика ставится на бесконечность, байонет тоже. И дальше только вставь да поверни объектив..

  6. Eugene:

    Странно.. На моем Киев-4, выдержки прекрасно устанавливаются и отрабатывают ДО взвода затвора. А вот ПОСЛЕ взвода, выдержки крайне не стабильно ставятся, не попадают.. вообще, когда пытаюсь поставить выдержку после взвода, есть ощущение что наверну аппарат..)) а вот до взвода – все четко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *