Объектив Калейнар-3Б обзор


Калейнар-3Б 2,8/150

Калейнар-3 — это умерено длиннофокусный объектив для среднеформатных фотоаппаратов типа Киев-6С, Киев-60 и Киев-88. На этих камерах фокусное расстояние в 150 мм дает картинку аналогичную той, что даст объектив с ФР 80 мм на узкой пленке или на полном цифровом кадре.

На полном же кадре объектив продемонстрирует, как и заявлено, ФР в 150 мм при светосиле f2,8. Т.е. это будет очень светосильный телевик.

Если вам не очень понятно влияние фокусного расстояния на картинку на разных фотосистемах, почитайте мою статью о кроп-факторе.

Оптическая схема «Калейнар» (Caleinar) изначально была разработана немецкой фирмой Rüo-Optik G.m.b.H.

Согласно источникам, в 1930-х годах ВООМПом за рубежом было куплено несколько считавшихся перспективными оптических схем, в т.ч. четырехлинзовая «Калейнар».

Светосильные длиннофокусные схемы ВООМП предполагал использовать в киносъемочных и аэрофото-объективах. Однако, имеющиеся в то время сорта стекла давали в созданных по схеме «Калейнар» объективах сильное падения разрешающей способности на краю поля.

Кстати, это заметно в ТТХ объекта, так что полностью избавиться от эффекта так и не удалось.

Схема была на длительное время заброшена и возродилась уже в конце 1960-х годов с появлением новых сортов оптического стекла.

По схеме «Калейнар» в СССР выпускалось два объектива. Это Калейнар-5Н 2,8/100 для узкоформатных аппаратов Киев и Калейнар-3 2,8/150 для среднеформатных аппаратов Киев.

Третий Калейнар мог иметь два типа креплений, — байонеты Б и В.

И третий и пятый Калейнары выпускались примерно с начала 80-х на заводе «Арсенал».

Калейнар-3 — довольно редкий объектив. С каким из типов крепления — Б или В он встречается чаще, мне сказать сложно. Примерно одинаково редко.

В обзоре экземпляр Калейнар-3 с байонетом Б, выпущенный в 1984 году. На корпусе объектива знак качества.

Оптическая схема:


Фокусное расстояние: 150 мм
Размер кадра: 60×60 мм
Количество линз/групп: 4/4
Рабочий отрезок — 74,1 мм

Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — «Моргающая»
Ближний предел фокусировки — 1,8 м
Разрешающая способность (центр/край) — не менее 45/18 лин/мм.
Резьба под фильтр – М82х0,75

Соединения:
объектива с камерой — Байонет Б
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Вес — 1040 грамм

Калейнар-3Б объектив большой и тяжелый. Вес больше килограмма — не шутки.

Справедливости ради, современные зумы от полнокадровых зеркалок размером не меньше и весом ненамного легче. Так что на большой современной цифрозеркалке объектив смотрится уместно.

А вот на маленьком беззеркальном кропе я бы серьезно опасался выломать байонет.

Объектив имеет однослойное просветление едва заметного фиолетового оттенка.

Кольцо фокусировки широкое и вполне удобное. Правда, диаметр объектива все же непривычно большой для охвата. На кольце качественная «щипастая» накатка.

Полный ход геликоида больше 270 градусов. Кольцо ходит плавно, фокусировка комфортна.

Кольцо управления диафрагмой — дальнее от аппарата.

Диафрагмы переключаются с четкими щелчками и с остановками в промежуточных положениях.

Лепестков диафрагмы всего 6 штук и это немного печалит. Хорошо, что лепестки нормально матированы.

Калейнар-3Б имеет моргающую диафрагму и автоматически закрывать ее можно, естественно, только на соответствующей камере — Киев-60, например.

Однако, конструкция привода диафрагмы удачна тем, что для закрытия ее до рабочего значения толкатель нужно не надавить, а наоборот, отпустить.

На аппарате Киев-60 во время кадрирования толкатель все время нажат, а диафрагма при этом открыта. Во время нажатия на кнопку спуска толкатель отпускается и диафрагма прикрывается до рабочего значения.

Благодаря этой особенности, объектив, будучи надетым через переходник на современные аппараты, без каких-либо проблем позволяет управлять диафрагмой в ручном режиме. Толкатель никогда не нажат и потому диафрагма всегда прикрыта до рабочего значения, которое можно менять поворотом кольца.


На полном цифровом кадре Калейнар-3Б сейчас является выраженным портретным объективом. Картинку он дает мягкую без лишней резкости. Конкретно для портрета это полезно.

Большое ФР при высокой светосиле позволяет объективу очень сильно размывать задний фон. Кстати, по теме размытия заднего фона у меня есть отдельная статья.

Боке Калейнар-3Б мне очень понравилось. Рисунок размытия спокойный и пластичный. На мой вкус — очень приятно выглядит.

Объектив классно передает объем пространства.

Между тем, контраста в картинке хотелось бы чуть побольше. И хроматические аберрации заметны слишком часто.

Если вы читали что-то из моих обзоров, то обратили, возможно, внимание, что я не сторонник разглядывать детали снимка с мега-увеличением. Общую атмосферу считаю более важной. Но вот тут ХА нельзя не отметить.

Стоит ли искать Калейнар-3Б для современного использования?

Мое мнение — нет, искать не стоит.

Объектив хороший. Это — специализированный портретник и в этой ипостаси нивелируются все его недостатки и раскрываются достоинства.

F2,8 при ФР 150 мм — это прям мощно с т.з. размытия заднего фона. Больше вам сможет предложить только такой же редкий Юпитер-6 2,8/180. Но он и больше и тяжелее. И на зеркалку Nikon Юпитер встанет только с линзовым переходником.

С другой стороны, объектив редкий. Денег за него попросят неоправдано много. При этом вполне распространенный Таир-11А 2.8/135 хотя и имеет ТТХ для размытия немного попроще, но на практике это не будет заметно.

А ФР в 150 мм это удобно только если на месте съемки есть возможность держать дистанцию с моделью серьезно так побольше, чем рекомендованная социальная. Так далеко отойти не всегда и можно.

В общем, лучше взять более распространенный Таир-11А или даже вообще массовый и дешевый Юпитер-37А 3,5/135.

Хочется экзотики и не лень искать — хорошим вариантом будет Вега-28Б 2,8/120. Этот объектив на мой вкус более сбалансирован, чем Калейнар-3.

Все перечисленное подойдет для DSLR Nikon.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.

Примеры фото:


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.