Shift-объектив ПКС МС Мир-67 2,8/35 обзор

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:


Светосильный широкоугольный объектив с возможностью сдвига оптической оси (Shift-объектив) для зеркальных фотоаппаратов с байонетом Н.


Этот крайне необычный объектив предназначен в основном для съемки архитектурных объектов с устранением перспективных искажений, а именно — сходящихся вертикальных линий. Есть, впрочем, и еще несколько интересных приемов съемки с таким объективом.

ПКС в названии означает «перспективная коррекция смещением».

Как это работает я подробно расскажу ниже.


Мир-67 выпускался ограниченными тиражами на киевском заводе «Арсенал» в конце 80х – начале 90х годов.

Позже, уже в постсоветское время «Арсенал» продолжил выпуск объектива с именем «35mm PCS Arsat H 1:2.8». Фото с lens-club.ru.


В обзоре экземпляр с советской маркировкой, хотя и 1994 года выпуска, и с надписью «Made in Ukraine».

Мир-67 — единственный, выпускавшийся в СССР shift-объектив. Однако, после развала Союза «Арсенал» освоил еще несколько вариантов оптики со сдвигом оптической оси.

Также уже в постсоветский период «Арсеналом» на базе Мир-67 была освоена tilt-shift модификация с названием «ARAX 35 mm f/ 2.8 Tilt & Shift MC», которая под именем «Мир» не выпускалась.

СССР tilt-shift объективов не производил, хотя это и немного удивляет, т.к. отличие tilt-shift модификации Мир-67 от просто shift небольшое и чисто механическое.

Что означают эти малопонятные слова «Shift» и «Tilt»?

Shift-объектив позволяет сдвигать оптическую ось объектива относительно центра кадра. При этом оптическая ось объектива остается перпендикулярной плоскости пленки / матрицы.


Tilt-объектив позволяет наклонять оптическую ось объектива под углом к плоскости пленки / матрицы.

Эффекты, получаемые обеими этими функциями наглядны и очень интересны.

Сегодня мы рассматриваем shift-объектив. ПКС МС Мир-67 2,8/35 функции наклона оси не имел.

Про tilt-объективы я тоже обязательно расскажу позже.

Итак, зачем смещать оптическую ось?

Взгляните на иллюстрацию и вспомните типичный случай, когда вы фотографируете какой-то высокий архитектурный объект.


Как правило, съемка производится с уровня земли. Чтобы здание вошло в кадр целиком, объектив приходится задирать вверх. При этом вертикальные линии начинают кверху сходиться. Это и есть так называемые перспективные искажения. Особенно сильно они проявляются на широкоугольной оптике.

На схеме такая ситуация показана под номером 1.

Чтобы перспективные искажения не возникали нужно, чтобы оптическая ось объектива была параллельной земле.

Но на практике это означает, что верхняя часть здания в кадр скорее всего не войдет, но зато в нижней части кадра будет очень много земли.

Это номер 2 на схеме.

По-хорошему следует подняться куда-то на высоту половины фотографируемого здания и снимать оттуда. Но это почти никогда не доступная возможность.

Еще можно взять более длиннофокусный объектив и отойти подальше. У длиннофокусной оптики перспективные искажения менее заметны. Но в условиях города отойти куда-то так, чтобы снимаемый объект ничего не заслонило — просто нереально.

Что делать?

Оказывается, есть выход — это применение shift-объектива. Номер 3 на схеме.


Shift-объектив позволяет сместить оптическую ось объектива от центра кадра в какую-либо сторону. При этом shift-объектив должен иметь большой запас по покрытию кадра. Фактически, то, что умещается в кадр – это только небольшая часть картинки, которую пропускает объектив внутрь аппарата.

Далее проще себе представлять, что мы смещаем не объектив, а пленку / матрицу. При смещении оси наш кадр ловит уже не центральную часть картинки, а периферийную.

Возникающий эффект схож с тем, если бы мы сфотографировали объект очень широкоугольным объективом не наклоняя его, а потом отрезали лишнюю землю в кадре.

Взгляните на иллюстрацию.


Окружность — это картинка, которую передает объектив вовнутрь аппарата. Она круглая у всех объективов, но как правило не имеет такого большого запаса по покрытию кадра.

Красный пунктир – это граница кадра в примере 2 выше. Верх здания в кадр не вошел и много земли в нижней части.

Синяя рамка – это граница кадра в примере 3 выше. Объектив сместился и покрыл кадр более периферийным участком картинки.

Собственно, с обычным сверх-широкоугольным объективом можно проделать ровно тот же фокус. Реально отрезать лишнее. Только вот разрешение полученного снимка будет заметно ниже за счет отрезанной части.


Ну и в пленочные времена вся эта обрезка была существенно более сложным делом.

Shift-объектив задействует полное разрешение пленки / матрицы, хотя, разрешающая способность самого объектива расходуется на создание избыточного покрытия, конечно.

В технических характеристиках указаны углы поля зрения Мир-67:

  • Без смещения оси – 64° и это примерено соответствует углу 66° у объектива Мир-24 с аналогичным ФР в 35 мм.
  • Со смещением оси угол 80° и это уже соответствует ФР, например, Мир-10А с его углом 75° и ФР 28 мм.

Таким образом, ситуацию можно представить примерно так: Мир-67 — это объектив с ФР примерно 28 мм и даже немного более широкоугольный, но кадр 24х36 мм является для него кропом, что дает ЭФР 35 мм. При этом можно выбрать, что в кадр попадет, а что откропается.

На практике это действительно работает.

Первое фото дома сделано без смещения оси, второе – со смещением. Почувствуйте, как говорится, разницу.


Не все случаи Мир-67 способен «вытянуть», и не всегда этот эффект смотрится естественно.

Вот пара примеров.



Съемка через shift-объектив требует более тщательного подбора места съемки и параметра смещения оси. Но зато удачные кадры – прямо как со страницы журнала получаются.

Что еще может shift-объектив?

В инструкции указано несколько советов и я ниже привожу иллюстративные сканы к ним.


Во-первых, можно фотографировать, например, картины, находясь не прямо перед ними. Так можно избежать мешающих съемке бликов света или отражений в стекле.


Вот для примера мистический снимок. Фото есть, фотографа нет.


Во-вторых, можно немного «обойти стороной» мешающее съемке препятствие. Не стал снимать пример, думаю, все понятно.


И, наконец, в-третьих, shift-объектив позволяет осуществить а-ля панорамную съемку, сделав несколько кадров со смещением объектива от одного края кадра к другому.


Вот как-то так.

Мир-67 — это объектив сейчас довольно редкий, при этом он широкоугольный и с необычным функционалом. Вроде все звезды сошлись, но среди коллекционеров данная модель особого прям ажиотажа не вызывает. Ценник адекватный.

Сегодня в обзоре экземпляр 1994 года с номером 9400830 в состоянии близком к отличному. Давайте рассмотрим его поближе.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


ПКС МС Мир-67 2,8/35

Оптическая схема:

Фокусное расстояние: 35 мм
Угол поля зрения без смещения оси: 64°
Угол поля зрения со смещением оси: 80°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 11/8
Рабочий отрезок — 46,5 мм

Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — Без фиксированных значений, с предустановкой.
Ближний предел фокусировки — 0,3 м

Соединения:
объектива с камерой — Байонет Н
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): ??/?? линий/мм

Вес — 495 грамм

Мир-67 — довольно крупный объектив, он заметно превосходит размером тот же Мир-24 с аналогичным ФР.

Передняя и задняя линзы имеют многослойное просветление красивых зелено-фиолетовых цветов.

Крепление объектива — байонет Н. При этом в названии буква «Н» не указана ни в одном из примеров, что я нашел в Сети. Хотя в источниках часто указывают название как Мир-67Н.


В конце обзора привожу скан рекламного листка 90-го года. Название объектива в листке указано с «Н», а изображен объектив без «Н» в названии. Ну и сочетание кириллицы и латиницы в названиях также забавное.

Советский фотопром он такой советский…

Компоновка объектива удобная, кольца фокусировки и управления диафрагмой покрыты мягкой накаткой. Качество сборки хорошее.


Механизм сдвига ходит только в одном направлении, но закрепленный объектив можно повернуть вокруг центра кадра. Поворот фиксируется в 4-х основных и 8-ми промежуточных положениях. Благодаря этому сдвигать ось можно в любом направлении: вверх, вниз, влево, вправо, а также по всем диагоналям есть по 2 промежуточных варианта. Итого шаг поворота 30°.

Следствием поворачиваемости стала невозможность реализовать моргающую диафрагму. У Мир-67 диафрагма с ручным управлением и бесступенчатым ходом, но с возможностью предустановки.

Чтобы ограничить ход кольца нужно повернуть его в положение максимально закрытой диафрагмы, оттянуть назад, перевести до требуемого значения диафрагмы от отпустить. Пружина сдвинет кольцо вперед, и предустановленная диафрагма будет зафиксирована.

Фокусировочное кольцо — дальнее от корпуса.

Полный ход геликоида около 210 градусов. МДФ 30 см.

Лепестков диафрагмы 6 штук, они хорошо матированы, но фигура просвета, который они образуют, далека от идеала.


Элементы управления сдвигом находится ближе к аппарату.


Сбоку объектива есть головка, вращение которой, собственно, сдвигает переднюю часть объектива, относительно задней.

У моего экземпляра головка аккуратно укорочена. В исходном виде она реально очень длинная. Фото с photohistory.ru. На современных цифрозеркалках эта головка может цеплять «клюв» вспышки и тем самым препятствовать повороту объектива.


Все оптические элементы находятся только в передней части объектива.

Имеется шкала с делениями от 1 до 11. Это миллиметры сдвига оптической оси. Максимально сдвинуть оптическую ось можно на 11 мм.

Относительно масштабов архитектурных объектов этот сдвиг кажется микроскопическим, но мерить нужно относительно размеров кадра. Для кадра 24х36 мм величина сдвига вполне ощутима.

Еще есть небольшое окошечко, в котором при повороте объектива меняются цифры. Их всего 3 варианта: 8, 7 и 11. Это рекомендованная максимальная величина смещения при разном направлении этого смещения.

Если ось сдвигается вдоль длинной стороны кадра, то рекомендуется сдвиг максимум на 8 мм.

Вдоль короткой стороны можно сдвинуть ось на все 11 мм.

По диагоналям предел сдвига 7 мм.

Рекомендации по ограничению сдвига вызваны риском появления виньетирования на углах снимка если область кадра подвинется слишком близко к краю изображения, передаваемого объективом.

Впечатления от работы с Мир-67

Фишки, связанные с возможностью сдвигать ось — смотрятся фантастично, конечно. Очень интересно.


Если ось не смещать, то Мир-67 будет работать как обычный 35 мм объектив. Качество картинки при этом у меня оставило неоднозначное впечатление.

К контрасту и цветопередаче нет претензий.

Резкости вроде бы тоже достаточно, но такое ощущение, что объективу все-таки не хватает детализации. Видимо избыточное покрытие не прошло даром. Или это свойство моего конкретно экземпляра.

Рисунок размытия спокойный, не лишен приятности.

В целом, светосильный умерено широкоугольный объектив – это удобное и универсальное решение.

Стоит ли покупать Мир-67 на современную камеру?


Если вы считаете себя максималистом и любите фотографировать в путешествиях, я не понимаю, как вы вообще можете существовать без shift-объектива? Пересмотрите свои снимки городских достопримечательностей и впадите в уныние!

Если серьезно, то идея заиметь shift-объектив — очень заманчива. Эффект, который дает такой объектив невозможно получить обработкой фото. Одно время серьезно рассматривал, но цены кусаются.


Может ли Мир-67 (или более поздние аналоги от «Арсенала») стать бюджетным решением?

Нууу…. Наверное нет. Специально для путешествия я бы его покупать не стал. Слабовата картинка мне показалась на современной цифре.

Видимо это как раз тот самый пример, когда современные технологии дают преимущества уровня «геймченджер». Только вот цена не становится от этого более щадящей.

Решать, как всегда, вам.

На этом у меня все — удачных фотографий!

Примеры снимков:

Эти и дополнительные фото в полном размере вы можете увидеть на моем канале на платформе Boosty по этой ссылке:


Рекламный листок 90-х годов.



Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *