Набор макро для фотоаппаратов Зоркий и ФЭД обзор и инструкция


Макросъемка — это популярное увлечение среди советских фотолюбителей. И отечественный фотопром это увлечение активно поддерживал.

Выпускалось довольно много разного оборудования для макро. Тут и специализированные объективы и разного рода приспособления.

Возможность снимать макро реализовывалась даже там, где это вроде бы и не предполагается.

Вот, недавно я публиковал обзор на насадочные линзы для фотоаппарата Любитель. Но макросъемке подвластны не только TLR-зеркалки!

Сегодня расскажу о наборе для макросъемки с дальномерными аппаратами Зоркий или ФЭД первой модели.

Набор состоит из насадочной линзы на объектив и специальной стеклянной призмы сложной формы, которая помещалась перед передними окулярами видоискателя и дальномера.


Призма закреплена в металлической раме с кронштейном и устанавливается в скобу для принадлежностей.

Насадочная линза хранилась в пластиковом боксе и вместе с кронштейном укладывалась в бокс покрупнее.

Выпускался набор на Изюмском оптико-механическом заводе (ИОМЗ), г. Изюм, Украина.

Годы и объемы выпуска набора мне неизвестны. Не удалось найти вообще никакой информации.

Но Зоркий и ФЭД первой модели перестали выпускаться в 1955-56 годах. А согласно Wiki ИОМЗ был построен только в 1956 году.

Скорее всего, выпуск был максимум пару лет. Объемы тоже были невелики. Я такого устройства просто никогда не встречал ранее. Хотя, по опыту, такие вещи должны сохраняться хорошо.

Принцип работы устройства очень интересный.

Ну, с линзой все понятно. Насадочная линза устанавливается на объектив и позволяет ему фокусироваться на более близких предметах, а значит, снимать их крупнее.

Самое интересное в призме.


Призма устанавливается перед передними глазками видоискателя и дальномера. У первой модель ФЭД и Зоркого видоискатель и дальномер — это отдельные узлы.

Поэтому, пользователь и в видоискатель и в дальномер глядит в т.ч. через призму.

Для видоискателя призма «поднимает» картинку повыше, компенсируя тем самым параллакс.


При съемке с очень близких дистанций фактор параллакса обостряется. Ведь через видоискатель мы смотрим, строго говоря, не на то, что снимаем. Оптическая ось видоискателя — выше объектива.

На больших дистанциях параллакс никак не влияет на точность компоновки кадра.

На дистанциях в районе МДФ штатного объектива параллакс уже хорошо бы компенсировать. Многие аппараты (но не ФЭД И Зоркий первых моделей) имеют в видоискателе специальные дополнительные рамки.

В данном случае мы фотографируем на дистанции короче, чем штатная МДФ и вопрос параллакса конструкторы решили с помощью призмы, которая позволяет через видоискатель видеть то место, на которое смотрит объектив.

Размеры и границы будущего кадра, думаю, также можно достаточно корректно определить по картинке в видоискателе.

Более точно скомпоновать композицию пользователь мог уже при фотопечати (центрировать, отрезать лишнее).

Дальномер аппарата призма тоже «обманывает», вводя поправку на возможность сфокусироваться ближе.


Например.

Берем Зоркий и фокусируем объектив по шкале дистанций на МДФ в 1 метр.

Смотрим в дальномер и приближаемся к какому-либо объекту так, чтобы изображение перестало двоиться. Сейчас мы можем получить наиболее крупное изображение снимаемого объекта и уже навели фокус.

Если сейчас присоединить к аппарату призму и опять заглянуть в дальномер, то увидим, что изображение снова двоится. Чтобы свести картинки вместе нужно приблизиться еще немного.


Правда, точность фокусировки с помощью дальномера на таких дистанциях скорее всего не очень велика. А вот цена «промаха» наоборот высока из-за небольшой ГРИП.

Выпускалось несколько видов насадочных линз с разными диоптриями. Как минимум с 1 и 2 диоптриями.

Для каждой из них призма требовалась специальная — соответствующая по диоптриям.

Насадочные линзы можно использовать и без призмы перед видоискателем.

Есть специальные таблицы (привожу скан инструкции в конце обзора), которые позволяли отталкиваясь от поперечного размера и глубины фотографируемого объекта определить:
— диоптрии требуемой насадочной линзы;
— дистанцию на которую нужно сфокусировать объектив по шкале;
— расстояние от задней стенки аппарата до плоскости фокусировки;
— требуемую диафрагму;
— масштаб получаемого изображения.

В этом случае (при использовании линз без призмы) встает вопрос о кадрировании при сильном параллаксе. В инструкции об этот моменте ничего не говорится.

Как вариант, можно было применять специальные репродукционные установки, которые точно с помощью отвеса указывали место пересечения оптической оси объектива с плоскостью съемки. Попутно обеспечивалось точное расстояние до снимаемого объекта и параллельность плоскостей.

Тем не менее, рассматриваемое сочетание линзы и призмы позволяет осуществлять съемку более оперативно, и, думаю, с вполне приемлемой точностью.

Весьма интересное и остроумное техническое решение.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *