Линза насадочная для фотоаппарата Любитель обзор



Все-таки советскому фотопрому нельзя отказать в системности подходов.

В Союзе выпускалось множество различных приспособлений, которые позволяли так или иначе расширять функционал фотоаппаратов. Причем, часто сочетания были довольно неожиданными.

Например, насадочные линзы для фотоаппарата Любитель.

Даже представить не мог, что Любителем можно снимать макро. На самом деле, сложно придумать аппарат менее приспособленный для этого.

Но. У нас в наличии только Любитель. МДФ его объектива 1,3 метра. При съемке с этой дистанции можно получить портрет «по грудь», примерно.

Что делать, если нужен лицевой портрет с максимальной детализацией? Про цветочки и прочую мелочь молчу.

Отправлять потребителя в магазин за SLR было бы не очень гуманно. Поэтому, отечественный фотопром предлагал решение, которое +/- позволяло решить задачу.

Это и есть насадочная линза.


Линз выпускалось несколько вариантов различной оптической силы. Сколько всего вариантов существовало я не знаю. У меня имеются линзы на 1 и на 2 диоптрии.

В инструкции имеется специальная таблица, в которой шкала диоптрий длится до 10. Но линзы можно комбинировать, поэтому 10 можно получить, применив 2 линзы по 5.

Предположу, что линзы выпускались от 1-й до 5 диоптрий с шагом 1.

Линза просто надевается на съемочный объектив Любителя. Резьбы нет, но на оправе имеются небольшие пружинящие участки. В результате, объектив получает возможность фокусироваться на более близких предметах, следовательно, давать больше масштаб снимков.

Обычные макро-линзы. Такие и сейчас применяют.

Но у Любителя два объектива. Фокусировка и кадрирование происходит через верхний, а непосредственно съемка — через нижний.

Если на съемочный объектив надета линза, то и шкала дистанций и верхний объектив — не позволят сфокусироваться.

И если съемка ведется с близкого расстояния, то возникает очень сильный параллакс. Т.е. несовпадение оптических осей объективов. Смотрим мы на одно, а снимаем то другое на самом деле.

Первую проблему можно вполне эффективно решить с помощью второй линзы, надев ее на верхний объектив тоже. Тогда можно фокусироваться визуально.

Но это двойные траты.

Со второй проблемой сложнее. Можно центрировать объект, наблюдая его непосредственно через съёмочный объектив при открытой крышке, но что с пленкой? Да и Любитель нельзя закрепить на штативе и открыть крышку. Штативное гнездо как раз на крышке.

Поэтому, после кадрирования с аппаратом все равно нужно проводить манипуляции и позиция будет утеряна. А если внутри уже частично отснятая пленка, то все это вообще не вариант.

Инженеры обо всем позаботились и в инструкции к линзам есть специальная диаграмма. Привожу ее в тут со стрелками и в конце в оригинале. Источник — pilottttt.livejournal.com.



Диаграмма хитрая. С ней интересно поразбираться.

Имеем 3 оси.

Снизу — диоптрии. Там же рекомендованные диафрагмы. Чем сильнее линза тем больше рекомендовалось прижать диафрагму, что вполне логично.

Слева — расстояние от объекта до передней стенки аппарата и в скобках (смещение объекта вниз от для компенсации параллакса).

Справа — масштаб увеличения в десятичных и простых дробях. Кому как удобно.

На самом деле это — две отдельные диаграммы, но совмещенные и с общей нижней осью.

На поле диаграммы две пары линий. Парами они идут потому, что одна линия рассчитана на положение фокусировочного кольца объектива на 1,3 метра, а вторая на бесконечность. Промежуточные значения использовать не получится.

Верхняя пара линий нужна для связи диоптрий с масштабом, а нижняя — для связи диоптрий с дистанцией и со смещением.

Работать с диаграммой можно примерно так:


1. Выбираем требуемый масштаб. Как это делать?

Число масштаба показывает соотношение размера изображения объекта на негативе к реальному размеру объекта. У нас негатив имеет размер 6х6 см. Допустим, мы желаем сфотографировать цветок диаметром 9 см так, чтобы он занял примерно 2/3 размера кадра по каждой стороне.

Т.е. на негативе нам нужно получить изображение размером 4 см, что для данного цветка соответствует масштабу 4/9 = примерно 0,45. Как-то так.

Ищем на правой оси отметку между 0,4 и 0,5 и стартуем от нее.

Тут нужно понимать, что в видоискателе мы все время будем видеть иной масштаб. Придется довериться расчетам и лететь “по приборам”.

2. Ведем взгляд влево до пересечения с одной из верхней пары прямых линий. Какую линию из пары выбрать? Ту, которая дает достижимые диоптрии по нижней оси.

Например, у меня есть линза (или комбинация) на 5 диоптрий. Значит, мне стоит выбрать нижнюю прямую и попутно установить на объективе дистанцию 1,3 метра.

Выбранная мной линия указывает, что при 5-ти диоптриях масштаб будет как раз примерно 0,45.

И еще между делом диафрагмируем объектив на f16, как и рекомендовано.



3. Ведем взгляд вниз до пересечения с кривой из нижней пары.

Мы уже выбрали вариант фокусировки на 1,3 метра, значит, нам подходит только одна кривая — нижняя.

4. Ведем взгляд от точки пересечения до левой оси. Там видим, что расстояние от цветка до передней стенки аппарата нужно 20 см.

И что важно. В видоискателе центр нашей композиции должен быть ниже центра видоискателя на примерно 1,2 см.

В результате мы должны получить изображение нужного нам размера.

Понятно, что двигаться по диаграмме можно в иных направлениях, например, «прыгая» от имеющихся в наличии линз или иных ограничений.

Наибольший масштаб, доступный нам, согласно диаграмме, — это 1.

Это довольно большое увеличение. Даже современные макро-объективы дают ровно столько же.

Но реально, при таком увеличении критичны уже миллиметры дистанции, и фокусироваться отмеряя дистанцию между объектом и фотоаппаратом линейкой — это уже не рабочий вариант.

Поэтому, наиболее реалистичные сценарии использования линз на Любителе, это, конечно, не реальное макро, а просто съемка чуть более крупным планом. Лицевой портрет, например. С двумя линзами все это уже не только реально, но и достаточно удобно.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Оригинал диаграммы (благодарность pilottttt.livejournal.com)


Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Iglex:

    При всём моём уважении, предел диафрагмирования на “Любителях” – f22, а не f16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *