Фотоэкспонометр ФТ-1 обзор



Сегодня мы рассмотрим один из многочисленных советских «бумажных» экспонометров.

В данном случае слово «бумажный» взято в кавычки не просто так, ведь сам экспонометр ФТ-1 выполнен из металла, хотя бумага – это более типичный материал для таких устройств.

Принцип работы, при этом, все тот же. Несколько кругов с прорезями и зубчатым краем, которые нужно смещать относительно друг друга по некоторому алгоритму и в конце в таблице можно прочесть рекомендованные экспопары.

У меня уже есть обзор похожего устройства от Леноблторга.

Подобных приспособлений в СССР выпускалось множество разных видов, причем и уже в 70-80-х годах в том числе.

При всей примитивности, таких экспонометров их достоинства тоже налицо — это дешевизна, абсолютная неприхотливость и выносливость, 100% независимость от батареек.

При этом, они работают. Я проверял.

Экспонометр ФТ-1 выпускал Луцкий электроаппаратный завод в середине 70-х годов.

Экспонометр состоит из двух круглых (ну, почти) дисков, скрепленных в центре пластиковой заклепкой. На верхнем имеются:

1. Окошко, через которое видно одно из значений шкалы чувствительностей пленки, расположенной на нижнем диске;
2. Большое полукруглое окошко, через которое видно шкалу выдержек на нижнем диске;
3. Шкала диафрагм;
4. Несколько таблиц, позволяющих оценить уровень освещенности;
5. Несколько дополнительных шкал.

Нижний диск имеет зубцы, за которые его нужно поворачивать относительно верхнего. При повороте нужно зацепить пальцем за зубец в нужно месте и переместить палец вниз до упора.

Похоже на набор номера на дисковом телефоне.

При таких поворотах шкала выдержек на нижнем диске смещается относительно шкалы диафрагм.

Поворотов диска подразумевается несколько и каждый раз в расчет вводится дополнительный параметр.

Использование экспонометра интуитивно просто. Там, где что-то непонятно, на помощь приходят пояснения на самом устройстве.

Итак, определение экспозиции состоит из 4 шагов. Причем, первый шаг мы пронумеруем №0. По логике на самом экспонометре он просто не нумерован.

Для естественного и искусственного освещения алгоритм немного отличается, но только в деталях. В рамках каждого шага я буду отдельно описывать оба варианта.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



 

Шаг №0

Вращая нижний диск за зубцы нужно выбрать в прямоугольном окошке чувствительность пленки.


Шаг №1

1.1. Дневной свет

Смотрим вот на эту таблицу и выбираем букву от А до Д, которая находится на пересечении месяца и часа, в котором идет съемка.

Месяца и часы указаны не интервалами, а парами. Суть в том, что в определенном месяце и в определенное время солнце находится на определенной высоте над горизонтом и освещает местность с определенной интенсивностью.

Конечно, есть еще фактор облачности, но это вопрос последующих корректировок. А за базу принято положение солнца над горизонтом.

Также в инструкции сообщается, что экспонометр дает правильные значения экспозиций для географической части СССР, расположенной в пределах 45-50 градусов северной широты. Это почти вся Украина. Днепропетровск, практически, ровно в середине интервала.

Для средней полосы (50-56 градусов, Москва в т.ч.) финальную рассчитанную экспозицию нужно увеличить в 1,5 раза.

Для 57-60 градусов (Ленинградская область) увеличить в 2 раза.

Для 61-69 градусов (Мурманская область) увеличить в 3 раза.

И наоборот, для 38-45 градусов (Крым, Кавказ) экспозицию следует уменьшить в 1,5 раза.

Напомню, это вот увеличение / уменьшение нужно выполнить в конце расчета. Пока же мы только выбираем букву.

1.2. Искусственный свет.

O

Смотрим в эту таблицу и выбираем тип освещения.

Предлагается выбрать один из трех типов ламп:
— накаливания;
— фотолампы (вероятно, имеются в виду осветители с рефлектором);
— люминесцентные.

И мощность лампы из диапазона от 20 до 1000 ватт.

В таблицах также нужно выбрать букву от Б до Ж.

Далее, для обоих типов освещения нужно найти на правой шкале соответствующую букву, поместить в углубление напротив нее палец и провернуть нижний диск вниз, по часовой стрелке до упора.

Так мы вводим первую корректировку.

Шаг 2.

2.1. Дневной свет

Смотрим на эту таблицу и находим пример объекта съемки, наиболее похожий на наш.

Вариантов довольно много:
— Светлая комната (2 м от окна), репродукция полутонового оригинала;
— Веранда, портрет в комнате на расстоянии 1 м от окна;
— Объект под густыми деревьями или в комнате непосредственно возле окна;
— Объект в тени, темный лес, репродукция штрихового оригинала;
— Объект на открытом месте, Пейзаж с темным передним планом, переулок в тени.
— Пейзаж летний с передним планом, объект на солнце;
— Открытый пейзаж, площадь, стадион, светлое здание;
— Отдаленный берег, пляж средним планом.
— Смежный пейзаж, облака светлые.

Напротив каждого пункта есть «коридор» к правой шкале. Ставим палец в соответствующее углубление и поворачиваем диск до упора.



2.2. Искусственный свет

Смотрим на эту шкалу. Тут дистанция от источника света до снимаемого объекта от 0,7 до 8 метров.

Выбираем нужно значение, ставим палец в соответствующее углубление и поворачиваем диск до упора.
Для искусственного света расчет окончен, но в инструкции есть еще несколько дополнений для более редких случаев.

Если необходимо определить выдержку для двух источников света, то определяем выдержки в1 и в2 для каждой лампы, а суммарную выдержку В определяем по формуле: В = (в1 * в2):(в1 + в2).

Аналогично для трех ламп, только в роли первой выдержки в формуле используется суммарная от первых двух ламп.


Шаг 3.

Выполняется только для дневного света. Это корректировка на погоду.

Смотрим на эту шкалу и выбираем одно из значений:
— Грозовые тучи;
— Пасмурно;
— Солнце закрытое;
— Солнечно.

Напротив каждого пункта есть соответствующий зубец. Ставим палец в углубление и поворачиваем диск до упора.


Определение экспозиции

После введения всех факторов в расчет, в нижней части экспонометра друг напротив друга выстроились две шкалы — выдержки и диафрагмы. Любая из совпавших пар — корректная экспопара.


Я проверил работу экспонометра в двух несложных примерах — для дневного и для искусственного освещения. Рекомендации ФТ-1 совпали с мнением моего D800 с точностью + / – 1 стоп.

С учетом того, что пленка достаточно лояльна к просчетам экспозиции (многое можно справить при печати), точность рекомендаций можно считать вполне достаточной для стандартных сюжетов любительской фотосъемки.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Такой экспонометр мною был вырезан из журнала, наклеен на картон и какое-то время служил мне. Потом был куплен картонный, но уже фабричный, а потом я приобрел более совершенный, как на вашем фото, металлический, и могу не лукавя сказать, что эти экспокалькуляторы – очень надежные инструменты!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *