Зенит-3М с турелью на 3 объектива


Расскажу вам об одном необычайно интересном приспособлении. Это — турель (поворотный механизм) на 3 объектива для фотоаппарата Зенит-3М.

Устройство жестко встроено в конкретный экземпляр Зенит-3М, поэтому, строго говоря, мы сейчас рассматриваем модифицированный фотоаппарат.

Назначение модификатора понятно — быстрая смена объектива.

Первый отечественный трансфокатор (зум-объектив) появился в 1964 году в составе комплекта Зенит-6. Это был Рубин-1Ц 2,8/37-80.

Подходил Рубин только для 4, 5, 6 моделей Зенитов, все это вместе стоило дорого и было редкой экзотикой.

Что было делать в 60-х, если нужно оперативно менять угол обзора объектива при съемке? Объективы то резьбовые. Одним движением такой не снимешь и новый не наденешь. Пока отвинтишь, да пока привинтишь — все это время.

Ответ очевиден — нужно закрепить все, какие нужно объективы на специальном поворотном механизме, который обеспечивает быструю смену объектива, четкую фиксацию простим вдвиганием, и соблюдение рабочих отрезков.

Ровно такое решение мы сейчас и наблюдаем.



Я не нашел на турели никакого штампа или клейма предприятия. Скорее всего, приспособление собрано кем-то в единственном экземпляре. Ряд косвенных признаков тоже на это указывает.

Однако, качество изготовления высокое.

На фото внешний вид изделия сильно портит облупившаяся краска, которая создает визуальный образ чего-то неопрятного, неаккуратного, откровенно кустарного. Есть также непонятные круглые отметины на задней стороне поворотного механизма.

Но если от краски и отметин абстрагироваться, то видно, что качество изготовления близко к промышленному.

Нигде не видно следов обработки, подгонки деталей.


Практически не видно крепежа. Шляпки крупных винтов видны только по бокам шахты зеркала. Все, больше крепежа не видно, хотя точек соприкосновения устройства с аппаратом много.


Интеграция деталей турели непосредственно в конструктив фотоаппарата выполнена очень точно. Сидит турель как влитая.

Как крепится к нижней крышке пружинный блок — вообще не очень понятно.

Возможно, сам поворотный механизм — это часть какого-то подобного устройства (типа кинокамеры?) которую требовалось минимально адаптировать. Но даже если это и так, прочие работы явно выполнялись профессионалом и на серьезном заводском оборудовании.

Можно предположить, что на «официальном» заводе кто-то выполнял разовые нестандартные заказы от ведомств. Или от частников.

Идея такого турельного блока для фотоаппарата — неуникальна, конечно.

На сайте Георгия Абрамова photohistory.ru приведена статья С. Марченко
из журнала «Советское фото» за 1962 год. В статье находится подробная схема турели для фотоаппарата Старт.

Обратите внимание, что штатный объектив Старта также переставляется в турель и для него есть специально адаптированное гнездо.

В литературе при упоминании турелей, в основном, приводятся иллюстрации именно этой конструкции. Вот, например, блок из книги «1200 фотоаппаратов из СССР».

Вот выдержка из «The Authentic Guide To Russian And Soviet Cameras»

Есть упоминания о том, что некая турель для Старта разрабатывалась на ГОИ в 60-х годах. Но тут все туманно. На иллюстрациях при этом приводятся схемы, аналогичные статье Марченко. Его связь с ГОИ мне установить не удалось.

В общем, судя по всему, турели для каких бы то ни было советских фотоаппаратов не выпускались серийно. Хотя это и немного странно, учитывая общую несложность задачи и действительно полезные свойства.


В «The Authentic Guide To Russian And Soviet Cameras» есть вот такое фото. На нем турель для дальномерного фотоаппарата вроде бы даже брендированная, что намекает на «официальный» выпуск.

Никогда не слышал о таком комплекте. Не факт, что на фото подлинное изделие.

В любом случае, если не все, то подавляющее большинство турелей являются штучными изделиями. Собирали их, видимо, на предприятиях, т.к. нужно серьезное оборудование и заготовки деталей. Заказчики могли быть как от ведомств, так и частные.

Почему я упоминаю вариант с ведомствами? Мне кажется, для частника такое устройство при всей его невероятной крутизне и брутальности, имеет больше недостатков чем преимуществ. Во-первых, все эти сменные объективы нужно сначала банально иметь. Это само по себе стоит денег и не всегда нужно. Во-вторых, быстрая смена оптики частнику нужна совсем не всегда. А вот вес всей конструкции будет ощущаться постоянно и непрерывно.

Кому такая штука приносила бы реальную пользу? В голову приходят, конечно, корреспонденты. Вот люди подобных специальностей могли бы официально или частным порядком заказывать изготовление таких турелей.

В Сети можно найти несколько упоминаний о реальных комплектах.

Как пример — несколько изображений с retrotexnika.ru.



Комплект также к Зенит-3М, но на 4 объектива.



Видно, что устройство турели весьма технологично, включает рукоятку и даже механизм спуска затвора с рукоятки.

Рассмотрим мой вариант турели.

Перед фотоаппаратом закреплена площадка с бортиком. Форма площадки — круг с отсеченным нижним сегментом.

Турель на 3 объектива.

Крепление для объективов имеет форму треугольников со скругленными углами. В вершинах треугольника — посадочные места с резьбой для установки объективов.

На нижней панели фотоаппарата сзади имеется массивная кнопка с довольно тугой пружиной. Ось кнопки совпадает с осью вращения турели.

При нажатии на кнопку турель с объективами отодвигается вперед и рабочий объектив выходит из посадочного места перед зеркалом.

Далее нужно не отпуская кнопку вручную повернуть турель нужным объективом наверх и отпустить кнопку. Турель сдвинется назад, и объектив войдет в посадочное место.


Посадочные места для объективов имеют неодинаковую ширину. Одно место ощутимо шире.

Сюда можно ввинтить Индустар-50 или Мир-1. У этих объективов фокусировочное кольцо расположено близко к основанию и объектив шире.

При этом, логично было бы использовать и Мир-1 (единственный в системе широкоугольник) и Индустар-50 (самый легкий объектив), но гнездо под «толстые» объективы только одно.

Поэтому, вместо Индустар-50 нужно ставить Гелиос-44. Ну, или отказываться от широкого угла.


На мой вкус это не очень рационально.

Как уже говорил, качество сборки высокое. Все присоединяется, нажимается, поворачивается без затруднений. Фиксируются объективы надежно. Рабочие отрезки выдерживаются.

Правда, менять объективы на турели все-тки неудобно. Кнопка тугая, расположена внизу. При нажатии стараешься держать аппарат обеими руками, но одну руку нужно высвободить, чтобы поворачивать турель.

Тут не помешала бы рукоятка, которая присутствовала на всех иллюстрациях выше.

У моего экземпляра рукоятка не предусмотрена и это недостаток.

Однако, в сборе с объективами вся моя конструкция весит 1,6 кг. Это вполне себе немало. Рукоятка со всеми сопутствующими механизмами добавит к весу еще граммов 300-400.

Это при том, что при именно фотографировании аппарат нормально держать классическим способом.

А к повороту турели несложно все-таки приноровиться. Это немного неудобно, но нет ничего критичного.

В общем, лишний вес рукоятки неочевидно нужен ли.

Но это все с т.з. практического применения. С т.з. внешнего вида для коллекции, наличие рукоятки — конечно, было бы более эффектным.

Вот такое занятное приспособление.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Ссылка на shorts в этой турелью на моем канале: https://youtube.com/shorts/P3cLCYYSSFw


Читайте также:

комментария 4

  1. Сергей Михайлович:

    Рекомендую посмотреть журнал “Моделист-констрктор” за 1971 год (вроде не ошибся). Там есть описание этой турели на три объектива с подробными чертежами. И ещё в одном из номеров есть фото “трёхглазого” фотоагрегата в руках автора.

  2. Сергей Михайлович:

    “Моделист-конструктор”. Андроид слопал буквы.

  3. Да лучше объективы по одному менять, чем такую бандуру таскать! И где здесь оперативность?!

  4. Iglex:

    Судя по внешнему виду, при пользовании данной турелью должно быть очень неудобно наводить на резкость.
    Турель для Старта сделана рациональнее: не задействованные объективы смещены вправо и не мешают левой руке. А здесь руку придётся заносить сверху.
    Что касается невозможности установить сразу И-50 и Мир-1. Подобные конструкции создаются, как правило, для съёмки динамичных событий, когда требуются короткие выдержки. Поэтому логично использование штатного объектива с максимально возможной светосилой и более удобным механизмом установки диафрагмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.