Фотоаппарат ФТ-2 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Уже больше года назад на моем сайте вышел обзор советского панорамного фотоаппарата Горизонт. Сегодня мы рассмотрим предшественника Горизонта — аппарат ФТ-2.
ФТ-2 — аппарат весьма своеобразный, необычный и рассмотреть его нужно обязательно. В статье по Горизонту я рассказывал немного историю его создания, но тут, конечно повторю и дополню.
Итак, «ФТ» — это сокращение от «Фотоаппарат Токарева». Идея создания советского панорамного фотоаппарата с поворотным объективом принадлежит Федору Васильевичу Токареву, конструктору стрелкового вооружения и создателю известного пистолета ТТ.
Хотя, если строго, то принципиальная такая конструкция в то время, скорее всего, уже была известна в мире, но не суть.
Завершив карьеру оружейника, Федор Васильевич увлекся фотографией. Конечно, талантливый конструктор не мог не придумать что-то новое. Прототип аппарата Токарев изготовил сам и привез его показывать на КМЗ лично.
На предприятии собрали консилиум лучших специалистов, и им сразу стало ясно — конструкция Токарева откровенно неудачна.
Привожу слова Е.В. Соловьева, который впоследствии стал Главным конструктором фототехники КМЗ (Статья в еженедельнике «Неделя» № 41 за 1997 год):
«Червячный механизм замедлителя не обеспечивал требуемой стабильности и точности, идея передней диафрагменной щели была в принципе порочной, дизайн самый примитивный — ящик какой-то. В общем, нежизненная камера».
К сожалению, прототип авторства самого Токарева, скорее всего, не сохранился, какие-то изображения мне найти не удалось. Об устройстве можно хоть как-то судить только из приведенных выше слов Соловьева.
Специалисты КМЗ пытались довести до Федора Васильевича свои доводы, даже моделировали разные условия съемки, но знаменитый конструктор обижался и используя авторитет и личные знакомства с людьми из высших эшелонов власти — давил на руководство завода.
Тут нужно сказать, что связи и авторитет у конструктора среди руководства страны были на высочайшем уровне.
Предприятие не могло не принять его проект в производство.
Прототип Токарева был все-таки очень сырой и Соловьев был вынужден оперативно, но основательно переработать конструкцию. В итоге в 1948 году в крайне ограниченном количестве (10 штук) был выпущен аппарат ФТ-1.
ФТ-1 имел поворотный объектив Индустар-22 3,5/50. Диафрагма была доступна одна — f3,5 и выдержка была тоже только одна — 1/50. Аппарат делал панорамные снимки размером 24х105 мм. Фокусировка не предполагалась, объектив был сфокусирован на ГФР.
Повторю, ФТ-1 — это не конструкция самого Токарева. Хотя, вероятно, более или менее близкая.
Так или иначе, неприятностей от конфликта с Токаревым удалось избежать, но аппарат все еще был плох, а выпуск панорамной камеры — необходим.
Поэтому, к 1950 году Соловьев создает фактически новый аппарат, конструкционно похожий на ФТ-1 только принципом поворотного объектива. Все остальные узлы были созданы новые.
Так появился ФТ-2, герой нашего обзора. Вот его принципиальная схема, кстати.
Аппарат получил новый объектив Индустар-50 с зафиксированной диафрагмой f5 и также фокусом на ГФР. Выдержек было уже 3 варианта: 1/100, 1/200, 1/400. Размер кадра немного увеличился — до 24×110 мм.
Наиболее спорным моментом в конструкции ФТ-2 был примитивный рамочный видоискатель. Что именно попадает в кадр можно понять только очень приблизительно, хотя панорама предполагает некую эстетическую выверенность композиции.
Еще, панорама требует строго горизонтальной ориентации аппарата. Хотя ФТ-2 оборудован пузырьковым уровнем, но уровень виден только если смотреть на аппарат сверху, ну или хоть под каким-то углом к верхней панели. Во время кадрирования уровня не видно.
Неявно, но достаточно очевидно, что комфортно снимать ФТ-2 можно только со штатива.
А вот дальше история немного запутанная.
Дело в том, что ФТ-2 начал серийно выпускаться позже — только с 1958 года, в 1950 году была выпущена опытная партия в количестве 10 штук.
Но зато, в 1953 году дальнейшее развитие конструкции продолжилось в фотоаппарате ФТ-3.
Массово ФТ-3 не выпускался, была только небольшая партия в 35 экземпляров.
Изменений было довольно много:
1. Объектив обрел фокусировку. Осуществляется она вращением кольца непосредственно на объективе. На шкале дистанций имеется всего 3 отметки: 1,2 м; 2,5 м; и бесконечность.
2. Появилось полноценное управление диафрагмой,— стали доступны ее значения f16; f11; f8; f5,6; f4; f3,5.
3. Выдержек стало больше по количеству, но ассортимент сместился в сторону более длинных выдержек: 1/25; 1/50; 1/100; 1/150
4. Размер кадра уменьшился — до 24х96 мм.
Выдержки и диафрагмы меняются двумя небольшими цилиндрическими головками на верхней панели аппарата, посаженные прямо на вращающийся барабан с объективом.
Самое, на мой взгляд, существенное новшество ФТ-3 — это появление полноценного оптического видоискателя, в котором одновременно видны и точные границы кадра и пузырьковый уровень.
Правда, реализован этот узел был весьма сложно. Уровень был частью корпуса аппарата (точнее — частью съемной задней крышки). Видоискатель был съемным. При снятом видоискателе уровень был виден, если смотреть на аппарат сверху.
При надетом видоискателе уровень был виден в нем за счет полупрозрачного зеркала. А для того, чтобы подсвечивать уровень, снизу в корпусе аппарата был световой лючок с откидной крышкой, выполняющей роль отражателя.
О как.
Видимо, лучшее все-таки враг хорошего, и от явно сложной конструкции ФТ-3 решили отказаться. С 1953 по 1958 года прошло всего-то 5 (!!!) лет, и начался массовый выпуск ФТ-2.
Мне вот интересно, вся эта история началась с довольно острого спора между конструкторами КМЗ и Федором Васильевичем, причем последний, спор, вроде как, выиграл.
Вот как Токарев относился к тому, что он спор выиграл, но его конструкция пошла в серию только через 10 лет?! К 1958 году Федор Васильевич был еще жив.
Увы, вряд ли кто-то уже может рассказать, как там все было на самом деле.
Далее линейка ФТ не развивалась, и модель ФТ-2 была единственной, выпускавшейся массово.
Модельный ряд ФТ-2 не был богат на вариации. В практике коллекционирования выделяются несколько выпусков, но отличия между ними скорее косметические.
Из заметных отличий можно выделить такое: С 1958 по 1960 выпускались модели со специальным регулятором пружины вращающегося барабана. Регулятор этот располагался на нижней стороне корпуса.
В обзоре как раз такая модель с номером 601377.
Со второй половины 1960-го года этот регулятор убрали. Нижняя панель стала как на фото.
Обеих этих основных модификаций было выпущено относительно много.
Известно, что в 1958 году ФТ-2 съездил на Брюссельскую выставку. Возможно, именно благодаря выставке таки и начался выпуск этой камеры.
Аппарат поставлялся на внешний рынок под названием FT-2.
Линейка ФТ-2 выпускалась до 1965 года, а в 1967 году вышел первый Горизонт.
Если коротко, то так.
Ну, пора уже рассмотреть мой экземпляр подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Панорамный фотоаппарат ФТ-2
ФТ-2 выпускался на КМЗ с 1958 по 1965 год. Всего этой модели было выпущено около 16,6 тыс. штук.
Аппарат рассчитан на узкоформатную пленку типа 135, но формирует кадры форматом 24х110 мм. На стандартную пленку умещается 12 кадров.
Для справки скажу, что формат кадра Горизонтов — 24х58 мм, мы к этому еще вернемся, а пока привожу вот такую сравнительную схему размеров кадра обычного, горизонтовского и трех моделей ФТ.
Объектив несъемный Индустар-50 3,5/50. Диафрагма установлена на f5 и не регулируется
Объектив закреплен в специальном поворотном барабане и при спуске затвора совершает оборот в 120 градусов по горизонтали, сканируя пространство и проецируя картинку на пленку, которая также изогнута дугой.
Фокусировка объектива не требуется. Объектив жестко сфокусирован на гиперфокальное расстояние. Ближняя граница РИП проходит по 10 метрам.
Регулировка выдержек производится изменением скорости вращения барабана.
Затвор отбивает выдержки: 1/100, 1/200 и 1/400.
Видоискатель рамочный.
Синхронизации и автоспуска, естественно не предусмотрено.
Вес моего экземпляра 720 грамм.
Элементы управления:
На фото без привязки к масштабу ФТ-2 кажется крупнее, чем он есть.
Аппарат, при этом. некрупный.
Корпус ФТ-2 металлический, со всех сторон, кроме передней оклеен текстурированным кожзаменителем.
Об эргономике говорить нет смысла, т.к. ее нет от слова «совсем». Просто кирпич.
Впереди на корпусе виден поворотный стакан.
Боковые и задняя части – это все одна съемная крышка, которая фиксируется в надетом положении двумя зацепами. Чтобы крышку снять, нужно зацепы отцепить и захватив крышку за боковые части — тянуть ее назад.
Кассеты для ФТ-2 — нестандартные, хотя отличие невелико. Кассеты для ФТ-2 имеют меньшую высоту за счет отсутствия нижнего фланца на катушке.
Сзади имеется откидной рамочный видоискатель самого простого вида.
Снизу на корпусе имеется штативное гнездо на 3/8 дюйма и крупный регулятор скорости вращения барабана.
Регулятором этим на заводе подбиралась скорость, которая обеспечивает ровно указанные выдержки. Использование регулятора в домашних условиях не предполагалось. В более поздних выпусках от этого элемента отказались.
Все элементы управления ФТ-2 помещены на верхней панели.
Протяжка кадра и взвод затвора на ФТ-2 — это разные операции.
Головка протяжки находится слева, ближе к передней части корпуса, а счетчик кадров — справа.
Согласно инструкции, устанавливать выдержку следует до взвода затвора.
Управляется выдержка крайне необычно — двумя переключателями семафорного типа.
Каждый переключатель может быть направлен назад или вбок (левый влево, правый вправо). Всего возможно 4 комбинации, но задействовано только 3 из них.
Табличка-памятка с комбинациями и соответствующими им выдержками закреплена на корпусе слева, ближе к задней части.
Четвертая комбинация (оба в стороны) — не оговорена. Я где-то видел, что она тоже дает какую-то выдержку, но не смог вспомнить источник и освежить данные. Давайте не будем рисковать.
Взводится затвор рукояткой, помещенной в центре спереди. Для взвода лапку следует перевести в правое положение, в котором она зафиксируется.
При движении лапки будет поворачиваться стакан с объективом, причем сам объектив будет закрыт шторкой.
Далее нужно кадрировать сцену и обязательно выровнять аппарат по уровню. Пузырьковый уровень находится по центру, сзади, между переключателями выдержки.
Все, жмем на спуск. Спуск сравнительно тугой, ход кнопки недлинный. Гнезда под тросик не предусмотрено.
При нажатии на спуск открывается шторка объектива и он поворачивается в барабане, сканируя местность на 120 градусов.
Начинает свое движение барабан без заметного мне сотрясения.
Отношение к камере.
Тут я хотел бы очень коротко сравнить ФТ-2 и его потомка — Горизонт по, буквально, паре параметров — объектив и размер негатива.
Так или иначе, эргономика, функционал, — все на стороне Горизонта что естественно. Он и вышел сильно позже.
За что ценят ФТ-2?
У Горизонта объектив ОФ-28 2,8/28. Объектив хороший, с хорошей разрешающей способностью, в свое время он разрабатывался для спец-служб.
Но ФТ-2 оборудован всем известным Индустар-50. Схема Tessar, отличная резкость, и т.д. и т.п. К Индустар-50 есть претензии, что темноваты они, но в данном случае речь об этом идти не может.
Вот наличие «полноценного» объектива — первое и главное, что привлекает внимание к ФТ-2.
Недостаток ФТ-2 — довольно далекая ближняя граница РИП — 10 метров. Широкоугольный объектив Горизонта, в совокупности с управляемой диафрагмой позволяет приближать ГРИП до 1-2 метра.
Теперь про кадры. Горизонт дает кадр 24х58 мм, а ФТ-2 — 24х110 мм.
С кадра Горизонта можно печатать обычным среднеформатным увеличителем. С кадра ФТ-2 печатать я просто и не знаю чем. Среднеформатные увеличители, да и то, полагаю не все, предлагали максимально 60х90.
Я вот не нашел в источниках, как печатать с ФТ.
ОФ-28 Горизонта, как более широкоугольный — захватывал более широкий угол по вертикали. Именно поэтому, пропорции кадров у ФТ-2 и Горизонта серьезно отличаются, при том, что угол сканирования у обоих одинаковый.
И тут очень важный момент. Даже если мы имеем только увеличитель с кадрирующей рамкой 60х90, и 20 мм кадра ФТ-2 просто вынуждены будем отрезать, мы все равно получим разрешение негатива в 1,5 раза больше, чем то, которое дает Горизонт. Значит сможем печатать снимки большего размера по горизонтали при том же качестве.
Плюс, при печати можно качественнее управлять композицией из-за неизбежной подрезки кадра. Коли резать все равно нужно, можно отрезать именно лишнее.
В общем, ФТ-2 имеет все-таки несколько интересных преимуществ.
На этом у меня все. Удачи
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
В конденсоре для увеличителя 6Х9 см диаметр линзы составляет 116 мм.
При наличии специальной рамки формат ФТ-2 — 24х110 мм вписывается.
Т.е теоретически фотографию можно было напечатать.
Я недавно купил на аукционе экспортный ФТ-2 с номером 67686 без регулятора на нижней панели. На этом аппарате возможно установить 4-ую выдержку – оба рычага в стороны и по ощущению получается выдержка близкая к 1/50. Работает стабильно, но создается ощущение, что поворот стакона или барабана не абсолютно равномерное. С пленкой я не проверял.