Фотоаппарат Аврора-автомат (Aurora Automat) обзор


Аврора — это экспортный вариант дальномерного фотоаппарата Сокол-Автомат.

Линейка Сокол — это интересные, технически сложные и функциональные фотоаппараты. Для фотопрома СССР 60-70-х годов — Соколы были без преувеличения прорывными камерами.

У меня уже есть следующие обзоры:
Сокол-Автомат. Ранний, 1967 год, №001458. В этом обзоре подробно описана история линейки Сокол.
Сокол-2. 1983 год, №8311198. Тут более подробно описана работа автоматики, которая одинакова во всей линейке.

В этом обзоре я не буду повторять исторический блок. Если вам тема интересна, то рекомендую сходить по обеим ссылкам. Материал интересный.

Что касается конкретно Авроры.

Линейка Сокол изначально имела большой экспортный потенциал. Даже так: Экспортный потенциал был больше, чем потенциал для внутреннего рынка.

Аппараты были продвинутые, но достаточно дорогие. 145 рублей в 1966 году по сведениям sovietcams.com, это больше месячной зарплаты советского инженера, как принято говорить.

Зоркий-4 с Юпитер-8 стоил в 60-х 47 рублей, то есть почти втрое дешевле.

При этом, преимущества, которые получал пользователь — они скорее приятные, чем необходимые. Сокол — аппарат в существенной части имиджевый.

Но в СССР не так уж много людей было готово платить за имидж. Спрос на Соколы за рубежом был выше местного.

Аврора (Aurora Automat), как уже говорилось — это экспортное название Сокол-автомат.

Существовал еще один экспортный псевдоним — Revue Auto RS. Кроме этого, название Сокола могли просто наносить латиницей — Sokol. Такие варианты тоже могли идти на экспорт.


Оба фото с sovietcams.com.

Аврора, как и Сокол — также имеет несколько модификаций, ведь экспортные партии создавались на всем протяжении выпуска.

В частности, самые ранние Авроры имели по 6 глазков светоприемника. Фото с sovietcams.com. Прочие отличия менее заметны и мы не будем на них останавливаться.

Сейчас Аврора — это довольно редкий аппарат. С технической точки зрения — он ничем не интереснее, чем любой Сокол, которые встречаются часто. Сложнее найти исправный.

Но вот для коллекции конкретно Аврору найти непросто.

В обзоре аппарат 1969 года в хорошем состоянии с тремя глазками. По классификации sovietcams.com это PK5765. Номер камеры 6903158.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. Вы также можете оформить подписку на платформе Boosty и оказывать необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Присоединяйтесь!


Фотоаппарат Aurora Automat

Аврора выпускалась на ЛОМО с 1966 по 1978 год в рамках экспортных партий аппаратов Сокол-Автомат. Нумерация была сплошная, сколько выпустили именно Аврор — неизвестно.

Модель Сокол-2 вариантов с названием Аврора — не имела.

Аппарат дальномерный.

Имеет так называемый пяти-программный автомат управления экспозицией с приоритетом выдержки.

Затвор центральный, междулинзовый. Отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и В.

Как работает автоматика Авроры и как экспозиция отражается в видоискателе, рекомендую почитать в обзоре Сокол-2. По сравнению с данной моделью разницы нет никакой, повторяться не будем.

Объектив — несъемный Industar-70 2,8/50. Объектив выполнен по схеме Тессар (Carl Zeiss) — четыре линзы в трех группах.

Есть информация, что линзы объектива выполнены из лантанового стекла.

Предел диафрагмирования — f16.

Аппарат оборудован «холодной» скобой для вспышек. Синхронизация проводная, под два типа вспышек — магниевые и электронные.

Автоспуск — отсутствует.

Вес моего экземпляра 795 грамм.

Элементы управления:

Aurora Automat — аппарат крупный и увесистый. Дизайн корпуса проработан в деталях и не лишен стиля. Лежит в руках аппарат удобно.

Спереди всю верхнюю часть корпуса занимает декоративная рамка (неодинаковая по высоте), которая охватывает переднее окошко видоискателя, светоприемник для формирования светящихся рамок, окошко дальномера, область в которой нанесено название.

База дальномера довольно широкая — 67 мм.


Справа от объектива — необычной формы крупная узкая клавиша спуска с длинным вертикальным ходом.


Спуск у аппарата мягкий, но для меня подобная реализация спуска традиционно неудобна. Клавиша помещена слишком низко и имеет слишком длинный ход.

Вокруг линзы объектива идет кольцо селектора светочувствительности пленки. Окошко с выбранным значением — в нижней части переднего торца объектива. У нас экспортный вариант — шкала в единицах ASA.

Над линзой — главная отличительная особенность серии Сокол — глазки светоприемников системы экспозамера. В данном случае их 3 штуки. Более ранние версии имели по 6 глазков.

Интересно то, что при любом количестве глазков, фоторезистор в любом случае был только за одним из них. Остальные — декорация.

Сзади находятся:
— крупный прямоугольный окуляр видоискателя в черной рамке;
— металлическая лапка курка взвода затвора и протяжки кадра;
— круглая сдвижная клавиша системы контроля годности батарейки.

Видоискатель у Авроры хороший, — большой и светлый. В поле зрения светящиеся кадрирующие рамки.

Компенсация параллакса — автоматическая. Это значит, что при фокусировке рамки в видоискателе перемещаются так, что их смещение компенсирует параллакс для каждой конкретной дистанции.

Пятно видоискателя имеет прямоугольную форму и четко выделено, хоть и не велико по площади. Фокусироваться комфортно.

Главная изюмина видоискателя Авроры, — это, конечно, отображение экспопары.

Как все это работает и выглядит — подробно описано в обзоре Сокол-2.

Снизу аппарата слева-направо расположены:
— выступающее вниз штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма;
— небольшое окошко счетчика кадров в виде короткой дуги;
— кнопка отключения затвора для обратной перемотки пленки;

Крупная цилиндрическая деталь еще правее — не более чем дополнительная опорная точка.

Замок задней крышки находится на левом торце в самом низу. Чтобы замок открыть, нужно потянуть скобу вниз. Крышка аппарата откидывается на петлях вбок.


На этом же торце сверху — рулетка обратной перемотки.


На верхней панели аппарата видны:
— «холодная» скоба для вспышек;
— круглое гнездо для спусковых тросиков;
— круглая винтовая крышка батарейного отсека с памяткой типа пленки.

Аппарат работает на одной батарейке РЦ-53. Теме подбора современной замены советским батарейкам у меня посвящена отдельная статья.

Управление выдержкой и диафрагмой осуществляется с помощью колец – селекторов, опоясывающих объектив.

МЕНЯТЬ ВЫДЕРЖКУ ИЛИ ДИАФРАГМУ МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ВЗВЕДЕННОМ ЗАТВОРЕ.

Правило строгое, при несоблюдении затвор выходит из строя!


Если аппарат используется в автоматическом режиме, кольцо диафрагм должно находиться в положении А.

Кольцом выдержек выставляем рекомендуемую аппарату выдержку, наводимся на сцену, полу-нажимаем на спуск, контролируем экспопару.

Если все устраивает — жмем спуск до конца.

Можно выставить диафрагму произвольную. Делать это нужно только при взведенном затворе, повторюсь.

Переключаются диафрагмы с помощью поводка снизу на кольце, а чтобы вывести кольцо из положения А, нужно еще дополнительного сдвинуть в сторону корпуса небольшой рычажок на объективе. Он недалеко от кнопки спуска. Это такой блокиратор от случайных переключений.

Оба кольца переключаются с четкими фиксациями и щелчками.

За фокусировку отвечает самое дальнее от корпуса аппарата кольцо на объективе. Кольцо снабжено довольно широкой накаткой.

Шкала дистанций продублирована значениями в футах.

Конструкторы не забыли и о шкале ГРИП.

Гнезда проводной синхронизации находятся на цилиндрической части основания объектива справа внизу.

Отношение к камере

Аврора ничем не отличается от Сокола и потому как у фотолюбителя каких-то персональных к себе чувств она у меня не вызывает.

Однако, для коллекции это ценное приобретение. Совершенно случайно увидел объявление.

На этом у меня все— удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:

Инструкция:
К Авроре инструкции у меня нет. Но если нужно, посмотрите инструкцию к Сокол-Автомат. Разницы нет.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.