Что означает надпись Grand Prix Brussels 1958 (GPB) на объективе?

На некоторых советских объективах частенько можно увидеть надпись «Grand Prix Brussels 1958». Особенно регулярно эти слова встречается на Мир-1 2,8/37.

Использование советской оптики на цифровых камерах — достаточно популярное явление в среде энтузиастов, и, возможно, кто-то из моих читателей задавался вопросом, что эта надпись означает. Обладает ли объектив с надписью какими-то дополнительными полезными свойствами. Да и просто, причем тут все-таки Брюссель и 1958-й год?

Ответам на эти вопросы, а также небольшой исторической справке, посвящена данная статья. Информация по теме не является редкой, но я, как всегда, постараюсь выделить наиболее важные с фотографической и с коллекционерской т.з. моменты.

Итак.

Всемирная выставка Expo 58

В 1958-м году в столице Бельгии — городе Брюссель состоялась Всемирная выставка Expo 58. Это мероприятие стало первой крупной всемирной выставкой после Второй Мировой Войны.

До WW2 подобные выставки редкостью не были. Expo 58 — была одиннадцатой только бельгийской мировой выставкой. Подобные выставки принимали и иные державы. Однако, первая послевоенная выставка — это, конечно, событие неординарное.

СССР участвовал в международных выставках и ранее, павильон на Expo всегда считался брендом страны, а его оформление — вопросом государственной важности. Но, повторюсь, показать успехи Советского Союза на первой послевоенной выставке было особенно важно.

Советская экспозиция имела огромный успех.

Число посетителей превысило 30 млн. человек. Бельгийская пресса называла наш павильон «павильоном №1». Сам павильон сверкал стеклянными стенами и выглядел внушительно. В конструкции была инновация, скрытая для широкого зрителя, но явная для архитекторов и строителей. Суть ее заключалась в том, что «здание не имело фундамента и буквально висело на 16-ти мачтах-опорах».

Здесь и далее фото выставки с nickmix01.livejournal.com.

Павильон был просто до краев заполнен достижениями СССР в науке и технике. В оригиналах и макетах выставлялись космические аппараты, самолеты, автомобили, приборы, станки. Экспозиция была очень широкой, разнообразной и эффектной.

Нужно понимать, что СССР особо-то открытой державой не был. То, что происходило у нас внутри страны — для большинства иностранцев было просто неизвестно.

Но то, что Советское государство очень сильно пострадало в ходе Второй Мировой — было очевидно всем. Поэтому, научный и технический потенциал, продемонстрированный на Expo 58 — стал для многих неожиданностью и совершенно заслуженно вызывал восхищение посетителей.

Я не буду подробно останавливаться на всей экспозиции, т.к. это выходит за рамки темы статьи. Информация доступна, погуглить несложно, если интересно.

Советский фотопром на Expo 58 также был представлен. Защищать честь страны в этой отрасли выпало Красногорскому механическому заводу (КМЗ).

Красногорцы привезли на выставку и специальную технику и много гражданских новинок. Не только Мир-1 :о)

Во-первых, на Expo 58 демонстрировались фотоаппараты.

Серийные уже на тот момент — Старт, панорамный ФТ-2, Москва-5. И перспективные — дальномерный фотоаппарат Комета с набором объективов, стереофотоаппарат Астра, среднеформатный фотоаппарат Искра, и в качестве проекта — дальномерный фотоаппарат Кадр.

Фото перспективных аппаратов, показанных на Expo 58 с zenitcamera.com.

Комета

Астра

Кадр

Все три перечисленные выше аппарата в серию не пошли. Из перспективных камер массовый выпуск был только у Искры. У меня есть обзор модели Искра-2. Интересная камера, рекомендую поинтересоваться.

Во-вторых, на выставке в Брюсселе было МНОГО красногорской оптики.

Вот перечень, с zenitcamera.com: Гелиос-40, Гелиос-44, Индустар-26, Индустар-37 4,5/300 (размер кадра: 180×240 мм), Индустар-50, Индустар-51 4,5/210 (размер кадра: 130×180 мм), Меркурий-1 2/50 (штатный для фотокамеры Комета), Орион-15, ТК-115 (Телемар) 5,6/115, Юпитер-3, Юпитер-6, Юпитер-8, Юпитер-9, Юпитер-11, Юпитер-12, ЮК-80 (Юпитер) 2,5/80.

Перечисленная выше оптика, судя по всему, наград не удостоилась (как и фотоаппараты, не нашел я таких сведений), а вот следующие 6 моделей объективов были удостоены высшей награды Гран-при (Grand Prix):

В общем, Мир-1 — не единственный обладатель Гран-при Expo 58.

Да и среди прочих отраслей советской промышленности — также было МНОГО разнообразных наград — Гран-при, золотые и серебряные медали, дипломы, грамоты.

Про выставку — все.

В память о событии на объективах из пятерки отличившихся стали наносить надпись «Удостоен высшей награды Grand Prix Брюссель 1958» или покороче «Grand Prix Brussels 1958», «Grand Prix Брюссель 1958»..

Такие надписи не наносились только на МР-2 Руссар. Ни разу не встречал примеров и об этом прямо говорится на историческом сайте КМЗ.

Думаю, просто потому, что объектив очень маленький. Возможно, награда упоминалась в паспорте объектива. Увы, сейчас документы к МР-2 Руссар еще более редки, чем он сам.

Важно знать, что на выставке участвовали объективы производства КМЗ, но впоследствии многие модели были переданы на иные предприятия. Памятные надписи, при этом, продолжали наносить. Причем довольно долго уже после выставки.

Еще нужно понимать, что на выставку, вероятнее всего, готовились какие-то штучные специальные экземпляры.

В итоге, оптика, которую можно найти сейчас и та, которая завоевывала Гран-при — это все-таки немного разные вещи.

Я, кстати, не смог найти снимков ни фотографической части советской экспозиции, ни конкретно объективов — именно тех, которые были удостоены Гран-при. На этом фото , хотя и перечислены типы объективов с выставки, но с т.з. модельного ряда есть, конечно, большие исторические неточности.

Коротко по ним пройдемся.

Таир-11 2,8/133

Выпускался этот объектив только на КМЗ. На моем экземпляре с номером 028046 (год выпуска не знаю, если честно) памятной надписи нет. Но несложно найти фото экземпляров с аналогичным конструктивом и с надписью. Вот, например. Фото из Сети.

Такой корпус является поздним. До него существовали более ранние варианты.

В 1958 году Таир-11 выпускался еще в качестве опытного и на выставку поехал объектив в другом корпусе, конечно. На сайте zenitcamera.com есть фото вот такого варианта. Возможно, на Expo 58 был именно такой.

Таир-3 4,5/300

У меня есть экземпляр с надписью, но это модель Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ) 1966 года выпуска с номером 661351.

Таир-3, как часто бывало, выпускался на нескольких предприятиях.

На сайте zenitcamera.com есть фото опытного экземпляра Таир-3. На сколько позволяет качество снимка, я не нашел отличий в форме корпуса. Поэтому, с высокой вероятностью можно предполагать, что на Expo 58 ездил объектив в таком же корпусе, но производства КМЗ, конечно.

Визуально, по крайней мере, — все должно быть похоже.

Вот, кстати, что интересно. Большая часть объективов под резьбу М39 была ведь в белых алюминиевых корпусах.

Черными корпуса объективов стали позже. Есть мнение, что покрывать объективы черной краской стали для того, чтобы отраженный свет неба не слепил встроенный селеновый экспонометр. Но появился такой экспонометр впервые на Зенит-Е в 1965 году.

На момент проведения Expo 58 встроенный экспонометр был на Комете, но не думаю, что это можно принимать в расчет. С резьбой М39 объективам слепить было еще нечего. Но Таир-3 ( и серия МТО) — большие объективы,— судя по всему, сразу были черными. Я немного наводил справки — никто из опрошенных никогда не слышал о белых Таир-3 и МТО.

Вот интересно, почему было такое цветовое решение? Объективы это крупные, возможно причина в этом. Но Юпитер-6 2,8/180 — тоже очень крупный объектив, и он с резьбой М39 был именно белый. Непонятно, в общем.

Руссар МР-2 5,6/20

Объектив выпускался аккурат с 1958 года. Выпускался только на КМЗ. Объектив редкий и информации о нем немного. Мой экз имеет номер 02159. Год выпуская я не знаю. Корпус моего варианта расширяется к передней части. Такая же форма корпуса на всех фото, что я видел в Сети.

Но все на том же zenitcamera.com есть изображение объектива в ином корпусе с очень малым номером и его корпус сужается к передней части.

Возможно, именно в таком варианте объектив был в Брюсселе.

МТО-500 и МТО-1000

Мой МТО-1000 — на фото в совершенно неправильном позднем корпусе. Тут все ясно.

МТО-500 у меня без надписи 1969 года, производства Лыткаринского завода оптического стекла (ЛЗОС).


На сколько могу судить, МТО-500 с надписями и производства КМЗ сейчас встречаются. Они в целом похожи, но имеют иную форму кольца фокусировки.

Но историческим сайте КМЗ есть изображение объектива из каталога 1962 года. Возможно, корпус объектива на фото аналогичен тому, который ездил на выставку и похож на те, что встречается сейчас в продаже.

Мир-1 2,8/37

На Мир-1 тем Брюсселя эксплуатировалась, пожалуй, больше других объективов.

У меня два Мира с надписями.

Первый — 1966 года от Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ). Очень распространенная версия объектива. На ЗОМЗ производство Мир-1 было передано с КМЗ в 60-е годы.

На этом фото из Сети Мир-1 ЗОМЗ 1972 года тоже с надписью. Во-первых, в 1972-м году продолжать эксплуатировать награду 1958-го года уже странновато. Таки 14 лет прошло, а прогресс на месте не стоит. Во-вторых, в 72-м объектив уже с резьбой М42, значит он не только сменил завод, но и был уже пересчитан под иной рабочий отрезок. Строго говоря, это уже другой объектив то.

На Вологодских Мир-1 я надписей об Expo 58, вроде бы, не встречал.

Второй мой Мир-1 как раз производства КМЗ и имеет надпись иного стиля. Года выпуска я не знаю. В Сети я видел паспорт Мир-1 КМЗ 1960-го года с существенно меньшим номером. Полагаю, мой экземпляр 1962-63 года, возможно, из партий, близких к последним на КМЗ.

Предположу все-таки, что этот экземпляр Мир-1 походит на тот вариант, который ездил на выставку. Фора корпуса этого объектива, вроде не менялась, производитель — КМЗ, разбег по годам есть, но умеренный.


Любопытен вот какой факт: Мир-1 выпускался на КМЗ, если не ошибаюсь с 1956 года. Сейчас можно встретить экземпляры, выпущенные до выставки! Никакой надписи на них, естественно нет, но зато, скорее всего, именно они аутентичны выставочным.

Так мы закончили разбор фотографии моей кучки объективов. Перейдем к основной теме статьи — стоит ли искать и покупать объективы с памятной надписью?

Рассмотрим вопрос с двух сторон.

Сторона первая. Вы — коллекционер.

В этом случае, идея собрать линейку всех моделей объективов с надписями о Expo 58— это несложный и не очень дорогой, вполне реализуемый и логически законченный вариант.

Есть два пути. Путь попроще — собрать просто объективы с надписями, посложнее — объективы обязательно от КМЗ и годов поближе к 1958.

Если вам идея нравится — полный вперед. Не цепляет — и не парьтесь. Я, например, к надписям равнодушен. Все надписи на моих объективах — случайные совпадения.

Сторона вторая. Вы — энтузиаст использования старой оптики.

В этом случае, не советую тратить силы на поиски объективов с надписями. «Grand Prix Brussels 1958», это — советский маркетинг и не более того.

Во-первых, так маркировались объективы годов сильно позже выставки и иных предприятий. Даже если на КМЗ добились для выставочной партии какого-то особо строгого качества, то на образцы, созданные на годы позже на иных заводах это — не распространяется.

Во-вторых, все зеркальные объективы с Гран-при — они с резьбой М39. Это значит, что у них нестандартный рабочий отрезок 45,2 мм. А это значит, что штатными средствами вы не получите бесконечность. При использовании же разного рода переделок, вы уверены, что гипотетические супер-качество юстировки все еще сохранится?

В-третьих, забавно, но в 1959 году эти же объективы (про Руссар не скажу точно — не нашел упоминания его) были награждены Дипломом ВДНХ СССР, но только II-й степени. Не Гран-при….

Кстати, что именно позволило получить объективам Гран-при на Expo 58, — тоже ведь неизвестно. Я почему-то сомневаюсь, что оптику раздавали не тестирование независимым экспертам. Скорее, тут солидная доля все-таки субъективизма, политики и маркетинга, не имеющих ничего общего с реальными ТТХ объективов. Т.е. и у выставочных призеров никаких волшебных свойств не было.

В общем, я не думаю, что можно будет увидеть какую-то разницу в качестве картинки между даже тем самым выставочным объективом и вполне доступным его потомком середины-конца 60-х годов.

Вот как-то так. Если у вас есть свое мнение или дополнительная информация — делитесь, пожалуйста.

Не болейте и удачи!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.